ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ



КАЧЕСТВА КОНТРОЛЛЕРА

Контроллер - специалист, реализующий на предприятии функции и задачи контроллинга. Контроллера ни в коем случае нельзя отожде­ствлять с контролёром, хотя у контроллера есть контрольные функ­ции.

Контроллер выполняет на предприятии сервисные функции в об­ласти экономики и управления:

• обеспечивает прозрачность в отношении затрат и результатов по предприятию в целом, а также по отдельным подразделениям и продуктам;

• координирует цели и планы подразделений;

• организует работу по созданию и ведению учета, ориентирован­ного на менеджмент;

• отвечает за создание методической и инструментальной базы по управлению рентабельностью и ликвидностью предприятия.

Практика западных фирм, имеющих в своем составе службы кон­троллинга, показывает, что отношение к контроллерам двойствен­ное: с одной стороны, все понимают необходимость и значимость такого специалиста, (полезность контроллеров особенно четко про­является в условиях неблагоприятной конъюнктуры на рынке), с другой стороны, контроллеров не очень-то "жалуют", а иногда и по­баиваются. Возможно, такая ситуация объясняется тем, что контрол­леры вынуждены говорить нелицеприятные слова руководителям подразделений, например, относительно соотношения затрат и ре­зультатов деятельности цеха, отдела, филиала. Зачастую от контрол­лера исходит предложение о сокращении числа занятых на предпри­ятии сотрудников и снижении затрат.

Нередки случаи конфронтации руководства предприятия с кон­троллерами относительно выбора мероприятий по корректировке тех или иных отклонений плана от факта. В текущей деятельности контроллер, выполняя свои профессиональные обязанности, вынуж­ден контактировать с руководством и другими отделами. Это об­стоятельство определяет требования к его профессиональным и лич­ным качествам.

Ниже перечислены требования, предъявляемые к идеальному контроллеру.

Профессиональные знания:

• основы экономики и организации предприятия;

• финансовый учет (бухгалтерия);

• расчет затрат на предприятии;

• умение читать и анализировать баланс предприятия;

 

• планирование, расчет и анализ инвестиций;

• владение методами и инструментами планирования;

• владение методикой анализа по отклонениям;

• знание ЭВМ, позволяющее поставить задачу программисту;

• знание методов и техники контроллинга:

анализ конкурентов;

анализ шансов и рисков предприятия на рынке;

анализ слабых и сильных сторон предприятия;

анализ жизненного цикла продукции;

анализ существующей и перспективной структуры продукции и

услуг предприятия; методы прогнозирования; методы решения проблем; технико-экономический анализ. Методические способности:

• способность аналитически мыслить;

• способность мыслить абстрактно;

• умение объяснять и доказывать;

• способность осваивать новое и учиться;

• коммуникабельность, знание основ коммуникабельности в орга­низациях;

• аналитическая любознательность;

• умение пользоваться техническими средствами коммуникации и презентации;

• способность к системному мышлению.

Требования к поведению:

• не держать себя очень "важно" при общении с другими;

• толерантность, т.е. терпимость к другим мнениям и суждениям;

• умение преподносить неприятные факты так, чтобы получатель информации мог бы их легко переносить (в идеале смеяться над своими неудачами);

• не разглашать факты, свидетельствующие о неудаче подразделе­ний или работников предприятия.

Дополнительные требования к стратегическому контроллеру:

• видеть и ставить проблемы в условиях неопределенности;

• думать о факторах, влияющих на успех предприятия в перспек­тиве;

• абстрагироваться от рутинной деятельности;

• оценивать новшество и содействовать его продвижению.

 

Рассмотрим основные функции контроллера.

Контроллер как "продавец планов". Планирование на пред­приятии можно разделить на стратегическое и оперативное.

Контроллер не занимается вопросами принятия решений в облас­ти планирования, так как не несет ответственности за реализацию планов. Однако за службой контроллинга закрепляются инициатив­ная, координирующая и организующая функции, что и определяет задачи работников этой службы. В процессе формирования стра­тегических планов контроллер выступает в большей степени как организатор, который должен уметь:

• настраивать участников стратегического планирования на твор­ческий подход;

• обобщать высказываемые мнения;

• формулировать гипотезы и модели поведения, выработанные участниками совещания;

• применять на практике методы и приемы выработки и принятия коллективных решений.

Если же говорить об оперативном планировании, то оно требует от контроллера в большей степени умения координировать и орга­низовывать действия лиц, ответственных за разработку и реализа­цию оперативных планов. Как правило, речь идет о руководителях среднего звена управления.

На фазе оперативного планирования контроллер решает три вида задач:

1. Разработка технологии планирования:

• установление областей планирования, т.е. подразделений, где оно должно проводиться;

• определение содержания планов и сроков их представления;

• разработка плановых директив и форм составления планов.

2. Определение основных исходных данных, методов и порядка расчетов. Например, контроллер должен предоставить разработчи­кам планов следующую информацию:

• конъюнктура рынка;

• допустимый рост издержек на материалы и заработную плату;

• дополнительные условия реализации отдельных планов.

