Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Книга о захваченном несправедливо

Поиск

Глава 864: Воздаяние равным за (допущенные) несправедливости.

1057 (2440). Передают со слов Абу Са‘ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Когда верующие спасутся от огня1, они будут остановлены на мосту между раем и адом2, где (люди) взыщут друг с друга за те несправедливости, которым (они подвергались) в этом мире3; когда же они будут очищены и избавлены (от грехов), им позволят войти в рай, и клянусь Тем, в Чьей длани душа Мухаммада, каждый из них найдёт своё жилище в раю легче, чем он находил свой дом в мире этом!»

1 То есть после того как они благополучно пройдут по Сирату над пламенем ада.

2 Имеется в виду та часть Сирата, которая непосредственно прилегает к раю.

3 Имеется в виду, что там они примирятся друг с другом, чтобы войти в рай чистыми.

 

Глава 865: Слова Аллаха Всевышнего: «Поистине, проклятие Аллаха (лежит) на несправедливых!» (“Худ”, 18).

1058 (2441). Передают со слов Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, что он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

Поистине, Аллах приблизит к Себе верующего1, и окажет ему Свою милость, и укроет его, и (станет) спрашивать: «Признаёшь ли ты (, что совершил) такой-то грех? Признаёшь ли ты (, что совершил) такой-то грех?» — а он будет говорить: «Да, о Господь мой!» Когда же (Аллах) заставит его признать (все) его грехи, и (верующий) посчитает, что он уже погиб, (Аллах) скажет: «Я покрыл (твои грехи)2 в земной жизни и Я прощу их тебе сегодня!» — а потом ему будет вручена книга (с записями) его добрых дел. Что же касается неверного и лицемера, то свидетели (их дел) скажут: «“Это те, которые возводили ложь на своего Господа!” Поистине, проклятие Аллаха (лежит) на несправедливых!» 3

1 Здесь речь идёт о приближении не в буквальном, а в переносном смысле. Иными словами, он будет почтён или же возвышен.

2 То есть скрыл их от людей.

3 “Худ”, 18.

 

Глава 866: Мусульманин не должен ни притеснять мусульманина, ни выдавать его (притеснителю).

1059 (2442). Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Мусульманин мусульманину брат, и он (не должен) ни притеснять, ни предавать его. Тому, кто (поможет) своему брату в нужде его, Аллах (поможет) в его собственной нужде, того, кто избавит мусульманина от печали, Аллах избавит от одной из печалей Дня воскресения, а (грехи) того, кто покроет (грехи) мусульманина, Аллах покроет в День воскресения».

 

Глава 867: Помогай своему брату (независимо от того), притеснителем он является или притесняемым.

1060 (2444). Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Помогай своему брату (независимо от того,) притеснителем он является или притесняемым». (Люди) сказали: «О посланник Аллаха (, будет правильно, если) мы станем помогать притесняемому, но как же мы (можем) помочь притеснителю?!» (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Хватая его за руки».1

1 То есть удерживая его от притеснения других, что и станет для него помощью.

 

Глава 868: В День воскресения притеснение (обернётся густым) мраком.

1061 (2447). Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«В День воскресения притеснение (обернётся густым) мраком».

 

Глава 869: Следует ли указывать на несправедливость человека, если тот, по отношению к кому он её допустил, простил его?

1062 (2449). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Пусть допустивший (такую) несправедливость по отношению к своему брату, которая затронула его честь или что-нибудь ещё, освободится от этого сегодня1, прежде чем исчезнут динары и дирхемы, (ибо тогда,)2 если будут у него (в запасе) благие дела, их заберут у него в соответствии (с тяжестью нанесённой) им обиды, а если добрых дел у него не окажется, будет взято (что-нибудь) из дурных дел обиженного и возложено на него».

1 Иначе говоря, при жизни, когда можно так или иначе загладить свою вину перед другим человеком.

2 То есть в День воскресения.

 

Глава 870: Грех того, кто неправомерно захватит (чужую) землю.

1063 (2452). Сообщается, что Са‘ид бин Зайд, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “(В День воскресения) вокруг шеи присвоившего себе часть (чужой) земли обовьётся (собранное) с семи земель”».

 

1064 (2454). Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Тот, кто присвоит себе часть (чужой) земли без права на это, в День воскресения будет ввергнут в (глубины) семи земель».

