Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Каждому человеку в семье его желают доброго утра,Содержание книги
Поиск на нашем сайте
а смерть ближе к нему, чем ремни его сандалий! Что касается Биляла, то, когда лихорадка отпускала его, он произносил (такие стихи): Знать бы мне, смогу ли провести ночь в долине среди душистого тростника и джалиля?1 И смогу ли когда-нибудь зачерпнуть воды Маджанны2 и покажутся ли предо мной Шама и Тафиль3? (Пророк же, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «О Аллах, прокляни Шайбу бин Раби‘у, и ‘Утбу бин Раби‘у и Умаййу бин Халафа4, вынудивших нас покинуть нашу землю (и уехать туда,) где свирепствуют болезни!» А потом посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О Аллах сделай так, чтобы мы полюбили Медину так же, как любим Мекку, или даже больше! О Аллах, благослови наши са‘ и наши мудды5, и оздорови для нас (климат) её,6 и перенеси её лихорадку в аль-Джухфу!» (‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, также) сказала: «Когда мы прибыли в Медину, она была самой зачумленной из земель Аллаха». (Она также) сказала: «А из (вади) Бутхан текла испорченная вода», имея в виду изменившую свой цвет застоявшуюся воду. 1 Джалиль — название травы с приятным запахом. 2 Маджанна — название места близ Мекки. 3 Шама и Тафиль — названия гор. 4 Имена главных врагов пророка, да благословит его Аллах и приветствует, из числа влиятельных курайшитов. 5 См. примечание к хадису № 869. В данном случае под са‘ и муддами подразумевается пропитание. 6 То есть Медины.
Книга поста Глава 702: Достоинство поста. 871 (1894). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пост является щитом1, и пусть (постящийся) избегает всего непристойного2 и не ведёт себя подобно невеждам3, если же кто-нибудь (попытается) завязать с ним ссору или станет бранить его, пусть дважды скажет (такому): “Поистине, я пощусь!” Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, запах изо рта постящегося приятнее для Аллаха Всевышнего, чем благоухание мускуса, (и Аллах говорит): “Он отказывается от своей еды, своего питья и своих желаний ради Меня. Этот пост (он соблюдает) для Меня4, и Я воздам за него, а за доброе дело (воздаяние будет) десятикратным!”» 1 Имеется в виду защита от пламени ада. 2 Здесь имеется в виду как всё то, что не подобает делать только соблюдающему пост, например половые сношения, так и непристойные поступки вообще, например сквернословие. 3 То есть не кричит, не ведёт себя нагло и так далее. 4 Только ради Аллаха следует заниматься и всеми иными видами поклонения, но пост стоит особняком, поскольку лишь Аллаху известно, действительно ли соблюдает его человек, и поэтому за него полагается особая награда, о чём также известно только Аллаху.
Глава 703: Ар-Раййан — для постящихся. 872 (1896). Передают со слов Сахля, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, есть в раю врата, именуемые “Ар-Раййан”, через которые будут входить (туда) постящиеся в День воскресения, и не войдёт через (эти врата) никто, кроме них. Будет сказано: “Где постившиеся?” — и они поднимутся, и не войдёт через (эти врата) никто, кроме них, а после того как они войдут, (эти врата) будут закрыты, и больше никто не войдёт через них».
873 (1897). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Расходовавшего (по) две вещи1 на пути Аллаха призовут из врат рая: “О раб Аллаха! Это — благо!” Совершавших молитвы призовут из врат молитвы, принимавших участие в джихаде призовут из врат джихада, постившихся призовут из врат “Ар-Раййан”, а дававших садаку призовут из врат садаки». (Услышав это,) Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал: «Да станут мои родители выкупом за тебя, о посланник Аллаха! Ни в чём не будут нуждаться те, кого призовут из этих врат, но найдутся ли такие, кого станут призывать изо всех этих врат?» (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Да, и я надеюсь, что ты окажешься среди них». 1 Имеются в виду две вещи из каждого вида достояния человека. Возможно также, что речь идёт об обязательных /закят/ и добровольных расходах.
