Книга о (необходимости) крепко держаться Корана и сунны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Книга о (необходимости) крепко держаться Корана и сунны



Глава 1593: Следование обычаям посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

 

Аллах Всевышний сказал:

«…и сделай нас для богобоязненных предводителем!» 1 (“Различение”, 74).

1 То есть образцом для подражания.

 

2117 (7280). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Все (члены) моей общины войдут в рай, кроме тех, кто откажется».

(Люди) спросили:

«О посланник Аллаха, а кто откажется?»

Он сказал:

«Кто будет повиноваться мне, тот войдёт в рай, а кто ослушается меня, тот откажется».

 

2118 (7281). Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:1

«(Однажды, когда) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спал, к нему явились ангелы, и один из них сказал: “Поистине, он спит”. Другой сказал: “Поистине, глаз (его) спит, а сердце бодрствует”. Тогда они сказали: “Для того, к кому вы пришли, есть пример, приведите же его ему”. Один из них сказал: “Он ведь спит!” — другой же сказал: “Поистине, глаз (его) спит, а сердце бодрствует”, после чего они сказали: “Его можно сравнить с человеком, который построил дом, приготовил в нём угощение и послал (человека, чтобы пригласить на него гостей). И тот, кто принял приглашение приглашавшего, вошёл в этот дом и отведал угощения, а тот, кто приглашения приглашавшего не принял, не вошёл в дом и не попробовал этого угощения”. (Потом ангелы) сказали: “Истолкуйте ему (эту притчу), чтобы он понял её”, и один из них сказал: “Он ведь спит!” — другой же сказал: “Поистине, глаз (его) спит, а сердце бодрствует”. Тогда они сказали: “Дом — это рай, а приглашавший — это Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, и тот, кто подчинился Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, подчинился Аллаху, а кто ослушался Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, ослушался Аллаха, и Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, разделил людей”».2

1 Подразумевается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, передаёт слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

2 Имеется в виду, что послание, которое принёс с собой в мир пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, разделило людей на верующих и неверных, покорных воле Аллаха и ослушников.

 

Глава 1594: О том, что нежелательно задавать множество вопросов, и об обременяющем себя тем, что не имеет для него значения.1

1 См. хадисы под №№ 1658, 1659.

 

 

Аллах Всевышний сказал:

«О те, кто уверовал! Не спрашивайте о (таких) вещах, которые огорчат вас, когда станут вам известными1…» (“Трапеза”, 101).

1 То есть не спрашивайте пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о несущественном и о том, что не касается вашей религии, так как подобные вопросы могут привести к тому, что вам будет вменено в обязанность то, что прежде было необязательным.

 

2119 (7296). Передают со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Люди не перестанут задавать вопросы, пока не скажут: “Это — Аллах, Создатель всего. А кто создал Аллаха?”»1

1 Если человек под воздействием шайтана станет задавать себе подобные вопросы, пусть скажет: «Я уверовал в Аллаха /Аманту би-Ллях/», прочтёт 112-ю суру Корана “Искренность” и обращается к Аллаху за помощью и защитой от наущений шайтана.

 

Глава 1595: Об упоминавшемся относительно порицания самостоятельных суждений / ра’й / и выводов, сделанных на основании суждения по аналогии / кийас /1.

1 В данном случае речь идёт о самостоятельных суждениях и суждениях по аналогии по различным религиозным вопросам, сделанных без учёта того, что говорится об этом в Коране и сунне.

 

 

Аллах Всевышний сказал:

«И не следуй за тем, о чём у тебя нет знания…» (“Ночное путешествие”, 36).

 

2120 (7307). Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Амр, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«Я слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине, Аллах не станет забирать знание, которое Он даровал (людям, просто) лишая (их знания), но будет Он забирать (это знание) у них, забирая (к Себе) знающих вместе с их знанием, и (в конце концов) останутся невежественные люди, у которых будут просить выносить решения1, и они станут делать это, руководствуясь (только) собственным мнением, вводя в заблуждение (людей) и сами сбиваясь с правильного пути”».

1 Имеются в виду фетвы, то есть решения по религиозно-правовым вопросам.

