Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кастельс, М. Становление общества сетевых структур / М. Кастельс // новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. – М. , 1999. – С. 494 – 505.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
«…В условиях информационной эры историческая тенденция приводит к тому, что доминирующие функции и процессы все больше оказываются организованными по принципу сетей. …парадигма новой информационной технологии обеспечивает материальную основу для всестороннего проникновения такой формы в структуру общества. …власть структуры оказывается сильнее структуры власти. … Сети представляют собой открытые структуры, которые могут неограниченно расширяться путем включения новых узлов, если те способны к коммуникации в рамках данной сети, то есть используют аналогичные коммуникационные коды (например, ценности или производственные задачи). Социальная структура, имеющая сетевую основу, характеризуется высокой динамичностью и открыта для инноваций, не рискуя при этом потерять свою сбалансированность. Сети оказываются институтами, способствующими развитию целого ряда областей: капиталистической экономики, основывающейся на инновациях глобализации и децентрализованной концентрации; сферы труда с ее работниками и фирмами, основывающейся на гибкости и адаптируемости, сферы культуры, характеризуемой постоянным различением и воссоединением различных элементов; сферы политики, ориентированной на мгновенное усвоение новых ценностей и общественных умонастроений; социальной организации, преследующей свои задачи завоевания пространства и уничтожения времени. … Социальное построение новых форм пространства и времени ведет к развитию метасети, которая отключает второстепенные функции, подчиняет социальные группы и ведет к обесцениванию целых территорий. …при этом ни люди, ни локалии, ни отдельные виды деятельности не исчезают; исчезает их структурное значение, переходящее в незнакомую ранее логику метасети… … информация стала основным компонентом нашей социальной организации, а потоки идей и образов составляют нить общественной структуры. Это отнюдь не означает, что история завершилась счастливым примирением человечества с самим собой. На деле все обстоит совсем иначе: история только начинается, если под ней понимать то, что после тысячелетий доисторической битвы с природой, сначала выживая в борьбе с ней, а затем покоряя ее, человеческий вид вышел на такой уровень знаний и социальной организации, который дает нам возможность жить в преимущественно общественном мире. Речь идет о начале иного бытия, о приходе нового, информационного века, отмеченного самостоятельностью культуры по отношению к материальной основе нашего существования. Но вряд ли это может послужить поводом для большой радости, ибо, оказавшись в нашем мире наедине с самим собой, мы должны будем посмотреть на свое отражение в зеркале исторической реальности. То, что мы увидим, вряд ли нам понравится». ? Какие принципы лежат в основе функционирования сетевого общества? Что является источником его развития?
1. Контрольные вопросы для самопроверки (первый уровень самоконтроля):
1. Что является предметом философии истории? 2. Каковы источники и факторы социодинамики? 3. Чем характеризуются геоклиматический, демографический, технико-технологический, духовный, глобализационный факторы социодинамики? 4. Кто является субъектом социально-исторического процесса? 5. Чем отличаются друг от друга линейные и циклические концепции истории? 6. Что такое общественно-экономическая формация и каковы ее типы? 7. Какие типы цивилизации выделяются по технико-технологическому критерию? 8. Каковы главные особенности постиндустриальной (информационной) цивилизации? 9. Каковы объективные и субъективные свойства процесса глобализации? 10. Чем определяется цивилизационный выбор Беларуси в условиях глобализации? 2. Тесты (второй уровень самоконтроля):
2.1. Приведите в соответствие термин и его определение:
2.2. Закончите определения:
«Всемирная история не есть арена счастья. Периоды счастья являются в ней пустыми листами, потому что они являются периодами гармонии, отсутствия …» (Г. В. Ф. Гегель). «Власть структуры оказывается сильнее структуры …». (Э. Кастельс).