 

Глава 871: Если один человек разрешит другому (сделать) что-либо, это станет позволительным.

1065 (2455). Сообщается, что Джабаля, да помилует его Аллах Всевышний, сказал:

«(Однажды, когда) мы с некоторыми жителями Ирака находились в Медине, выдался голодный год, и Ибн аз-Зубайр снабжал нас финиками, что же касается Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, то, проходя мимо нас, он говорил: “Поистине, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал брать по два финика сразу, если только (любой) из вас не спросит на это разрешения у своего брата”».

 

Глава 872: Слова Аллаха Всевышнего “и он непримирим в спорах” (“Корова”, 204).

1066 (2457). Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, самым ненавистным из людей для Аллаха является непримиримый в спорах».1

1 Ас-Сан‘аи объясняет смысл этого хадиса следующим образом: «Это значит, что Аллах ненавидит заядлого спорщика, который пытается во что бы то ни стало убедить в чём-то другого человека, поскольку суть спора состоит в том, что ты стараешься доказать несостоятельность слов другого, чтобы обнаружить их недостатки, желая при этом только унизить утверждающего нечто иное и подчеркнуть своё превосходство перед ним».

 

Глава 873: Грех того, кто ведёт тяжбу несправедливо,1 зная об этом.

1 Иначе говоря, добивается того, на что не имеет законного права.

 

 

1067 (2458). Передают со слов жены пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Умм Саламы, да будет доволен ею Аллах, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, услышал (шум) спора у дверей своей комнаты, вышел к (спорившим) и сказал: «Поистине, я — только человек, а (люди) приходят ко мне (со своими) спорами. И может оказаться так, что кто-нибудь из вас будет более красноречив, чем другой, и я посчитаю, что он сказал правду, и вынесу решение в его пользу на основании этого. Однако если я (по ошибке) решу отдать ему то, что по праву принадлежит (другому) мусульманину, это будет не чем иным, как частью (пламени) ада, так пусть он (сам) возьмёт это или откажется от этого».1

1 Таким образом, в подобных обстоятельствах пророк, да благословит его Аллах и приветствует, предлагает мусульманам обращаться к своей совести и принимать решение самостоятельно с учётом сказанного им и того, что им лучше других людей известно, правду они говорят или лгут.

 

Глава 874: Обиженный (может) воздать обидчику равным, если найдёт его имущество.

1068 (2461). Сообщается, что ‘Укба бин ‘Амир, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Однажды) мы сказали (пророку, да благословит его Аллах и приветствует): “О посланник Аллаха, ты посылаешь нас1, а мы останавливаемся у людей, не оказывающих нам (гостеприимства). Что ты об этом скажешь?” (В ответ) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если остановитесь у кого-либо и будет велено (принимать вас), как положено (принимать гостя), то примите это, если же они этого не сделают, сами берите с них то, что полагается гостю”».

1 То есть направляешь нас к людям из различных племён для обращения к ним с исламским призывом.

 

Глава 875: Никто не должен мешать своему соседу устанавливать доску на его стене.

1069 (2463). Передают, что (однажды) Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сообщил людям, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Пусть один сосед не мешает другому (, если тот пожелает) установить доску на его стене», после чего Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, обратился (к тем, кто слушал его,) сказав: «Почему же вы отказываетесь (следовать этому наставлению)? Клянусь Аллахом, я не перестану повторять его вам!»

 

Глава 876: Об открытом пространстве дворов и сидении там, а также о сидении на дорогах.

1070 (2465). Передают со слов Абу Са‘ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что (однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Ни в коем случае не следует вам сидеть на дорогах!» Люди сказали: «Но мы обязательно должны (делать это), ведь только там мы (можем) собраться и побеседовать (друг с другом)!» Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если уж вам непременно нужно собираться (там, то по крайней мере) воздавайте дороге должное!» (Люди) спросили: «А что значит воздавать должное дороге?» Он ответил: «(Это значит) потуплять взоры, (никому) не причинять вреда, отвечать на приветствия, побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого».

 

Глава 877: О том случае, когда возникают разногласия относительно главной дороги.