 

Глава 1596: Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Обязательно станете вы следовать обычаям живших до вас …»

2121 (7319). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Не наступит Час этот, пока (члены) моей общины не станут следовать (по стопам) живших до них пядь за пядью и локоть за локтем».

(Люди) спросили:

«О посланник Аллаха (, ты имеешь в виду) персов и византийцев?» — и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«А кто же ещё это может быть?»

 

Глава 1597: Побивание камнями / раджм / за прелюбодеяние людей, состоящих в браке.

2122 (7323). Сообщается, что ‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Поистине, Аллах направил Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, с истиной и ниспослал ему Книгу, а среди ниспосланного был и айат о побивании камнями».1

1 Айат, в котором говорилось о необходимости побивания камнями людей, состоящих в браке, за совершение прелюбодеяния, был отменён и поэтому он не включён в текст Корана, однако установление относительно этого осталось в силе, что подтверждается соответствующими достоверными хадисами (см. хадис № 1132).

 

Глава 1598: Вознаграждение судьи, который принимает самостоятельное решение, являющееся правильным или ошибочным.

2123 (7352). Передают со слов ‘Амра бин аль-‘Аса, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Если судья вынесет решение, проявив усердие1, и (его решение) окажется правильным2, ему (полагается) двойная награда, если же он вынесет решение, проявив усердие, и ошибётся, то ему (полагается одна) награда».

1 То есть использовав в процессе поисков решения все свои знания.

2 Иначе говоря, соответствующим решению Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует.

 

Глава 1599: О том, кто считал доводом отказ пророка, да благословит его Аллах и приветствует, от непризнания чего-либо, не считая доводом такие же действия любого другого человека.

2124 (7355). Сообщается, что Мухаммад бин аль-Мункадир, да помилует его Аллах Всевышний, сказал:

«Я услышал, как Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, поклялся Аллахом, что Ибн ас-Саййад1 был Антихристом, и спросил его: “Как можешь ты клясться Аллахом?” Он сказал: “Поистине, я слышал, как в этом в присутствии пророка, да благословит его Аллах и приветствует, поклялся ‘Умар, да будет доволен им Аллах, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не выразил ему своего неодобрения”».

1 Ибн ас-Саййад — юноша-иудей необычной внешности, относительно которого у пророка, да благословит его Аллах и приветствует, возникли подозрения, что он является Антихристом или же одним из тридцати лжецов, которые должны появиться среди людей, выдавая себя за посланников Аллаха. См. хадис № 642.

 

Книга единобожия

Глава 1600: О том, что сообщается относительно призыва пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, к единобожию, обращённого им к (членам) его общины.

2125 (7375). Сообщается, что жена пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

(Как-то раз) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отправил (в поход) боевой отряд под командованием одного человека, который во время молитв был имамом для своих товарищей и всегда завершал чтение (словами): «Скажи: “Он, Аллах, Один…”» 1. Когда они вернулись, об этом рассказали пророку, да благословит его Аллах и приветствует, который велел: «Спросите его, почему он делает это?» Ему задали этот вопрос, и он сказал: «В ней (упоминается о) качествах Милостивого, и (поэтому) я люблю читать её». (Узнав о том, что он сказал,) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел (им): «Скажите ему, что Аллах любит его».

1 Имеется в виду, что последним, что он читал во время каждого раката молитвы, была 112-я сура Корана “Искренность”, до которой им читалась “Аль-Фатиха” и какая-нибудь другая сура или отдельные айаты.

 

Глава 1601: Слова Всевышнего: «Поистине, Аллах — Дарующий средства к существованию, Обладающий силой, Крепкий» (“Рассеивающие”, 58).

2126 (7378). Передают со слов Абу Мусы аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Никто не проявляет больше терпения, слыша обидные слова, чем Аллах: (люди приписывают) Ему сына, а Он дарует им здоровье и средства к существованию!»

 

Глава 1602: Слова Всевышнего: «…и Он — Всемогущий, Мудрый» (“Ибрахим”, 4), и слова Всевышнего: «Преславен Господь твой, Господь величия, (Он выше) того, что Ему приписывают!» (“Выстроившиеся в ряды”, 180), и слова Его: «…а слава принадлежит Аллаху и Его посланнику» (“Лицемеры”, 8).

