Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Книга о займах, уплате долгов, наложении ареста на имущество и признании несостоятельности

Поиск

Глава 855: О том, кто берёт у людей деньги, желая отдать их или растратить их.

1046 (2387). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Аллах отдаст (долги) за того, кто берёт деньги у людей, желая вернуть их,1 а того, кто берёт (деньги), желая (только) растратить их (и не намереваясь возвращать), Аллах погубит».

1 Имеется в виду, что Аллах поможет вернуть долги такому человеку, предоставив ему для этого соответствующие возможности.

 

Глава 856: Возврат долгов.

 

Аллах Всевышний сказал:

«Поистине, Аллах велит вам возвращать доверенное владельцам его…» (“Женщины”, 58).

 

1047 (2388). Сообщается, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, сказал:

(Однажды), когда я находился в обществе пророка, да благословит его Аллах и приветствует, он увидел (гору Ухуд) и сказал: «Не хотел бы я, чтобы (эта гора) превратилась для меня в золото, а через три (дня) остался у меня от (этого золота хотя бы один) динар, кроме того динара, который я приберегу для (уплаты) долга». Потом (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Поистине, богатые окажутся бедными1 (в День воскресения) за исключением тех, кто велит (раздавать свои) богатства так и так2, — (и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, указал рукой направо, налево и перед собой), — (однако) таких будет мало!» А (потом) он сказал (мне): «Оставайся на своём месте», сам же прошёл немного дальше. А (через некоторое время) я услыхал (громкий) звук и решил пойти к (пророку, да благословит его Аллах и приветствует,) но потом вспомнил его слова: «Оставайся на своём месте, пока я не приду к тебе!» — (и остался), а когда он вернулся (ко мне), я спросил: «О посланник Аллаха, (что это) я слышал? (или: Что это за звук, который я слышал?)» Он спросил: «Ты (и в самом деле) слышал (его)?» Я сказал: «Да». (Тогда) он сказал: «(Это был) Джибрил, (который) пришёл ко мне и сказал: “(Любой из членов) общины твоей, который умрёт, ничему не поклоняясь наряду с Аллахом, войдёт в рай”». Я спросил: «Даже если он делал то-то и то-то?!»3 — (и пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Да!»

1 Имеется в виду, что награда их будет мала.

2 То есть будет щедро тратить их на пути Аллаха.

3 В другой версии этого хадиса сообщается, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, спросил: «Даже если он прелюбодействовал и даже если воровал?!»

 

Глава 857: (О том, что необходимо) отдавать долги должным образом.

1048 (2394). Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«Однажды утром1 я пришёл к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, который находился в мечети, и он сказал (мне): “Соверши молитву в два раката”. А он был должен мне, и после этого (пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не только) рассчитался со мной но и прибавил2».

1 Имеется в виду период, который именуется “духа”. См. примечание к хадису № 224.

2 Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сделал это добровольно, просто желая оказать благодеяние Джабиру, да будет доволен им Аллах.

 

Глава 858: Молитва по покойному, за которым остался (неоплаченный) долг.

1049 (2399). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Нет такого верующего, к которому не был бы я наиболее близок в этом мире и в мире вечном: прочтите, если хотите, (айат, в котором сказано): “Пророк ближе к верующим, чем сами они (к себе)…” 1 И (поэтому,) если кто-либо из верующих умрёт, оставив какое-нибудь имущество, пусть оно перейдёт к его наследникам по отцовской линии, а если он (умрёт), оставив (неоплаченный) долг или нуждающихся детей, пусть они придут ко мне, ибо я — покровитель (для таких)».

1 “Сонмы”, 6.

 

Глава 859: О запретном расточении денег.

 

Аллах Всевышний сказал:

«…а Аллах не любит нечестия» (“Корова”, 205).

Аллах Всевышний также сказал:

«И не отдавайте неразумным ваши средства…» (“Женщины”, 5).

 

1050 (2408). Аль-Мугира бин Шу‘ба, да будет доволен им Аллах, передал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, Аллах Всевышний запретил вам проявлять непочтительность по отношению к (вашим) матерям, закапывать заживо новорожденных девочек1, отказывать2 и (говорить) “Давай!”3 И Он не желает, чтобы вы (занимались) пересудами4, обращались (к людям со) множеством просьб и вопросов5 и расточали (своё) имущество6».

1 Подобное практиковалось в доисламской Аравии среди бедуинов в голодные годы. Это делалось также из боязни позора.

2 То есть отказывать в том, что следует отдавать.

3 Под словами «(говорить) “Давай!”» подразумеваются требования того, на что человек не имеет права.

4 “Заниматься пересудами” — значит передавать другим то, что человек слышит от людей.

5 Имеются в виду просьбы об оказании материальной помощи, с которыми обращаются к людям те, кто на самом деле в этом не нуждается или может обойтись своими силами, надуманные вопросы, касающиеся религии, и т.д.

6 “Расточать имущество” — значит расходовать его на достижение таких мирских и религиозных целей, стремление к осуществлению которых непозволительно, и отказываться от его сбережения, когда такая возможность имеется.

