КОМПОНЕНТ КОНТРОЛЛИНГА СИСТЕМЫ R/3 ФИРМЫ SAP AG



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

КОМПОНЕНТ КОНТРОЛЛИНГА СИСТЕМЫ R/3 ФИРМЫ SAP AG



Среди зарубежных систем автоматизированного управления 8АР К/3 вызывает сегодня наибольший интерес, что подтверждается на­личием в мире более 12 тыс. инсталляций. Система К/3 ориентиро­вана на комплексное решение управленческих задач для предпри­ятий различного профиля. Она включает в себя универсальные ком­поненты, обеспечивающие решение типовых задач, а также специа­лизированные компоненты для решения проблем, специфических для отраслевых предприятий (например, для нефтегазовой отрасли, энергетики, торговли, химической и пищевой промышленности, предприятий машино- и приборостроения, банков).

Контроллинг необходим для координации и оптимизации содер­жания всех происходящих на предприятии процессов. Примени­тельно к данным он тесно связан с такими областями деятельности, как "внешняя отчетность" и "финансирование". Это отражается и в организации структуры системы.

В состав универсальных взаимосвязанных компонентов системы R/3 входят:

1) модули финансового учета системы, включающие бухгалте­рию, управление финансами, контроллинг;

2) модули управления проектами;

3) модули логистики, включающие продажу и дистрибуцию,
управление поставками, производственное планирование, управле­
ние качеством;

4)система управления персоналом;

5) система делопроизводства и коммуникаций;

6) информационная система руководителя.

Рассмотрим более подробно отдельные компоненты модулей фи­нансового учета и контроллинга.

Модули финансового учета включают в себя главную книгу, учет дебиторов и кредиторов, финансовый контроллинг, бух­галтерский учет основных средств, управление портфелями и др.

Модули контроллинга ориентированы на задачи управ­ленческого учета для подготовки принятия решений по достижению прибыле-ориентированных целей организации. Контроллинг может быть разбит на следующие фазы: планирование, мониторинг, отчет­ность, подготовка рекомендаций и информирование. Эти фазы могут быть применены для таких типов контроллинга, как:

• контроллинг финансов и ликвидности;

• контроллинг затрат по продукту;

• контроллинг косвенных затрат;

• учет результатов и контроллинг предприятия.

Основные фазы и соответствующие им функции контроллинга представлены на рис. 1.5.

Модуль "Контроллинг" в системе R/3 объединяет функции, кото­рые обеспечивают решение следующих задач [23]:

• документирование в количественном и стоимостном отношении потребления производственных ресурсов для выполнения работ;

• контроль экономичности;

• поддержка принятия решения..

Связь между контроллингом и финансовой бухгалтерией осуще­ствляется в форме так называемой "подключенной" системы. Это означает, что:

• контроллинг имеет массив данных, отделенный от финансовой бухгалтерии;

• виды первичных затрат и вид выручки относятся к счетам бух­галтерии, как 1:1;

• первичные затраты и выручка берутся из Главной бухгалтерской книги и снабжаются дополнительными атрибутами;

• внутрипроизводственные работы отображаются как виды вто­ричных затрат;

• в контрольной книге ведется учет соответствия данных финансо­вой бухгалтерии данным контроллинга.

Основой модуля СО (Контроллинг) служит архитектура, которая ориентируется на объекты, несущие в рамках одного временного пе­риода затраты и/или выручку.

 

 

Фаза контроллинга Функции контроллинга  
Поддержка принятия решения  
Определение задач Составление прогноза Планирование Учет по заданным величинам Контрольный учет как анализ источников прибыли
Поиск решения Учет изменения прибыли в отношении: • выручки; • затрат; • узких мест  
Оценка Целевые величины Бюджет / Сметы Предварительное планирование Риски  
Принятие решения  
Реализация  
Определение характеристик Определение: ■ контролируемых величин; соответствия бюджету; дополнительных характеристик Контроль  
Контроль ожидания Сравнение "норма-факт"  
Контроль планирования Анализ отклонений  
Контроль реализации Сравнение "план-факт"  

Рис. 1.5. Соответствие фаз и функций контроллинга в системе R/3

Базовые положения организации системы контроллинга в сис­теме R/3 сводятся к следующему.

Логическое единство учета затрат для контроллинговой едини­цы при учете по видам затрат и выручки обеспечивается фиксаци­ей на экране монитора соответствующих сумм. Данные подразде­ляются в соответствии со своим критерием классификации (балан­совая единица или бизнес-сфера). Учет по видам затрат и выручки опирается на сверку со счетами бухгалтерии. Он является «сход­ным пунктом для перехода в другие компоненты модуля СО.

