Юридические факты: понятие, классификация



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Юридические факты: понятие, классификация



Юридические факты – те реальные, объективные и субъекивные условия и обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Эти факты изначально по своей природе могут не носить чисто юридический характер (наступление ночи, смерть человека…).

Классификация юридических фактов

1. По волевому основанию:

a. Зависящие от воли субъекта (действие)

b. Не зависящие от воли субъекта (событие)

2. По отношению к праву:

a. Правомерные

b. Противоправные

3. По последствиям:

a. Правопорождающие

b. Праовоизмениющие

c. Правопрекращающие

4. По составу:

a. Простые (не более 2 условий)

b. Сложные

5. По форме:

a. Юридический факт как документ

b. Юридический факт как поступок

Иногда юридический факт – это длительное состояние (гражданство, кровное родство, состояние в браке). Именно юридические факты показывают, что правоотношения существуют в реальных связях, контактах.

Билет №40

Соотношение государства и права

Потребность в государстве и потребность в праве – потребности одного и того же содержания. В определенном смысле государство и право возникли одновременно. Соотношение государства и права надо расценивать как взаимодействие государства и права, которое предполагает, что государство и право являются относительно самостоятельными явлениями. Влияние государства на право просматривается:

· Через правотворчество – только государство принимает новые законы, изменяет и отменяет существующие

· Только государство обеспечивает силой принуждения исполнение норм права

· Только государство может принять решение о включении в свою правовую систему норм международного права

Влияние права на государство:

· В законах юридически закреплена форма государства

· Только в праве получает свое закрепление правовой статус государственных органов

· Только в праве должен быть закреплен правовой статус государственного чиновника

· Право порождает термин законность

Соотношение государства и права изменчиво по мере исторического развития государства, права и общества в ту или иную эпоху.

Билет №41

Правонарушение: понятие, состав, виды

I. Понятие правонарушения

Если есть право, правомерное поведение, то есть и правонарушение, как закономерное социальное явление. Правонарушение – противоправное, общественно-опасное (общественно-вредное) виновное деяние, совершенное деликтоспособным субъектом и влекущее юридические последствия.

Признаки правонарушения:

1) Противоправность. Только с юридической точки зрения или есть еще и моральная, властная, социальная, политическая стороны? Да, нужно считаться с условностями, но юридическая сторона все равно доминирует.

2) Общественная опасность, вредность – несовместимость с общественным порядком.

3) Виновность.

4) Деяние (это факт окружающего нас мира). Закон тормозит перед мыслями, поэтому для права субъект – действующий человек.

5) Деликтоспособность субъекта.

6) Применение юридической ответственности.

Результативность, эффективность права – сложное понятие, в том числе включающее эффективность санкций. Имея дело с сознанием, волей, сложно создать эффективные и постоянные нормы.

II. Состав правонарушения

1) Субъект – тот, кто совершает правонарушение (юридическая ответственность применяется к субъекту)

2) Объект – то, на что направлено правонарушение (личные качества, материальные нормы, общественный порядок)

3) Объективная сторона

4) Субъективная сторона. Вина – психическое отношение субъекта к совершенному им правонарушению и наступившим общественно-опасным последствиям.

Две формы вины:

· Умысел

o Прямой – субъект знал, что он нарушает норму права, сознательно шел на это и желал наступления именно этих последствий

o Косвенный - субъект знал, что он нарушает норму права, сознательно шел на это, но равнодушно относился к общественно-опасным последствиям

· Неосторожность

o Легкомыслие – субъект знал, что он нарушает, сознательно шел на это, но легкомысленно (самонадеянно) полагал, что избежит наступления общественно-опасных последствий.

o Небрежность – не знал, что нарушает нормы права, но мог и должен был знать.

III. Виды правонарушений

Правонарушения делятся на проступки и преступления.

Преступление отличается от проступка тем, что:

· Совершается человеком

· Предполагает нарушение норм уголовного права

· Предполагает наступление уголовно-правовой ответственности

· Санкции применяются в процессуальной форме

Признаки проступка:

1) Нет детального выявления состава правонарушения

2) Преступление – общественно-опасное деяние, проступок – общественно-вредное

3) Для проступков менее тяжкие меры наказания (взыскания)

4) Санкции могут носить материальный (гражданско-правовой деликт) и нематериальный характер

5) Могут реализовываться в судебном и в несудебном порядке

Деление на две группы нестабильно: сегодня – проступок, завтра – преступление и наоборот.