2127 (7383). Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, часто говорил:

«Ищу защиты у славы Твоей, о Тот, помимо Которого нет иного бога и Который не умрёт, тогда как джинны и люди смертны /А‘узу би-‘иззати-Кя-ллязи ля иляха илля Анта-ллязи ля йамуту, ва-ль-джинну ва-ль-инсу йамутун!/».

 

Глава 1603: Слова Всевышнего: «Предостерегает вас Аллах от Самого Себя1…» (“Семейство ‘Имрана”, 28) и слова Аллаха Всевышнего: «Ты знаешь, что у меня в душе, а я не знаю, что (скрываешь) в Себе Ты» (“Трапеза”, 116).

1 То есть от того наказания, которому Он может вас подвергнуть.

 

 

2128 (7404). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Создав всё сущее, Аллах сделал запись в Своей Книге, которая находится у Него на престоле, и предписал Себе (следующее): “Поистине, милосердие Моё будет преобладать над гневом Моим”».

 

2129 (7405). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Аллах Всевышний говорит: “Я буду таким, каким считает Меня раб Мой,1 и Я нахожусь вместе с ним,2 когда он поминает Меня. Если он помянет Меня в душе, то и Я помяну его про Себя, а если он помянет Меня в обществе (других людей), то Я помяну его среди тех, кто лучше их3. Если раб приблизится ко Мне на пядь, Я приближусь к нему на локоть, если Он приблизится ко Мне на локоть, Я приближусь к нему на сажень, а если он направится ко Мне шагом, то Я брошусь к нему бегом!”»

1 Имеется в виду, что Аллах сделает для человека именно то, чего он будет от Него ожидать.

2 Эти слова означают: в этот момент Я оказываю ему Свою милость в виде помощи и содействия. См. примечание к хадису № 256.

3 Здесь речь идёт об ангелах, приближенных к Аллаху.

 

Глава 1604: Слова Аллаха Всевышнего: «Они хотят изменить слово Аллаха» (“Победа”, 15).

2130 (7501). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Аллах говорит1: “Если решит раб Мой совершить дурное, не записывайте за ним (дурного дела), пока он не совершит его. Если он совершит дурное, запишите ему это как оно есть2, а если он откажется от (совершения этого) ради Меня,3 то запишите ему (одно) доброе дело. Если он решит совершить доброе дело, но не совершит его, запишите ему (одно) доброе дело, а если он совершит его, то записывайте ему от десяти до семисот и многим более добрых дел”».

1 Эти слова Аллаха обращены к ангелам, которым поручено записывать добрые и дурные дела людей.

2 Имеется в виду, что следует записать совершение одного дурного дела.

3 То есть из страха перед Моим наказанием и желания получить от Меня награду.

 

2131 (7507). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, (один из) рабов (Аллаха) совершил грех и сказал: “Господь мой, я согрешил, прости же меня!” И Господь его сказал: “Узнал ли раб Мой, что у него есть Господь, Который прощает грехи и наказывает за них? Я прощаю Своего раба”. Потом прожил он, (не совершая грехов,) сколько пожелал Аллах, (снова) совершил грех и сказал: “Господь мой, я согрешил, прости же меня!” — и (Господь) сказал: “Узнал ли раб Мой, что у него есть Господь, Который прощает грехи и наказывает за них? Я прощаю Своего раба”. Потом прожил он, (не совершая грехов,) сколько пожелал Аллах, (снова) совершил грех и сказал: “Господь мой, я снова согрешил, прости же меня!” — и (Господь) сказал: “Узнал ли раб Мой, что у него есть Господь, Который прощает грехи и наказывает за них?” — (и трижды повторил): “Я прощаю Своего раба”, (а потом добавил): “Пусть же делает, что хочет”».1

1 Таким образом, в этом хадисе содержится указание на то, что при условии искреннего покаяния Аллах Всевышний готов прощать Своих рабов. Вместе с тем последние слова ни в коем случае не следует понимать как разрешение или побуждение делать всё, что угодно, особенно если принимать во внимание, что каждый человек может умереть в любой момент, не успев принести покаяние.

