ТОП 10:

журналисту Душану Ш., о царском милосердии



Вы просите меня написать воспоминания о блаженнопочившем царе Александре[civ]. Знаю, что многие могли бы в своих воспоминаниях написать о милосердии царя-мученика. Но найдутся ли воспоминания, благодарнее воспоминаний простых людей? Разве забудет когда-нибудь своего царя тот горемыка, оставшийся без крова и быков, которому царь построил дом и подарил скот? Или та поморавская мать, что несла больного ребенка в далекий город к доктору и которую царь, заметив на дороге, посадил в свой автомобиль и отвез в больницу? А в чистых слезах копаоницких и перистерских пастухов долго будет сиять лик того царя, который их одаривал и миловал. И другая мать еще не однажды будет рассказывать своему чаду о том, как его крестил царь-витязь, и показывать ему золотой крестик, подаренный им для колыбельки младенца. Бесконечно течет людской поток к Опленцу, к могиле царя, и как трогательно видеть среди народа группу белградских сирот, о которых царь заботился, а теперь они несут на его могилу свои слезы как свидетельство его милосердия.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут[379]. Эти слова записаны в Евангелии и в сердцах благодарного народа.

 

Письмо 291

Коммунисту, о Боге и богах

Пишете, что приняли решение стать коммунистом, прочитав такие слова: «Каждый человек создает себе бога по своему разуму». Этим Вы сами признаете, что коммунизм основан на безбожии. Ибо если бы действительно было так и каждый создавал бога по себе, тогда богов было бы столько же, сколько и людей, а значит, ни одного. Но есть на свете одна книга, которая от первой до последней страницы свидетельствует об обратном. В той книге говорится о едином истинном Боге живом, Который сотворил видимый и невидимый мир – Бог ревнитель, не терпящий поклонения никакому другому богу, никакой твари, никакой идее. Эта книга называется Священное Писание. С первой до последней страницы наставляет она людей, как различать реальность и свои представления о реальности. Вы человек начитанный, и я напомню Вам несколько исторических примеров.

В то время, когда Коперник открыл, что земля круглая, одни представляли ее плоской, другие – бесконечной, третьи – полушарием, покоящимся на воде… Но различные представления людей о форме земли не могли изменить ее, ибо реальность – одно, а представление человека о реальности – другое. Когда Христофор Колумб сказал, что за океаном существует другой континент, люди смеялись над ним. Когда Ньютон заговорил о других галактиках, звездном притяжении и силе отталкивания, разве люди сразу серьезно восприняли его слова? Представления людей о вселенной были различны, но это не влияло на ее реальное состояние. Ибо реальность – одно, а представление человека о реальности – другое.

Подобно этому явил истину о реальном существовании единого Бога живаго и наш Спаситель. Эта истина расходилась с языческими фантазиями об идолах и вымышленных божествах, но она искоренила заблуждение о том, что каждый человек создает бога по своему разуму.

Мир Вам и здравия от Господа.

 

Письмо 292

студенту С. Б., о подражании

Тебя удивляет, почему мусульманские имамы и еврейские раввины тоже называются священниками. Ты удивлен, ибо знаешь, что в мусульманстве священства никогда не было, знаешь и то, что с разорением Иерусалимского храма не стало жертвоприношений и священства у евреев. Удивило тебя и то, что ты услышал от соседа-еврея слова: Не человек для субботы, а суббота для человека[380].

Не удивляйся. Это просто подражание христианскому образу мышления и выражения мыслей. Оно возникло еще в первые века христианства, хотя христиане были тогда малочисленны и гонимы. Было это и в гордом Риме, средоточии мировой тирании над христианами: римский император Александр Север[cv] повелел написать на стене своего дворца и на стенах других государственных зданий евангельские слова: во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними[381].

Подражая христианам, нехристианские народы Средней Азии и Востока стали создавать детские дома для сирот, дома престарелых, общественные столовые, Красный Крест и тому подобное.

Христианам подражают даже те, кто их ненавидит и борется с ними: борющийся с наводнением не может не промокнуть насквозь. Надо ли удивляться такому подражанию? Нет, надо молиться за подражателей.

 

Примечания

 


[1] Быт. 2, 7.— Ред.

[2] Мф. 6, 8.— Ред.

[3] 1 Фес. 5, 17.— Ред.

[4] См.: 2 Цар. 6, 23.— Ред.

[5] Ср.: Иер. 17, 5.— Ред.

[6] Мф. 5, 44.— Ред.

[7] См.: Гал. 5, 4–5; 1 Тим. 6, 10, 21.— Ред.

[8] См.: Пс. 23, 1.— Ред.

[9] Ср.: Мф. 19, 11.— Ред.

[10] См.: Быт. 17; 18; 21; 23.— Ред.

[11] См.: Быт. 29; 30; 31; 33; 35; 48.— Ред.

[12] Мф. 10, 34.— Ред.

[13] Еф. 6, 17.— Ред.

[14] См.: Откр. 1, 12–16.— Ред.

[15] Мф. 10, 35.— Ред.

[16] 1 Кор. 7, 14.— Ред.

[17] Лк. 12, 49.— Ред.

[18] См.: Деян. 2, 2–4.— Ред.

[19] См.: Деян. 6, 15.— Ред.

[20] Лк. 24, 32.— Ред.

[21] Ср.: Мф. 3, 11.— Ред.

[22] Ср.: Евр. 12, 29.— Ред.

[23] См.: Быт. 4.— Ред.

[24] См.: 1 Цар. 28.— Ред.

