Формы (источники) права: понятие и виды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы (источники) права: понятие и виды



I. Понятие и виды форм (источников) права

Источники права изучаются во многих отраслях. Форма (источник права) можно различать, а можно и считать их в качестве одного понятия. Форма – самостоятельное понятие в познавательной деятельности – способ организации и существования того или иного предмета (форма связана с содержанием).

Источник – самостоятельное понятие – то, из чего вырастает потом явление или предмет (прямо не связан с этим предметом).

Грамотнее и точнее различать форму и источник права. Если допустить, что форма и источник – это одно и то же, тогда можно различать два уровня источников права:

· Материально-социально-нравственно-духовный источник: семья, деньги…

· Юридический источник права: НПА, суд, прецедент…

Формы (источники) права:

1. Правовой обычай

2. Судебный прецедент

3. Юридическая доктрина

4. НПА

Все вышеперечисленные источники относятся к Европе. Есть другие системы, иначе понимающие проблему источников права. Поэтому при анализе источников права нужно учитывать конкретную историческую правовую систему.

II. Правовой обычай

– исторически сложившиеся, повторяющиеся отношения, которые государство признало (санкционировало) как правовую норму (правило). Иначе говоря правовой обычай показывает: право стартует как реальное отношение, фактическое поведение. Сам по себе обычай - не право, только государство может придать статус обычаю статус правовой нормы. В современном праве – тоже есть обычаи, только ни встречаются реже.

III. Юридическая доктрина

как форма (источник) права – это взгляды, суждения, оценки наиболее выдающихся юристов по конкретным делам, которые государство признало как правовые нормы. Классический вариант – римское право. В чистом варианте сейчас его нет. Этот источник права показывает, что право может существовать в виде идеи, суждения, сознания. Сейчас есть аналогия права, которая имеет дело с юридической доктриной.

IV. Судебный прецедент

свойственен англо-саксонской правовой системе. Судебный прецедент – решение суда по конкретному делу, которое (решение) государство признает как идеальную норму и которое другие судебные органы данного или нижестоящего уровня при

меняют как норму права при рассмотрении аналогичных дел. Право не обязательно может иметь письменную форму, оно может быть «живым», реальной деятельностью. Судебный прецедент позволяет не только индивидуализировать решения, но и позволяет решить проблему пробелов в праве. Исторически этот источник начал практиковаться в Англии.

V. Нормативно-правовой акт

– акт (документ), изданный (установленный) в определенном порядке компетентным и уполномоченным на то государственным органом, устанавливающий, изменяющий или отменяющий норму права.

VI. Нетрадиционные формы (источники) права.

· Федеративный договор (договоры между субъектами РФ)

· Реальные конкретные договоры

· Религия

Билет №22

Государство и экономика

Объективная общественная потребность в государстве предметно выражается в экономической жизнедеятельности общества. Экономика формирует потребность в государстве. Государство моно рассматривать как экономическую категорию. Государство всегда было включено в экономическую жизнь:

· В самой структуре государственного аппарата, в которой существуют институты, показывающие потребность в государстве.

· Функции государства – государство активно действует, его компетенция наглядно просматривается через его функции, в первую очередь экономическую.

· Соотношение экономики и государства определяется историческим типом общества, типом государства и типом экономики.

· Соотношение государства и экономики не всегда одинаково.

Эффективность взаимодействия государства и экономики может зависеть от политических, религиозных, идеологических целей и от внешних факторов.

Билет №23

Правосознание: понятие, структура, виды

I. Понятие правосознания

Правосознание – такая форма общественного сознания, в которой находят свое отражение, выражение и закрепление взгляды, концепции, доктрины, представления, чувства, переживания о том, каким должно быть право и каким оно не должно быть.

Право – это только то, что создано государством или еще и то, что у нас в голове? Правосознание общества, народа, есть ли оно?

Право как система не должно быть противоречивым, тогда как правосознание внутренне противоречиво и конфликтно.

II. Структура правосознания:

1) Правовая идеология (научное правосознание) – доктрины, научные теории о том, каким должно быть понимание права.

2) Правовая психология (обыденное правосознание) – представления, эмоции, чувства, переживания, восприятие права, закона, законности. Правовая психология не становится научной.

