Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическая система общества: понятие, структура

Поиск

I. Понятие и структура политической системы общества

Политическое сознание, процессы, отношения, ценности, идеология - части политической системы.

В СССР термин политическая система стал активно использоваться с 60-х годов (появился в Северной Америке).

Политическая организация общества и политическая система общества – это одно и то же.

Политическая система – это совокупность политических, общественно-политических, общественных организаций, взаимодействующих в процессе осуществления государственной власти и управления.

Структура политической системы:

· Политические организации: государство, политические партии

· Общественно-политические организации: профсоюзы

· Общественные организации: все остальные организации (религиозные организации)

Всем элементам политической системы свойственно:

1. Наличие некой общей программы, документа, в котором изложены цели, намерения, интересы, задачи

2. Наличие членства

Иногда личность рассматривается как элемент политической системы (а также семья, трудовой коллектив, СМИ).

Надо ли включать в политическую систему запрещенные организации? Часто происходит слияние государственных и криминальных организаций. Политическая система противоречива, также как и противоречиво общество.

A. Политическая сфера – сложное, много составное явление

B. Политическая система – составная часть политической системы жизни общества, институциональная составляющая

C. Обращение к теме политическая система общества связано с тем, что деятельность государства нельзя рассматривать без политической системы.

D. Именно политическая система показывает, как сложна система связей между обществом и человеком, государством и властью.

E. Именно проблема политической системы задает вопрос: всегда ли в обществе существовала политическая система?

F. Показывает, как менялись отношения между государством и обществом

II. Партии в политической системе общества

Партия – общественная организация, открыто претендующая на обладание государственной властью.

Партии – сравнительно молодое явление (особенно коммунистические). Основная причина появления партий – государство не может в прежней форме взаимодействовать с обществом, нужен некий промежуточный механизм.

Сейчас партии утрачивают открыто классовый характер. Любая партия создается по определенной законом процедуре. Иногда роль партий преувеличивается – на месте государства – партии. А.А. – это неправильно, слишком упрощенно. Но сложно не согласиться с тем, что современные государства не могут обходиться без партий, и с тем, что постепенно происходит слияние государства и партий.

Как государство влияет на партии:

1) Закон о политических партиях

2) Государство контролирует материальные и финансовые источники партий

3) Государство определяет основные параметры идеологических установок партий, запрещает некоторые из них

Как партии влияют на государство:

1) Избирательная система

2) Победившие партии могут формировать правительство

3) Партии могут задавать деятельности государства определенный идеологический и мировоззренческий вектор

Некоторые партии превращаются в инструмент для решения конкретных задач. Государство создает рамки для партий.

III. Общественные организации в политической жизни общества

Основное отличие общественных организации от партий – общественные организации создаются не для захвата власти. Чаще всего, в основе общественной организации лежат общие интересы. Но, как показывает опыт, для государства деятельность этих организаций не может быть абсолютно нейтральной. Следовательно, неизбежно возникают отношения между ними и государством. Государство создает правовую основу для их деятельности. С деятельностью общественных организаций связана идея гражданского общества.

IV. Нормативные основы политической системы общества

Политическая система имеет не только социальную, экономическую и идеологическую основы, но и нормативную базу (правила, нормы).

· Политические нормы

· Нравственные нормы выработаны опытом

· Идеологические нормы

· Религиозные нормы

· Корпоративные нормы выработаны самой организацией

· Правовые нормы (создаются государством, распространяют действие на все звенья политической системы, государство может заставить исполнять эти нормы)

Отдельные законы:

· Закон о политических партиях

· Закон об общественных организациях

Эти законы устанавливают связь между некоторыми организациями и государством.

Итоги:

A. Политическая система как понятие сложилось в 19 веке.

B. Идея политической системы впервые как прямая властная законодательная установка была принята в 1918-1919 гг. – идея о диктатуре пролетариата Ленина. В политическую систему включались: профсоюзы, кооперативы…

C. Политическая система как система институтов показывает:

a) Государство и общество – далеко не одно и то же

b) Государство и общество противоречат друг другу

c) Государство и общество дополняют дуг друга через эту систему институтов

D. Политическая система наглядно показывает, что общество имеет политическую форму

E. Структура политической системы демонстрирует появление гражданского общества. Общество в некоторых вопросах может обходиться и без государства.

Билет №11

Правовой статус личности: понятие, содержание, гарантии

I. Человек, личность, гражданин

Проблема человека и власти: теологическая концепция, светские теории, философские теории.

Человек – биосоциальное существо (имеет две природы – биологическую и социальную). Социальная составляющая человека – его общественная природа. Любое государство имеет человеческое измерение. Понятие личности – более поздняя категория (разрабатывается с 14 века). Понятие личности фиксирует социально-духовно-нравственную сторону человека. Личность – человек, вобравший в себя достижения, выработанные обществом. Личность, её становление – это естественный опыт. Категория личности не связана с идеологической точкой зрения. Гражданин – чисто политико-юридическое понятие. Гражданство – устойчивая политико-правовая связь между человеком и государством. Человек – это не всегда личность, личность – не всегда гражданин. Государство лимитирует параметры свободы.