[25] См.: 2 Цар. 1112.— Ред.

[26] См.: Ин. 3, 1–21.— Ред.

[27] Ин. 14, 15.— Ред.

[28] См.: Мф. 7, 13.— Ред.

[29] См.: 2 Кор. 7, 8–10.— Ред.

[30] 2 Кор. 6, 10.— Ред.

[31] Пс. 76, 4.— Ред.

[32] Ин. 8, 12.— Ред.

[33] Ин. 12, 36.— Ред.

[34] Мф. 5, 16.— Ред.

[35] См.: Быт. 9, 20–27.— Ред.

[36] Мф. 15, 4.— Ред.

[37] Мф. 5, 3.— Ред.

[38] Пс. 21, 7.— Ред.

[39] Притч. 3, 5.— Ред.

[40] См.: 1 Кор. 2, 2.— Ред.

[41] Ср.: Иов. 1, 21.— Ред.

[42] Пс. 54, 23.— Ред.

[43] Ср.: молитва, читаемая на часах: «Иже на всякое время, и на всякий час <…>, Иже праведныя любяй, и грешныя милуяй…».— Ред.

[44] Пс. 15, 8.— Ред.

[45] Быт. 1, 3.— Ред.

[46] См.: Лк. 8, 41–56.— Ред.

[47] См.: Лк. 7, 11–15.— Ред.

[48] См.: Ин. 11, 38–44.— Ред.

[49] Стихира пасхальной утрени, глас 6.— Ред.

[50] Евр. 12, 6.— Ред.

[51] Притч. 16, 5.— Ред.

[52] Иак. 4, 6; 1 Пет. 5, 5.— Ред.

[53] Притч. 16, 18.— Ред.

[54] См.: Деян. 17, 32.— Ред.

[55] Ср.: Лк. 23, 34.— Ред.

[56] Лк. 23, 43.— Ред.

[57] Ин. 19, 26.— Ред.

[58] Ин. 19, 27.— Ред.

[59] Исх. 20, 12; ср.: Мф. 15, 4.— Ред.

[60] Мк. 15, 34.— Ред.

[61] Ин. 19, 28.— Ред.

[62] Лк. 23, 46.— Ред.

[63] Ин. 19, 30.— Ред.

[64] См.: Мф. 27, 32; Мк. 15, 21; Лк. 23, 26.— Ред.

[65] См.: Мф. 27, 46–50.— Ред.

[66] Мф. 27, 51.— Ред.

[67] Ср.: 1 Цар. 18, 10.— Ред.

[68] Ин. 14, 10.— Ред.

[69] Гал. 2, 20.— Ред.

[70] Ср.: Лк. 15, 32.— Ред.

[71] Ср.: Лк. 12, 20.— Ред.

[72] Мф. 9, 4.— Ред.

[73] См.: Мф. 13, 24–30.— Ред.

[74] Пс. 136, 8, 9.— Ред.

[75] Мк. 13, 11.— Ред.

[76] Лк. 17, 21.— Ред.

[77] 1 Кор. 10, 12.— Ред.

[78] 1 Кор. 2, 9.— Ред.

[79] Ср.: Мф. 12, 31–32.— Ред.

[80] См.: Лк. 1. 16.— Ред.

[81] См.: Деян. 18, 3.— Ред.

[82] Ср.: какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? (2 Кор. 6, 14–15).— Ред.

[83] См.: и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых (Откр. 1, 5); И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный (Откр. 3, 14).— Ред.

[84] 1 Кор. 15, 40.— Ред.

[85] См.: 1 Кор. 15, 53–54.— Ред.

[86] Ср.: Исх. 20, 15.— Ред.

[87] См.: Чис. 20, 7–12.— Ред.

[88] Ин. 5, 14.— Ред.

[89] Мф. 24, 29.— Ред.

[90] Притч. 14, 26.— Ред.

[91] См.: Мф. 25, 1–13.—Ред.

[92] См.: Пс. 134; 135.— Ред.

[93] Мф. 5, 7.— Ред.

[94] Притч. 9, 1.— Ред.

[95] См.: Лк. 19, 40.— Ред.

[96] Ср.: Мф. 21, 9; Ин. 12, 13.— Ред.

[97] 1 Пет. 2, 5.— Ред.

[98] См.: Мф. 24, 1–2.— Ред.

[99] Ср.: Мф. 24, 29.— Ред.

[100] См.: Лев. 10, 1–5.— Ред

[101] См.: Чис. 13; 14; 16; 17.— Ред.

[102] См.: Деян. 5, 1–10.— Ред.

[103] Деян. 5, 11.— Ред

[104] См.: Мф. 27, 35.— Ред.

[105] См.: Мф. 6, 25–34.— Ред.

[106] См.: Быт. 41, 53–57.— Ред.

[107] См.: Быт. 42; 43.— Ред.

[108] Лк. 10, 17, 20.— Ред.

[109] См.: Лк. 16, 19–31.—Ред.

[110] Ср.: Ин. 16, 33.— Ред.

[111] Пс. 44, 15.— Ред.

[112] Лк. 1, 38.— Ред.

[113] Ср.: Еф. 3, 16, 17–18.— Ред.

[114] Пс. 118, 78.— Ред.

[115] Пс. 118, 97.— Ред.

[116] Ср.: Мф. 16, 26; Мк. 8, 36; Лк. 9, 25.— Ред.

[117] Ср.: Лк. 12, 20.— Ред.

[118] См.: Мф. 13, 24–30.— Ред.

