Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Юнг, К. Г. Коллективное бессознательное / юнг К. Г. // хрестоматия по философии. – М. , 1997. – С. 300 – 303.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
«Гипотеза о существовании коллективного бессознательного принадлежит к числу тех научных идей, которые поначалу остаются чуждыми публике, но затем быстро превращаются в хорошо ей известные и даже популярные. Примерно то же самое произошло и с более емким и широким понятием «бессознательного». При этом на первых порах понятие «бессознательного» использовалось для обозначения только таких состояний, которые характеризуются наличием вытесненных или забытых содержаний… Конечно, поверхностный слой бессознательного является в известной степени личностным. Мы называем его личностным бессознательным. Однако этот слой покоится на другом, более глубоком, ведущем свое происхождение и приобретаемом уже не из личного опыта. Этот врожденный более глубокий слой и является так называемым коллективным бессознательным. Я выбрал термин «коллективное», поскольку речь идет о бессознательном, имеющем не индивидуальную, а всеобщую природу. Это означает, что оно включает в себя, в противоположность личностной душе, содержания и образы поведения, которые … являются повсюду и у всех индивидов одними и теми же. Другими словами, коллективное бессознательное идентично у всех людей и образует тем самым всеобщее основание душевной жизни каждого, будучи по природе сверхличным. Содержаниями коллективного бессознательного являются так называемые архетипы… Бессознательное как совокупность архетипов является осадком всего, что было пережито человечеством, вплоть до его самых темных начал. Но не мертвым осадком, не брошенным полем развалин, а живой системой реакций и диспозиций, которая невидимым, а потому и более действенным образом определяет индивидуальную жизнь. Коллективное бессознательное является огромным духовным наследием, возрожденным в каждой индивидуальной структуре мозга. Сознание же, наоборот, является эфемерным явлением, осуществляет все сиюминутные приспособления и ориентации, отчего его работу, скорее всего, можно сравнить с ориентировкой в пространстве. Бессознательное содержит источник сил, приводящих душу в движение, а формы или категории, которые все это регулируют, – архетипы. Все самые мощные идеи и представления человечества сводимы к архетипам. Особенно это касается религиозных представлений. Но центральные научные, философские и моральные понятия не являются здесь исключениями. Их можно рассматривать как варианты древних представлений, принявших свою нынешнюю форму в результате использования сознания, ибо функция сознания заключается не только в том, чтобы воспринимать и узнавать через ворота разума мир внешнего, но и в том, чтобы творчески переводить мир внутреннего во внешнее». ? Что нового вносит в содержание понятия «бессознательное» идея коллективности?
1. Контрольные вопросы для самопроверки (первый уровень самоконтроля):
1. Что такое сознание? 2. Каковы функции сознания? 3. Как представляли сознание в классической философии? 4. Как изменился взгляд на сознание в постклассической философии? 5. В чем особенность диалектико-материалистической трактовки сознания? 6. Как связаны сознание и отражение? 7. Как связаны сознание и мозг? В чем смысл психофизиологической проблемы? 8. Как соотносятся понятия «психика» и «сознание»? 9. В чем отличие психики человека от психики животных? 10. Как и почему возникает сознание? 11. Что такое самосознание? 12. Как связаны мышление и язык? 13. Чем различаются материальные и идеальные феномены? 14. В чем заключается проблема искусственного интеллекта? 15. Как соотносятся индивидуальное и общественное сознание? 16. Какова структура общественного сознания? 17. В чем выражается творческий характер сознания?
2. Тесты (второй уровень самоконтроля)
2.1. Приведите в соответствие термин и его определение:
2.2. Закончите определения:
Сознание – это свойство высокоорганизованной материи, высшая форма …. Существенными свойствами сознания являются: вторичность, идеальность, …. «Психика является … не всякой, а особым образом организованной … – свойством …» (В. И. Ленин).
1. Что такое самосознание? 2. Может ли машина мыслить?
► Подумайте о смысле изречений: ü «Между одним человеком и другим разница иногда больше, чем между человеком и животным» (М. Монтень). ü «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его» (В. И. Ленин) ü «Разумеется, животное знает. Но, безусловно, оно не знает о своем знании…» (П. Тейяр де Шарден). Дополнительная литература к теме: 1. Грюнбаум, А. Отживает ли фрейдистский психоанализ свой век? / А. Грюнбаум // Вопросы философии. – 2006. – №1. 2. Ильенков, Э. В. Диалектика идеального / Э. В. Ильенков // Философия и культура. – М., 1991. 3. Ленин, В. И. Материализм и эмпириокритицизм: Критич. заметки об одной реакционной философии / В. И. Ленин. – М., 1984. 4. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев. – М., 1977. 5. Михайлов А. И. Современное философское мышление и проблема сознания / А. И. Михайлов // Философские науки. – 2003. – №3. 6. Проблема сознания в современной западной философии / под ред. Т. А. Кузьминой. – М., 1989. 7. Спиркин, А. Г. Сознание и самосознание / А. Г. Спиркин. – М., 1972. 8. Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – М., 1990. 9. Энгельс, Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека / Ф. Энгельс. – М., 1986. 10. Юнг, К. Коллективное бессознательное / К. Юнг. – М., 1995.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 383; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.45 (0.007 с.) |