Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диагностические критерии специфических расстройств личностиСтр 1 из 3Следующая ⇒
Диагностические критерии специфических расстройств личности (по МКБ – 10) А. Внутренние переживания и поведение индивидуума в целом существенно и постоянно отличаются от культурно принятого диапазона (нормы). Такое отклонение должно проявляться более чем в одной из следующих сфер: 1. Когнитивная сфера (т.е. характер восприятия и интерпретации предметов, людей и событий); 2. Эмоциональность (диапазон, интенсивность и адекватность эмоциональных реакций); 3. Контролирование влечений и удовлетворение потребностей; 4. Отношения с другими и манера решения интерперсональных ситуаций. Б. Недостаточная адаптивность или другие дисфункциональные особенности, обнаруживающиеся в широком диапазоне личностных и социальных ситуаций (т.е. не ограничиваются одним «пусковым механизмом» или ситуацией). В. В связи с поведением, отмеченным в пункте Б, отмечается личностный дистресс или неблагоприятное воздействие на социальное окружение. Г. Отклонение является стабильным и длительным, начинаясь в старшем детском или подростковом возрасте. Д. Отклонение не может быть объяснено как проявление или последствие других психических расстройств зрелого возраста. Е. В качестве возможной причины отклонения должны быть исключены органические заболевания мозга, травмы или дисфункция мозга. Распространенность: По данным Г.Каплан и Б.Седок (1998) распространенность расстройств личности в населении варьирует от 6% до 9%. Психопатии чаще наблюдаются среди городского населения и в группах с низким социально-экономическим статусом. Соотношение мужчин и женщин 2:1. У последних чаще наблюдаются истерический и зависимый типы психопатии, а у мужчин – диссоциальный и обсессивно-компульсивный. Этиология и патогенез психопатий: По мнению Г.Е.Сухаревой (1959) для развития психопатии необходимо сочетание факторов, вызывающих врожденную или рано приобретенную недостаточность нервной системы, неблагополучие социальной среды и отсутствие корригирующих влияний при воспитании ребенка. Врожденная или рано приобретенная биологическая недостаточность нервной системы определяет лишь основные, структурные особенности данной дисгармонической личности, только тенденции к определенному типу реагирования, тогда как актуализация этих тенденций зависит от социальной среды и воспитания. Даже при конституциональных «ядерных» психопатиях никогда нельзя доказать, что патологическая наследственность – единственный фактор, обуславливающий психопатию.
Факторы, вызывающие биологическую неполноценность нервной системы: 1. Патологическая наследственность (отягощенность психопатиями, психическими заболеваниями). 2. Инфекции общие и мозговые, действующие внутриутробно или в раннем детском возрасте. 3. Черепно-мозговые травмы (внутриутробная, родовая и полученная в первые годы жизни). 4. Токсические факторы (действие на плод алкоголя и других ПАВ, медикаментов, неблагоприятных экологических и производственных факторов). 5. Патология беременности и родов (иммунологическая несовместимость матери и плода, гестозы и др). 6. Соматические заболевания матери в период беременности, сопровождающиеся гипоксией плода и нарушением обмена веществ. 7. Нарушения питания во внутриутробный период и в раннем детском возрасте (дефицит белков, микроэлементов, витаминов). В разных исследованиях А.Е. Личко, В.Я. Гиндикина, О.В Кербикова было показано, что различные варианты неправильного воспитания способствуют формированию разных типов психопатий (таблица 1).
Таблица 1 СООТНОШЕНИЕ ТИПОВ ВОСПИТАНИЯ И ТИПОВ ЛИЧНОСТИ (по В.Д.Меделевичу,1999)
Условные обозначения: Истерический (И), шизоидный (Ш),эпилептоидно-возбудимый (ЭВ), психастенический (ПС), астенический (А), паранойяльный (П), мозаичный (М) типы личностей. (+ -) – степень влияния особенностей воспитания на формирование соответствующих типов личности.
В зависимости от того, какой этиологический фактор является ведущим при формировании, психопатии делят на: 1. Конституциональные («ядерные») психопатии. Решающую роль в происхождении играет неблагоприятная наследственность. Конституциональные психопатии выявляются даже при самых благоприятных условиях воспитания. Однако степень их тяжести в значительной мере определяется влиянием среды.
