Раздел 2. Расстройства эмоций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 2. Расстройства эмоций



К ИСХОДНОМУ УРОВНЮ

«Ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя»

Ушинский К.Д.

Эмоции – это обязательный компонент любого психического акта и представлены они во всех формах человеческой психики: реакциях, состояниях, отношениях, свойствах.

Эмоции (опр.) – такая компонента психики, которая предназначена «отражать объективный мир» непроизвольно (автоматически, невольно) и пристрастно (субъективно, искаженно) в зависимости от личностной значимости раздражителя; значимость же раздражителя определяется его свойством удовлетворять или блокировать высшие и/или низшие потребности.

ВЗАИМНОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ РАДИКАЛОВ

 


ВВОДНЫЕ ДЕМОНСТРАЦИИ

1. Фотографии больных с эмоциональными расстройствами.

2. Тоска на миг «проскакивает» на фоне, казалось бы, неплохого настроения, и тогда жить не хочется, хоть удавись… Не тоска даже, а чувство тяжелое, но живое, сочное и подвижное, имеющее свои фазы и переходы, охватывает точно спрут или пиявка, неодолимо присасывающаяся к сердцу (По Лескову Н.С. «Блуждающие огоньки»).

3. Из жалоб депрессивного больного: «Почему-то вспоминается самое плохое… Люди обо мне думают, что я тунеядец, скрываюсь по больницам… Закрыл бы глаза и ушел в лес… Умереть хочу…».

«Тяжело на душе делается: я здесь, а там жена без меня. Тяжело ей и я во всем виноват – ничего дома не сделал…».

«Хочешь быть хорошим, напрягаешься, но все это бесполезно…».

4. Больной с впервые диагностированной бессудорожной эпилепсией тягуче рассказывает, что на него иногда «накатывают» такие состояния, что: «Если бы земной шар был как орех, то я раздавил бы его между зубами вместе с людями…». Однако на сегодняшний день неприятностей из-за этих «накатов» не было: пациенту удавалось отчасти сдерживаться, а близкие, зная это, к нему в таких состояниях «не лезли».

5. В кабинете врача при подчеркнуто спокойной с ней беседе больная в маниакальном состоянии гневливого типа хорошо описывает признаки своей болезни: «Бессонница, возбуждение…, очень много, ненормально ем…, говорю много и громко, у мужа аж в ушах звенит… Говорю логично, но с ненужными деталями, не могу долго концентрировать мысль на одном предмете, ужасно отвлекаюсь, не могу читать… Нет у меня сдерживающих центров…. Половое возбуждение приступообразное… Меня нельзя задевать, но я легко извиняюсь за свои ошибки… Я больна, но на грани выздоровления». Это, однако, не мешает больной в отделении быть своенравной, напористой, капризной, конфликтной и не признавать себя ни в чем неправой.

6. «Как хорошо было. Все мог, все успевал, все получалось. Смотрел за ребенком, крутил пластинки, танцевал, пел, жарил картошку, стирал пеленки и пек блины» (из самоописания болезни).

 

СОДЕРЖАНИЕ

Депрессии скрытые (маскированные вторичной неаффективной симптоматикой): навязчивые, ипохондрические, дереализационные, деперсонализационные, соматизированные; их общий признак – относительно слабая выраженность собственно депрессивного аффекта.

Симпатотоническая триада Протопопова при депрессиях и другие вегетативные компоненты эмоциональных синдромов.

Возможные вторичные изменения практически всех разделов психического статуса (других психических функций) под влиянием депрессивных состояний и структурирование отсюда абстрактного (полного, эталонного) депрессивного синдрома как пример структурирования других синдромов.

- Дисфорические синдромы: типичные, тоскливые, тревожные и др.

- Страхи (фобии): самостоятельные или в структуре бредовых (бред преследования) и навязчивых синдромов.

Значение синдромов эмоциональных расстройств для нозологической диагностики, прогноза, уровня жизни и реабилитации.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ УСВОЕНИЯ ТЕМЫ

Вопросы для усвоения и закрепления знаний

1. Какими параметрами из перечисленных характеризуются (описываются) эмоциональные синдромы:

1) эмоциональным радикалом (или их сочетанием) и степенью его (их) выраженности

2) принадлежностью к одной из основных форм эмоций

3) вторичной «неаффективной» (соматической и психопатологической) симптоматикой

4) уровнем интеллекта

5) психологической понятностью (ясностью, адекватностью, синтонностью) проявлений или наоборот – неясностью, непонятностью, неадекватностью, холодностью

6) вегетативными отклонениями

2. Можно ли признак «неадекватность» применить и к эмоциональным реакциям и к эмоциональным отношениям (Да - нет).

3. Как влияют на формирование и интенсивность влечений, аффективные радикалы: депрессивный, маниакальный, дисфорический, апатический?

4. Какие из названных радикалов друг от друга далеки, какие – близки?

5. На возможность органической ослабленности мозга более надежно указывает: а) мания, б) эйфория.

Задачи

На опознание синдромов и симптомов. В задачах 1-2 отдельные симптомы обозначены цифрами (1,2 и т.д.)

1. Больной благодушен, часто улыбается, говорит, что никогда ранее у него не было такого превосходного настроения. Испытывает большой прилив сил, желание петь (1). Испытывает жажду деятельности: то читает, то пытается писать, хвастается, во все вмешивается (2), однако ни одного дела до конца не доводит (3). И так с утра до вечера. Спит по 4-5 часов, но сон глубокий. Похудел. Охрип. Аппетит усилен.

2. В течение нескольких месяцев больная находилась в психиатрической больнице. Часто заявляет, что она здорова (1), но домой не просится, стационированием не тяготится (2). Радости от посещения родственниками не испытывает, не интересуется семьей, с больными в отделении не общается (3).

3. Настроение пациента преимущественно подавленное, с частыми приступами душевного дискомфорта, злобы и гнева, что зачастую проявляется обидными для окружающих высказываниями, агрессивностью и в действиях при возражениях.

4. У больного повышенная раздражительность и утомляемость. Он вял, даже при выполнении привычной работы быстро утомляется. Не может долго читать, слушать радио и особенно смотреть телепередачи, так как возрастает усталость и появляется головная боль. Настроение переменчивое, большую часть времени угнетенное, на глазах часто появляются слезы.

5. Бабушка с признаками слабоумия обиделась и расплакалась, когда навестивший ее младший брат дал по шоколадной конфете ее внукам, а ее обошел. Увидев ее реакцию, брат извинился и дал сестре конфету. Бабушка тут же улыбнулась, посветлела, вытерла слезы, - и этим вполне утешилась.

6. Мужчина среднего возраста в восстановительном периоде после черепно-мозговой травмы стал настолько «непроизвольно» расстраиваться при восприятии «жалобных» ситуаций во время телепередач, что не в силах быть сдерживать слез. А чтобы своей «слабости» не показывать домашним, совсем отказался от просмотра телепередач.

Тестовый контроль

Установить соответствие

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ (1-5) ОТЛИЧАЮТСЯ СЛЕДУЮЩИМИ ПРИЗНКАМИ – ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ (А-Д)

1) Страсть от аффекта

2) Эйфория от мании

3) Апатия от депрессии

4) Физиологический аффект от патологического

5) Эмоциональная тупость от эмоционального оскудения

Ответы:

А) Меньшей тяжестью, отнесенностью лишь к эмоциональным отношениям (но не реакциям)

Б) Долговременностью и относительной первичностью

В) Блаженством, бездеятельностью

Г) Отсутствием страдания

Д) Качественной адекватностью к раздражителю



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 553; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.40.207 (0.011 с.)