 

Глава 1605: Слова, с которыми Всевышний Господь обратится в День воскресения к пророкам и другим людям.

2132 (7509). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

Я слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«В День воскресения мне будет предоставлено право заступничества, и я скажу: “О Господь мой! Введи в рай тех, у кого было в сердце (веры хотя бы) с горчичное зерно!” — и они войдут (в рай), а потом я скажу: “Введи в рай тех, у кого было в сердце (хоть) что-нибудь (от веры)!”»

Анас сказал:

«И у меня до сих пор стоят перед глазами пальцы посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует».1

1 Анас, да будет доволен им Аллах, имеет в виду, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сделал знак пальцами, желая показать что-то совсем незначительное.

 

2133 (7510). Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:

Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, рассказал нам следующее:

«Когда настанет День воскресения, людей охватит волнение, и будут они (в смятении обращаться) друг к другу, после чего явятся к Адаму и взмолятся: “Заступись за нас перед твоим Господом!” — а он скажет: “Я (недостоин быть заступником), а вам следует пойти к Ибрахиму, ибо, поистине, он — возлюбленный Аллаха!”1 Тогда они явятся к Ибрахиму, который скажет: “Я (недостоин быть заступником), а вам следует пойти к Мусе, ибо, поистине, Аллах говорил с ним!” Тогда они явятся к Мусе, который скажет: “Я (недостоин быть заступником), а вам следует пойти к ‘Исе, ибо, поистине, он — дух Аллаха и Его слово!” Тогда они явятся к ‘Исе, который скажет: “Я (недостоин быть заступником), а вам следует пойти к Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует!” Тогда они явятся ко мне, и я скажу: “Я (заступлюсь за вас)!” — и обращусь к своему Господу за разрешением2, и разрешение (на это) будет дано мне, а затем Он внушит мне слова хвалы, с которыми я обращусь к Нему и которых не знаю сейчас. И я воздам Ему эту хвалу и склонюсь перед Ним в земном поклоне, после чего мне будет сказано: “О Мухаммад, подними голову, говори, и тебя выслушают, проси, и тебе будет даровано, обращайся с заступничеством, и оно будет принято!” Тогда я скажу: “О Господь мой, община моя, община моя!” — а (мне) будет сказано: “Ступай и выведи из (пламени ада) тех, у кого в сердце было веры (хоть на вес) ячменного зерна!” — и я пойду и сделаю (это). Потом я вернусь, (снова) воздам Ему эту хвалу и склонюсь перед Ним в земном поклоне, и (мне) будет сказано: “О Мухаммад, подними голову, говори, и тебя выслушают, проси, и тебе будет даровано, обращайся с заступничеством, и оно будет принято!” Тогда я скажу: “О Господь мой, община моя, община моя!” — а (мне) будет сказано: “Ступай и выведи из (пламени ада) тех, у кого в сердце было веры (хоть на вес) пылинки или горчичного зерна!” — и я пойду и сделаю (это). Потом я вернусь и (снова) воздам Ему эту хвалу, после чего склонюсь перед Ним в земном поклоне, и (мне) будет сказано: “О Мухаммад, подними голову, говори, и тебя выслушают, проси, и тебе будет даровано, обращайся с заступничеством, и оно будет принято!” Тогда я скажу: “О Господь мой, община моя, община моя!” — а Он скажет (мне): “Ступай и выведи тех, у кого в сердце было веры (хоть на вес) мельчайшей части горчичного зерна, выведи (таких) из огня!” — и я пойду и сделаю (это)».

В другой версии (этого хадиса, передаваемой со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также) сказал:

А потом я вернусь в четвёртый раз и (снова) воздам Ему эту хвалу, после чего склонюсь перед Ним в земном поклоне, и (мне) будет сказано: «О Мухаммад, подними голову, говори, и тебя выслушают, проси, и тебе будет даровано, обращайся с заступничеством, и оно будет принято!» Тогда я скажу: «О Господь мой, позволь мне (обратиться к Тебе с заступничеством) за тех, кто говорил: “Нет бога, кроме Аллаха”!» — и Он скажет: «Клянусь Своей славой, величавостью и величием, Я обязательно выведу оттуда тех, кто говорил: “Нет бога, кроме Аллаха”!»