2. «Краевые», приобретенные психопатии, «патохарактерологическое формирование». Здесь важнейшими являются неправильное воспитание, дурное влияние окружающей среды. 3. Органические психопатии. Аномалии личности обусловлены в первую очередь действием перинатальных, натальных и ранних (до 3 лет жизни) постнатальных вредностей на формирующийся мозг. Патогенез психопатии изучен мало. Предполагается, что в основе психопатий лежит патологически сформированный тип высшей нервной деятельности. Г.Е.Сухарева (1959) рассматривала психопатию как дизонтогенез нервной системы и сформулировала предположение о трех основных типах дизонтогенеза, лежащих в основе психопатий: задерженном, искаженном (диспропорциональном) и поврежденном развитии. Первый тип дизонтогенеза является источником «дисгармонического психического инфантализма», который лежит в основе неустойчивой и истероидной психопатий. При искаженном развитии отставание в развитии одних структур личности сочетается с ускоренным и чрезмерным развитием других, что составляет патогенетическую основу таких типов психопатий как гипертимный, психастенический, шизоидный (аутичные), эпилептоидный, паранойяльный. Третий тип аномалии развития характеризуется более грубым органическим дефектом в связи с повреждением головного мозга в течение внутриутробного и раннего постнатального периода. Клиническая картина психопатии этой группы складывается из вида синдромов, характерных для первых двух групп и синдромом органического поражения головного мозга, эндокринными нарушениями, аномалиями строения черепа. По данным ряда авторов нарушения деятельности мозга при расстройствах личности связаны с дефектами катехоламиновой нейромедиации на уровне синапса и его структурных элементов (Коган Б.М., 1995, Дмитриева Т.Б, 1997). Классификация психопатий (расстройств личности) Традиционно выделяемые в отечественной психиатрии клинические типы психопатий в значительной мере сопоставимы с вариантами расстройств личности в МКБ-10 (см.табл. 2). При описании отдельных типов используются положения обеих классификаций. Таблица 2 Типы личностных расстройств (психопатий), выделяемых в Отечественной психиатрии в сопоставлении с МБК-10
Пограничный тип. Прямых аналогов в отечественной систематике психопатий не имеет, хотя по некоторым параметрам сопоставим с неустойчивым и истерическим типами. Начальные патохарактерологические проявления (эмоциональная лабильность, внушаемость, быстрая смена увлечений, нестабильность отношений со сверстниками) обнаруживаются уже в подростковом периоде. Эти дети игнорируют школьные порядки и родительские запреты. Несмотря на хорошие интеллектуальные возможности, они слабо учатся, т.к. не готовятся к занятиям, прогуливают их. К отличительным свойствам пограничных личностей нестабильное представление о себе, непостоянство жизненных установок, целей, планов, что ведет к частой смене мест учебы и работы. Они повышенно внушаемы, неспособны противостоять мнению окружающих, податливы отрицательным влияниям микросреды (предаются пьянству, употребляют наркотики, легко приобретают криминальный опыт). Психопаты пограничного типа быстро впадают в зависимость от других, подчас малознакомых людей, возникает сверхценная привязанность к ним, что служит источником конфликтов и страданий, связанных со страхом разрыва отношений, грядущего одиночества и сопровождается суицидальными действиями шантажного характера или на фоне депрессивных реакций. Межличностные отношения могут быть нестабильными: идеализация и патологическая привязанность легко сменяются ненавистью и внезапным разрывом. Любят азартные игры, тратят безответственно деньги, невоздержанны в еде, неразборчивы в сексуальных отношениях. В рамках динамики пограничного межличностного расстройства отмечаются аутохтонные фазы повышенной активности с ощущением интеллектуального оптимального функционирования, сменяющиеся дистимиями с тревогой, чувством опустошенности и вины. Могут наблюдаться дисфории с неадекватными вспышками гнева, крайнего сарказма. Лиц с пограничными расстройствами личности много среди наркоманов, зависимых от алкоголя. С возрастом психопатия «выгорает», снижается риск суицида. Психастеническая психопатия Эта, традиционно выделяемая в отечественной психиатрии, форма расстройств личности в МКБ-10 представлена ананкастным (обсессивно-компульсивным) и тревожным (уклоняющимся) расстройством личности.