Правовые проступки:

· Дисциплинарные (существуют служебно-должностные отношения подчиненности)

· Административные (нет такой подчиненности)

· Гражданско-правовой деликт

Билет №42

Принцип разделения властей: понятие, содержание

Теория разделения властей, именуемая нередко принципом разделения властей, появилась более трехсот лет назад. Основателями ее считаются Джон Локк и Шарль Луи Монтескье.

Дж. Локк считал, что успешное выполнение целей государства непременно требует четкого разделения его публично-правовых полномочий на уравновешивающие друг друга составные части и соответственно наделения ими различных "сдерживающих" друг друга от чрезмерных властных притязаний государственных органов. Таким образом, полномочия принимать законы (законодательная власть) возлагаются на парламент, а полномочия осуществлять их (исполнительная власть) - на монарха и правительство (кабинет министров). Все виды публично-властной деятельности и реализующие их государственные органы располагаются в иерархическом порядке. Верховной властью объявляется законодательная власть. Все иные ветви власти подчиняются ей, но вместе с тем оказывают на нее активное воздействие. Абсолютная монархия не подчиняется закону, то, следовательно, она не может обеспечить подчинение ему и других властей и лиц. Такая власть не способна также гарантировать и естественную свободу человека. Разумеется, реальное проявление названных черт, как и само разделение властей, возможно лишь в условиях государственного, а не догосударственного, естественного существования общества.

Аналогичные идеи о разделении властей развивались и дополнялись позднее в работах Ш. Монтескье. В каждом государстве, писал он, "есть три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная, ведающая вопросами международного права, и власть исполнительная, ведающая вопросами права гражданского. В силу первой части государь или учреждение создают законы, временные или постоянные, и исправляют или отменяют существующие. В силу второй они объявляют войну или заключают мир, посылают и принимают послов, обеспечивают безопасность, предотвращают нашествия. В силу третьей власти они карают преступления и разрешают столкновения частных лиц. Последнюю власть можно назвать судебной, а вторую - просто исполнительной властью государства". Рассмотренная им триада в виде законодательной, исполнительной и судебной властей со временем стала классической формулой теории конституционализма.

Идеи разделения властей были широко представлены, например, в таких фундаментальных актах, как Декларация прав человека и гражданина (1789).

В Германии среди значительной части интеллектуальной элиты ряд ее положений подвергался сомнению. Так Г. Еллинек высказывает свое явно скептическое отношение по поводу возможности в реальной жизни добиться такого положения, когда законодательная власть в лице парламента сможет фактически сдерживать исполнительную власть, находящуюся в руках монарха, когда между ними может быть достигнуто равновесие. Такое состояние является "политически наименее вероятным, так как соотношение социальных сил, составляющих основу политического могущества, крайне редко и уж во всяком случае только временно складывается так, чтобы было возможно полное равновесие двух постоянных политических факторов.

Сследует отметить, что использовалась не только ее традиционная модель - триада, состоящая из законодательной, исполнительной и судебной властей, но и предлагались другие ее варианты. Так, М.М. Сперанский предлагал, помимо традиционного разделения властей, использовать их классификацию на физическую и материальную власти. М. Ориу в выделял и анализировал, с точки зрения взаимосвязи и взаимного "равновесия" властей, политическую и экономическую, военную и гражданскую, гражданскую и религиозную власти, и др.

По каким направлениям прослеживается различное понимание на современном этапе теории разделения властей?

· Разночтения по вопросу о месте и роли самой концепции разделения властей в современной государственно-правовой теории и практике.

· Различная интерпретация проблем соотношения общей теории разделения властей и "национальной" практики ее применения.

· Разноречивое понимание и неодинаковое толкование вопросов, касающихся оптимального соотношения законодательной и исполнительной властей, с одной стороны, и места и роли в рассматриваемой триаде судебных органов - с другой.

Билет №43



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.184.215 (0.019 с.)