1071 (2473). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, решил, что в случае возникновения разногласий относительно дороги (следует оставлять для прохода) семь локтей».1

1 Имеются в виду такие случаи, когда люди, живущие рядом с общей дорогой, хотят что-нибудь построить на земле, в связи с чем возникают какие-то конфликты.

 

Глава 878: Запрещение грабежа и обезображивания трупов.

1072 (2474). Сообщается, что ‘Абдуллах бин Йазид аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал грабить и обезображивать трупы».

 

Глава 879: О том, кто сражается, защищая своё имущество.

1073 (2480). Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Амр, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«Я слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Любой погибший при защите своего имущества (становится) шахидом”».

 

Глава 880: О том случае, когда кто-нибудь разбивает чужое деревянное блюдо или что-то другое.

1074 (2481). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Однажды, когда) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, находился у одной из своих жён, одна из матерей правоверных1 послала (ему) со слугой деревянное блюдо с едой. (Та жена, у которой находился пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) ударила рукой (по этому блюду) и разбила его; что же касается (пророка, да благословит его Аллах и приветствует,) то он собрал (куски блюда), положил на них эту еду и сказал: “Ешьте”. И он задержал посланца вместе с этим блюдом, пока они не поели, а потом отдал ему целое блюдо, а разбитое оставил (у себя)».

1 Иначе говоря, другая жена пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

 

Книга о партнёрстве

Глава 881: Об общих съестных припасах, общих расходах и общем владении (прочими) вещами.

1075 (2484). Сообщается, что Салама бин аль-Аква‘, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Однажды, когда) люди находились в пути, их припасы стали подходить к концу и у них почти ничего не осталось. Тогда они пришли к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, (стали просить его разрешения на то, чтобы) заколоть их верблюдов, и он разрешил им сделать это. А потом их встретил ‘Умар, которому они рассказали обо всём, и он воскликнул: “Как же вы (сможете) выжить (, если заколете) своих верблюдов?!” — после чего пошёл к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: “О посланник Аллаха, как же они выживут (, если заколют) своих верблюдов?!” Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел (‘Умару): “Объяви людям, чтобы они принесли остатки своих припасов”, и для этих (остатков) расстелили кожаную подстилку, а (люди) сложили на неё (всю свою еду. Когда это было сделано,) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, встал, обратился с мольбой к Аллаху и призвал благословение (на эту еду), после чего велел людям подходить со своими сосудами, и они набирали еду пригоршнями, пока (каждый не взял столько, сколько ему было нужно, чтобы насытиться)1, а затем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и что я — посланник Аллаха /Ашхаду алля иляха илля-Ллаху ва анни расулю-Ллах/ ”».

1 Таким образом, это было одним из чудес пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

 

1076 (2486). Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, когда у аш‘аритов1 возникали затруднения с едой во время военного похода или когда им не хватало еды для детей в городе, они складывали всё, что у них было, на один кусок ткани, а потом поровну делили (собранное) между собой (, отмеряя каждому его долю) одним и тем же сосудом. Они такие же, как я, а я такой же, как они”».

1 Аш‘ариты — йеменское племя.

 

Глава 882: Раздел овец.

1077 (2488). Сообщается, что Рафи‘ бин Хадидж, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Однажды, когда) мы вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, находились в Зу-ль-Хуляйфе, люди, которые начали страдать от голода, захватили верблюдов и овец.1 Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, находился позади людей, которые поспешили, стали закалывать животных и ставить котлы (на огонь, а через некоторое время он подошёл к ним), велел опрокинуть котлы2 и стал делить (добычу), приравняв десять овец к одному верблюду. При этом один верблюд убежал, и люди гонялись за ним, пока не лишились сил, (так как в то время) лошадей у них было мало, (но в конце концов) один из них пустил (в этого верблюда) стрелу, и так Аллах остановил его. Потом (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Поистине, некоторые из этих животных одичали и стали подобны диким зверям, и если какое-нибудь из них не подчинится вам, поступайте с ним так же3”. Я сказал: “Поистине, мы думаем (или: мы опасаемся), что завтра здесь будет враг, а у нас нет ножей, так можно ли нам резать их тростником4?” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “(Пользуйтесь) всем, с помощью чего можно выпустить кровь, и ешьте всё то, над чем было произнесено имя Аллаха, но не (закалывайте животных) клыками и когтями, и я скажу вам (почему): что касается зубов, то это — кости5, что же касается когтей, то они используются как ножи эфиопами6”».