Глава 704: О том, как следует говорить — “рамадан” или “месяц рамадан”, и о том, кто считал (приемлемыми) оба выражения. 874 (1898). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда наступает рамадан, врата рая открываются».
(1899). В другой версии (этого хадиса) со слов (Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах,) сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда наступает месяц рамадан, небесные врата открываются, а врата ада запираются, и шайтаны сковываются цепями».
875 (1900). Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Когда увидите его1, (начинайте) поститься, и когда увидите его2, прекращайте поститься, а если будет облачно и вы (его не увидите), тогда определяйте по нему3”, имея в виду молодой месяц в рамадане». 1 Имеется в виду молодой месяц в начале рамадана. 2 Здесь речь идёт о появлении молодого месяца в начале шавваля, следующего лунного месяца. 3 То есть по молодому месяцу в начале рамадана. Это значит: если будет облачно, отсчитайте тридцать дней с начала рамадана, после чего можете завершить пост.
Глава 705: О том, кто не прекращает лгать и поступать по лжи во время поста. 876 (1903). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если (человек) не прекратит лгать и поступать по лжи, Аллаху не нужно будет, чтобы он отказывался от своей еды и питья».1 1 Поскольку Аллах не нуждается ни в чём, эти слова не следует понимать буквально. Имеется в виду, что в подобном случае Аллах не примет пост человека.
Глава 706: Следует ли тому, кого станут бранить, говорить: «Поистине, я пощусь!» 877 (1904). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах Всевышний сказал: “Любое дело сына Адама (совершается им) для себя, кроме поста, ибо, поистине, он — для Меня, и Я воздам за него”». (Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал): «Пост является щитом, и в тот день, когда кто-нибудь из вас будет поститься, пусть избегает всего непристойного1 и не шумит2; если же кто-нибудь станет бранить его или (попытается) завязать с ним ссору, пусть скажет (такому): “Поистине, я — человек, соблюдающий пост!” Клянусь Тем, в Чьей длани душа Мухаммада, запах изо рта постящегося приятнее для Аллаха, чем благоухание мускуса, а постящийся испытает две радости: он порадуется, когда станет разговляться, а когда встретится он со своим Господом, порадуется он тому, что постился”». 1 См. примечание к хадису № 871. 2 То есть не шумит и не ссорится ни с кем.
Глава 707: Соблюдать пост (рекомендуется) тому, кто боится безбрачия.1 1 Иначе говоря, тому, кто, будучи холостым, опасается совершения прелюбодеяния.
878 (1905). Сообщается, что ‘Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды, когда) мы были вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, он сказал: “Пусть женится тот, кто может (жениться)1, поскольку это в наибольшей степени способствует потуплению взоров2 и защите половых органов3; тому же, кто жениться не может, следует поститься, ибо пост для него (будет подобен) холощению”». 1 Имеется в виду способность переносить все тяготы брака. 2 То есть поможет мужчине отводить взоры от всего запретного и от посторонних женщин. 3 Имеется в виду защита от совершения прелюбодеяния и прочих неподобающих вещей.
Глава 708: Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Когда увидите его, (начинайте) поститься, и когда увидите его, прекращайте поститься…» 879 (1907). Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В месяце (может быть и) двадцать девять ночей1, а поэтому не начинайте поститься, пока не увидите его2, если же будет облачно, то доведите счёт до тридцати3». 1 Имеются в виду сутки. 2 То есть молодой месяц. 3 Это значит считайте, что в предыдущем месяце, ша‘бане, было тридцать дней.
880 (1910). Передают со слов Умм Саламы, да будет доволен ею Аллах, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поклялся не приближаться к своим жёнам (целый) месяц, а по истечении двадцати девяти дней он пришёл (к ним) утром или вечером. Кто-то сказал ему: «Ты же поклялся не входить (к ним целый) месяц!» — на что он сказал: «Месяц (может) состоять и из двадцати девяти дней».
