ТОП 10:

Болгарскому профессору Христо Й., о мире и братолюбии



Спасибо Вам за рождественские поздравления. Спасибо за добрые слова, за благие пожелания мира и братолюбия между сербами и болгарами. Христос назвал миротворцев сынами Божиими. Миротворцами были князья, при которых народ жил в мире и согласии, миротворцами были художники и писатели, которые налаживали связи с соседними странами и способствовали миру, а не войне. Миротворцами остаются все крестьяне и пастухи, которые в уединении возносят теплые молитвы Всевышнему о мире и любви между нашими народами. Не сомневайтесь в том, что их пожелания, вздохи и молитвы, никому в мире не известные и не слышные,– великий подвиг для поддержания мира.

Творцу вселенной не нужны ни радио, ни телефон, чтобы слышать шепот человеческих душ. Он бесконечно милостив к простому народу и непрестанно – на страже сердца его. В Евангелии неоднократно говорится о том, как Христос был сострадателен к народу: жаль мне народа (Мф. 15, 32). Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря (Мк. 6, 34). И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их (Мф. 14, 14). Чувства и чаяния простого народа на земле слышны лишь некоторым, но небеса всецело внимают им.

Господь направляет судьбу народную к благоденствию или к скорбям согласно благочестию народа. Меня по сей день волнует одна поистине трогательная сцена, которую мне довелось видеть в прошлом году в старой Самоковской церкви. Какой-то простой ремесленник стоял с зажженной свечой в руке и пристально смотрел на сербских и болгарских священников перед алтарем. Когда молитва и проповедь закончились, он в слезах воскликнул: «Мир и братолюбие! Мир и братолюбие! Чтобы не быть нам проклятыми навеки!». Мир и братолюбие – это давнее общее чаяние нашего и Вашего народа, простого, но многочисленного и Богу угодного православного народа. На этом стремлении, на этом благородном чувстве народного сердца сейчас, в наши дни, Промысл Божий созидает грядущую судьбу наших народов. Те, кто этому противится, готовят себе позор и унижение. Потому что ладан, который воскуряют ныне два братских народа на жертвеннике своего сердца, уже не ладан Каина, но ладан святого Саввы и святого Иоанна Рыльского.

 

Письмо 203

«любителю истины», о бесах

Ты говоришь, что веришь в Бога, но не можешь поверить в существование бесов. Есть притча об одном страннике, который, придя в Египет, имел большое желание искупаться в Ниле, чтобы потом было что вспомнить. Местные жители предостерегали его о том, что в Ниле водятся крокодилы, отговаривая заплывать на глубину. Но он не верил «бабьей сказке» о крокодилах и, как хороший, уверенный в себе пловец, заплыл далеко в мутные нильские воды. Вдруг крокодил набросился на пловца и вонзил в него свои зубы. При жизни храбрец не захотел поверить в существование крокодилов, а перед смертью не осталось у него на это времени.

Отрицая существование бесов, ты отрицаешь многие евангельские истины. Отрицаешь, что диавол искушал Христа, что Христос изгонял бесов из людей и что Он разрушил власть бесов над людьми. Потому что любимый ученик Господа святой Иоанн утверждает, что Христос пришел на землю, чтобы низвергнуть бесовскую власть, говоря, что для того пришел Сын Божий, чтобы обличить дела сатаны[295].

Великий поэт Шекспир писал: «Есть многое на свете… что и не снилось нашим мудрецам». Ты отрицаешь существование бесов не по своей, а по их воле. Был ли ты на войне? Знаешь ли ты, как в военном деле важно искусство устраивать засады и скрываться, для того чтобы неприятель полагал, будто армии противника не существует? Для любого полководца радость – узнать, что враг о его армии не подозревает. Некогда бесы открыто являлись людям и уловляли их в свои сети. Ныне они изменили свою тактику и прибегают к лукавству: главное для них удовольствие, когда люди отрицают нечистую силу и думают, что бесов не существует. Но я боюсь, что никто не стоит к ним так близко, как тот, кто утверждает, что их нет.

В этом мире мы на поле битвы, в борьбе с противником тайным и явным. Тяжко нам придется, если мы отрицаем тайного врага. Что нам пользы от победы над волками и медведями, если нас ужалит змея в траве?

 

Письмо 204

Виноделу С., о брате

У тебя есть единственный брат, один-единственный. И от него ты сейчас отказываешься. «Не брат он мне,–говоришь,– не брат!». Действительно, большое преступление он совершил. Пробрался в дом старика, убил его, а деньги украл. Суд приговорил его к смерти. Сейчас он в тюрьме ждет своего последнего часа. Он писал тебе письма из заключения и просил тебя по-братски простить его. Он просил тебя после его смерти молиться о нем и служить панихиды, просил похоронить его рядом с могилой родителей. А что ты на это? Ты гнушаешься им, не отвечаешь на письма, не приходишь к нему, даже имени его не произносишь. «Он запятнал мою честь»,– говоришь ты во всеуслышание.

О честолюбец, разве не видишь страшного своего себялюбия? Разве не видишь, что ты себялюбием пятнаешь то же, что твой брат запятнал преступлением? Но твой брат кается в преступлении, покайся и ты в своем эгоизме и гордости. Время не думать о себе, и тем более о чести, а о брате, который погибает и просит тебя о помощи. Если кто-то тонет в мутной воде и бьется, борясь за жизнь, и забрызгает стоящего на берегу, должен ли тот с обидой отвернуться от утопающего? Знаешь, что сказал Господь? – Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9, 13).