1 Имеется в виду, что эти верблюды и овцы были частью военной добычи.

2 Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был недоволен тем, что люди принялись резать животных и готовить себе еду до раздела военной добычи.

3 То есть стреляйте в него.

4 Речь идёт об острых краях расщеплённого тростника.

5 Имеется в виду, что ими невозможно зарезать животное должным образом.

6 Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, хотел сказать, что эфиопы являются неверными, и мусульманам не следует подражать им.

 

Глава 883: Справедливая оценка общего имущества совладельцев.

1078 (2492). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Отпускающий на волю раба, которым он владеет совместно с кем-либо, должен выплатить (совладельцу) его часть (стоимости этого раба), а если у него нет денег, то раба следует оценить по справедливости и предоставить ему посильную работу (, чтобы он мог выплатить остаток)».

 

Глава 884: Можно ли бросать жребий при разделе?

1079 (2493). Передают со слов ан-Ну‘мана бин Башира, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Пекущихся о нерушимости границ1 Аллаха2 и преступающих эти границы можно уподобить людям, тянувшим жребий по стрелам3, чтобы (занять места) на корабле, в результате чего одни разместились в верхней части (корабля), а другие — в нижней. Когда оказавшиеся внизу хотели зачерпнуть воды, им (приходилось) проходить через разместившихся на палубе, и (в конце концов) они сказали: “А не проделать ли нам дыру (в днище), чтобы набирать воду через неё, не беспокоя тех, кто находится наверху?” И если они4 предоставят их5 самим себе и тому, что они хотят сделать, то погибнут все, если же они схватят их за руки, то спасутся сами и спасут всех (остальных)».

1 Имеется в виду всё запретное.

2 Под “пекущимся о нерушимости границ Аллаха” подразумевается человек, выражающий своё порицание таким действиям, которые были запрещены Аллахом Всевышним, и прилагающий все усилия для того, чтобы не допустить или устранить подобное.

3 См. примечание к главе № 8 “Книги призыва на молитву”.

4 Имеются в виду расположившиеся на палубе.

5 Речь идёт о разместившихся в трюме.

 

Глава 885: Совместное владение съестными припасами и прочими вещами.

1080 (2501, 2502). Передают со слов ‘Абдуллаха бин Хишама, да будет доволен им Аллах, который застал в живых пророка, да благословит его Аллах и приветствует,1 что (однажды) его мать Зайнаб бинт Хумайд отвела его к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказала: «О посланник Аллаха, прими его клятву2». (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Он (ещё слишком) мал», после чего погладил его по голове и обратился к Аллаху с мольбой (о благословении) для него. (Что касается ‘Абдуллаха бин Хишама, то) обычно он сам ходил на рынок и покупал себе еду, когда же его встречали Ибн ‘Умар и Ибн аз-Зубайр, да будет доволен ими Аллах, они говорили ему: «Возьми и нас с собой3, ведь пророк, да благословит его Аллах и приветствует, призвал на тебя благословение». И он присоединялся к ним, (в результате чего) ему часто доставалась целая верблюдица, которую он отправлял домой.

1 Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, умер, ‘Абдуллаху бин Хишаму, да будет доволен им Аллах, было шесть лет.

2 Имеется в виду клятва на верность исламу.

3 То есть позволь и нам покупать еду вместе с тобой.

 

Книга залога

Глава 886: (Разрешается отдавать в) залог верховое животное или животное, дающее молоко.

1081 (2512). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Если верховое животное оставлено в залог, на нём можно ездить, пока на его (содержание) расходуются какие-то средства, и если животное, дающее молоко, оставлено в залог, молоко можно пить, пока на его (содержание) расходуются какие-то средства, что же касается расходов, то их должен нести тот, кто ездит верхом и пьёт (молоко)».

 

Глава 887: О том случае, когда между оставляющим в залог что-либо и принимающим этот залог возникают разногласия, а также о других подобных случаях.

1082 (2514). Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вынес решение о том, что человек, которому предъявляется какое-нибудь обвинение, должен давать клятву.1

1 Имеются в виду те случаи, когда человек, выдвигающий против кого-либо какое-нибудь обвинение или предъявляющий ему имущественные претензии, не располагает убедительными доказательствами своей правоты и не может привести свидетелей. В подобных обстоятельствах считается, что клятва обвиняемого или ответчика является достаточным основанием для закрытия судебного дела.