Глава 709: Два праздничных месяца не уменьшаются. 881 (1912). Передают со слов Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Два месяца не уменьшаются. (Это) два праздничных месяца: рамадан1 и зу-ль-хиджжа».2 1 В данном случае рамадан был назван праздничным месяцем из-за своей близости ко дню жертвоприношения 10-го зу-ль-хиджжа. 2 Эти слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, комментаторы объясняют по-разному. Наиболее распространённое толкование сводится к следующему: благие дела, совершаемые мусульманином в течение этих двух месяцев, вознаграждаются в равной степени независимо от того, из двадцати девяти дней они будут состоять или из тридцати; таким образом, если мусульманин по ошибке начнёт поститься днём позже, его награда за пост в рамадане от этого меньше не станет.
Глава 710: Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «…мы не (умеем) ни писать, ни считать». 882 (1913). Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, мы — народ неграмотный и не умеем ни писать, ни считать, месяц же (может) быть и таким, и таким», имея в виду, что иногда он состоит из двадцати девяти, а иногда — из тридцати (дней).
Глава 711: Не следует поститься за день или за два до начала рамадана. 883 (1914). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть никто из вас не начинает поститься за день или за два дня до начала рамадана, если только человек не делает это постоянно1: (в таком случае) пусть он постится в этот день». 1 То есть если эти дни не придутся на тот период, когда человек соблюдает пост и во все остальные месяцы года, например, на середину месяца, на понедельник или четверг и т. д.
Глава 712: Слова Аллаха: «Разрешается вам в ночь поста близость с вашими жёнами (, ведь) они являются одеянием для вас, а вы — одеянием для них» (“Корова”, 187). 884 (1915). Сообщается, что аль-Бара, да будет доволен им Аллах, сказал: «Обычно, когда кто-нибудь из сподвижников Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, постился и наступало время разговения, а он засыпал, не разговевшись, то он уже не ел ни этой ночью, ни весь (следующий) день до вечера. И (однажды) Кайс бин Сирма аль-Ансари постился, когда же наступило время разговения, он пришёл к своей жене и спросил её: “Есть ли у тебя какая-нибудь еда?” Она сказала: “Нет, но я пойду и поищу что-нибудь для тебя”. Он весь день работал, и поэтому его одолел сон, а через некоторое время его жена вернулась к нему и, увидев его, сказала: “Тебе не посчастливилось!” А к середине (следующего) дня он упал в обморок и об этом сообщили пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, после чего был ниспослан этот айат: “Разрешается вам в ночь поста близость с вашими жёнами (, ведь) они являются одеянием для вас, а вы — одеянием для них1. Аллаху известно, что вы обманывали самих себя2, и Он обратился к вам и простил вас, и сейчас вы (можете) соединяться с ними. И стремитесь к тому, что предписал вам Аллах…” 3 И они очень обрадовались этому, а затем было ниспослано следующее: “…и ешьте и пейте, пока заря не позволит вам отличить белую нить от чёрной…” 4» 1 Смысл этих слов в том, что мужчины и женщины прикрывают друг друга от запретного подобно тому, как одежда прикрывает тело, и что они так же близки друг к другу, как тело и одежда. 2 Сначала в течение всего рамадана мусульманам запрещалось есть и пить днём и спать со своими жёнами как днём, так и ночью, но поскольку многие не выполняли последнее, обманывая самих себя, Аллах по милости Своей отменил этот запрет. 3 “Корова”, 187. 4 “Корова”, 187.
Глава 713: Слова Аллаха Всевышнего: «…ешьте и пейте, пока заря не позволит вам отличить белую нить от чёрной, а потом снова поститесь до ночи» (“Корова”, 187). 885 (1916). Сообщается, что ‘Ади бин Хатим, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда был ниспослан (айат, в котором сказано): “…ешьте и пейте, пока заря не позволит вам отличить белую нить от чёрной…”, я взял чёрные и белые путы1 и положил их себе под подушку, а ночью стал смотреть на них, но ничего не смог различить. Утром я пошёл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, рассказал ему обо всём, и он сказал (мне): “Поистине, это — чернота ночи и белизна дня”».2 1 Имеются в виду путы, которыми спутывали ноги верблюдам. 2 Иначе говоря, белая и чёрная нити есть не что иное, как аллегорическое обозначение дня и ночи в цитированном выше аяте Корана, который, соответственно, следует понимать так: ешьте и пейте, пока не убедитесь, что с наступлением утренней зари день пришёл на смену ночи.
