Цели и задачи семинарских занятий



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели и задачи семинарских занятий



 

Семинарские занятия призваны способствовать решению общих задач курса «Философия» и формированию базовых философских компетенций:

знания проблем, идей и персоналий мировой и отечественной философии, содержания основных разделов философского знания;

умения мыслить критически, аргументировано отстаивать свои убеждения;

применения философских знаний в анализе социокультурных и профессиональных проблем и ситуаций;

определения социальной и гуманистической значимости своей профессиональной и общественной деятельности.

3. Тематика семинарских занятий по курсу «Философия»[1]

Раздел философии и тема семинарского занятия Кол-во часов
Аудитор- ные Самост. работа
Раздел I Философия, круг ее проблем и роль в обществе 1.Философия как социокультурный феномен        
Раздел II Философия в исторической динамике культуры 2. Исторические образы философской мысли Древнего Востока (Древняя Индия и Древний Китай) 3. Периоды и проблемы античной философии 4. Проблемы и персоналии средневековой и возрожденческой философии 5. Образы философской мысли Нового времени, эпохи Просвещения и немецкой классической философии 6. Постклассическая философия: школы и направления 7. Неклассическая западная философия XX–XXI вв. 8. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси. Русская философия                                    
Раздел III Философия бытия 9. Метафизика и онтология. Проблемы бытия 10. Диалектика как философская теория развития. Философия природы    
Раздел IV Философская антропология   11. Проблема человека в философии и науке 12. Сознание человека как предмет философского анализа        
Раздел V Теория познания и философия науки 13. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа 14. Наука и ее социальный статус в динамике культуры        
Раздел VI Социальная философия 15. Социальная философия и ее предмет. Общество как система 16. Философские проблемы социальной динамики 17. Философия техники и ее проблемы        
Всего

 

 


Содержание учебной дисциплины

Раздел III Философия бытия

Тема №9 Метафизика и онтология. Проблемы бытия

(2 часа)

 

Ключевые понятия: метафизика, онтология, бытие, существование, реальность, виды бытия, уровни бытия, формы бытия, объективное, субъективное, актуальное, потенциальное, субстанция, материя, атрибуты, модусы, пространство, время, движение, механицизм, структура, иерархия, элемент, система, редукционизм.

 

Вопросы семинара

1. Понятие метафизики. Онтология как философское учение о бытии. Структура бытия, его виды, уровни и формы.

2. Категория материи. Эволюция представлений о материи. Современная наука и философия о системной организации материи.

3. Пространственно-временная организация мира. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. Социальное пространство и время.

4. Движение как способ существования материи и его основные формы.

 

Методические указания

Используя рекомендуемую литературу, а также предлагаемые в теме учебные материалы (таблицы, схемы, определения, поясняющие отрывки, фрагменты первоисточников и др.), Вам необходимо:

1. В первом вопросе – определить содержание понятий «метафизика» и «онтология», на основе рассмотрения сменявших друг друга историко-философских онтологических концепций раскрыть философский смысл категории «бытие» и охарактеризовать структуру бытия, его виды, уровни и формы.

2. Во втором вопросе – обосновать ключевое мировоззренческое значение категории «материя» для характеристики основных философских направлений (материализма и идеализма), занимающих в определении материи противоположную позицию; показать эволюцию представлений о материи в различных исторических формах материализма и раскрыть эвристический потенциал ленинского определения материи в формировании современной научно-философской картины системной организации материи.

3. В третьем вопросе – раскрыть сущность пространства и времени как атрибутов материи и основных форм ее существования, показать различия идеалистических (например, априоризм Канта) и материалистических трактовок пространства и времени (субстанциальная и реляционная концепции), а также разных видов пространства и времени: реального, перцептуального, социального.

4. В четвертом вопросе – дать характеристику движения как способа существования материи и ее неотъемлемого атрибута; привести классификацию основных форм движения материи и показать качественную специфику этих форм, различающихся тремя критериями (материальным носителем движения, типом взаимодействия и соответствующими той или иной форме движения закономерностями); в завершение вопроса необходимо определить, в чем проявляется механицизм и редукционизм при характеристике связей и отношений материального мира.

 

Темы рефератов

1. Философский смысл проблемы бытия.

2. Реальность природная, социальная, субъективная, виртуальная.

3. Эволюция представлений о материи в истории философии.

4. Современная наука и философия о строении материального бытия.

5. Кризис в физике на рубеже XIX–XX вв. и ленинское определение материи.

6. Специфика социально-исторического пространства и времени.

 

Учебные материалы

Таблицы и схемы

 

 

1.1. СТРУКТУРА БЫТИЯ

 

Виды бытия Объективная реаль­ность, субъективная реальность
Уровни бытия Актуаль­ное бытие, потенциальное бытие
Формы бытия Природное бытие (неорганическое и органическое), социальное бытие, человеческое бытие, идеальное бытие, виртуальное бытие

1.2. Общие характеристики пространства и времени[2]

Объективность   Вечность   Безграничность   Абсолютность Относительность   Прерывность Непрерывность       Пространство
 
 

 

 


Время

Трехмерность, n-мерность   Симметричность   Изотропность   Одномерность   Анизотропность   Однонаправленность

1.3. УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ Материи[3]

Неживая сфера (космос) Живая сфера (биос) Социально-организованная сфера (социум)
Космические системы различной сложности Макроскопический Молекулярный     Атомный Ядерный Элементарный Субэлементарный Биосфера Биоценозы Виды Организмы     Клетки Микроорганизмы   Молекулярный уровень жизни Метасоциальный Общество Цивилизации Общественно-экономические формации   Этносы Государства Социальные группы Производственные коллективы Семья Человек

2. Учебная литература



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.76.226 (0.024 с.)