[119] См.: 2 Тим. 3, 5.— Ред.

[120] Ср.: Ин. 2, 3–4.— Ред.

[121] Ср.: Ин. 2, 5.— Ред.

[122] Лк. 10, 41–42.— Ред.

[123] Мк. 8, 33.— Ред.

[124] См.: Лк. 13, 4.— Ред.

[125] Лк. 13, 3.— Ред.

[126] Ср.: Мф. 12, 36.— Ред.

[127] Ср.: Мф. 5, 12.— Ред.

[128] Ср.: Лк. 17, 10.— Ред.

[129] Ин. 5, 41.— Ред.

[130] Ин. 5, 44.— Ред.

[131] См.: 2 Цар. 17, 23.— Ред.

[132] См.: Мф. 25, 5; Деян. 1, 18.— Ред.

[133] Мф. 10, 22.— Ред.

[134] Ин. 19, 15.— Ред.

[135] Мф. 23, 38.— Ред.

[136] Быт. 3, 8.— Ред.

[137] Ин. 4, 24.— Ред.

[138] Ср.: Мф. 5, 8.— Ред.

[139] Быт. 3, 9.— Ред.

[140] См.: 1 Цар. 17, 32–50.— Ред.

[141] См.: Быт. 19, 24–25.— Ред.

[142] Пс. 36, 1.— Ред.

[143] Мф. 5, 12.— Ред.

[144] См.: Мф. 7, 26–27.— Ред.

[145] См.: 2 Цар. 12, 15–23.— Ред.

[146] См.: Суд. 11, 30–39.— Ред.

[147] Мф. 13, 22.— Ред.

[148] Ср.: Пс. 10, 5.— Ред.

[149] См.: Лк. 12, 21.— Ред.

[150] Мф. 11, 30.— Ред.

[151] См.: Иов. 29, 25.— Ред.

[152] Притч. 1, 7.— Ред.

[153] Еккл. 1, 2.— Ред.

[154] См.: Мф. 12,15–16;Мк. 1, 34; 3, 10–12; 8, 25–26; Лк. 4, 40–41.— Ред.

[155] Ср.: Ин. 16, 33, 20.— Ред.

[156] Ин. 8, 32.— Ред.

[157] См.: Ин. 6, 44.— Ред.

[158] Ср.: Мф. 5, 12.— Ред.

[159] Лк. 6, 25.— Ред.

[160] Иак. 5, 16.— Ред.

[161] Пс. 50, 7.— Ред.

[162] Ср.: Гал. 1, 13.— Ред.

[163] Еккл. 12, 8.— Ред.

[164] См.: Еккл. 5, 17.— Ред.

[165] Ср.: Еккл. 2, 26.— Ред.

[166] Еккл. 5, 1, 6.— Ред.

[167] Еккл. 3, 17.— Ред.

[168] Еккл. 8, 12.— Ред.

[169] Еккл. 11, 9.— Ред.

[170] Ср.: Еккл. 12, 14.— Ред.

[171] См.:Еккл. 12, 8, 13.— Ред.

[172] См.: 2 Пет. 2, 17.— Ред.

[173] Ин. 6, 68.— Ред.

[174] Лк. 7, 9.— Ред.

[175] См.: 1 Цар. 16, 12.— Ред.

[176] См.: 1 Цар. 16, 18; 17, 34–35.— Ред.

[177] См.: Пс. 44, 3.— Ред.

[178] См.: Пс. 44, 10.— Ред.

[179] Ср.: Мф. 19, 14; Мк. 10, 14.— Ред.

[180] Мф. 18, 3.— Ред.

[181] Ин. 3, 3.— Ред.

[182] Рим. 11, 33.— Ред.

[183] Имеется в виду, конечно, что этот монастырь выстроен на месте, где ночевали волхвы.— Ред.

[184] Ин. 6, 35.— Ред.

[185] Иез. 36, 26.— Ред.

[186] Мк. 9, 24.— Ред.

[187] Ин. 10, 30.— Ред.

[188] Ср.: Ин. 14, 23.— Ред.

[189] Ср.: 1 Цар. 15, 23.— Ред.

[190] Ср.: 1 Цар. 18, 10.— Ред.

[191] Ин. 13, 27.— Ред.

[192] См.: Лк. 17, 21.— Ред.

[193] Ср.: Ин. 14, 3.— Ред.

[194] Ср.: 1 Тим. 6, 8.— Ред.

[195] Ср.: Мф. 11, 8.— Ред.

[196] Лк. 2, 14.— Ред.

[197] Еф. 2, 14.— Ред.

[198] Ср.: Пс. 141, 6–7.— Ред.

[199] Ср.: Пс. 22, 15.— Ред.

[200] Ср.: Пс. 23, 1.— Ред.

[201] Ср.: Пс. 26, 1.— Ред.

[202] 1 Фес. 5, 16.— Ред.

[203] Ср.: Ин. 15, 3.— Ред.

[204] Ср.: Быт. 1, 11.— Ред.

[205] Ср.: Быт. 1, 14, 16.— Ред.

[206] Ср.:Быт. 1.— Ред.

[207] Еф. 5, 32.— Ред.

[208] См.: Нав. 7, 1–26.— Ред.

[209] Ср.: Мф. 27, 5.— Ред.

[210] Ср.: Ин. 11, 25.— Ред.

[211] См.: 1 Кор. 15, 26.— Ред.

[212] Мк. 9, 1.— Ред.

[213] Мф. 6, 10.— Ред.