II. Содержание социального статуса личности

Социальный статус личности показывает, какое место занимает человек в данном обществе. Социальный статус включает в себя следующие социальные стороны природы человека:

· Семейное положение

· Образование

· Карьера

· Семья

Социальный статус определяется реальными условиями, которыми может воспользоваться человек. Если социальная структура динамична – меняется социальный статус. Есть и субъективные факторы (его личные интересы). Это не только объективная заданность, но и воплощение его талантов.

Социальный статус:
Объективные факторы: Субъективные факторы: · Способности, факторы личности

Социальный статус связан с социальной структурой общества. Если общество хочет развиваться, то интересы личности должны стать интересами государства.

III. Понятие правового статуса личности

Правовой статус – производное от государства. Это понятие рождается в связи с тем, что в обществе рождается власть. Правовой статус личности – совокупность прав, свобод и обязанностей, которыми обладает человек, личность, гражданин в этом государстве плюс гарантии этих свобод. Правовой статус тоже может меняться по мере изменения общества, государства, форм сознания этого общества. Говоря о правовом статусе личности, он – это только то, что захотело государство? Правовой статус – результат сложного соотношения между обществом и государством. Правовой статус – продукт, выработанный всеми вместе. Может иметь специфику: правовой статус гражданина и правовой статус иностранца различен. Действительно, правовой статус определяется историческим типом государства.

IV. Структура правового статуса личности

· Личные права и свободы человека

· Политические права и свободы

· Социально-экономические права и свободы

· Права и свободы в области культуры

V. Гарантии правового статуса личности

Гарантии – часть правового статуса личности. Все в равной степени заинтересованы в реализации правового статуса личности. Гарантии – те материальные, организационные, институциональные, юридические факторы, наличие которых необходимо для реализации прав, свобод и обязанностей. Гарантии – объективные и субъективные факторы, в условиях которых права, свободы и обязанности могут быть реализованы.

· Экономические гарантии - формы производства

· Социальные гарантии – социальная структура, система отношений

· Политические гарантии – политическая система, демократия

· Идеологические гарантии – система взглядов, идеологий

· Юридические гарантии – система НПА, в которых законодательно закреплены права и свободы

· Организационные гарантии – система государственных органов, деятельность которых направлена на сохранение и защиту этих прав

Слова, манифест это одно, а дело, формы жизни – это другое. Поэтому и создаются гарантии, которые претворяют права, свободы и обязанности в жизнь. Но бывают случаи, когда само государство нарушает эти гарантии.

VI. Нормативные основы правового статуса личности

v Национальное законодательство

Ø Конституция РФ

§ Конституционное законодательство

· Базовые законы (кодексы)

¨ Подзаконные НПА

v Международные правовые акты

В международном праве сложились стандарты правового статуса личности (Всеобщая декларация прав человека и гражданина – 1948 г) Таким образом, правовой статус реален.

Билет №12

Признаки государства

1) Публичная власть (все системы государственных органов, специфический слой людей, профессионально занятых в этой области)

a. Социальная основа – общество в целом

b. Всегда выступает от имени общества

c. Действует в интересах общества

d. Открыта и доступна обществу

2) Административно-территориальная организация населения (в отличие от первобытного общества – там - кровнородственные связи)

3) Суверенитет – верховенство и независимость государства, как внутри общества, так и вне (политико-юридическое понятие). Суверенитет может быть ограничен самим фактом существования мировой политической системы.

4) Налоги и налогообложение

5) Международное признание?

6) Право?

7) Государственный язык?

8) Армия?

Билет №13

Роль правосознания в правотворчестве и в реализации права.

Актуальное значение имеет познание роли правосознания в правотворческой деятельности государства, в обеспечении правомерного поведения граждан, в применении права государственными органами и должностными лицами. Правовое сознание находит выражение в юридических актах, оказывает воздействие на сам процесс правотворчества. В соответствии с установками правосознания вырабатываются содержание и форма юридического акта, структурные особенности норм и правового акта в целом. Вместе с идеологической частью правовая психология служит корректирующим началом в разработке правовых актов. Правовое сознание обязывает в доступных формах излагать юридические положения, своевременно публиковать принятые законы, другие правовые акты. Язык правового акта, его терминология должны отвечать сложившимся в обществе правовым представлениям, уровню развития правового сознания граждан.

В разработке важнейших правовых актов большую роль играет массовое правосознание народа, которое находит выражение в общественном мнении. В процессе правоформирования, законодательной деятельности государства существенное значение имеет массовое обсуждение законопроектов или конкретных правовых положений, идей, затрагивающих интересы народа, его благо. Правосознание помогает дать справедливую оценку конкретному юридическому факту, определить правомерность или противоправность действий лица, оценить содержание конкретного юридического документа.

