Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовое обеспечение защиты прав и интересов потребителей

Поиск

 

Правовые отношения в области защиты прав и интересов потребителей регулируются:

1. Гражданским кодексом РФ и Законами РФ «О защите прав потребителей», "О стандартизации", "О сертификации продукции и услуг".

2. Соответствующими постановлениями Правительства, которыми утверждены «Правила оказания услуг общественного питания» от 15 августа 1997 г. № 1036, «Правила бытового обслуживания населения в РФ» от 15 августа 1997 г. № 1025, «Правила продажи видов продовольственных и непродовольственных товаров» от 19 января 1998 г. № 55 и др.

3. Иными актами, касающимися отдельных сфер удовлетворения потребностей или отдельных сторон взаимодействия предпринимателей и потребителей. В этих особых правовых нормах, контролирующих качество продукции (товаров, работ и услуг), содержатся установленные требования стандартизации, методы сертификации и маркировки.

На рисунке 8 представлена схема взаимодействия потребителя и продавца продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации (РФ).

Гражданский кодекс имеет приоритет перед другими нормативными актами в регулировании рассматриваемых отношений между потребителем и изготовителем (исполнителем, продавцом). Исходя из разъяснений Государственного антимонопольного комитета РФ от 20 мая 1998 г. № 160 «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона РФ «О защите прав потребителей» (Закона) защита прав потребителей осуществляется нормами, к которым относятся:

· глава 30 - «Розничная купля-продажа, Энергоснабжение, Продажа недвижимости»;

· глава 34 - «Прокат»;

· глава 35 - «Наем жилого помещения»;

· глава 37 - «Бытовой подряд, Строительный подряд, Подряд на выполнение проектных и изыскательских работ»;

· глава 39- «Возмездное оказание услуг»;

· глава 40 - «Перевозка»;

· глава 42 - «Кредит»;

· глава 44 - «Банковский вклад»;

В настоящее время действуют разнообразные нормативно-правовые акты в области безопасности продукции (товаров, услуг), принятые органами государственного управления и надзора, в том числе Министерством здравоохранения и Министерством природы, Госкомитетом по охране окружающей среды, Госкомитетом по стандартизации и метрологии, Федеральным надзором России по ядерной и радиационной безопасности, Госстроем.

 


 

Рис. 8. Схема взаимодействия потребителя и продавца продукции в соответствии с законодательством РФ

 

Таким образом, реализация нормативно-правовых актов управления качеством продукции позволяет организовать эффективнуюсистему законодательного и нормативного обеспечения качества и безопасности продукции.Основной задачей такой системы является взаимосвязанное функционирование законодательных актов и нормативных положений на всех ступенях правотворчества - от общих законов по важнейшим проблемам безопасности продукции до требований нормативных документов на конкретные виды объектов стандартизации: продукцию (товары, работы и услуги) и технические процессы. Все это означает дальнейшее развитие защиты интересов потребителей. На рисунке 9 представлена схема правового обеспечения управления качеством продукции.

Рис. 9. Схема правового обеспечения управления качеством продукции

 

Субъекты хозяйственной деятельности занимаются качественными характеристиками продукции на следующих стадиях:

· при выполнении работ и оказании услуг,

· разработки и подготовки продукции к производству, изготовления ее и реализации (поставки, продажи), хранения и использования, транспортирования и утилизации;

· при разработке технической документации (конструкторской, технологической, проектной), в том числе технических условий и каталожных листов на поставленную продукцию (оказываемые услуги).

Объективной стороной правоотношений между продавцом и покупателем является совершение общественно опасного деяния - продажа заведомо недоброкачественной продукции продавцом или отсутствие у потерпевшей стороны полной и достоверной информации о продукции. Поставляемая покупателю продукция должна иметь сертификат и знак соответствия определенным требованиям (или стандартам).

Основные субъекты правового регулирования отношений, возникающих в процессе реализации продукции, - потребитель и производитель (изготовитель, исполнитель), продавец продукции (товаров, работ и услуг).

Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий продукцию исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.

Изготовитель - организация любой формы собственности или индивидуальный предприниматель, производящие продукцию для реализации потребителями.

