Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реформы в итальянском театре

Поиск

Большую роль в обновлении итальянской сцены сыграли драматурги Карло Гольдони (1707-1793) и Карло Гоцци (1720-1806). Они создали литературную драму. А уничтожить маски и актёрскую импровизацию в Италии было делом нелёгким: эта сценическая традиция оказалась слишком сильна и любима публикой. Карло Гольдони сочинял сценарии комедии масок для известной труппы актера импровизатора Антонио Сакки. В 1745 г. актёры блистательно выступили в спектакле "Слуга двух господ". Автор превратил сценарий в пьесу и с того момента стал настойчиво и неуклонно приучать и исполнителей, и зрителей к тому, что написанный текст и содержательнее, и умнее экспромтов. Актёры выучивали слова роли и тем самым освобождали свою фантазию - отныне она помогала им находить эффектные приёмы именно игры.

Плебейская интонация пьес Гольдони необычайно раздражала знатного венецианца, принадлежавшего к старинному роду, - Карло Гоцци. Полемизируя с бытовыми комедиями Гольдони, он разработал необычный жанр - фъябу, сказку для театра. В 17б1 г. одна из венецианских трупп сыграла "Любовь к трём апельсинам" по сценарию Гоцци. Спектакль имел ошеломляющий успех. Казалось, талант Гоцци вновь возродил комедию масок. Однако постепенно во фьябах Гоцци (а всего он написал их десять) доля авторского текста возросла, а импровизация свелась к минимуму.

Итальянские комики.

ВЕЙМАРСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Венец Просвещения в Германии - творчество двух великих немцев: Иоганна Вольфганга Гёте (1749- 1832) и Иоганна Кристофа Фридриха Шиллера (1759-1805). Драматургия Гёте и Шиллера завершает развитие европейской драмы в XVIII столетии. В их произведениях идеи Просвещения получили полное и исчерпывающее выражение. Репертуар немецкой сцены обогатился пьесами Шиллера "Разбойники" (1781 г.), "Коварство и любовь" (1783 г.), а мечта эпохи Просвещения о создании философской трагедии была воплощена Гёте в "Фаусте" (1832 г.). В 1791 г. Гёте принял руководство Веймарским придворным театром. По его приглашению в Веймар в 1799 г. приехал Шиллер. На сцене в Веймаре воцарился немецкий вариант классицизма. Сцена оформлялась, как во французском театре XVII столетия. В 1801 г. Гёте составил "Правила для актёров", которые неукоснительно соблюдались в его театре. Игра исполнителя, считал Гёте, должна быть строго продумана. Во время репетиций актёры мысленно делили сцену на равные квадраты, по которым они обязаны были перемещаться и застывать в красивых позах. "Правила" содержали немало плодотворных мыслей, но в них было и много требований, сковывавших свободу творчества. Не случайно труппа Веймарского театра не имела ярких дарований - большие актёры не выдерживали мелочной опеки директора.

РУССКИЙ ТЕАТР XVIII ВЕКА.

К середине XVIII в. в России приобрели популярность различные представления. Был даже издан указ императрицы Елизаветы Петровны (1741-1761 гг.) о порядке проведения спектаклей. Она "указать соизволила", чтобы "по прошениям здешних обывателей, которые похотят... русские комедии иметь, в том позволение им давать и воспрещения не чинить". Спектакли устраивались горожанами, которые снимали подходящее помещение и играли пьесы. Сейчас такие театры назвали бы самодеятельными. Ставились в основном переработки зарубежных пьес, так как русской драматургии почти не существовало. Эти представления были адресованы широкой публике, поддерживая тем самым интерес к театральному искусству. Театры сохраняли связь с искусством скоморохов, но постепенно переходили на профессиональную драматургию. Театральные представления давались не только в Москве и Петербурге, но и в провинциальных городах. Такой самодеятельный театр был создан в 1750 г. в городе Ярославле, и руководил им Фёдор Григорьевич Волков (1729-1763). Ему суждено было стать первым профессиональным актёром в России. Сейчас трудно представить, как он играл (прямых свидетельств об этом не осталось), но современники восхищались его талантом. А.П. Сумароков же был первым писателем, который создал в сере дине XVIII в. репертуар для русской сцены. Он написал девять трагедий и несколько комедий.