Глава 714: Сколько времени должно пройти от (окончания) сухура1 до утренней молитвы? 1 Сухур — период времени перед рассветом, когда мусульмане в последний раз перед наступлением дня принимают пищу во время рамадана.
886 (1921). Передают со слов Анаса, что Зайд бин Сабит, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) во время рамадана мы поели перед рассветом вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, а потом он встал на молитву». (Анас сказал): «Я спросил: “А сколько времени прошло между азаном и сухуром?” Он сказал: “Столько (, что можно было прочитать) пятьдесят айатов”».
Глава 715: Благодать сухура, который не является обязательным. 887 (1923). Передают со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ешьте перед рассветом, ибо в сухуре благодать».
Глава 716: О том случае, когда намерение начать поститься1 появляется у человека днём. 1 Здесь речь идёт о намерении приступить к добровольному посту до полудня.
888 (1924). Передают со слов Саламы бин аль-Аква‘, да будет доволен им Аллах, что (в своё время) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, послал одного человека возвестить среди людей в день ашуры1: «Пусть поевший больше не ест (или: постится), а кто не ел, пусть и не ест (до конца этого дня)». 1 Ашура — десятый день месяца мухаррам, первого месяца лунного года. Этот день был днём поста для мусульман до 624 года.
Глава 717: О том случае, когда постящийся поднимается утром в состоянии осквернения.1 1 Здесь имеется в виду большое осквернение /джанаба/, например, в результате совершения полового сношения.
889 (1925, 1926). Передают со слов ‘Аиши и Умм Саламы, да будет доволен Аллах ими обоими, что, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, встречал рассвет в состоянии осквернения после близости со своей женой, он совершал полное омовение и (продолжал) поститься (дальше).
Глава 718: Объятия постящегося. 890 (1927). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Во время поста пророк, да благословит его Аллах и приветствует, нередко обнимал и целовал (своих жён, однако) он владел собой лучше любого из вас».
Глава 719: О том случае, когда постящийся по забывчивости съест или выпьет что-нибудь. 891 (1933). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если (кто-нибудь) по забывчивости поест или попьёт (во время поста), пусть продолжает поститься и дальше, ибо, поистине, это Аллах накормил и напоил его».
Глава 720: Если кто-нибудь совершит половое сношение со своей женой во время рамадана и у него не окажется ничего, (чтобы раздать в качестве искупительной милостыни,) но ему подадут что-нибудь, пусть искупит это прегрешение.1 1 Сознательное нарушение поста во время рамадана без уважительной причины относится к числу тяжких грехов.
892 (1936). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды,) когда мы сидели вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, к нему пришёл какой-то человек и воскликнул: “О посланник Аллаха, я погиб!” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: “Что с тобой (случилось)?” Он сказал: “Я переспал с женой во время поста”.1 Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “Есть ли у тебя рабы, чтобы отпустить их на волю?” Он сказал: “Нет”. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: “А сможешь ли ты поститься два месяца подряд?” Он сказал: “Нет”. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: “А сможешь ли ты накормить шестьдесят неимущих?” Он сказал: “Нет”». (Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах,) сказал: «(После этого) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, (некоторое время хранил молчание), и пока мы находились в подобном положении, ему, да благословит его Аллах и приветствует, принесли полную фиников корзину из пальмовых листьев. Он спросил: “Где (человек,) задавший вопрос?” Он отозвался: “Я (здесь)”. (Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Возьми это и раздай в качестве милостыни”. Этот человек сказал: “(Должен ли я раздать это) тем, кто беднее меня, о посланник Аллаха? Клянусь Аллахом, нет в пределах Медины семьи беднее моей!” Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, стал смеяться так, что показались его зубы,2 а потом сказал: “Накорми ими (членов) своей семьи”». 1 Имеется в виду дневное время. 2 Обычно пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не смеялся во весь рот, а только улыбался.