[214] Ср.: Мф. 3, 2.— Ред.

[215] Мк. 1, 15.— Ред.

[216] Ин. 16, 33.— Ред.

[217] Ин. 14, 27.— Ред.

[218] Лк. 12, 32.— Ред.

[219] Ср.: Мф. 24, 36.— Ред.

[220] Ср.: Господь выйдет, как исполин (Ис. 42, 13).— Ред.

[221] Ин. 1, 1.— Ред.

[222] Лк. 18, 20; См.: Исх. 20, 16.— Ред.

[223] Еф. 5, 16.— Ред.

[224] Ср.: Мф. 25, 27.— Ред.

[225] Ср.: 3 Цар. 18, 21.— Ред.

[226] Ср.: 4 Цар. 1, 6.— Ред.

[227] См.: Исх. 20, 1–17.— Ред.

[228] См.: Лк. 9, 51–56.— Ред.

[229] 1 Фес. 5, 17.— Ред.

[230] См.: Быт. 19.— Ред.

[231] Ср.: Мф. 6, 13; Лк. 11, 4.— Ред.

[232] Мф. 28, 20.— Ред.

[233] Ср.: Ин. 16, 33, 20.— Ред.

[234] Ср.: Ин. 16, 21.— Ред.

[235] Мф. 5, 4.— Ред.

[236] См.: 1 Цар. 28.— Ред.

[237] См.: Ин. 8, 44.— Ред.

[238] См.: Лк. 16, 19–31.— Ред.

[239] См.: 1 Кор. 15, 35–54.— Ред.

[240] 1 Кор. 3, 19.— Ред.

[241] 1 Кор. 4, 10.— Ред.

[242] Деян. 5, 4.— Ред.

[243] Мф. 7, 2.— Ред.

[244] Мф. 7, 7; Лк. 11, 9.— Ред.

[245] Рим. 8, 26.— Ред.

[246] См.: 2 Пет. 3, 9–12.— Ред.

[247] Пс. 73, 16.— Ред.

[248] Рим. 13, 12.— Ред.

[249] Мф. 27, 40.— Ред.

[250] См.: Мф. 4, 1–10.— Ред.

[251] Ср.: Мф. 15, 28.— Ред.

[252] Гал. 3, 27.— Ред.

[253] Еф. 4, 5.— Ред.

[254] См.: Деян. 11, 18.— Ред.

[255] Ср.: Мф. 6, 24.— Ред.

[256] Ин. 14, 6.— Ред.

[257] Ср.: Ин. 4, 10–14; 7, 38.— Ред.

[258] Ин. 8, 12.— Ред.

[259] Ин. 15, 5.— Ред.

[260] Лк. 17, 24.— Ред.

[261] Лк. 17, 34.— Ред.

[262] Мф. 24, 48.— Ред.

[263] См.: Мф. 26, 39; Мк. 14, 36; Лк. 22, 42.— Ред.

[264] См.: 2 Кор. 2, 14–16.

[265] Мк. 13, 13.— Ред.

[266] Мк. 4, 11.— Ред.

[267] Мк. 4, 12.— Ред.

[268] См.: Ин. 12, 40.— Ред.

[269] Мф. 5, 8.— Ред.

[270] Мф. 10, 29.— Ред.

[271] См.: Иез. 7, 3.— Ред.

[272] Мф. 24, 28.— Ред.

[273] Ср.: Мф. 6, 33.— Ред.

[274] См.: Быт. 41.— Ред.

[275] Ср.: Мф. 20, 28.— Ред.

[276] Ин. 14, 11.— Ред.

[277] Ин. 12, 5, 8.— Ред.

[278] См.: Быт. 4.— Ред.

[279] Мф. 26, 42.— Ред.

[280] См.: Мф. 14, 6–11.— Ред.

[281] См.: Мк. 8, 38.— Ред.

[282] Пс. 120, 2.— Ред.

[283] Иак. 2, 19.— Ред.

[284] Пс. 118, 52.— Ред.

[285] Пс. 118, 120–121.— Ред.

[286] Мф. 5, 39.— Ред.

[287] Ин. 6, 48.— Ред.

[288] Мф. 25, 35.— Ред.

[289] Мф. 25, 40.— Ред.

[290] Лк. 1, 34.— Ред.

[291] Лк. 1, 37.— Ред.

[292] Мф. 19, 23.— Ред.

[293] См.: Чис. 21, 8–9.— Ред.

[294] Ср.: Лк. 23, 34.— Ред.

[295] Ср.: 1 Ин. 3, 8.— Ред.

[296] См.: Ин. 11, 11.— Ред.

[297] Пс. 52, 2.— Ред.

[298] См.: Мк. 10, 46.— Ред.

[299] См.: Лк. 17, 13.— Ред.

[300] Мф. 26, 50.— Ред.

[301] См.: Ин. 13, 33.— Ред

[302] Ср.: Ин. 21, 5.— Ред.

[303] Мф. 5, 42.— Ред.

[304] См.: Лк. 16, 19–31.— Ред.

[305] См.: Мф. 5, 15.— Ред.

[306] См.: Мф. 13, 3–8.— Ред.

[307] Мф. 7, 2.— Ред.

[308] Ср.: Мф. 6, 11.— Ред.

[309] Ср.: Исх. 20, 13; Вт. 5, 17.— Ред.

[310] Ср.: Исх. 20, 12; Еф. 6, 3.— Ред.

[311] Флп. 4, 4.— Ред.

[312] См.: Ин. 10, 27.— Ред.