3. Реализация планирования, включая:

• установление последовательности этапов планирования и теку­щую координацию планирования во временном и содержатель­ном аспектах;

• консультации для подразделений, составляющих план работы;

• согласование и консолидацию отдельных планов в соответствии с возможностями финансирования, стратегией, отдельными опера­тивными планами;

• разработку альтернативных планов;

• составление общего оперативного плана на базе отдельных со­гласованных планов.

Контроллер как координатор в информационной системе предприятия.Цель функционирования информационной системы -предоставлять нужную информацию в нужное время, в достаточном объеме, в нужном месте и требуемого качества. Предполагается, что информационная, система охватывает все области функционирова­ния и уровни управления предприятием, поэтому состав, сроки, объ­емы и цели поставляемой информации различны для разных пользо­вателей.

Задача контроллера как координатора заключается в том, чтобы обеспечить эффективный обмен информацией внутри предприятия. Для этого необходимо решить следующие проблемы:

• что должно сообщаться (содержание информации, степень ее уплотнения, точность);

• как должно сообщаться (устно, письменно, комбинированно, метод обработки и передачи информации, информационные ка­налы);

• кто должен сообщать (кто создает информацию, кто собирает, обрабатывает, хранит, отправляет, уничтожает информацию);

• когда должно сообщаться (в установленные сроки, по свобод­ному графику, по запросу);

• зачем сообщается та или иная информация (это главный во­прос, касающийся целей информационного обмена).

Цель использования полученной информации может быть либо заранее определенной, либо неопределенной, т.е. информация будет анализироваться для того, чтобы на ее основе принять определенные управленческие решения. Контроллер должен, прежде всего, опре­делить потребность в информации, достаточной для принятия опти­мальных решений.

Потребность в информации в значительной степени зависит от организационной структуры предприятия и организации текущей работы. Объем запрашиваемой информации зависит от квалифика­ции работников, поэтому спрос на информацию даже в одинаковых организационных структурах будет различным. Предложение ин­формации как по объему, так и по содержанию определяется струк­турой информационной системы предприятия.

В арсенал средств контроллера входят методы и инструменты для определения потребностей в информации, достаточной для принятия оптимальных решений. Среди них в первую очередь следует на­звать:

• эмпирически-индуктивные методы (опросы, наблюдения, интер­вью и т.п.);

• экспертные оценки (индивидуальные и групповые);

• имитационные модели и метод сценариев.

Контроллер как консультант руководства предприятия.Се­годня практически невозможно успешно решать проблемы управле­ния предприятием с ориентацией на будущее, если опираться только на данные финансового (бухгалтерского) учета. Основная задача ру­ководства предприятия заключается в создании потенциала успеха на рынке в будущем, что достигается прежде всего применением системы стратегического планирования. Чтобы разрабатываемая стратегия была верной, необходимо иметь систему "раннего обна­ружения" будущих тенденций как вовне предприятия, т.е. в окру­жающем мире, так и внутри, в самом предприятии. Внешние "инди­каторы" должны информировать об экономических, социальных, политических и технологических тенденциях. Внутренние "индика­торы", представляющие на практике отдельные показатели и их сис­темы, призваны информировать руководство о текущем "самочувст­вии" предприятия, а также прогнозировать кризисные ситуации в отдельных сферах деятельности предприятия или на предприятии в целом. В задачу контроллера входит методическая и консультацион­ная, помощь по созданию системы "раннего обнаружения" тенденций и факторов, способных принести при их развитии как выгоду, так и потери. Инструменты и методы, используемые контроллерами для оказания консультаций руководству при разработке стратегического плана, находят широкое применение в практике стратегического менеджмента. К их числу относят: анализ конкуренции, анализ рынков, анализ жизненного цикла продукции, анализ слабых и сильных мест предприятия (стратегический баланс), анализ перспектив диверси­фикации продукции предприятия с учетом динамики емкости и доли рынка.

Для консультирования руководства по внутренним проблемам предприятия контроллер использует специальные методы анализа и расчета как отдельных показателей, так и их систем (более подробно об этом в разд. 3).

В заключение следует подчеркнуть, что тип контроллера, тре­бования к его знаниям и способностям, круг задач и обязанностей -категории исторические. Анализируя опыт прошлого, можно кон­статировать, что контроллер прошел путь от регистратора-бухгалтера до контроллера-навигатора, правой руки руководителя. Он помогает руководителю эффективно управлять предприятием в сложных условиях рыночной экономики. Будут меняться внешние условия, появится объективная необходимость в новом типе кон­троллеров. Сегодня уже можно говорить о появлении контролле­ров, являющихся ответственными за стратегию предприятия. Этот тип контроллеров уже не просто "лоцманы", прокладывающие путь к достижению поставленной цели, а соавторы высших менед­жеров при разработке стратегических целей и планов.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.180.223 (0.033 с.)