Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Степин, В. С. Теоретическое знание (структура, историческая эволюция) / В. С. Степин. – М., 2000. – С. 671 – 676.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
«Современная наука развивается и функционирует в особую историческую эпоху. Ее общекультурный смысл определяется включенностью в решение проблемы выбора жизненных стратегий человечества, поиска им новых путей цивилизационного развития. Потребности этого поиска связаны с кризисными явлениями, с которыми столкнулась цивилизация в конце XX века, которые привели к возникновению современных глобальных проблем. Их осмысление требует по-новому оценить развитие техногенной цивилизации, которая существует уже на протяжении четырех веков. Многие её ценности, связанные с отношением к природе, человеку, пониманием деятельности и т. д., ранее казавшиеся незыблемым условием прогресса и улучшения качества жизни, сегодня ставятся под сомнение... Культура техногенной цивилизации в качестве своей базисной ценности всегда включала научную рациональность... Цивилизация, ориентированная на подобный тип научной рациональности, имела свои несомненные достижения: в ней утвердилась идея прогресса, демократии, свободы и личной инициативы. Она обеспечивала постоянный рост производства и улучшение качества жизни людей. Вместе с тем в конце XX столетия, когда человечество столкнулось с глобальными проблемами, с новой силой зазвучали вопросы о правильности выбора путей развития, принятых в западной (техногенной) цивилизации, и как следствие – об адекватности ее мировоззренческих ориентаций и идеалов. Поиск путей развития цивилизации оказывается сопряженным с проблемой синтеза культур и формирования нового типа рациональности. В этой связи возникают вопросы о месте и роли картины мира в поисках новых мировоззренческих ориентаций, обеспечивающих возможность выживания человечества … Прежде всего следует выделить те принципиально новые идеи современной научной картины мира, которые касаются представлений о природе и взаимодействии с ней человека. Эти идеи не вписываются в традиционное для техногенного подхода понимание природы как неорганического мира, безразличного к человеку, и понимание отношения к природе как к «мертвому механизму», с которым можно экспериментировать до бесконечности и который можно осваивать по частям, преобразовывая его и подчиняя человеку. В современной ситуации формируется новое видение природной среды, с которой человек взаимодействует в своей деятельности. Она начинает рассматриваться не как конгломерат изолированных объектов и даже не как механическая система, но как целостный живой организм, изменение которого может проходить лишь в определенных границах. Нарушение этих границ приводит к изменению системы, ее переходу в качественно иное состояние, могущее вызвать необратимое разрушение целостности системы... В современной культуре все более отчетливо формируются контуры нового взгляда на мир, в становление которого вносит существенный вклад научная картина мира. Этот взгляд предполагает идею взаимосвязи и гармонического отношения между людьми, человеком и природой, составляющими единое целостное образование». ? Какое место занимает наука в системе культуры и социальных ценностей современного общества?
1. Контрольные вопросы для самопроверки (первый уровень самоконтроля):
1. Что такое наука? 2. Почему сложно дать однозначное определение науки? 3. В чем заключается особенность научного познания действительности? 4. Тождественны ли понятия «рациональность» и «научная рациональность»? 5. Чем отличается становление античной науки от познавательных традиций? 6. Где, когда и почему возникает наука как особый тип познавательного отношения человека к миру? 7. Каковы особенности античной науки? 8. Какая наука древней Греции стала образцом организации и построения знаний? 9. Какие черты характерны для науки Нового времени? 10. Что такое научная картина мира? 11. Каковы основные этапы развития науки? 12. В чем различия между наукой индустриальной и постиндустриальной эпохи? 13. В чем особенность языка науки? 14. Какова структура научного исследования? 15. Какие методы познания являются эмпирическими? 16. Какие методы познания являются теоретическими? 17. В чем особенность научного познания социокультурных явлений? 18. Что такое научный факт? 19. В чем суть научной проблемы? 20. Почему гипотеза является формой развития научного знания? 21. Что такое теория и каков её статус в науке? 22. Как культура, ценности влияют на развитие науки? 23. Что значит социальная и нравственная ответственность ученого? 2. Тесты (второй уровень самоконтроля):
2.1. Приведите в соответствие термин и его определение:
2.2. Закончите определения:
«Наука – форма... деятельности человека». «Наука – это система достоверных …». «Наука – это … по производству научных знаний». «Наука – это социальный …». «Метод – это … исследования, … организации познавательной деятельности».
Должны ли быть в современной науке моральные регулятивы? ► Подумайте о смысле изречений: ü «Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед» (Аристотель). ü «Факты – упрямая вещь». ü «В исследовательской деятельности лучше проявить робость незнания, чем наглость невежества» (М. Борисова). ü «В науке не может быть диктата, иначе она перестает быть наукой» (Н. И. Вавилов). ü «Если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишняя» (Ф. Энгельс).
Дополнительная литература: 1. Берков, В. Ф. Философия и методология науки / В. Ф. Берков. – Минск, 2004. 2. Гайденко, П. П. Эволюция понятия науки (XVII–XVIII вв.) / П. П. Гайденко. – М., 1987. 3. Кочергин, А. Н. Методы и формы научного познания / А. Н. Кочергин. – М., 1990. 4. Лебедев, С. А. Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории) / С. А. Лебедев. – М., 2008. 5. Лукашевич, В. К. Философия и методология науки: учеб. пособие / В. К. Лукашевич. – Минск, 2006. 6. Наука в зеркале философии ХХ века. – М., 1992. 7. Наука в системе социальных ценностей. – М.,1995. 8. Научные и вненаучные формы мышления. – М., 1996. 9. Познавательные действия в современной науке / отв. ред. Ю. А. Харин. – Минск, 1987. 10. Ракитов, А. И. Философские проблемы науки. Системный подход / А. И. Ракитов. – М., 1977. 11. Светлов, В. А. История научного метода / В. А. Светлов. – М., 2008. 12. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук. – М., 2006. 13. Степин, В. С. Методы научного познания / В. С. Степин, А. Н. Елсуков. – Минск, 1974.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 616; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.96 (0.007 с.) |