Человек в массовом обществе – субъект или объект социальной динамики? ► Подумайте о смысле изречений: ü «Кто разумно смотрит на мир, на того и мир смотрит разумно» (Г. В. Ф. Гегель). ü «Философия стремится познать содержание, действительность божественной идеи и оправдать презираемую действительность» (Г. В. Ф. Гегель). ü «Стремление уточнить содержание термина «масса» поистине нелепо – это попытка придать смысл тому, что его не имеет» (Ж. Бодрийар). ü «Поскольку ценность свободы заключается в возможностях, открываемых ею для действий, которые невозможно предвидеть и предсказать, мы редко узнаем о том, что теряем в результате тех или иных ограничений свободы» (Ф. А. фон Хайек). ü «Основной конфликт постиндустриального общества – не между собственником средств производства и субъектом производства, а между знанием (профессионализмом) и некомпетентностью (непрофессионализмом)» (А. Тоффлер). ü «Китай – это цивилизация, претендующая на то, чтобы быть государством» (Люциан Пай). Дополнительная литература к теме: 1. Маркс, К. К критике политической экономии. Предисловие / К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. – 2-е изд. – М., 1990. – Т. 13. 2. Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин. – М., 1992. 3. Структура общества и массовое сознание. – М., 1999. 4. Философия истории: антология. – М., 1995. 5. Шпенглер, О. Закат Европы / О. Шпенлер. – М., 1993. – Т. 1. 6. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. – М., 1992. 7. Кимелева, Ю. А. Философия истории. Системно-исторический очерк // Философия истории: Антология: пособие для гуманитар. вузов / сост., ред. и вступ. ст. Ю. А. Кимелева. – М., 1994. 8. Философия истории: учеб. пособие для вузов гуманитар. спец. и напр. / А. С. Панарин [и др.]. – М., 1999. 9. Философия. Глобализация. Интеграция: моногр. / В. И. Чуешов [и др.]; под общ. ред. проф. В. И. Чуешова. – Минск, 2006. 10. Уэбстер, Ф. Теории информационного общества / Ф.Уэбстер; пер. с англ. М. В. Арапова, Н. В. Малыхиной; под. ред. Е. Л. Вартановой. – М., 2004. 11. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / под ред. В. Л. Иноземцева. – М., 1999. 12. Валлерстайн, И. Конец знакомого мира: Социология XXI века / И. Валлерстайн / пер. с англ.; под ред. В. И. Иноземцева. – М., 2004. 13. Бодрийяр, Ж. В тени молчаливого большинства, или конец социального: пер. с фр. / Ж. Бодрийяр. – Екатеринбург, 2000. 14. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт соц. прогнозирования / Д. Белл. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2004.
Тема №17 Философия техники и ее проблемы (2 часа)
Ключевые понятия: техника, технология, техносфера, технократия, технофобия, научно-технический прогресс, научно-техническая революция, инновация, нанотехнология, биотехнология, информатизация, компьютеризация.
1. Техника как объект философского анализа. Техника и технология. Предмет, структура, проблемное поле философии техники. Основные направления философии техники. 2. Техника, ее роль и функции в истории цивилизаций. Понятия технического прогресса и технической революции. Технологический детерминизм и антитехницизм. 3. Феномен информационного общества: концепции и проблемы. Сетевое общество и личность.
Используя рекомендуемую литературу, а также предлагаемые в теме учебные материалы (таблицы, схемы, определения, поясняющие отрывки, фрагменты первоисточников и др.), Вам необходимо: 1. В первом вопросе – дать определение понятий «техника» и «технология», показав становление философии техники, специфику ее предмета и проблематику; раскрыть смысл основных подходов философии техники к осмыслению сущности и предназначения техники. 2. Во втором вопросе – рассмотреть историческую эволюцию понятия «техника» и его современных интерпретаций, определить роль и значение техники в развитии человеческой цивилизации (в первую очередь, западной); сравнивая понятия «технический прогресс» и «техническая революция», привести аргументацию технологического детерминизма и антитехницизма как противоположных позиций в оценке будущего техногенной цивилизации. 3. В третьем вопросе – выявить антропологические проблемы формирующейся техносферы XXI века (информационные технологии, технополисы, нанотехнологии, социотехнологии, трансгуманизм, биотехнологии) и их образы в философском сознании (технофобия, технократия); указать особенности виртуальной реальности и техноструктуры информационного общества, радикально меняющих облик цивилизации и образ жизни людей; обосновать двойственное влияние технического прогресса на современное общество и культуру, на качество человека и его жизни.
1. Интерпретация понятия «техники» в истории философской мысли: Античность, Средневековье, Новое время. 2. Антропологический критерий и органопроекция в философии техники Э. Каппа. 3. Философия техники П. Энгельмейера. 4. Технократические идеи в работах Дж. К. Гэлбрейта. 5. Особенности и направления «третьей волны» технического прогресса в концепции О. Тоффлера. 6. «Природа – человек – техника» как развивающаяся система. определение техники К. Ясперсом. 7. Инженерное мышление и проблема технократизма. 8. Проблема личности в информационном обществе. 9. Информационное общество и нетократия.
Таблицы и схемы
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.227.108 (0.012 с.) |