Глава 721: Кровопускание постящемуся и его рвота. 893 (1938). Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророку, да благословит его Аллах и приветствует, отворяли кровь и когда он был в состоянии ихрама, и когда он постился.
Глава 722: О соблюдении и несоблюдении поста в пути.1 1 Само название этой главы служит указанием на то, что соблюдение поста во время поездок является делом добровольным как во время рамадана, так и в других случаях, но пропущенные дни поста во время рамадана надо будет впоследствии возместить.
894 (1941). Сообщается, что Ибн Абу Ауфа, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «(Однажды, когда) мы вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, находились в пути, он велел одному человеку: “Спешься и размешай для меня (еду)1”. Этот человек сказал: “О посланник Аллаха, а солнце?!”2 (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, снова) сказал: “Спешься и размешай для меня (еду).” (Человек) сказал: “О посланник Аллаха, а солнце?!” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в третий раз) сказал: “Спешься и размешай для меня (еду)”, и тогда тот спешился, размешал для (пророка, да благословит его Аллах и приветствует,) еду, и он попил, после чего указал рукой (на восток) и сказал: “Когда увидите, что отсюда надвигается ночь, постящемуся следует разговляться”». 1 Речь идёт о савике (см. примечание к главе № 38 “Книги омовения”). 2 В этот день пророк, да благословит его Аллах и приветствует, постился, и солнце уже зашло за горизонт, но было ещё очень светло, а этот человек считал, что разговляться следует с наступлением полной темноты.
895 (1943). Передают со слов жены пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что однажды Хамза бин ‘Амр аль-Аслами, который много постился, спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Следует ли мне поститься в пути?» — (на что) он ответил: «Если хочешь, постись, а если хочешь, не постись».
Глава 723: О том случае, когда человек соблюдает пост в течение нескольких дней рамадана, а потом отправляется в путь. 896 (1944). Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправился в Мекку во время рамадана1, он соблюдал пост (в течение определённого времени), но, достигнув аль-Кадида2, (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) прервал пост, и люди перестали поститься (вместе с ним). 1 Здесь речь идёт о походе на Мекку в 630 году, завершившемся переходом города под власть мусульман. 2 Название местности, расположенной между Усфаном и аль-Кудайдом неподалёку от Мекки.
Глава 724: Без имени 897 (1945). Сообщается, что Абу-д-Дарда, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды (во время рамадана) мы двинулись в путь вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, в такой жаркий день, что человек из-за сильной жары вынужден был прикрывать голову рукой, и среди нас не было постящихся, если не считать пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и Ибн Равахи».
Глава 725: Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Пост во время путешествия не от благочестия» .1 1 Имеются в виду такие случаи, когда человек постится через силу, нанося самому себе вред и лишаясь возможности делать что-либо иное.
898 (1946). Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который находился в пути, увидел толпу людей, (собравшихся вокруг одного) человека и закрывавших его от солнца, и спросил: “Что происходит?” (Люди) ответили: “Он постится”, (и тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Пост во время путешествия не от благочестия”».
Глава 726: Сподвижники пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не порицали друг друга за соблюдение или несоблюдение поста (в пути). 899 (1947). Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Мы часто находились в пути вместе с пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, и постившийся не порицал несоблюдавшего пост, а несоблюдавший пост – постившегося».
Глава 727: О том случае, когда умирает человек, которому предстояло соблюдать пост. 900 (1952). Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть за умершего, которому предстояло соблюдать пост1, постится (кто-нибудь из его) близких2». 1 Имеется в виду либо обязательный пост во время рамадана, либо пост по обету, либо пост как искупительное действие. 2 Многие авторитетные лица считали, что в данном случае имеется в виду, что за каждый пропущенный покойным день поста его близким следует накормить одного неимущего.