Всестороннее исследование обстоятельств дела, глубокое знание требований законности позволяют определить общественную опасность противоправного деяния, мотивы, которыми руководствовалось лицо, совершившее преступление, вести решительную борьбу за искоренение преступности. Правовые нормы, в свою очередь, оказывают воздействие на развитие правосознания граждан, формирование обоснованных, справедливых суждений, представлений о правовых требованиях, правовых отношениях, субъективных правах, обязанностях, ответственности. Активная роль норм проявляется по отношению к индивидуальному и массовому сознанию, воздействует на нравственное сознание и политические представления граждан. Воздействие норм права на общественное правосознание проявляется в том, что юридические акты государства придают обязательное значение тем правовым взглядам, которые зародились в общественном сознании, но еще не стали в нем доминирующими. Эти взгляды, идеи в процессе научной разработки юридического акта подвергаются всесторонней оценке, конкретизируются, совершенствуются.. Получив выражение в государственном правовом акте, они обретают авторитет государственной воли, что и стимулирует их активную роль в развитии правосознания.

Правовые нормы способствуют обогащению и конкретизации содержания правосознания, так как они не механически отражают тот или иной правовой взгляд, а конкретизируют его, определяют не только общие, но и специфические признаки юридического факта, варианты правомерного или неправомерного поведения субъектов правоотношений. Учитывая социально-политические, экономические, духовные факторы общественной жизни, законодатель определяет границы правового вмешательства в регулирование общественных отношений, может дать правовую квалификацию тому действию, которое в общественном мнении до определенного периода рассматривалось как объект моральной оценки и не подлежало правовому воздействию. Таким образом, правовые акты способны расширять содержание правосознания, обогащать его связи с нравственностью. Значительное влияние на развитие правосознания оказывает юридическая наука.

Билет №14

Суверенитет государства: понятие и содержание

В политической системе общества государство выделяется тем, что обладает суверенитетом. Суверенность государственной власти выступает как один из признаков государства. Содержание этого признака заключается в верховенстве государственной власти по отношению ко всем гражданам и образуемым ими негосударственным организациям внутри страны и в независимости (самостоятельности) государства вовне, в проведении внешней политики и построении отношений с другими государствами.

Билет №15

Понятие и сущность права

I. Понятие права

· Право – искусство добра и справедливости – Цицерон (цель права – справедливость)

· Право – мера свободы – Гегель (свобода – мера прогресса)

· Право – применение равного масштаба к неравным в жизни людям – Карл Маркс (есть право, следовательно, есть неравенство)

· Право – форма общественного сознания, в центре которой идеи свободы, равенства и справедливости – современные философы (вся деятельность стартует с идеи)

· Право – специфический вид общественных отношений, инженерия поведения (право - реальный поступок)

· Право – императивно-атрибутивные переживания – Петражицкий, психологическая школа (право – живая вещь, право чувствуется)

· Право – установленные государством нормы – Г.Кельзен, нормативная школа

Любое определение права неполно. По мере смены одного общества другим, может меняться и понимание права.

Дискуссия: узкое (только нормы) и широкое (нормы, правосознание и правоотношения) понимание права

Понятие права абстрактное, одностороннее, неполное. Понимание права – теория + много понятий.

Право – система установленных или санкционированных государством норм, правил поведения, регулирующих общественные отношения.

Этатизм – государственный подход к праву.

II. Сущность права

Право – всегда чья-то воля. Право рождается в сфере воли. Воля – выраженная во вне деятельность для достижения каких-либо целей. Сущность права:

· государственная воля

· воля, которая возведена в закон, имеет форму закона

В праве ученые выделяют такие сущности:

· Общечеловеческая (законы всех государств призывают к наказанию преступника)

· Общесоциальная (регулируются отношения всех групп)

· Классовая (в праве выражаются интересы одного социального класса)

Сущность одна, но точек зрения о ней несколько.

III. Факторы, определяющие природу и сущность права

Право возникает по тем же принципам, что и государство. Познать право можно, если учитывать факторы:

· Социальный фактор (социальная структура общества, меняющийся фактор)

· Экономический фактор (труд должен быть урегулирован)

· Политический фактор (идеология влияет на содержание правовых норм)

· Культура (право – явление культуры)

· Религиозный фактор (право заимствует что-то из религии)

· Моральный (нравственный) фактор (роль морали в становлении права значительна)

Ни у одного фактора нет доминирующего положения.

IV. Функции права

Функции права – основные направления воздействия права

1) Урегулирование общественных отношений(!)

2) Охранительная функция (право должно обезопасить систему)

3) Воспитательная (формирование уважения к праву)

Билет №16



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 776; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.75.156 (0.013 с.)