1 См. хадис № 286.

2 То есть за разрешением обращаться с заступничеством за людей.

 

Глава 1606: Взвешивание слов и дел в День воскресения.

 

Аллах Всевышний сказал:

«И установим Мы справедливые Весы для Дня воскресения…» (“Пророки”, 47).

 

2134 (7563). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Есть два слова1, которые любит Милостивый, и они легки для языка, а на Весах они будут тяжелы. (Это слова) “Слава Аллаху и хвала Ему, слава Аллаху Великому! /Субхана-Ллахи ва би-хамди-хи, субхана-Ллахи-ль-‘Азым!/” ».

1 Имеются в виду фразы.

 


[I] От переводчика

 

Уважаемый читатель!

Книга, перевод которой ты держишь в своих руках, заключает в себе часть сунны1, второй по важности после Корана основы вероучения Ислама, и пользуется в мусульманском мире непререкаемым авторитетом.

Это объясняется целым рядом обстоятельств.

Первое и самое важное состоит в том, что эта книга, как уже было сказано, содержит в себе часть сунны пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Иначе говоря, она содержит в себе многочисленные примеры из его жизни, что должно служить образцом и руководством как для мусульманской общины в целом, так и для каждого мусульманина в отдельности. В Коране сказано: «И говорит он не по прихоти (своей)…» 2 Это значит, что все слова и, соответственно, поступки пророка, да благословит его Аллах и приветствует, были продиктованы не его личными пристрастиями, а внушались ему свыше. В Коране также сказано: «Посланник Аллаха – прекрасный пример для вас…» 3, что является прямым велением Аллаха людям брать пример с пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Более того, подчинение пророку, выражающееся в следовании его примеру, приравнивается в Коране подчинению Самому Аллаху, так как Аллах Всевышний сказал: «Повинующийся посланнику повинуется Аллаху»4.

Во-вторых, сунна служит для верующего надёжным критерием, позволяющим ему отделять всевозможные нововведения в сфере религии, возникшие уже после смерти пророка, да благословит его Аллах и приветствует, от того, что действительно исходит от Аллаха. Таким образом, сказанного вполне достаточно для того, чтобы понять, чем является сунна для настоящего мусульманина.

В-третьих, предлагаемый вниманию читателя сборник хадисов5, составителем которого является имам аль-Бухари, является наиболее авторитетным сборником такого рода.

Сподвижники пророка, да благословит его Аллах и приветствует, начали записывать хадисы ещё при его жизни. Впоследствии эта работа продолжалась, и с середины VII века начали появляться первые сборники хадисов, объединявшие в себе сообщения от одного передатчика /муснад/, а через некоторое время – и тематические сборники /мусаннаф/.

Вполне естественно, что, поскольку существовало огромное количество хадисов, во многих случаях передававшихся по памяти, самое пристальное внимание уделялось вопросу об их достоверности. В связи с этим в мусульманской науке постепенно сложилась особая дисциплина исследования хадисов — выявление степени их достоверности через критику надёжности иснадов6. Качество иснада рассматривалось как гарантия достоверности хадиса. Так, для мухаддисов7 было важно установить наличие непрерывной цепи передатчиков, которые именовались “риджаль” (люди; мужи), и поэтому они выясняли их полные имена, годы жизни и факты биографии, чтобы удостовериться в том, что передатчики могли встречаться друг с другом, и дать оценку их нравственным качествам, способности правильно воспроизводить услышанное и так далее. Проверка правдивости передатчиков хадисов получила название “аль-джарх ва-т-та‘диль” (отвод и подтверждение), а собирание и изучение всех доступных данных о мухаддисах привело к возникновению особого направления – “ма‘рифат ар-риджаль” (знание о мужах). Следствием этого стало составление огромных справочников с биографиями передатчиков хадисов и указаниями на то, в какой мере они заслуживают доверия. Была разработана особая терминология, связанная с оценкой степени достоверности хадисов, а сами они были разделены на три группы: достоверные /сахих/, хорошие /хасан/ и слабые /да‘иф/.8 При проверке хадисы классифицировались также и по другим признакам в зависимости от особенностей иснада и матна, количества передатчиков, путей передачи и целого ряда других факторов.