901 (1953). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «(Однажды) к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл какой-то человек и сказал: “О посланник Аллаха, моя мать, которая должна была поститься в течение месяца, умерла, так следует ли мне соблюдать этот пост вместо неё?” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Да”, и он сказал (также): “Ведь долг Аллаху более всего заслуживает того, чтобы быть оплаченным!”».
Глава 728: Когда постящемуся разрешается разговляться?1 1 См. хадис № 894.
902 (1956). Сообщается, что ‘Абдуллах бин Абу Ауфа, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) мы находились в пути вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который постился. Когда солнце зашло, он сказал (одному человеку): “Спешься и размешай для нас (еду).” Этот человек сказал: “О посланник Аллаха, (не подождать ли тебе) до вечера?” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, снова) сказал: “Спешься и размешай для нас (еду)”. (Человек) сказал: “О посланник Аллаха, ты должен (поститься весь) день!”1 (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в третий раз) сказал: “Спешься и размешай для нас (еду)”, и тогда тот спешился и размешал еду, после чего (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Когда увидите, что отсюда надвигается ночь, постящемуся следует разговляться”, и указал пальцем на восток». 1 См. примечания к хадису № 894.
Глава 729: Следует спешить с разговением. 903 (1957). Передают со слов Сахля бин Са‘да, да будет доводен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Люди не лишатся блага до тех пор, пока не перестанут разговляться быстро1». 1 Иначе говоря, разговляться сразу же после того, как время дневного поста будет завершаться.
Глава 730: (О том, следует ли возмещать пост в том случае,) когда постящийся разговляется в рамадане, а потом показывается солнце.1 1 Большинство улемов придерживается того мнения, что в подобном случае невольно нарушенный пост должен быть возмещён в другое время.
904 (1959). Сообщается, что Асма бинт Абу Бакр, да будет доволен Аллах ими обоими, сказала: «(Однажды) при жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует, мы разговелись в пасмурный день, а потом выглянуло солнце».
Глава 731: Пост детей. 905 (1960). Сообщается, что ар-Рубаййи‘ бинт Му‘аввиз, да будет доволен Аллах ими обоими, сказала: «Утром в день ашуры пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отправил (глашатая, чтобы возвестить) в селениях ансаров (следующее): “Пусть поевший утром (этого дня) уже не ест до конца его, а соблюдающий пост с самого утра пусть доведёт его до конца». (Ар-Рубаййи‘) сказала: «С тех пор мы соблюдали пост (в этот день) сами и заставляли поститься наших детей. И мы делали для них игрушки из шерсти, а когда кто-нибудь из них начинал плакать (, требуя) еды, мы давали ему (такую игрушку), пока не наступало время разговения».
Глава 732: Пост (можно) соблюдать только до рассвета. 906 (1963). Передают со слов Абу Са‘ида, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не поститесь непрерывно1, а тот из вас, кто захочет сделать это, пусть разговеется перед рассветом (следующего дня)».2 1 То есть не поститесь и днём, и ночью. 2 Таким образом, следует разговляться хотя бы один раз в сутки, а именно — перед рассветом, если это не было сделано раньше.
Глава 733: Наказание тому, кто часто постится непрерывно. 907 (1965). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Когда) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил соблюдать пост непрерывно, один человек из мусульман сказал ему: “Но ты ведь делаешь это, о посланник Аллаха!” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “А кто из вас подобен мне? Поистине, по ночам Господь мой кормит и поит меня”.1 Когда же (некоторые люди) отказались прекратить поститься непрерывно, (пророк, да благословит его Аллах и приветствует, тоже) стал поститься непрерывно вместе с ними (, не разговляясь сначала) один день, потом ещё один, после чего они увидели молодой месяц. И тогда (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Если бы он появился позже, я бы добавил вам”, (имея в виду, что это) послужило бы им примерным наказанием за то, что они отказались прекратить поститься».