 

Книга о тяжбах

Глава 860: Упоминание о вызове на суд и тяжбе между мусульманином и иудеем.

1051 (2410). Сообщается, что ‘Абдуллах бин Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Как-то раз) я услышал, как один человек прочитал айат Корана, (а раньше) я слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, (читал этот же айат) по-другому. Тогда я взял его за руку и привёл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: “Каждый из вас (читает) правильно. Не впадайте в разногласия, ибо, поистине, жившие до вас стали расходиться во мнениях и погибли (из-за этого)1!”»

1 См. хадис № 1301.

 

1052 (2411). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Как-то) раз два человека, один из которых был мусульманином, а другой — иудеем, поругались друг с другом. Мусульманин сказал: “Клянусь Тем, кто избрал Мухаммада среди (всех обитателей) миров!” — что же касается иудея, то он сказал: “Клянусь Тем, кто избрал Мусу среди (всех обитателей) миров!” Тогда мусульманин поднял руку и ударил иудея по лицу, а иудей пошёл к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и рассказал ему о том, что произошло между ним и мусульманином. (Выслушав его,) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, послал за мусульманином, стал расспрашивать его о (случившемся) и тот (обо всём) ему рассказал, после чего пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал (ему): “Не отдавайте мне предпочтение перед Мусой,1 ибо, поистине, в День воскресения (все) люди будут поражены (насмерть), и я буду поражён вместе со всеми, (однако) я оживу первым и увижу Мусу, (который будет) держаться за край престола (Аллаха). И мне неизвестно, будет ли он поражён (подобно другим) и оживёт ли раньше меня, или же он будет среди тех, для кого (Аллах) сделает исключение2”».

1 То есть не отдавайте мне предпочтение перед Мусой только для того, чтобы принизить его.

2 Имеются в виду те, кто не будет поражён. См.: “Толпы”, 68.

 

1053 (2413). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Однажды) какой-то иудей разбил голову одной девушке (, поместив) её между двумя камнями. (Потом эту девушку) стали спрашивать: “Кто сделал это с тобой: такой-то (или) такой-то?” — и когда было названо имя этого иудея, она кивнула головой. Тогда его схватили, и он (во всём) признался, после чего по приказу пророка, да благословит его Аллах и приветствует, его голову тоже разбили, поместив её между двумя камнями».

 

Глава 861: О том, что говорят друг против друга люди, ведущие тяжбу.

1054 (2416, 2417). Сообщается, что ‘Абдуллах (бин Мас‘уд), да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Тот, кто даст ложную клятву (для того, чтобы) с помощью этого присвоить имущество мусульманина, встретит Аллаха гневающимся на него”».

(‘Абдуллах бин Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал):

«А потом аль-Аш‘ас сказал: «Клянусь Аллахом, всё это имело отношение ко мне.1 (Дело в том, что) у меня (была тяжба из-за участка) земли с одним иудеем, который не признавал мои права (на него. В конце концов) я привёл его к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил меня: “Есть ли у тебя доказательства?” Я сказал: “Нет”. Тогда он сказал этому иудею: “Поклянись”.2 Я сказал: “О посланник Аллаха, он же принесёт (ложную) клятву и заберёт моё имущество!” — после чего Аллах Всевышний ниспослал айат (, в котором говорится): “Поистине, для тех, которые продают завет Аллаха и свои клятвы за ничтожную цену, нет удела в мире ином: Аллах не заговорит с ними, и не посмотрит на них в День воскресения, и не очистит их и (уготовано) им мучительное наказание”3».

1 См. хадис № 1036.

2 То есть поклянись в том, что ты говоришь правду.

3 “Семейство ‘Имрана”, 77.

 

Книга о находке

Глава 862: Если хозяин найденной вещи сообщит о её признаках, (находку следует) вернуть ему.

1055 (2426). Сообщается, что Убайй бин Ка‘б, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Однажды) я нашёл кошелёк с сотней динаров и принёс его к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: “Объявляй об этом1 в течение года”. И я объявлял об этом целый год, но не нашёл никого, кто признал бы его (своим), а потом (снова) принёс его (к пророку, да благословит его Аллах и приветствует,) который сказал (мне): “Объявляй об этом (ещё один) год”. И я объявлял об этом (ещё один год), но так и не нашёл никого, кто признал бы его (своим), после чего в третий раз принёс его (к пророку, да благословит его Аллах и приветствует,) который сказал (мне): “Сохрани кошелёк (, в котором были эти деньги) и верёвочку от него, а деньги пересчитай, и если его хозяин придёт, (верни ему кошелёк,) а если нет, (можешь) пользоваться этими деньгами”».

1 То есть объявляй о находке, но не называй её признаков.

 

Глава 863: О том, кто находит на дороге финик.

1056 (2432). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, (бывает так, что) я прихожу к себе домой, нахожу на своей постели упавший финик и поднимаю его, чтобы съесть, а потом (начинаю) опасаться, что он (может) оказаться (частью) садаки, и бросаю его (обратно)».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.87.145 (0.009 с.)