Наибольшим авторитетом пользуются, естественно, достоверные хадисы, а самыми авторитетными сводами хадисов признаны шесть нижеперечисленных сборников.

1. “Аль-джами‘ ас-сахих” имама аль-Бухари (ум. в 870/256 году хиджры).
2. “Сахих” имама Муслима бин аль-Хаджжаджа аль-Кушайри (ум. в 875/261 г.х.).
3. “Сунан” Абу Дауда Суляймана бин аль-Аш‘аса ас-Сиджистани (ум. в 888/275 г.х.).
4. “Сунан” Мухаммада бин ‘Исы ат-Тирмизи (ум. в 892/279 г.х.).
5. “Сунан” Ахмада бин Шу‘айба ан-Наса’и (ум. в 915/303 г.х.).
6. “Сунан” Ибн Маджи (ум. в 886/273 г.х.).

“Аль-джами‘ ас-сахих” имама аль-Бухари стоит в этом списке на первом месте не случайно. Все хадисы, вошедшие в этот сборник, являются достоверными, а сам он был первым из сборников, составленных по тематическому принципу /мусаннаф/ и уже современниками признавался выдающимся руководством по фикху (мусульманскому праву в широком смысле этого слова).

Имам Мухаммад бин Исма‘ил Абу ‘Абдуллах аль-Джу‘фи аль-Бухари родился 11 шавваля 194/21 июля 810 г. в семье иранского происхождения в Бухаре, а умер 30 рамадана 256/31 августа 870 г. в селении Хартанк близ Самарканда. В возрасте шестнадцати лет он совершил паломничество в Мекку вместе с матерью и братом, после чего некоторое время прожил в Аравии. Имам аль-Бухари уже в юном возрасте обнаружил огромные способности, любовь к науке и большое благочестие. В поисках хадисов он путешествовал по многим городам Ближнего и Среднего Востока, где, по его собственным словам, повстречал более тысячи мухаддисов. После возвращения в Бухару имам продолжил свою работу, всего же на составление “Сахиха” ушло около шестнадцати лет. Как сообщается, имам аль-Бухари проверил шестьсот тысяч хадисов, которые были в ходу в то время, не считая двухсот тысяч, записанных им у своих учителей и информаторов. Из всего этого громадного количества материалов он отобрал для своего сборника всего лишь около семи тысяч трёхсот хадисов, а с учётом того, что многие из них повторяются с небольшими изменениями как варианты, на самом деле их количество ещё меньше. Это лишний раз свидетельствует о том, как тщательно аль-Бухари относился к выполнению поставленной им перед самим собой задачи и сколь высоки были критерии отбора и проверки.

Несмотря на то что семь с лишним тысяч хадисов, вошедших в “Сахих”, являются лишь малой частью всего проверенного аль-Бухари материала, они составляют весьма внушительную по объёму и поэтому неудобную для практического использования книгу. В связи с этим в разное было составлено несколько сокращённых /мухтасар/ вариантов этого сборника, одним из которых является признаваемый наиболее удачным вариант имама Ахмада бин ‘Абд ал-Латифа аз-Зубайди.

В этом варианте сокращению подверглись иснады хадисов, названия глав, а также практически все повторяющиеся хадисы, в результате чего общее их количество составило 2134. Однако все матны, иначе говоря тексты информационных частей хадисов полностью сохранены, что позволяет читателю получить вполне адекватное представление о труде аль-Бухари, в то же время значительно сокращая необходимое для этого время.