Учет затрат по местам возникновения затрат и учет работ осуществляются разнесением косвенных затрат. В системе имеются многочисленные методы пересчета, которые частично базируются на введенных данных, а частично - на фиктивных предположениях.

Учет затрат по заказу и учет проектных затрат производят­ся с ориентацией на мероприятия. Расчет-списание выполняется либо на косвенные затраты, либо на основной капитал.

Учет затрат по процессам обеспечивает контроль процессов, а не только функций и продуктов. Таким образом, процесс выступа­ет в качестве еще одного объекта контроля и перерасчета между учетом по месту возникновения затрат (МВЗ) и учетом затрат по продукту.

Учет затрат по продукту фокусирует экономические аспекты создания продукта. Учет состоит из поштучного учета и из учета по периодам.

Учет результатов и учет по сегментам рынка основаны на анализе источников результатов. Таким образом происходит диф­ференцирование затрат по сегментам рынка.

Учет затрат по месту возникновения прибыли не является со­ставной частью процесса расчета. Эта структура охватывает все важные для получения результата хозяйственные операции. В зависимости от точности, с которой производится расчет затрат в ходе всего процесса расчета, выделяются следующие процессы:

• учет фактических затрат/учет стандартных затрат;

• учет полных затрат/учет частичных затрат;

• учет частичных затрат и расчет сумм покрытия;

• метод учета затрат по обороту/метод учета общих затрат. Перечисленные выше процессы могут выполняться параллельно. Все компоненты модуля СО располагают мощными функциями

системы отчетов для поддержания диалоговой системы отчетов и вьщачи распечаток. Для распространенных видов анализа имеются стандартные формы отчета, которые могут быть дополнены индиви­дуальными для фирм отчетами.

Для диалогового планирования также предусмотрены многочис­ленные функции для всех объектов (виды затрат, места возникнове­ния затрат, заказы, проекты, процессы, носители затрат, объекты учета результатов, а также места возникновения прибыли).

Результаты работы модуля СО доступны из информационной системы руководителя (Е18).

РОССИЙСКИЙ ОПЫТ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ

КОНТРОЛЛИНГА

Российский опыт автоматизации решения задач контроллинга менее обширен, чем зарубежный. В то же время ряд разработок представ­ляет особый интерес: система "Галактика" компании "Галактика" и система "М-2" фирмы "Клиент-Серверные Технологии". Остано­вимся на них более подробно [1].

Наиболее широкими возможностями обладает корпоративная информационная система "Галактика". Система направлена на ре­шение задач управления предприятием (в отличие от традиционного регистрационно-накопительного подхода) с использованием ком­плексного подхода к автоматизации его различных служб, на после­довательное прохождение документов по различным модулям, воз­можность поэтапного внедрения и приобретения тех модулей, кото­рые необходимы для работы. Модульность построения системы до­пускает как изолированное использование отдельных ее составляю­щих, так и их произвольные комбинации, включая интеграцию с существующими программными наработками.

Относительно решаемых задач систему "Галактика" можно ус­ловно подразделить на несколько функциональных контуров.

Контур административного управления решает задачи финансо­вого и хозяйственного планирования, финансового анализа, управ­ления маркетингом.

Контур управления персоналом предназначен для автоматизиро­ванного учета кадров и расчетов по оплате труда персонала.

Контур бухгалтерского учета - функционально полная система ведения бухгалтерского учета.

Контур оперативного управления реализует задачи, связанные с организацией и управлением производственной и коммерческой деятельностью предприятия.

Контур управления производством автоматизирует техническую подготовку производства, включая технико-экономическое плани­рование и учет фактических затрат.

Контур администрирования — набор сервисных средств для ква­лифицированных пользователей и программистов, обеспечивающих администрирование базы данных, корпоративный обмен данными, обмен документами с внешними информационными системами, а также проектирование пользовательского интерфейса и отчетов.

Информационная система руководителя предназначена для ру­ководителей предприятий, холдингов, корпораций и поддерживает управленческую деятельность высшего руководства, обеспечивая эффективным инструментарием для решения задач мониторинга оперативной деятельности и анализа деятельности предприятия, по­вышения "информационной прозрачности" предприятия, исключе­ния возможности искажения реальных данных, снижения издержек получения информации для принятия оперативных и стратегических решений.