[313] Ср.: Флм. 1, 10–17.— Ред.

[314] Ср.: Мф. 5, 44.— Ред.

[315] Ср.: Лк. 23, 34.— Ред.

[316] Ср.: Ин. 15, 5.— Ред.

[317] См.: Быт. 3, 15.— Ред.

[318] Ср.: Лк. 23, 34.— Ред.

[319] См.: Деян. 4, 32.— Ред.

[320] Ср.: там же.— Ред.

[321] Ср.: Мф. 18, 3.— Ред.

[322] Ср.: Мф. 19, 14.— Ред.

[323] Ср.: Флп. 2, 2.— Ред.

[324] См.: Ис. 11, 2.— Ред.

[325] См.: Мк. 12, 30.— Ред.

[326] Ин. 15, 17.— Ред.

[327] Рим. 7, 24.— Ред.

[328] Ср.: Мф. 26, 52.— Ред.

[329] Ср.: Гал. 6, 9.— Ред.

[330] Ин. 8, 11.— Ред.

[331] Мф. 16, 23.— Ред.

[332] Мф. 26, 41.— Ред.

[333] Пс. 24, 10.— Ред.

[334] Ср.: там же.— Ред.

[335] Мф. 7, 7.— Ред.

[336] Ср.: Мф. 18, 2.— Ред.

[337] Ср.: Ин. 3, 3.— Ред.

[338] Рим. 8, 9.— Ред.

[339] См.: Евр. 8, 5; 10, 1.— Ред.

[340] Пс. 9, 7.— Ред.

[341] См.: Мф. 27, 24–26; Мк. 15, 9–15; Лк. 22, 4, 25; Ин. 19, 4, 15–16.— Ред.

[342] См.: Ин. 4, 10.

[343] Ин. 3, 1.— Ред.

[344] Ин. 4, 14.— Ред.

[345] Ин. 6, 35.— Ред.

[346] Быт. 1, 1.— Ред.

[347] См.: Деян. 10.— Ред.

[348] Ср.: 1 Кор. 1, 16.— Ред.

[349] Деян. 16, 19–33.— Ред.

[350] Деян. 18, 8.— Ред.

[351] Ср.: Лк. 13, 5.— Ред.

[352] 1 Кор. 13, 12.— Ред.

[353] Мк. 15, 4.— Ред.

[354] Ср.: Лк. 2, 34.— Ред.

[355] См.: Лк. 23, 11–12.— Ред.

[356] Ср.: Мф. 5, 12.— Ред.

[357] См.: 5, 44.— Ред.

[358] Мф. 5, 44; Лк. 6, 27.— Ред.

[359] См.: Иак. 3, 11.— Ред.

[360] Сир. 28, 14.— Ред.

[361] См.: Исх. 12, 1–10.— Ред.

[362] 2 Цар. 7, 12.— Ред.

[363] Ср.: Быт. 30, 1–2.— Ред.

[364] Ср.: 2 Цар. 6, 16.— Ред.

[365] Ср.: 2 Цар. 6, 23.— Ред.

[366] Пс. 56, 8.— Ред.

[367] Быт. 18, 32.— Ред.

[368] Мф. 4, 17.— Ред.

[369] См.: Ин. 10, 11–16.— Ред.

[370] Мф. 24, 35.— Ред.

[371] Мф. 6, 27.— Ред.

[372] Мф. 16, 18.— Ред.

[373] Ср.: Мф. 18, 15.— Ред.

[374] Мф. 26, 38.— Ред.

[375] Ср.: Мф. 5, 9.— Ред.

[376] Ин. 1, 11–12.— Ред.

[377] См.: Ин. 6, 26.

[378] Ин. 6, 27.— Ред

[379] Мф. 5, 7.— Ред.

[380] Ср.: Мк. 2, 27.— Ред.

[381] Мф. 7, 12.— Ред.


[i] Савва I Сербский, святитель(† 1237; память 12/25 января, 30 августа/12 сентября), в миру Растко (Ростислав) Неманич, младший сын Сербского князя Стефана Неманя (см. примечание 8) и Анны, дочери Византийского императора, брат Сербского короля Стефана Первовенчанного (1195–1224). Первый архиепископ Сербский, святой покровитель Сербии.

В 17 лет он отправился на Афон, где поселился в русском Пантелеимоновом монастыре и там принял монашеский постриг с именем Савва. Затем стал насельником монастыря Ватопед, куда к нему позднее пришел и постригся в монахи с именем Симеон его отец, деспот (греч. «повелитель» – верховный правитель, пользующийся неограниченной властью) Стефан. В 1199 году Савва и Симеон основали на Афоне монастырь Хиландар, ставший центром духовного просвещения и культуры сербского народа. С 1208 года святой Савва снова в Сербии, архимандрит монастыря в Студенице. Однако позднее, стремясь к уединенному житию, он опять удалился на Святую Гору. В 1219 году патриарх Константинопольский Мануил I (Харитопул; 1217–1222) рукоположил архимандрита Савву в сан архиепископа с дарованием одновременно автокефалии Сербской Православной Церкви. Резиденцией первого Сербского архиепископа стал Жичский монастырь. Святитель основал восемь новых епископий, во главе которых поставил своих учеников из Хиландара и Студеницкого монастыря, устроил жизнь сербского монашества по афонскому образцу, созывал в Жиче поместные соборы для устроения церковной жизни. В 1221 году он короновал в Жиче своего брата, сербского правителя Стефана Первовенчанного. Перевел на славянский язык Кормчую книгу (она была принята также и на Руси на Владимирском соборе в 1274 году). Скончался в Болгарии и с честью погребен в храме Сорока мучеников Севастийских в городе Тырнове. Позднее его нетленные мощи были перенесены в Сербию, в монастырь Милешево, откуда их похитил Синан-паша (см. примечание 29) и сжег в Белграде на Врачаре 27 апреля 1595 года.