Подготовленный мною перевод полностью соответствует сокращённому варианту “Сахиха” имама аз-Зубайди, если не считать того, что для удобства пользования книгой я решил оставить разбивку на главы9. В процессе работы над переводом были использованы труды средневековых комментаторов “Сахиха” Ибн Хаджара аль-‘Аскалани, Шихаб ад-дина Ахмада бин Мухаммада аль-Касталлани и Абу Мухаммада Махмуда бин Ахмада аль-‘Айни. С учётом огромной важности сунны и недопустимости искажения ни одного слова, сказанного пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и ни одной, пусть даже мельчайшей, на первый взгляд, детали, имеющей отношение к его делам, основную свою задачу я видел в том, чтобы добиться максимально возможной адекватности перевода и в отношении его смысла, и в отношении лексических и выразительных средств. Стремление показать, какие слова имеются в арабском тексте, а какие необходимо употребить, чтобы текст зазвучал на русском языке, привелo меня к условным знаковым обозначениям. В скобках даются слова, отсутствующие в арабском тексте, но необходимые по существу высказывания. Знаки препинания расставлены при этом так, будто скобок не существует. Вот почему читатель может увидеть знаки, не употребляемые в русской грамматике (например, запятые после начальной скобки и перед её закрытием). Предлагаемый вниманию читателя текст необычен. Так, заголовки в нём нередко представляют собой развёрнутое высказывание, и поэтому в конце их в отличие от принятого правила ставятся точки.

Словом “молитва” /салят/ в переводе везде обозначается обязательная /фард/ или добровольная /нафиля/ мусульманская молитва, состоящая, соответственно, из фиксированного или произвольного количества ракатов (не путать со словом “мольба” /ду‘а/, которым везде обозначается обращение к Аллаху с просьбами).

Слова “бин” или “ибн” (сын), “бинт” (дочь) и “бану” (сыновья) являются составными частями имён собственных или названий племён.

В тех случаях, когда после имени одного человека следует традиционное мусульманское благопожелание “да будет доволен Аллах ими обоими”, это означает, что и сам этот человек, и его отец были сподвижниками пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Во всех необходимых случаях, например, когда те или иные слова можно понять двояко или когда дело касается таких реалий, которые незнакомы не только человеку, далёкому от Ислама, но и многим мусульманам, даются необходимые комментарии. Соответствующими примечаниями снабжены также те места хадисов, в которых упоминается о важных событиях истории Ислама и о некоторых наиболее выдающихся сподвижниках пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и отдельных исторических личностях.

В мусульманской литературе и всевозможных научных исследованиях о сунне пророка, да благословит его Аллах и приветствует, было сказано уже так много, что ничего нового к этому добавить практически невозможно. Тем не менее хотелось бы обратить внимание читателя на несколько весьма важных, как представляется, моментов.

Во-первых, каждому следует отдавать себе отчёт в том, что сунна пророка, да благословит его Аллах и приветствует, изложенная в многократно проверенных и заслуживающих доверия хадисах, представляет собой совершенно уникальное явление в истории всех религий, поскольку ни об одном из других пророков люди не имеют такого огромного количества достоверной информации.

Во-вторых, необходимо учитывать, что ознакомление с хадисами требует особого подхода. Прежде всего это касается, конечно же, мусульман, для которых сунна является прямым руководством к действию во всех их религиозных и мирских делах, а это значит, что здесь нет и не может быть того, чему можно не придавать значения.

В-третьих, влияние сунны на жизнь целых народов, исповедующих Ислам, столь продолжительно и глубоко, что нет никакой необходимости доказывать, что психологию и логику поведения мусульманина можно понять только с учётом всех факторов, под воздействием которых происходило формирование его личности, а в этом отношении первостепенное значение Корана и сунны неоспоримо.

В-четвёртых, знакомство с сунной могло бы способствовать искоренению всяческих домыслов, суеверий и лжи, возводимой как на Ислам, так и на его пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что всем пошло бы только на пользу.

В заключение мне хотелось бы призвать каждого мусульманина, прочитавшего эту книгу, вспомнить, какое неимоверное количество усилий приложил имам аль-Бухари для составления “Сахиха”, и обратиться к Аллаху с мольбой о том, чтобы Он воздал благом как ему, так и всем тем людям, благодаря труду и высоким нравственным качествам которых мы имеем возможность познакомиться с сунной.