Правосознание общества – не взгляды передовых юристов, правосознание не может быть сведено только к знанию закона.

I. Виды правосознания

1. По отношению к науке:

a. Обыденное

b. Научное

2. По субъекту:

a. Индивидуальное

b. Групповое

c. Правосознание класса

d. Правосознание общества в целом

e. Профессиональное правосознание

Должно ли быть профессиональным правосознание у правительства? Не может же все правительство состоять из юристов?

Билет №24

Территория государства: понятие, содержание

Билет №25

Систематизация нормативно-правовых актов: понятие, виды

I. Понятие и виды систематизации законодательства

Проблема систематизации невероятно актуальна, она связана с современным масштабом правотворческой деятельности. Систематизация законодательства – деятельность компетентных и уполномоченных на то государственных органов по упорядочивания, устранению противоречий всего массива НПА с целью их более эффективной и точной реализации.

Виды систематизации:

· Инкорпорация

· Консолидация

· Кодификация

Систематизация может быть официальной и неофициальной. Неофициальная систематизация может осуществляться любым лицом.

II. Инкорпорация

- вид систематизации законодательства, при котором НПА инкорпорируются по следующим основаниям: по дате издания НПА, по предмету регулирования, по издавшему НПА органу. Результатами инкорпорации являются сборники НПА. В ходе инкорпорации можно выяснить, устарели ли НПА, не нужно ли их отменить. Инкорпорация отличается от других видов систематизации тем, что в документы не вносятся изменения, то есть инкорпорация полностью исключает правотворчество. Примеры: свод законов СССР, свод законов Российской империи.

III. Консолидация

- вид систематизации НПА, при котором отдельные НПА или их разделы, части консолидируются в один общий НПА. Этот вариант никогда не применялся в России.

IV. Кодификация

- вид систематизации законодательства, при котором в кодифицируемых правовых актах происходят изменения, иначе говоря – правотворческая деятельность. Результат кодификации – новый отдельный НПА, например закон или основы законодательства, на чаще всего кодекс.

Существуют споры о том, какой орган должен осуществлять систематизацию. Может ли быть результатом кодификации Конституция? Кодификация свойственна всем правовым системам.

Сейчас кодификация коснулась даже международных отношений.

Билет №26

Демократия: понятие, формы

I. Понятие демократии

Понятие демократии используется тысячелетиями. Сложились разные понятия демократии.

Демократия – это:

· Принцип осуществления государственной власти и управления, состоящий в подчинении меньшинства большинству. Большинство не всегда бывает право, это определение, опирающееся на количественный подход, обходит меньшинство.

· Система прав и свобод личности. Речь идет исключительно о человеке, а не механизме власти.

· Вид социального движения, целью которого является равенство людей, права и свободы личности. Можно ли сказать, что революция – демократическое явление? Да, человечество выбирало разные способы. Революция может быть гибельной, но все- таки это выступление демоса.

· Власть народа. Демократия связана с историческим типом общества? Нет, демократия может быть при монархии. Следовательно, недостаточно сказать, что демократия – власть народа.

Демократия - такая форма правления государства, при которой существуют реальные возможности для всех социальных групп и классов участвовать в осуществлении государственной власти и управления. Демократия – идеал? Или она вообще не эффективна?

A. Демократию нельзя сводить только к принципам

B. Демократия – одна из форм соотношения общества и государства, помогающая группам участвовать в функционировании государства

C. Демократия – политическая категория

D. Демократия – только одна из форм, не всегда самая результативная

II. Виды (формы) демократии

· Представительная – такая форма демократии, когда народ не сам осуществляет власть и управление, но формирует, избирает систему представительных органов. Представительная демократия показывает, что народ напрямую не может осуществлять политическую власть. Она свойственна всем историческим типам государства. Сам народ – не власть.

· Непосредственная (прямая) – референдум, митинги, шествия, демонстрации. По-другому, «демократия улиц и площадей».

III. Соотношение демократии и права

Демократия реальна тогда, когда она имеет правовое оформление, тогда всякое нарушение демократии - отступление от закона.

Билет №27



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 603; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.198.21 (0.016 с.)