Святитель Савва – самый почитаемый сербский святой, в нем сербы чтят своего чудотворца и благодетеля, укрепившего веру и благочестие, оставившего по себе пример истинно христианского жития и подвижничества и изложившего все свои заветы в многочисленных письменных трудах.

 

[ii] Феодора, преподобная(† 879; память 17/30 сентября), в монашестве Феописта.

По кончине мужа вместе с дочерью удалилась в монастырь, где прославилась своей подвижнической жизнью; после смерти мощи ее обильно мироточили, подавая болящим исцеление.

 

[iii] Ксения Римляныня, преподобная († V век; память 24 января/6 февраля).

Дочь сенатора, ради любви к Богу, накануне свадьбы оставила отеческий дом вместе с двумя верными рабынями. Господь хранил девиц, желавших послужить Ему, пока не вручил заботу о них пресвитеру Павлу из города Милосса, куда они последовали за ним и где, по устроении Ксенией монастыря, приняли от него постриг. В житии преподобной говорится, что воздержания ее боялись даже бесы: побежденные ее постом и подвигами, они убегали, не смея приступить к ней.

После полудня, в час, когда Ксения предала душу Богу, милосские граждане увидели над девичьим монастырем светлый венец из звезд с блистающим крестом посредине. Лишь по совершении погребения видение исчезло. Приходившие ко гробу святой с верою получали исцеление от своих недугов.

 

[iv] Монахиня Евфимия ([?]–ок. 1400), в миру деспотиса Елена, супруга деспота Углеше Мрнявчевича ([?]–1371).

После скоропостижной смерти Сербского князя Стефана Уроша IV Душана Сильного (1331–1355), при котором Сербское государство достигло наивысшего расцвета и земли его распространялись на Македонию, Фессалию, Албанию, Эпир и Этолию, на престол вступил его сын, Стефан Урош V (см. примечание 11). Однако он уже не смог удержать в повиновении большую державу своего отца. Государство распалось на несколько владений: Центральной Сербией правил князь Лазарь Хребелянович (см. примечание 12), а обширные земли в Македонии принадлежали гордым братьям, Вукашину и Углеше Мрнявчевичам, мало считавшимся с верховной властью Стефана Уроша V. Пользуясь слабостью христианских государств, турки все чаще стали совершать набеги на балканские земли. Первыми на их пути оказались владения деспота Углеше, и в битве на реке Марица в 1371 году войско братьев Мрнявчевичей было разбито, а оба они погибли.

После смерти мужа деспотиса Елена приняла постриг в монастыре Любостыня с именем Евфимия. Она написала дивную похвалу святому князю Лазарю, вышив ее золотыми и серебряными буквами на шелковом покрывале для раки с его мощами.

Преподобная Евфимия – первая сербская женщина-писательница, чьи литературные труды получили признание.

 

[v] Феофилакт Болгарский, блаженный(XI–XII век), архиепископОхриды в византийской провинции Болгарии (ныне в Македонии), крупный византийский писатель.

Его биография известна мало. Будучи родом с острова Эвбеи, он был возведен в сан диакона при храме святой Софии в Константинополе и сделался близким ко двору императора Михаила VII Дуки (1071–1078). Может быть, уже по смерти Михаила Феофилакт был назначен воспитателем его сына, царевича Константина. Расцвет литературной деятельности Феофилакта, его назначение архиепископом в Болгарию, переписка из Болгарии со многими выдающимися лицами относятся ко времени царствования Алексея Комнина (1081–1118).

Блаженный архипастырь Болгарии, отличавшийся высоким классическим образованием, оставил по себе толкования на Евангелия всех четырех евангелистов; на Деяния Апостолов; на все послания апостола Павла; на Соборные послания; на одиннадцать утренних воскресных евангельских чтений; на книги пророков Осии, Аввакума, Ионы, Наума и Михея.

 

[vi] Констант II(631–668), Византийский император Ираклейской династии, правивший с 641 года (до восшествия на престол его звали Ираклием), сын Константина III (613–641).

В годы его правления было много войн с арабами: в 642 году пала Александрия, в 649 арабский флот напал на Кипр и опустошил многие острова, в 652 патриций Пасагнатес передал арабам Армению, а в 654 году арабы захватили Родос. Успешнее Констант вел войны со славянами: в 658 году он вторгся в Македонию, а затем подчинил своей власти славянские племена, расселившиеся в Греции в районе Коринфа.

Правление Константа было отмечено многочисленными казнями знатных людей и гонениями на православное духовенство, противостоявшее монофелитству (ереси, которую император поддерживал). Так в 652 году он захватил и после многих издевательств сослал в Херсонес папу Римского Мартина I († 655; память 14/27 апреля), а преподобному Максиму Исповеднику († 662; 21 января/3 февраля, 13/26 августа), глубокому старцу, велел отрезать язык и правую руку. В 660 году, заподозрив измену, Констант велел посвятить в диаконы своего брата Феодосия (устраняя его таким образом как возможного соперника). А вскоре, не довольствуясь тем, что духовное лицо в любом случае теряет право на трон, приказал убить его, чем заслужил в Константинополе прозвище «Каин».