Твой брат совершил зло, и за это зло он скоро понесет от людей наказание самое тяжелое, какое может быть. И он не уклоняется от наказания человеческого – он боится наказания Божия и поэтому кается пред Богом за свой грех, и плачет, сидя в тюрьме, и заклинает тебя прийти, чтобы проститься с тобой. Он знает, что никто на свете не простит его, если брат не простит. Он хотел бы уйти из этого мира хотя бы с одним прощением. И ты ему в нем отказываешь. Почему? Из-за честолюбия! Но знай, что на святых небесах его искреннее покаяние может стоить много больше, чем вся твоя праведность. Христос помиловал разбойника на кресте. А как ты думаешь причащаться и соединиться со Христом, если ты так далек от милосердия Христа?..

Недавно в наших краях за тяжкое преступление был казнен один человек. Он, плача и рыдая, глубоко и искренне каялся в совершенном преступлении. Он так горячо молился, следуя к месту казни, кланялся людям, восклицая: «Простите меня, братья, простите!», что все, глядя на него, плакали. Много раз целовал он руку священника и крест, с дрожью умоляя: «Отче, молись обо мне, молись, чтобы Господь простил меня!». Некоторые из присутствовавших рассказывали потом, что чувствовали, будто провожают в иной мир не преступника, а святого! Такое искреннее, глубокое покаяние может мгновенно изменить внутреннее состояние человека.

И твоего брата переродило покаяние. Прошу тебя и я: пойди и помоги ему до конца покаяться. Не осуждай осужденного, не презирай покаявшегося. Будь милостив к брату своему. Ваши родители ждут его в ином мире не как разбойника, а как свое чадо. Не оскорбляй родителей своего брата. Посети его в темнице, как будто посещаешь Христа. И Христос посетит тебя с богатыми дарами.

Мир тебе и брату твоему.

 

Письмо 205

Брату И., о слезах Христа

Да, действительно Господь наш Иисус Христос плакал, и то, что тебя трогают Его слезы, говорит о твоей милостивой душе. Эти слезы приносили очищение многим. Христос плакал и о друзьях, и о врагах Своих. Он плакал об умершем Лазаре, плакал об Иерусалиме, предвидя скорое его разорение. Иисус прослезился,– написано в Евангелии (Ин. 11, 35), и еще: И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем (Лк. 19, 41). В обоих случаях Он плакал о людях, в обоих случаях это плач любви. Ибо, в то время как люди оплакивали смерть Лазаря, Господь плакал не потому, что Лазарь умер (се, пришел воскресить его[296]): Он плакал из-за тирании смерти, которая довлела над народом. Как же люди, созданные по образу и подобию Бога живаго, в Царстве Которого нет мертвых, могли утратить веру в жизнь, в победу Бога над смертью? Как они могли стать жалкими рабами смерти, слепо веря в ее силу и могущество? И, глядя на людей, подчинившихся тирании смерти, Иисус прослезился.

В другом случае Господь плакал об Иерусалиме, Святом Граде, прозревая его разорение и угнетение и плен детей его. Почему? Из-за несправедливости человеческой к праведникам, к Нему, Праведнику над праведниками. Из-за того, что язва неправедности разъела сердца и души людей, созданных праведным Богом. Смотря на него (на Иерусалим), заплакал о нем,– там заплакал над уже умершим, здесь над еще не рожденными. Апостол Павел напоминает нам и о третьем случае, когда Господь горько плакал о всем роде человеческом, прошедшем от начала до конца времен (см.: Евр. 5, 7–10): это было в Гефсиманском саду во время Его тяжкого борения, когда был пот Его, как капли крови, падающие на землю (Лк. 22, 44).

Эти случаи известны и описаны. А как Господь проливал слезы о роде человеческом в уединении, втайне, в ночных молитвах ко Отцу Своему, об этом знают только небесные Ангелы, которые, как воинство Царя, охраняли Его. И всегда Господь плакал не о Себе, но о людях. Эти пречистые слезы Господа – жертва за очищение и спасение рода человеческого, так же как и Его Кровь, пролитая на Кресте. Да поможет нам Господь, в память о Его святых слезах, быть лучше и ближе к Нему.

Мир тебе и благословение Божие.

 

Письмо 206

студенту педагогической гимназии, о новом человеке

Ты и твои друзья хотите издавать журнал «Новый человек». Приглашаешь к сотрудничеству меня. Я охотно отзовусь при условии, что прежде ты призовешь в сотрудники апостола Павла. Ибо ни у кого нет такого точного учения о новом человеке, как у него. И все, что мы знаем об этом предмете, мы восприняли от него. Приведем лишь несколько слов из этого удивительного учения: А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его… Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства (Кол. 3, 8–10, 12–14).

Отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины (Еф. 4, 22–24).

Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое (2 Кор. 5, 17).

Есть еще много подобных слов, но и этих достаточно. И все слова апостола согласуются со словами Самого Христа: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия (Ин. 3, 3).

Когда царевич Иоасаф спросил своего учителя, старца Варлаама[lxxv], сколько ему лет, он услышал в ответ: «Сорок пять». Удивленный царевич сказал, что он дал бы ему все семьдесят. Старец ответил, что они оба правы, и добавил: «Но не считаю я того времени, которое прожил в суете мира, ибо не могу считать годы смерти годами жизни». Вот что такое новый человек, которого должен проповедовать ваш «Новый человек».

Новый человек – это человек, преображенный изнутри, человек с преображенным сердцем. Только такой человек может помочь другим обновиться и переродиться. Без познания истины и пути правды Божией этого не достичь. Новый человек может жить и в одряхлевшем теле, и, наоборот, в юном теле может жить старик. И исчислять старое и новое движением солнца, а не обновлением души истиной и правдой Божией – значит не любить апостола Павла и его единственно верное учение о новом человеке.

 

Письмо 207







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.83.188.254 (0.008 с.)