Для улучшения восприятия информации применяются различные визуальные средства, в том числе технология "светофоров", исполь­зующая изменение цветовой индикации объектов в зависимости от состояния системы.

Система "Галактика" находится в непрерывном развитии: нара­щивается ее функциональность, отслеживаются изменения законо­дательства, предоставляются дополнительные средства информаци­онного обмена с другими системами, что позволяет вывести систему "Галактика" на одно из ведущих мест среди аналогичных корпора­тивных информационных систем российских производителей.

Интегрированная система управления предприятием "М-2" пред­ставляет собой современный масштабируемый программный ком плекс, предназначенный для комплексной автоматизации россий­ских предприятий различной отраслевой принадлежности и масшта­ба деятельности. Система формирует единый информационный кон­тур, объединяющий процессы финансового планирования, учета обязательств и расчетов, процессы материально-технического обес­печения и сбыта, планирования и управления производством и складскими запасами, ведение бухгалтерского и управленческогр учета и эффектного контроллинга деятельности предприятия.

Система "М-2" разработана на основе применения мировых стан­дартов управления в реальных условиях функционирования россий­ских предприятий и полностью соответствует требованиям, предъ­являемым к интегрированным системам класса ЕКР. Система "М-2" имеет модульную структуру и функционально состоит из несколь­ких контуров, охватывающих основные бизнес-процессы предпри­ятия.

Контур "Финансы" служит для организации эффективного управления текущими финансовыми потоками, ведения финансово­го учета и контроля за их исполнением, включает в себя модули "Финансы", "Финансовое планирование" и "Управленческий учет".

Контур "Материальные потоки и производство" направлен на обеспечение контроля за ресурсами предприятия на стадиях произ­водственного процесса. Основное назначение контура - снижение производственных затрат, обеспечение выполнения календарных графиков, контроль за производственными процессами, имеющими^ ся ресурсами и качеством выпускаемой продукции.

Контур "Бухгалтерия" используется для оперативной, полной и достоверной регистрации актов хозяйственной деятельности пред­приятия. Функционал контура соответствует требованиям к ведению бухгалтерского учета и подготовке отчетности со стороны контро­лирующих органов, одновременно являясь источником первичной информации для решения задач управленческого учета и финансо­вого планирования. Система допускает ведение бухгалтерского уче­та параллельно в различных планах счетов в зависимости от приня­тых на предприятии правил учета.

Контур "Управление персоналом" предназначен для автоматиза­ции кадрового учета, учета труда и расчета заработной платы.

Помимо функциональных контуров, предназначенных для авто­матизации основных бизнес-процессов предприятия, в интегриро­ванную систему "М-2" включены компоненты, играющие роль ин­теллектуальной настройки и обеспечивающие общесистемную на­стройку и управление.

Основным достоинством системы является возможность обеспе­чить поддержку особенностей хозяйственной жизни российских предприятий, которая не полностью реализована в западных ЕКР-системах:

• поддержка нескольких планов счетов и возможность ведения учета и формирования отчетности, как по российскому стандар­ту, так и по стандарту СААР;

• ориентированность на первичные документы, имеющие перво­степенное значение в хозяйственной жизни российских предпри­ятий, что позволяет системе "М-2" легко вписаться в традицион­ный документооборот предприятия;

• мультивалютность, позволяющая вести учет и контроль в раз­
личных бизнес-областях одновременно в различных валютах.
Реализованный в системе подход, ориентированный на управле­
ние по конкретным объектам и центрам ответственности, обеспечи­
вает повышение производительности не только традиционных рабо­
чих мест или отдельных структурных подразделений, но и позволяет
установить эффективный контроль и ответственность за достижение
результатов конкретных бизнес-процессов.

Несмотря на недостатки, связанные со спецификой российской экономики, все больше и больше крупных корпоративных клиентов приобретают западные информационные системы. Следовательно, в настоящий момент западные корпоративные информационные сис­темы класса МRР/МRРII оказываются на порядок выше отечествен­ных систем по производительности и эффективности работы. Ос­новным недостатком корпоративных систем отечественных производителей, ориентированных на российского потребителя, является достаточно короткий срок существования и как следствие сравни­тельно малый интервал опытной эксплуатации.

Внедрение корпоративной информационной системы все еще связано с большой долей риска неуспеха и определить однозначно, какие из систем западных или отечественных производителей при­несут наибольший эффект, довольно сложно. Предприятие должно решить этот вопрос самостоятельно, досконально проанализировав все положительные и отрицательные аспекты выбираемой корпора­тивной информационной системы.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.136.29 (0.007 с.)