Ананкастное расстройство личности. Этих людей отличает чрезмерная любовь к порядку, педантизм, стремление неукоснительно выполнять правила и инструкции, упрямство, ригидность. Неуверенность у них сочетается с чрезвычайной осторожностью. По наблюдениям Г.Е.Сухаревой (1959) у детей психастенические черты характера уже заметны в младшем школьном возрасте. Дети обостренно впечатлительны, ранимы, склонны к тревожным опасениям – боятся опоздать на занятия, отвечать у доски, получить замечание. На этом фоне появляется вера в хорошие и плохие приметы, наклонность к защитным ритуалам. В пубертатном возрасте черты застенчивости, сенситивности сглаживаются, на первый план все более отчетливо выступает ригидность, пунктуальная аккуратность, добросовестность, стремление к безукоризненному выполнению школьных заданий, в связи с чем, не остается времени для отдыха, да и в ситуации отдыха они чувствуют себя дискомфортно. П.Б.Ганнушкин (1964) характеризовал таких людей следующим образом:«Он обыкновенно большой педант, формалист и требует от других того же самого; всякий пустяк, всякое отступление от формы, от раз навсегда принятого порядка тревожит его, и он не только беспокоится, но и сердится, особенно если дело идет о подчиненных ему лицах».Настойчиво требуя следовать приятым стандартам, они заставляют страдать окружающих. В своих суждениях, особенно по вопросам этики и морали, они категоричны и консервативны. В инволюционном периоде нарастают тревожность, избегание непривычных, непредвиденных ситуаций, экономность переходит в патологическую скупость. Преходящие сосудистые расстройства могут привести к стойким кардио-инсультофобиям. Динамика психопатий Психопатические личности отличаются значительной чувствительностью к различным внешним воздействиям и биологическим изменениям, происходящим в течение жизни. Эти факторы меняют клиническую картину психопатий, вызывая обострения психопатических проявлений, временные реакции, более продолжительные фазы. Такие сдвиги в состоянии психопатических личностей обозначаются как динамика психопатий. Варианты динамических сдвигов указаны в таблице 3 Таблица 3 Диагностические критерии специфических расстройств личности (по МКБ – 10) А. Внутренние переживания и поведение индивидуума в целом существенно и постоянно отличаются от культурно принятого диапазона (нормы). Такое отклонение должно проявляться более чем в одной из следующих сфер: 1. Когнитивная сфера (т.е. характер восприятия и интерпретации предметов, людей и событий); 2. Эмоциональность (диапазон, интенсивность и адекватность эмоциональных реакций); 3. Контролирование влечений и удовлетворение потребностей; 4. Отношения с другими и манера решения интерперсональных ситуаций. Б. Недостаточная адаптивность или другие дисфункциональные особенности, обнаруживающиеся в широком диапазоне личностных и социальных ситуаций (т.е. не ограничиваются одним «пусковым механизмом» или ситуацией).
В. В связи с поведением, отмеченным в пункте Б, отмечается личностный дистресс или неблагоприятное воздействие на социальное окружение. Г. Отклонение является стабильным и длительным, начинаясь в старшем детском или подростковом возрасте. Д. Отклонение не может быть объяснено как проявление или последствие других психических расстройств зрелого возраста. Е. В качестве возможной причины отклонения должны быть исключены органические заболевания мозга, травмы или дисфункция мозга. Распространенность: По данным Г.Каплан и Б.Седок (1998) распространенность расстройств личности в населении варьирует от 6% до 9%. Психопатии чаще наблюдаются среди городского населения и в группах с низким социально-экономическим статусом. Соотношение мужчин и женщин 2:1. У последних чаще наблюдаются истерический и зависимый типы психопатии, а у мужчин – диссоциальный и обсессивно-компульсивный. Этиология и патогенез психопатий: По мнению Г.Е.Сухаревой (1959) для развития психопатии необходимо сочетание факторов, вызывающих врожденную или рано приобретенную недостаточность нервной системы, неблагополучие социальной среды и отсутствие корригирующих влияний при воспитании ребенка. Врожденная или рано приобретенная биологическая недостаточность нервной системы определяет лишь основные, структурные особенности данной дисгармонической личности, только тенденции к определенному типу реагирования, тогда как актуализация этих тенденций зависит от социальной среды и воспитания. Даже при конституциональных «ядерных» психопатиях никогда нельзя доказать, что патологическая наследственность – единственный фактор, обуславливающий психопатию. Факторы, вызывающие биологическую неполноценность нервной системы: 1. Патологическая наследственность (отягощенность психопатиями, психическими заболеваниями). 2. Инфекции общие и мозговые, действующие внутриутробно или в раннем детском возрасте. 3. Черепно-мозговые травмы (внутриутробная, родовая и полученная в первые годы жизни). 4. Токсические факторы (действие на плод алкоголя и других ПАВ, медикаментов, неблагоприятных экологических и производственных факторов). 5. Патология беременности и родов (иммунологическая несовместимость матери и плода, гестозы и др). 6. Соматические заболевания матери в период беременности, сопровождающиеся гипоксией плода и нарушением обмена веществ. 7. Нарушения питания во внутриутробный период и в раннем детском возрасте (дефицит белков, микроэлементов, витаминов). В разных исследованиях А.Е. Личко, В.Я. Гиндикина, О.В Кербикова было показано, что различные варианты неправильного воспитания способствуют формированию разных типов психопатий (таблица 1).
Таблица 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.036 с.) |