И да благословит Аллах и да приветствует пророка Мухаммада, его семью и всех его сподвижников.

Владимир Абдулла Нирша

1 “Сунна” – обычай, пример. Сунна состоит из сообщений о поступках /фи‘ль/ пророка, да благословит его Аллах и приветствует, его высказываниях /кауль/ и невысказанном одобрении /такрир/ поступков или слов других людей, а также о его качествах.

2 “Звезда”, 3.

3 “Сонмы”, 21.

4 “Женщины”, 80.

5 Хадис – отдельное сообщение о том, что сказал или сделал пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует. Вся совокупность хадисов и составляет собой сунну.

6 Каждый хадис состоит из двух частей: “иснада” – перечисления людей, передававших друг другу то или иное сообщение, и “матна” – собственно сообщения или же информационной части хадиса.

7 Мухаддис – человек, занимающийся собиранием и критикой хадисов.

8 Термин “сахих” служит для обозначения такого хадиса с непрерывным иснадом, каждый передатчик которого от первого до последнего отличался беспристрастностью и точностью, в силу чего в иснаде такого хадиса нет никаих отклонений или недостатков. Ибн Хаджар аль-‘Аскалани даёт термину “хасан” такое определение: «Хорошим является хадис с непрерывным иснадом, все передатчики которого отличались добросовестностью. Такой хадис является лишь немногим менее точным, чем подобные ему, а передатчики передали его безо всяких отклонений или недостатков». Подобно достоверным, хорошие хадисы можно приводить в качестве доводов шариата, несмотря на то что такой же силой эти доводы обладать не будут. Термин “да‘иф” служит для обозначения такого сообщения, которое не может считаться хорошим, если оно не удовлетворяет хотя бы одному необходимому условию. Слабые хадисы не должны иметь отношения к догматам веры и в них не должны содержаться разъяснения таких установлений шариата, которые имеют отношение к дозволенному и запретному. Это значит, что с целью побуждения или устрашения их можно приводить в наставлениях, рассказах и тому подобных случаях.

9 Некоторые главы “Сахиха” не имеют названий. Кроме того, в целом ряде случаев названия глав не соответствуют содержанию хадисов, относящихся к этой главе. Это обьясняется тем, что в данный сборник вошли не все хадисы, приводимые аль-Бухари, а названиям глав в таких случаях соответствуют хадисы, которые не были включены аз-Зубайди в его сборник.

 

[II] Краткие сведения об имаме аль-Бухари

Имя и нисбы 1 аль-Бухари

Имя имама — Мухаммад бин Исма‘ил бин Ибрахим бин аль-Мугира аль-Бухари аль-Джу‘фи; его кунья2 — Абу ‘Абдуллах.

Рождение и детство

Имам аль-Бухари родился в Бухаре в пятницу одиннадцатого числа месяца шавваль 194 года хиджры. Он рано лишился отца и ослеп в раннем детстве, а через некоторое время его мать увидела во сне пророка Ибрахима, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал ей: «О такая-то, Аллах вернул зрение твоему сыну благодаря твоим многочисленным мольбам».

Аллах наделил его способностью запоминать хадисы, когда он был ещё ребёнком. Абу Джа‘фар Мухаммад бин Абу Хатим аль-Варрак сказал: «Однажды я спросил Абу ‘Абдуллаха аль-Бухари: “Как ты начал изучать хадисы?” Он ответил: “Мысль о необходимости запоминать хадисы была внушена мне, когда я только начинал учиться, и было мне десять лет или менее того. Потом я покинул школу и стал учиться то у одного, то у другого учителя. Когда мне исполнилось шестнадцать лет, я уже помнил наизусть книги Ибн аль-Мубарака и Ваки‘а и знал их высказывания. Затем вместе с матерью и братом я отправился в Мекку, где мы и поселились ради собирания хадисов, а когда мне исполнилось восемнадцать лет, я стал классифицировать сведения о сподвижниках и последователях, а также их высказывания”».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.142.115 (0.096 с.)