Чувствуя по отношению к себе неприязнь жителей столицы, весной 663 года император покинул Константинополь и переселился в Сиракузы, желая превратить этот город в новую столицу империи, однако двор не поддержал его. Там он прожил шесть лет и был убит в 668 году в бане. Некто Андрей, прислуживавший Константу во время мытья, ударил его шайкой по голове в ту минуту, когда он намылил голову. Оглушенный Констант упал в воду и захлебнулся. (У владыки Николая в письме, очевидно, содержится в отношении смерти Константа неточность.)

 

[vii] Иоанн-Владимир, мученик († 1015; память 22 мая/4 июня), король Зетский, правивший с 970 года. (Зета – позднее Черногория. После завоевания в 960 году Сербии Византией сербская знать бежала на запад, в Зету, и здесь в конце X века возник новый центр сербской государственности – Сербская Зетская держава.)

Иоанн-Владимир прославился как мудрый и мужественный, кроткий и милосердный, целомудренный и благочестивый правитель; как усердный молитвенник, устроитель и благотворитель монастырей и храмов. Погиб мученической смертью от рук заговорщиков: ему усекли главу. Был погребен близ города Элбасаны (Албания) в монастыре Шен Иони («Святой Иоанн»). Здесь, на месте его упокоения, было явлено множество чудес и были обретены нетленными его святые мощи. Ныне они покоятся в столице Албании Тиране, ибо в 60-х годах ХХ века обитель была уничтожена богоборческим режимом диктатора Энвера Ходжи (1948–1985).

 

[viii] Неманя Стефан – мирское имя преподобного Симеона Мироточивого († 1200; память 13/26 февраля), Великого жупана, то есть князя Сербского, правившего с 1170 по 1196 год.

Основатель Сербского государства и династии Неманичей. Будучи правителем Сербии, объединил б!ольшую часть ее земель и добился признания независимости Сербского государства Византией в 1190 году. Крестившись от латинян, впоследствии принял православие и во время своего правления много потрудился, защищая свой народ от инославного и еретического влияния.

Создав и укрепив независимое государство, в 1195 году передал правление своему сыну Стефану Первовенчанному (1195–1224) и последовал за другим сыном – святым Саввой (см. примечание 1) – на Афон, где, подвизаясь в монашеском образе, достиг высокой меры духовного преуспеяния. Последними словами его были: «Всякое дыхание да хвалитГоспода!».

По преставлении Бог прославил святого Симеона многими чудесами. И до сего дня мощи его источают миро, помазующиеся которым верующие получают исцеление.

 

[ix] Стефан Милутин, святой († 1320; память 30 октября/12 ноября), король Сербский Стефан Урош II из династии Неманичей, правивший с 1282 года.

Защищая независимость Сербии и православную веру, воевал с Михаилом VIII Палеологом (ок. 1261–1282), Византийским императором, подписавшим в 1274 году так называемую Лионскую унию с католиками и принуждавшим балканские народы и афонское монашество признать власть папы. В 1299 году он успешно завершил войну с Византией и женился на принцессе Симониде, дочери Византийского императора Андроника II Палеолога (1282–1328), в результате чего значительно расширил свои владения.

В 1292 году воевал с болгарским вассалом Крымского хана Ногая ([?]–1300), правителем Видина, во главе болгаро-монгольских войск вторгшимся в Сербию и опустошившим часть ее земель. В этой битве король Милутин одержал победу, но на защиту своего вассала выступил сам хан Ногай. Чтобы избежать прямого столкновения с сильнейшим противником, король решил заключить мир с ханом, который, не удовольствовавшись присягой и подарками, затребовал к себе старшего сына Милутина Стефана (см. примечание 10) в качестве заложника. Таким образом в 1292 году Сербия попала в вассальную зависимость от Ногайского государства.

Благочестивый король, будучи усердным и смиренным молитвенником о своем отечестве, возвел более сорока храмов как в Сербии, так и за ее пределами: в Греции, в Болгарии, на Святой Земле и на Афоне. Мощи его, обретенные нетленными, почитаются как имеющие чудотворную силу.

 

[x] Стефан Дечанский, мученик(† ок. 1336; память 11/24 ноября), король Сербский Стефан Урош III, правивший с 1321 года, правнук короля Стефана Первовенчанного (1195–1224), брата святителя Саввы (см. примечание 1), сын короля Стефана Уроша II Милутина (см. примечание 9), отец короля Сербского Стефана Уроша IV Душана Сильного (1331–1355).

С 1292 года по 1300 был заложником в плену у Крымского ха-на Ногая ([?]–1300). Вернувшись в Сербию, вступил в брак с дочерью Болгарского царя Смилеца (1292–1298) и получил в управление область Зету.

По наущению мачехи Симониды, желавшей посадить на престол своего сына Константина, Стефан был ослеплен и выслан вместе с двумя малолетними сыновьями в Цареград на заточение. Но явившийся ему святитель Николай утешил его: «Не бойся: вот очи твои, на длани моей, и в свое время верну их тебе».

Пять лет святой вел строжайшую подвижническую жизнь в затворе в монастыре Пантократор, терпением и благодушием превосходя других насельников обители. И снова явился ему святитель Николай: «Вот, пришел я исполнить обещание»,– и Стефан чудесно прозрел. Всего провел он в ссылке семь лет, после чего ему позволено было вернуться на родину. Он получил в управление Будимлянскую область в Зете, а сына его Стефана оставил при себе король Милутин. Через три года, в 1320, Милутин скончался, и Стефан Урош III вступил на сербский престол.

