Еще в XVIII веке до Н. Э. Вавилонский царь хаммурапи заложил основы ответственности за качество продукции, написав свод законов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Еще в XVIII веке до Н. Э. Вавилонский царь хаммурапи заложил основы ответственности за качество продукции, написав свод законов.



Эти чрезмерно суровые законы впервые заложили принципы ответственности производителя за качество своей продукции. Уже при строительстве египетских пирамид использовался контроль размеров каменных блоков.

С самого начала производства товаров человек контролирует процесс их изготовления и свойства готовых изделий. Выборочная проверка при контроле качества – это не изобретение нынешнего столетия. Еще несколько столетий назад покупатели зерна и хлопка проверяли свойства товара, прокалывая мешки с зерном или хлопком, чтобы взять пробу.

 

Ремесленник соединял в себе две функции: производителя и контролера. Это предавалось из поколения в поколение.

С появлением разделения труда рабочие выполняли отдельные операции на основании того или иного образца.

 

До конца XIX века была характерна индивидуальная сборка изделий, а качество составляющих деталей было связано лишь с конкретным изделием, возможности замены деталей не было, взаимозаменяемость отсутствовала.

Основной метод управления качеством основывался на совершенствовании личного мастерства с использованием схемы работы по вертикали “мастер-ученик”. В ремесленном и мануфактурном производстве фактически действовала система индивидуального контроля и обеспечения качества.

Качество определялось талантом, мастерством и умением работника, а также его способностью сопоставлять результаты своей работы с заданной моделью.

 

В XIX веке осуществляется переход от ремесленнического подхода в отношении качества, основанного на мастерстве исполнителей, к индустриальному, основанному на хорошей организации процессов массового производства.


Этап контроля качества.

Начало этапа контроля качества, который относится к 1900-1950-ым гг. ХХ столетия, связано с появлением в 1905 г. системы Фредерика У. Тейлора.

Система Тейлора устанавливала требования к качеству изделий (деталей) в виде полей допусков. В производственную практику вошли понятия “верхний и нижний пределы качества”, “поле допуска”, технические средства измерения допуска в виде проходных и непроходных калибров.

 

В связи и необходимостью осуществления измерений качества деталей появилась новая специальность – инспектор по качеству (в России – технические контролеры), вводится профессиональное обучение работе с измерительным и контрольным оборудованием.

На промышленных предприятиях стали создаваться самостоятельные службы технического контроля со штатными контролерами во главе с начальником, который обычно подчинялся непосредственно руководителю предприятия.

Кроме того, она дала возможность построить замкнутый механизм управления качеством, используя экономические и административные санкции (штрафы, увольнение) в отношении рабочих, допускающих брак.

 

Ф. Тейлор ввел цикл управления PDCA (“plan-do-check-action” – “планирование-выполнение-контроль-действие”).

Этап планирования состоял в установлении инженерами требований к качеству деталей либо при помощи границ полей допусков, либо с помощью двух типов калибров.

Этап выполнения требованийк качеству входил в обязанность рабочего под руководством цехового мастера.

Для проверки качества была введена должность инспектора.

Действия были прерогативой администрации.

 

Творческая функция – планирование – отводилась только инженерам. Роль рабочих – тогда, как правило, людей необразованных – была доведена до исполнительных действий машин.

Т.е. применяется индивидуальный контроль качества (инспекция).

Недостатками этой системы является большой штат инспекторов, большие затраты на контроль каждой единицы продукции, конфликтность, связанная с тем, что функции системы PDCA выполнялись разными людьми.

 

Что касается развития защиты прав потребителя на информацию о качестве, то спецификация является информацией изготовителя о качестве своей продукции, достоверность которой он гарантирует путем проведения контроля и испытаний каждой единицы готовой продукции. Последняя функция поручалась отделу, как правило, независимому от производственных отделов (в СССР – отделы технического контроля – ОТК).

СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ.

Система Тейлора дала великолепный для своего времени механизм управления качеством (УК) каждого конкретного изделия, однако производство – это процессы, осуществляемые людьми. И вскоре стало ясно, что получение дефектных изделий является следствием неправильного выполнения производственных процессов, неправильной работы людей и оборудования, и управлять надо процессами.

Все более очевидным становится факт, что ошибки рабочих не единственный источник несоответствий и дефектов. Во многих случаях их причины оказывались более глубокими и, как правило, носили организационный, системный характер.

 

20-е годы ХХ века ознаменовались изменением отношения к проблеме качества продукции. Начинает применяться статистические методы управления на основе контрольных карт, предложенных американским специалистом В. Шухартом.