Исполнитель - организация любой формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

Продавец - организация любой формы собственности или индивидуальный предприниматель, реализующие продукцию потребителям по договору купли-продажи.

Субъективной стороной рассматриваемых правоотношений является то, что вред возмещается независимо от вины продавца (изготовителя) или исполнителя работы (услуги). Поэтому вопрос о том, знал или должен бы знать причинитель вреда о недостатках продукции (товаров, работ и услуг), не имеет никакого значения.

В Законе РФ «О защите прав потребителей» указано, что изготовитель (исполнитель) несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с использованием материалов, оборудования, инструментов и иных средств, необходимых для производства продукции (товаров, выполнения работ, оказания услуг), вне зависимости от того, позволял уровень научных и технических знаний выявить их особые свойства или нет (п. 4, ст. 14 Закона). Такая норма вполне оправданна, поскольку изготовитель (исполнитель) является специалистом в области производства товаров (выполнения работ оказания услуг) и естественно, что риск негативных последствий подобной предпринимательской деятельности должен брать не себя сам предприниматель.

Это обстоятельство свидетельствует о том, что продавец (исполнитель) обязан передавать (продавать) потребителю продукцию (товары) (выполнить работу, оказать услугу), качество которой соответствует договору либо удовлетворяет соответствующим требованиям стандартизации, техническим условиям или сертификации. Продавец отвечает за наличие сертификата и знака соответствия у реализуемой им продукции, испытательная лаборатория - за достоверность и объективность испытаний, а орган сертификации - за правильность выдачи сертификата.

Продукция, не соответствующая вышеуказанным условиям, является недоброкачественной и не может быть реализованной. Согласно общепринятой международной практике и Закону РФ «О защите прав потребителей» юридическую ответственность за ее реализацию несет организация-изготовитель (исполнитель) или продавец.

 

5.4. Юридическая ответственность за нарушение интересов и прав потребителей

Юридическая ответственность - это применение к лицу мер государственного принуждения в связи с совершенным правонарушением. В литературе юридическая ответственность определяется как претерпевание лицом, совершившим правонарушение, каких-либо лишений организационного, личного, имущественного, морального и иного характера в результате применения к нему конкретных мер наказания. Такого рода лишения могут непосредственно затрагивать личные права (например, лишение свободы) или имущественные (штраф, конфискация имущества), они могут иметь организационный характер (запрещение занимать определенные должности) или какой-либо иной. Основанием юридической ответственности является совершение правонарушения.

Юридическая ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков продукции, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о них, наступает при наличии ряда условий. Существуют общие условия ответственности за причинение вреда. Однако в данной сфере они имеют свои специфические особенности.

Основное условие - это противоправные действия продавца (изготовителя продукции, исполнителя услуги). Противоправным в данном случае считается передача покупателю (заказчику) продукции (товара, работ, услуги) не просто с определенными недостатками, а с недостатками такого рода, которые способны причинить вред жизни, здоровью или имуществу гражданина или имуществу юридического лица. Противоправность действий изготовителя продукции состоит в том, что им произведена продукция с недостатками.

Непредоставление полной и достоверной информации о продукции (товаре, работе, услуге) противоправно, если это может послужить причиной возникновения вреда, как вследствие неправильного использования продукции, так и из-за отсутствия у нее тех характеристик, которые ей приписывались. Данный вид нарушения не следует сводить лишь к тем случаям, когда обязанность продавца предоставить информацию о продукции закреплена конкретной нормой закона, например, статьями 495, 726, 732, 736 ГК РФ.

Вред как условие ответственности выражается в порче или уничтожении имущества потерпевшего, в расходах на восстановление здоровья, утрате заработка (дохода) в связи со снижением (утратой) трудоспособности и т.п.

Если имущественные потери возникли у потерпевшего как следствие нарушения его личных неимущественных благ, в частности таких, как жизнь и здоровье, можно говорить о нанесении ему морального вреда, который также подлежит компенсации. Граждане, выступающие как потребители, имеют право на компенсацию морального вреда и тогда, когда он возник в результате нарушения их имущественных прав (ст. 15 Закона). Имущественный вред подлежит возмещению в полном объеме в натуре (замена продукции) либо путем компенсации убытков.