 

Книга освобождения рабов

Глава 888: О достоинстве освобождения рабов.

1083 (2517). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Аллах спасёт от огня любого человека1, который отпустит на свободу попавшего в рабство мусульманина, (избавив от мук) каждую часть его тела за каждую часть тела (освобождённого им человека)».

1 Имеется в виду человек, исповедующий ислам.

 

Глава 889: Какие рабы являются наилучшими?1

1 То есть за освобождение каких рабов человеку уготована наибольшая награда?

 

 

1084 (2518). Сообщается, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Однажды) я спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “О посланник Аллаха, какие дела являются наиболее достойными?”1 Он ответил: “Вера в Аллаха и борьба на пути Его”. Я спросил: “А какие рабы лучше всех?” Он ответил: “Те, которые обошлись дороже всего и которых их хозяева ценят больше всего”. Я спросил: “А если я не (смогу) сделать этого?”2 Он сказал: “Тогда помоги занятому каким-либо делом, или сделай что-нибудь сам вместо неумелого”. Я спросил: “А если я не (смогу) сделать и этого?” Он сказал: “Тогда воздержись от причинения зла людям, и это станет садакой, которую ты подашь самому себе”».

1 Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, хочет узнать, за какие дела человеку уготована наибольшая награда.

2 То есть а если я не смогу принять участие в джихаде и не имею возможности освобождать рабов?

 

Глава 890: О том случае, когда человек освобождает раба, являющегося собственностью двух (хозяев), или рабыню, принадлежащую сразу нескольким совладельцам.

1085 (2522). Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Если человек освобождает раба, которым он владеет совместно с другими, и имеет достаточно денег (, чтобы выкупить его полностью), необходимо по справедливости оценить этого раба, после чего человеку следует выплатить его совладельцам их доли и освободить этого раба. (Если же денег у него недостаточно,) он может освободить его частично1».

1 См. хадис № 1078, где говорится об условиях освобождения рабов в подобных случаях.

 

Глава 891: Об освобождении рабов, разводе и прочих действиях, совершаемых по ошибке или по забывчивости.

1086 (2528). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, Аллах (обещал) мне прощать (членам) моей общины то, что будут внушать им их сердца1, если только они не станут действовать (сообразно этому) или говорить (об этом)».

1 Имеются в виду всевозможные дурные мысли и побуждения, зарождающиеся в сердцах людей.

 

Глава 892: О том случае, когда человек говорит своему рабу, что он принадлежит Аллаху, желая отпустить его на свободу и призывая другого засвидетельствовать это.

1087 (2530). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что, когда он вместе со своим рабом отправился (к пророку, да благословит его Аллах и приветствует,) желая принять ислам, по пути они потеряли друг друга. Потом (этот раб) явился к Абу Хурайре, да будет доволен им Аллах, сидевшему вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О Абу Хурайра, твой раб явился к тебе».

(Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах,) сказал:

«Поистине, я призываю тебя засвидетельствовать, что (теперь) он свободен», а (явился он) в то время, когда (Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах,) произносил (такие стихи):

Какая долгая и тяжкая ночь!

Однако она вызволила (нас) из земли неверия!

 

Глава 893: Освобождение многобожника.

1088 (2538). Передают со слов Хакима бин Хизама, да будет доволен им Аллах, что во времена джахилийи он освободил сто рабов и раздал сто верблюдов,1 а после того как он принял ислам, он (также) раздал сто верблюдов и освободил сто рабов. (Хаким, да будет доволен им Аллах,) сказал: «Я обратился к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, с вопросом и сказал: “О посланник Аллаха, скажи мне, что ты думаешь о тех делах благочестия, которыми я занимался во времена джахилийи?” (В ответ на это) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Ты принял ислам вместе со (всеми) благими делами (, совершёнными тобой) прежде”».2

1 Имеется в виду, что Хаким, да будет доволен им Аллах, раздал нуждающимся животных на определённый срок, чтобы они использовали их в своих целях, например, для совершения хаджжа.

2 См. примечание к хадису № 689.