Рост промышленного производства, увеличение объемов выпускаемой продукции предопределили использование аппарата математической статистики. Это были разработки контрольных карт, выполненные Вальтером Шухартом, первые понятия и таблицы выборочного контроля качества, разработанные Г. Доджем и Г. Ромингом.

В. Шухарт высказал идею непрерывного улучшения качества, предложил цикл непрерывного улучшения процессов за счет уменьшения вариаций и исключения причин, нарушающих стабильность процессов.

 

Начиная с конца 20-х годов, Гарольд Додж разрабатывает теорию статистического приемочного контроля.

Большое влияние на становление статистического обеспечения качества как философии предпринимательской деятельности оказал Эдвард Деминг.

В 30-е гг. возникает идея совместной деятельности рабочего, контролера и менеджера в решении проблем качества.

Э. Деминг развил концепцию непрерывного улучшения качества и ввел в повседневную практику менеджмента использование цикла PDCA. В системе Шухарта – Деминга цикл PDCA изменил свою сущность, его отдельные фазы – планирование, выполнение, проверка и действие – стали рассматриваться как элементы общей командной работы, что исключило конфликтность, заложенную в системе Тейлора.

 

В 1925-1970 гг. выдвигается новая концепция: главной целью менеджмента процессов является непрерывное уменьшение их вариаций. Данный подход позволил перенести акцент внимания с изделий на процессы.

Системы качества усложнились, так как в них были включены службы, использующие статистические методы. Усложнились задачи в области качества, решаемые конструкторами, технологами и рабочими, потому что они должны были понимать, что такое вариации изменчивости, а также знать, какими методами можно достигнуть их уменьшения.

Появилась специальность – инженер по качеству, который должен анализировать качество и дефекты изделий, строить контрольные карты и т.д.

В целом, акцент инспекции выявления дефектов постепенно был перенесен на их предупреждение путем выявления и устранения причин появления дефектов на основе изучения процессов и управления ими.

Более сложной стала мотивация труда, так как учитывалось, насколько точно настроен процесс, как анализируются те или иные контрольные карты. К профессиональному обучению добавилось обучение статистическим методам анализа, регулирования и контроля. Стали более сложными и отношения поставщик-потребитель. В них большую роль стали играть стандартные таблицы на статистический приемочный контроль.

Применение статистических методов позволило осуществлять УК не на основе эмоций, ощущений и мнений руководителей, а на основе фактических данных, используемых для наиболее эффективного поиска, анализа и принятия решений.

Наиболее существенной характеристикой статистического контроля качества явился переход от сплошного контроля к выборочному.

Этап управления качеством.

Возможности функционального подхода к менеджменту оказались весьма ограниченными при решении задач УК. Зачастую функциональные подразделения – отделы маркетинга, разработок, производственные подразделения и другие – вступали в противоречия, и даже конфликты в вопросах качества.

В 50-е годы стало очевидно, что достижение качества – задача каждого работника предприятия, а не только инспектора или инженера по качеству.

Начали развиваться системные, комплексные принципы УК, получившие название Всеобщего управления качеством (TQC – Total Quality Control). Эти принципы объединили и скоординировали работу всех подразделений предприятий.

 

Арманд Фейгенбаум развил понятия спирали качества, предложенную Дж. Джураном, которая охватывала весь жизненный цикл изделия от маркетинга до утилизации. Спираль качества позволяла представить ход создания изделия как некий непрерывный, постоянно улучшающийся и развивающийся процесс.

 

Кроме распространения области УК на все элементы жизненного цикла, TQC предполагало, что этим вопросом в компании должны заниматься все. Для реализации TQC необходимо четко установить и распределить три элемента системного управления:

ответственность (обязанности),

полномочия,

взаимодействия.

Это должно быть отражено в соответствующих документах, описывающих систему УК.

 

В 50-е гг. появляются первые документированные системы качества, устанавливающие ответственность и полномочия, а также взаимодействие в области качества всего руководства предприятия, а не только специалистов служб качества. В странах Европы стали уделять большое внимание документированию систем обеспечения качества и их регистрации или сертификации третьей (независимой) стороной.

Особенно следует отметить британский стандарт BS 7750, значительно поднявший интерес европейцев к проблеме обеспечения качества и сертификации систем качества.

В 60-е гг. проблема контроля качества выходить за рамки одного процесса производства. Начинает звучать голос потребителя, требующего точного соответствия характеристик изделия требованиям, заложенным в проекте. Как мера, направленная на решение этой проблемы, начинается движение за внедрение всеобщего контроля качества.

Внедрение и развитие концепции TQC в разных странах мира осуществлялось неравномерно. Явным лидером в этом деле стала Япония, хотя все основные идеи TQC были рождены в США и в странах Европы. В результате американцам и европейцам пришлось учиться у японцев.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 906; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.205.116.187 (0.027 с.)