Продавец (изготовитель) продукции или исполнитель работы (услуги) несет юридическую ответственность только в том случае, если между вредом, возникшим у потерпевшего, и недостатками продукции или отсутствием у него полной и достоверной информации о продукции имелась юридически значимая причинно-следственная связь. Бремя доказывания этой связи, равно как и обоснования размера вреда, возлагается на самого потерпевшего.

В зависимости от характера (вида) совершенного правонарушения и характера санкций различаются следующие виды юридической ответственности: уголовная, административная, гражданско-правовая (имущественная), дисциплинарная (рис. 10).

Уголовная ответственность наступает за совершение преступления и выражается в применении к лицу наказаний, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации (УК РФ). В соответствии с частью I, статьи 14 УК РФ, уголовная ответственность наступает при совершении преступления, которым признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.

Для того чтобы преступление считалось совершенным тем или иным лицом, необходимо, чтобы в его деянии (действии или бездействии) присутствовали все признаки состава преступления, предусмотренные УК РФ:

· объект преступления,

· объективная сторона преступления,

· субъект преступления,

· субъективная сторона преступления.


 

Рис. 10. Виды юридической ответственности за нарушение интересов и прав потребителей

 


Привлечение к уголовной ответственности означает возбуждение уголовного дела, последующее расследование и судебное разбирательство.

Уголовная ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу, наступает в следующих случаях:

· нанесен значительный ущерб здоровью потребителя;

· сумма имущественного ущерба составляет значительную величину (более одной тысячи минимальных размеров оплаты труда);

· имеет место неоднократность совершения этого преступления со стороны исполнителя (продавца).

Конкретные виды преступлений, за которые к продавцам (изготовителям) продукции может быть применена уголовная ответственность, рассмотрены в особенной части УК РФ:

· статья 237 «Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей»,

· статья 182 «Заведомо ложная реклама»,

· статья 238 «Выпуск или продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности» и ряд других.

Сокрытие или искажение информациио событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо окружающей среды, совершенное лицом, обязанным обеспечивать население такой информацией, подлежат наказанию одним из видов (ст. 237 УК РФ):

· штраф в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев,

· лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Установление уголовной ответственности за заведомо ложную рекламу (ст. 182 УК РФ) имеет целью не только пресечение недобросовестной конкуренции, но и защиту интересов потребителей. Это деяние совершается в корыстной заинтересованности и причиняет значительный ущерб потребителям, обществу и государству в целом. Оно наказывается:

· штрафом от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев;

· обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов;

· арестом на срок от трех до шести месяцев;

· лишением свободы на срок до двух лет.

Уголовно-правовые санкции статьи 238 УК РФ за выпуск или продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, имеют целью обеспечить безопасность жизни и здоровью граждан, приобретающих для личного потребления продовольственные и промышленные товары либо пользующихся различными услугами.

Противоправные деяния в этой области наказываются:

· штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труд или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев;

· ограничением свободы на срок до двух лет;

· лишением свободы на срок до двух лет.

За те же деяния, если они совершены в отношении продукции, предназначенной для детей, наказание ужесточается:

· увеличиваются штраф и срок ограничения свободы;

· срок лишения свободы становится до пяти лет.

Если указанное деяние повлекло по неосторожности смерть двух или более лиц, то оно наказывается лишением свободы на срок от четырех до десяти лет.

Административная ответственность наступает за совершение административного правонарушения (проступка) и влечет применение мер, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях и иными нормативными актами.

Наиболее распространены административные правонарушения в сфере торговли. Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) административная ответственность предусмотрена:

· за продажу товаров ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил (ст. 14.4 КоАП РФ);

· за продажу товаров без документов (ст. 14.5 КоАП РФ);

· за нарушение государственной дисциплины цен (ст. 14.6 КоАП РФ);

· за нарушение правил торговли спиртными напитками (ст. 14.16 КоАП РФ);

· за обман потребителей (обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара) в небольшом размере (ст. 14.7 КоАП РФ) и др.

Основными видами применяемых при этом административных взысканий являются: предупреждение, штраф, конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, исправительные работы.