 

Глава 894: О том, кто владел рабами из числа арабов.

1089 (2541). Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, напал на (людей из племени) бану аль-мусталик, когда они этого не ожидали1, а их скот находился на водопое, перебил их бойцов и захватил в плен их детей и женщин, и в тот день (пророку, да благословит его Аллах и приветствует,) досталась Джувайрийа, да будет доволен ею Аллах2.

1 Причиной нападения послужило то, что вождь этого племени аль-Харис бин Абу Дирар готовился к набегу на Медину вместе с некоторыми другими арабскими племенами.

2 Впоследствии Джувайрийа бинт аль-Харис, да будет доволен ею Аллах, стала женой пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

 

1090 (2543). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

«С тех пор как я услышал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал о (людях из племени) бану тамим три вещи, я всегда любил их. Он сказал: “(Из всех членов) моей общины они проявят наибольшую стойкость (в противодействии) Антихристу”. Когда от них доставили садаку, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Это — садака наших людей”. У ‘Аиши была рабыня из числа (этих людей, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал (‘Аише): “Освободи её, ибо она из потомков Исма‘ила”».

 

Глава 895: О нежелательности проявления высокомерия по отношению к рабу и произнесения (хозяином) таких слов как “мой раб” и “моя рабыня”.

1091 (2552). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Пусть никто из вас не говорит (своему рабу) “Накорми своего господина /рабба-кя/ ”,1 (или) “Помоги совершить омовение своему господину”, (или) “Подай воды своему господину”, но пусть (раб) говорит “мой хозяин /сайиди/ ”, “мой покровитель /мауляйа/ ”. И пусть никто из вас не говорит “мой раб /‘абди/ ”, “моя рабыня /амати/ ”, а (говорит) “фатайа”, “фатати” и “гулями”».2

1 Арабское слово “рабб” означает и “Господь”, и “хозяин”.

2 “Фатайа”, “гулями” — мой слуга; “фатати” — моя служанка.

 

Глава 896: О том случае, когда слуга приносит кому-либо из вас его еду.

1092 (2557). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Если любой из вас, кому слуга принесёт его еду, не посадит его (за стол) вместе с собой, пусть (по меньшей мере) даст ему кусок-другой этой еды, так как это он готовил её».

 

Глава 897: Если кто-либо станет бить своего раба, пусть не бьёт его по лицу.

1093 (2559). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Если кто-нибудь из вас будет бить (кого-либо), пусть не касается лица (этого человека)».

 

Глава 898: О том, какие условия для самовыкупа1 раба можно выдвигать.

1 Речь идёт о письменном соглашении, определявшем размер выкупа, а также срок и условия уплаты. С момента заключения подобного договора хозяин утрачивал часть прав на раба, а рабыня приравнивалась к посторонней для хозяина женщине.

 

 

1094 (2560). Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что Барира, да будет доволен ею Аллах, пришла к ней с просьбой о помощи в заключении договора о самовыкупе, но к тому времени она ещё ничего не выплатила. ‘Аиша сказала ей: «Возвращайся к своим хозяевам, и если они согласятся, чтобы я выплатила за тебя необходимую сумму и стала твоей покровительницей /маулят/, то я сделаю это». Барира передала (её слова) своим хозяевам, но они отказались и сказали: «Если она хочет (сделать это) для тебя в надежде на награду Аллаха, пусть делает, но ты останешься под нашим покровительством».1 (‘Аиша, да будет доволен ею Аллах,) рассказала об этом посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ей: «Купи (её) и освободи, что же касается покровительства, то (покровителем) может быть только тот, кто освободил (раба)». А затем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, встал и сказал: «Почему люди выдвигают такие условия, о которых (ничего не говорится) в Книге Аллаха? Человек, выдвигающий условия, о которых (ничего не говорится) в Книге Аллаха, (выдвигает недействительные условия,) даже если он сделает это сто раз, а условия Аллаха являются самыми истинными и надёжными».

1 После освобождения вольноотпущенник /мауля/ продолжал оставаться в определённой зависимости от своих бывших хозяев или их наследников: на нём лежала моральная обязанность помогать или защищать их, он должен был просить разрешение на заключение брака, а если прямых наследников у него не было, то его имущество переходило к бывшим хозяевам.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.179.96 (0.011 с.)