(1966). В другой версии (этого хадиса сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Поистине, по ночам Господь мой кормит и поит меня, а вы делайте столько, сколько окажется вам по силам». 1 То есть придаёт мне силы
Глава 734: О том, кто заставил своего брата прервать добровольный пост, дав клятву. 908 (1968). Сообщается, что Абу Джухайфа, да будет доволен им Аллах, сказал: «В своё время Сальман и Абу-д-Дарда побратались друг с другом благодаря пророку, да благословит его Аллах и приветствует.1 Когда Сальман пришёл навестить Абу-д-Дарду и увидел Умм ад-Дарду2 в поношенной одежде, он спросил её: “Что с тобой?” Она сказала: “Твой брат Абу-д-Дарда не нуждается в (благах) мира этого”. (Тем временем) пришёл и сам Абу-д-Дарда, который принёс угощение для (Сальмана. Сальман) сказал: “Поешь”. (Абу-д-Дарда) сказал: “Поистине, я пощусь”. (Сальман) сказал: “Я не стану есть, пока не поешь ты!”» (Абу Джухайфа) сказал: «И он поел, а когда настала ночь,3 Абу-д-Дарда встал на молитву. (Сальман) сказал (ему): “Спи”, и он лёг спать, но (через некоторое время снова) встал на молитву. (Сальман снова) сказал: “Спи”, а в конце ночи Сальман сказал: “Теперь вставай”, и они совершили молитву, а потом Сальман сказал ему: “Поистине, у Господа твоего есть на тебя право, и у души твоей есть на тебя право, и у жены твоей есть на тебя право, так отдавай же каждому обладающему правом то, что по праву принадлежит ему!” А потом (Абу-д-Дарда) пришёл к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и рассказал ему об этом, пророк же, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Сальман сказал правду”». 1 Вскоре после переселения в Медину по инициативе пророка, да благословит его Аллах и приветствует, между собой побратались несколько десятков мухаджиров и ансаров. 2 Умм ад-Дарда — жена Абу-д-Дарды, да будет доволен Аллах ими обоими. 3 Имеется в виду, что прошла уже часть ночи.
Глава 735: Пост в месяце ша‘бан.1 1 Восьмой месяц лунного календаря, предшествующий рамадану.
909 (1969). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: “Иногда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, постился так долго, что мы говорили, что он вообще не прерывает поста, а иногда он не постился так долго, что мы говорили, что он вообще не постится. И я не видела, чтобы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, постился в течение целого месяца, если не считать рамадана, как не видела я, чтобы (в каком-нибудь месяце) постился он больше, чем в ша‘бане”.
910 (1970). Сообщается также, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Ни в одном месяце пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не постился больше, чем в ша‘бане, и бывало так, что он постился в течение всего ша‘бана,1 и он часто говорил: “Беритесь за такие дела, которые вам по силам, ибо, поистине, Аллах не устанет, пока сами вы не устанете2”. Что же касается любимой молитвы пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то ею была такая молитва, что совершалась постоянно, даже если и была короткой, и если он (один раз) совершал какую-нибудь молитву, то потом обычно совершал её постоянно». 1 Имеется в виду, что иногда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, постился в течение почти всего ша‘бана или же большей его части. 2 То есть Аллах не устанет награждать вас, пока вы не устанете совершать благие дела.
Глава 736: О том, что говорилось относительно поста пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и тех периодов, когда он не постился. 911 (1973). Сообщается, что, когда Анаса, да будет доволен им Аллах, спросили о посте пророка, да благословит его Аллах и приветствует, он сказал: «В какой бы месяц ни хотелось мне видеть его постящимся, я непременно видел его (постящимся), и то же самое случалось, когда я хотел видеть, что он не постится; и когда я хотел видеть, что он молится ночью, я видел, что он молится, и когда я хотел видеть его спящим, я видел его спящим.1 И я никогда не касался шелков, которые были бы мягче руки посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и никогда не вдыхал аромата мускуса или иных благовоний, который был бы приятнее запаха, исходившего от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует»
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.196.141 (0.023 с.) |