Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 2. Расстройства эмоцийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
К ИСХОДНОМУ УРОВНЮ «Ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя» Ушинский К.Д. Эмоции – это обязательный компонент любого психического акта и представлены они во всех формах человеческой психики: реакциях, состояниях, отношениях, свойствах. Эмоции (опр.) – такая компонента психики, которая предназначена «отражать объективный мир» непроизвольно (автоматически, невольно) и пристрастно (субъективно, искаженно) в зависимости от личностной значимости раздражителя; значимость же раздражителя определяется его свойством удовлетворять или блокировать высшие и/или низшие потребности. ВЗАИМНОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ РАДИКАЛОВ
ВВОДНЫЕ ДЕМОНСТРАЦИИ 1. Фотографии больных с эмоциональными расстройствами. 2. Тоска на миг «проскакивает» на фоне, казалось бы, неплохого настроения, и тогда жить не хочется, хоть удавись… Не тоска даже, а чувство тяжелое, но живое, сочное и подвижное, имеющее свои фазы и переходы, охватывает точно спрут или пиявка, неодолимо присасывающаяся к сердцу (По Лескову Н.С. «Блуждающие огоньки»). 3. Из жалоб депрессивного больного: «Почему-то вспоминается самое плохое… Люди обо мне думают, что я тунеядец, скрываюсь по больницам… Закрыл бы глаза и ушел в лес… Умереть хочу…». «Тяжело на душе делается: я здесь, а там жена без меня. Тяжело ей и я во всем виноват – ничего дома не сделал…». «Хочешь быть хорошим, напрягаешься, но все это бесполезно…». 4. Больной с впервые диагностированной бессудорожной эпилепсией тягуче рассказывает, что на него иногда «накатывают» такие состояния, что: «Если бы земной шар был как орех, то я раздавил бы его между зубами вместе с людями…». Однако на сегодняшний день неприятностей из-за этих «накатов» не было: пациенту удавалось отчасти сдерживаться, а близкие, зная это, к нему в таких состояниях «не лезли». 5. В кабинете врача при подчеркнуто спокойной с ней беседе больная в маниакальном состоянии гневливого типа хорошо описывает признаки своей болезни: «Бессонница, возбуждение…, очень много, ненормально ем…, говорю много и громко, у мужа аж в ушах звенит… Говорю логично, но с ненужными деталями, не могу долго концентрировать мысль на одном предмете, ужасно отвлекаюсь, не могу читать… Нет у меня сдерживающих центров…. Половое возбуждение приступообразное… Меня нельзя задевать, но я легко извиняюсь за свои ошибки… Я больна, но на грани выздоровления». Это, однако, не мешает больной в отделении быть своенравной, напористой, капризной, конфликтной и не признавать себя ни в чем неправой. 6. «Как хорошо было. Все мог, все успевал, все получалось. Смотрел за ребенком, крутил пластинки, танцевал, пел, жарил картошку, стирал пеленки и пек блины» (из самоописания болезни).
СОДЕРЖАНИЕ Депрессии скрытые (маскированные вторичной неаффективной симптоматикой): навязчивые, ипохондрические, дереализационные, деперсонализационные, соматизированные; их общий признак – относительно слабая выраженность собственно депрессивного аффекта. Симпатотоническая триада Протопопова при депрессиях и другие вегетативные компоненты эмоциональных синдромов. Возможные вторичные изменения практически всех разделов психического статуса (других психических функций) под влиянием депрессивных состояний и структурирование отсюда абстрактного (полного, эталонного) депрессивного синдрома как пример структурирования других синдромов. - Дисфорические синдромы: типичные, тоскливые, тревожные и др. - Страхи (фобии): самостоятельные или в структуре бредовых (бред преследования) и навязчивых синдромов. Значение синдромов эмоциональных расстройств для нозологической диагностики, прогноза, уровня жизни и реабилитации. ЗАДАНИЯ ДЛЯ УСВОЕНИЯ ТЕМЫ Вопросы для усвоения и закрепления знаний 1. Какими параметрами из перечисленных характеризуются (описываются) эмоциональные синдромы: 1) эмоциональным радикалом (или их сочетанием) и степенью его (их) выраженности 2) принадлежностью к одной из основных форм эмоций 3) вторичной «неаффективной» (соматической и психопатологической) симптоматикой 4) уровнем интеллекта 5) психологической понятностью (ясностью, адекватностью, синтонностью) проявлений или наоборот – неясностью, непонятностью, неадекватностью, холодностью 6) вегетативными отклонениями 2. Можно ли признак «неадекватность» применить и к эмоциональным реакциям и к эмоциональным отношениям (Да - нет). 3. Как влияют на формирование и интенсивность влечений, аффективные радикалы: депрессивный, маниакальный, дисфорический, апатический? 4. Какие из названных радикалов друг от друга далеки, какие – близки? 5. На возможность органической ослабленности мозга более надежно указывает: а) мания, б) эйфория. Задачи На опознание синдромов и симптомов. В задачах 1-2 отдельные симптомы обозначены цифрами (1,2 и т.д.) 1. Больной благодушен, часто улыбается, говорит, что никогда ранее у него не было такого превосходного настроения. Испытывает большой прилив сил, желание петь (1). Испытывает жажду деятельности: то читает, то пытается писать, хвастается, во все вмешивается (2), однако ни одного дела до конца не доводит (3). И так с утра до вечера. Спит по 4-5 часов, но сон глубокий. Похудел. Охрип. Аппетит усилен. 2. В течение нескольких месяцев больная находилась в психиатрической больнице. Часто заявляет, что она здорова (1), но домой не просится, стационированием не тяготится (2). Радости от посещения родственниками не испытывает, не интересуется семьей, с больными в отделении не общается (3). 3. Настроение пациента преимущественно подавленное, с частыми приступами душевного дискомфорта, злобы и гнева, что зачастую проявляется обидными для окружающих высказываниями, агрессивностью и в действиях при возражениях. 4. У больного повышенная раздражительность и утомляемость. Он вял, даже при выполнении привычной работы быстро утомляется. Не может долго читать, слушать радио и особенно смотреть телепередачи, так как возрастает усталость и появляется головная боль. Настроение переменчивое, большую часть времени угнетенное, на глазах часто появляются слезы. 5. Бабушка с признаками слабоумия обиделась и расплакалась, когда навестивший ее младший брат дал по шоколадной конфете ее внукам, а ее обошел. Увидев ее реакцию, брат извинился и дал сестре конфету. Бабушка тут же улыбнулась, посветлела, вытерла слезы, - и этим вполне утешилась. 6. Мужчина среднего возраста в восстановительном периоде после черепно-мозговой травмы стал настолько «непроизвольно» расстраиваться при восприятии «жалобных» ситуаций во время телепередач, что не в силах быть сдерживать слез. А чтобы своей «слабости» не показывать домашним, совсем отказался от просмотра телепередач. Тестовый контроль Установить соответствие ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ (1-5) ОТЛИЧАЮТСЯ СЛЕДУЮЩИМИ ПРИЗНКАМИ – ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ (А-Д) 1) Страсть от аффекта 2) Эйфория от мании 3) Апатия от депрессии 4) Физиологический аффект от патологического 5) Эмоциональная тупость от эмоционального оскудения Ответы: А) Меньшей тяжестью, отнесенностью лишь к эмоциональным отношениям (но не реакциям) Б) Долговременностью и относительной первичностью В) Блаженством, бездеятельностью Г) Отсутствием страдания Д) Качественной адекватностью к раздражителю
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 603; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.173.6 (0.011 с.) |