КРЕПОСТНОЙ ТЕАТР ГРАФА ШЕРЕМЕТЕВА.

Освобождение дворян от обязательной государственной службы в 1762 г. изменило образ жизни многих именитых семей. Популярными стали долгие путешествия по Европе. Возвращаясь из этих поездок, сыновья знатных фамилий привозили с собой новые веяния. Знатнейшие аристократы собирали книги, картины, окружали себя талантливыми музыкантами и артистами. В России со второй половины XVIII в. по 40-е гг. XIX в. действовало более ста семидесяти крепостных театров, из них пятьдесят три - в Москве. Своими труппами и репертуаром славились домашние театры графа Александра Романовича Воронцова (1741-1805), князя Николая Борисовича Юсупова (1 750-1831) - директора Императорских театров в 1791-1799 гг. Но, пожалуй, самым значительным был театр графов Шереметевых. Спектакли театра вначале давались на двух сценах - городской (в театральном флигеле, специально пристроенном к московскому дому Шереметевых на Никольской улице) и усадебной, в "дворянском гнезде" - Кускове. Настоящее театральное дело началось, когда руководить труппой стал двадцати шестилетний граф Николай Петрович Шереметев (1751 -1809).Н. П. Шереметев относился к числу самых просвещённых людей своего времени. Он был прекрасно и разносторонне образован, тонко чувствовал музыку и другие искусства, в юности участвовал в любительских спектаклях. Получив в своё распоряжение труппу крепостных актёров, наспех собранную отцом, он, прежде всего, занялся её совершенствованием и профессиональной подготовкой артистов, пригласив специальных педагогов. Талантливые крепостные музыканты и артисты шереметевского театра учились в Санкт- Петербурге и Москве. У Шереметева был прекрасный оркестр, спектакли всегда отличались богатыми декорациями, великолепными костюмами.

Вид села Останкина. Неизвестный художник. Середина XVIII в.

Для театральных планов Н. П. Шереметева сцена домашнего театра оказалась слишком мала, поэтому он, прежде всего, построил в Кускове новое здание. Там граф предполагал ставить "большие" оперы с участием танцовщиков и многочисленного хора, а также балеты. Открыв летом 1787 г. новый кусковский театр, молодой Шереметев, унаследовавший к тому времени состояние отца, немедленно приступил к строительству ещё одного театра, теперь уже в другом подмосковном имении семьи - Останкине. Настоящей звездой этой труппы стала Прасковья Ивановна Ковалёва, по сцене Жемчугова (1768-1803). Взятая в дом Шереметевых в возрасте семи лет, она была воспитанницей княгини Марфы Михайловны Долгорукой. Способности молодой актрисы к пению, за которыми угадывался выдающийся талант, были замечены Н. П. Шереметевым. Молодой граф окружил начинающую артистку лучшими учителями. В 1798 г. он дал Жемчуговой вольную, объявив о неожиданно открывшихся обстоятельствах её знатного происхождения из рода польских дворян Ковалевских. В ноябре 1801 г. они, наконец, тайно обвенчались. Но сказки не получилось. Молодая, умная, разносторонне образованная женщина, талантливая певица и актриса уже была неизлечимо больна туберкулёзом. 23 февраля 1803 г. она скончалась, оставив трёх недельного сына на руках мужа. В 1796 г. Шереметев был вновь призван на государственную службу. В 1804 г. крепостной театр графа Н. П. Шереметева навсегда прекратил существование.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 622; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.161 (0.007 с.)