Административная ответственность перед государством осуществляется в виде уплаты штрафов в бюджет и наступает в случае реализации на территории Российской Федерации следующей продукции:

· продукции без сертификата соответствия, хотя она подлежит обязательной сертификации;

· продукции, не соответствующей обязательным требованиям нормативных документов, на которые она сертифицирована;

· продукции, неправомерно маркированной знаком соответствия;

· продукции, на которую неправомерно (необоснованно) выданы сертификат и знак соответствия.

При обнаружении данных видов нарушений к сторонам, участвующим в сертификации, применяются следующие меры ответственности:

· временное прекращение действия или объявление недействительным сертификата соответствия;

· приостановление действия или аннулирование аттестата аккредитации органа по сертификации и испытательной лаборатории.

Кроме уголовной и административной ответственности, а зачастую и наряду с таковыми, продавец (изготовитель, исполнитель) несет гражданскоправовую ответственность за совершение гражданского правонарушения. Особенностью гражданской ответственности является ее имущественный характер. Она наступает независимо от того, привлекается ли правонарушитель к уголовной или административной ответственности либо нет.

Гражданскоправовая ответственность наступает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных договором либо за иное противоправное деяние, причиняющее вред имущественным или личным неимущественным правам и интересам, охраняемым нормами гражданского права.

Защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством через суд, арбитражный суд или третейский суд. Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и производителями продукции (выполнения работ, оказания услуг) надлежащего качества и безопасной для жизни и здоровья потребителей, т. е. продукция должна быть сертифицирована в соответствии с Законом РФ «О стандартизации».

В случае продажи некачественной продукции (товаров, работ и услуг) продавец несет ответственность за неисполнение обязанности передать продукцию покупателю. Потребитель в таком случае имеет право требовать реального исполнения договора (передачи ему товаров и возмещение убытков, причиненных задержкой исполнения), либо при утрате интереса к договору (продукции) он вправе отказаться от договора (продукции) и потребовать возмещения убытков (ст. 15 ГК РФ).

Гражданское законодательство подробно регламентирует вопрос об обязанности и ответственности продавца в случае продажи продукции ненадлежащего качества. Недостатки продукции ненадлежащего качества устраняются безвозмездно. Нарушенные права покупателя восстанавливаются в течение срока, оговоренного в договоре.

Общим основанием наступления ответственности должника за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства является наличие вины, кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности (ст. 401 ГК РФ). Если в договоре срок отсутствует, то следует руководствоваться законодательством (ст. 314 ГК РФ), где предусмотрено исполнение продавцом обязательств «в разумный срок».

При отсутствии возможности самостоятельно договориться с продавцом покупатель вправе подать обоснованное исковое заявление в суд за неисполнение обязанности договора купли-продажи продавцом. Суд имеет право вынести решение о взыскании с продавца, нарушившего права потребителя, полного возмещения ущерба, а также установить определенную законом меру наказания.

При наличии противоправных действий со стороны продавца покупатель имеет право в исковом заявлении требовать компенсации морального вреда. Противоправным может быть как действие, так и бездействие (не совершены необходимые условия реализации продукции). В статье 151 ГК РФ законодатель установил ряд критериев, которые должны учитываться судом при определении размера компенсации морального вреда:

· степень вины продавца (исполнителя) продукции;

· степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред;

· иные заслуживающие внимание обстоятельства.

Дисциплинарная ответственность - это ответственность за совершение дисциплинарного проступка, т.е. нарушение трудовой, служебной, воинской или учебной дисциплины, влекущее применение мер воздействия, предусмотренных правилами внутреннего распорядка, уставами (положениями) о дисциплине. За нарушение прав потребителей в процессе продажи продукции к сотруднику могут применяться в соответствии со статьей 135 КЗоТ такие виды дисциплинарных взысканий, как замечание, выговор, увольнение. Для работников торговли предусмотрены и другие дисциплинарные взыскания: штрафная ответственность, отстранение от работы, приостановка выплаты зарплаты и др.

 

   
Планирование изготовления СТО

 

 

   

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1803; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.219.203 (0.013 с.)