Даром его, принесенным от благодарного сердца Господу, явился монастырь Высокие Дечаны (строительство которого начал он, а закончил его сын – Стефан Урош IV Душан Сильный), прекраснейший памятник византийской архитектуры и ярчайшее свидетельство сербского благочестия.

Святой король принял мученическую кончину: был задушен заговорщиками в замке Звечан. Чудотворные и благоуханные мощи его покоятся в монастыре Дечаны.

 

[xi] Стефан Урош, Кроткий, мученик(† 1367 [или 1371]; память 2/15 декабря), король Сербский Стефан Урош V, правивший с 1355 года, сын короля Сербского Стефана Уроша IV Душана Сильного (1331–1355).

Молодой правитель Стефан не смог удержать в повиновении большую державу своего отца. Некоторые из влиятельных сербских вельмож, в том числе Вукашин и Углеше Мрнявчевичи, не желали ему покоряться, и империя Стефана Душана Сильного начала распадаться. Благочестивый и мягкий, Стефан не пожелал укротить враждовавших вельмож силой. Был убит заговорщиками в возрасте тридцати одного года.

Чудотворные его мощи были положены в монастыре Язка на Фрушской горе, но в 1942 году были перенесены в Белград, где покоятся в кафедральном соборе.

 

[xii] Лазарь Сербский, великомученик(† 1389; память 15/28 июня), король Сербский из династии Неманичей, правивший с 1371 года.

Одно из главных героических лиц сербской истории. Отец Лазаря Сербского – Прибац Хребелянович – был вельможей при дво-ре могущественного Сербского короля Стефана Уроша IV Душана Сильного (1331–1355). Святой Лазарь родился около 1329 года в городе Прилепце; с детских лет был воспитан в христианской вере, быстро преуспевал в учении и благочестии, чем привлек внимание самого короля Стефана Душана Сильного и снискал его благосклонность. Лазарь был взят на княжеский двор в Скопье и уже вскоре принимал участие в решении государственных дел. Стал зятем короля Стефана Душана, который отдал ему в супруги свою родственницу Милицу (см. примечание 16), дочь Великого князя Вратко (Богдана Юга; см. примечание 15), из рода Неманичей. Вскоре после этого, около 1353 года, Лазарь был возведен в достоинство князя, получив в управление одну из сербских областей, и стал воеводой войска Стефана Душана.

В 1371 году, после смерти сына короля Стефана Душана, Стефана Уроша V (см. примечание 11), святой Лазарь был провозглашен королем всей Сербии и много потрудился для своей страны: усмирил соседних князей, грабивших сербское население, заботился о христианском просвещении народа, строил храмы, монастыри и благотворительные учреждения. «Задушбиной» (то есть «за душу» пожертвованным) святого князя Лазаря стал монастырь Раваница, основанный им в 1380 году и посвященный Вознесению Господню. В 1375 году князь Лазарь исходатайствовал у Византии дарование Сербскому архиепископу сана Патриарха.

Не желая видеть родину данницей турок, боролся за ее независимость, но, одержав победу в нескольких сражениях, был захвачен в плен и принял мученическую смерть в битве на Косовом поле (см. примечание 24). Сражение произошло 15/28 июня 1389 года. В этот же день была Крестная Слава (см. примечание 18) князя Лазаря – память святого пророка Амоса († VIII век до Р.Х.; память 15/28 июня). Мощи святого покоятся в монастыре Раваница.

Сохранилось предание, что накануне битвы Ангел Господень вопрошал Лазаря, какого (земного или же вечного) царства князь желает. И Лазарь предпочел Небесное: когда Господь призвал его для главного подвига, он, не задумываясь, принес свою жизнь в жертву ради сербского народа.

 

[xiii] Бан Стр!aхиня – один из бесстрашных героев битвы на Косовом поле (см. примечание 24).

 

[xiv] Марко Кралевич – герой сербского эпоса, сложенного слепым поэтом и гусляром Филиппом Вишничем (см. примечание 89).

 

[xv] …Сердце матери братьев Юговичей…

Богдан Юг ([?]–1389) – воевода Топлицкий и Полимский Вратко – отец княгини Милицы (см. примечание 16), супруги князя Сербского Лазаря (см. примечание 12).

Вел свое происхождение от Вукана, короля Сербского (1202–1203), старшего сына Великого князя Стефана Неманя (см. примечание 8). Привел на Косовскую битву (см. примечание 24) девятерых своих сыновей и героически погиб вместе с ними.

 

[xvi] Княгиня Милица († 1405; память 19 июля/1 августа) –преподобная Евгения (в схиме Евфросиния) – супруга князя Сербского Лазаря (см. примечание 12), сестра братьев Юговичей (см. примечание 15).

После гибели князя Лазаря княгиня Милица правила Сербией, пока сын ее, Стефан I Лазаревич Новый (1389–1427), не вошел в возраст. К ней прибыло посольство хана Баязида (1389–1402), сына султана Мурада I (1359–1389), с предложением мира, но при условии, что княгиня пришлет к хану свою дочь Оливеру. Для того чтобы спасти Сербию от дальнейшего разорения, княгиня вынуждена была согласиться, хотя и против воли Сербского патриарха Спиридона, но дочь ее при этом никогда не должна была переменять своей христианской веры, что Оливера и соблюла, став женой Баязида. В 1393 году княгиня удалилась в монастырь Жупания,







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.105.97 (0.057 с.)