ТОП 10:

Монаху Савве, о нападках на монашество



Говоришь, нападают на вас, монахов, многие нападают. Одни потому, что не смеют нападать ни на кого больше и знают, что вы не ответите им и жаловаться не будете. Другие потому, что хотели бы все свести к материи и поставить на службу плоти. Наконец, третьи просто потому, что не выносят незыблемости церковного устава. Они с удивлением смотрят, как в нынешнем водовороте бесконечных перемен неизменной остается только Церковь Христова: стоит она, как скала в море, о которую разбиваются все волны. Оставим в стороне личные нападки: терпеть и спасать терпением душу – это монашеский обет. Претерпевший же до конца спасется,– сказал Тот, Кто все знает и видит[265].

Рассмотрим принципиальные требования ваших противников. Их содержание и цели хорошо известны. Если бы они осуществились, это неминуемо привело бы к уничтожению монашества в Православной Церкви и к превращению монастырей в то, во что их превратили безбожники в России: или в музеи, или в увеселительные заведения. Но такое превращение оскорбило бы не только души сербских святых, которые своими задушбинами освятили землю и украсили небесный свод сиянием святости, но и весь православный народ. Ибо для верующего народа монастыри являются духовными лечебницами, где душа ищет здоровья, утешения и вдохновения.

Никому из верующих не придет в голову, что предназначенное душе можно превратить в место для кабацкого разгула. И если о таком не помышляли ни царственные ктиторы этих святынь, ни народ царский, спрашивается: от чьего имени выступают ваши критики и противники?

От всех христиан, а от монахов, чьи обеты строже, особенно, можно требовать, чтобы они стали лучше, чем есть. Но разве можно требовать перемен в служении монастыря только потому, что некоторые монахи небрежны в исполнении обетов? Разве можно превращать целое духовное здание в прах материальный только потому, что некоторые воины духовного воинства впали в материализм? Требование диавола, чтобы Христос превратил камень в хлеб, кажется менее опасным, чем требования некоторых наших современников превратить дух и все духовное в хлеб и прах. Кто знает, впрочем, что за времена грядут; духовное золото всегда можно легко превратить в бумагу, но бумагу нелегко превратить в золото.

Мир ти и радость от Господа.

 

Письмо 161

Начинающему в вере, о возвращении к вере

Словно странник, возвращающийся домой из далеких чужих стран, возвращаетесь Вы сейчас из ледяных пределов неверия к теплому очагу веры наших отцов и дедов. Трудности, с которыми Вы при этом сталкиваетесь, хорошо известны Церкви. Ибо Церковь имеет большой опыт в том, что бывает с людьми, когда они отпадают от веры и когда снова возвращаются к ней. В первом случае бесы гонят их все дальше, а во втором заступают им путь назад, используя все свои козни. Так и с Вами: то бросают Вас в отчаяние, то прельщают соблазнами плотского пути, по которому Вы катились в пропасть, то подталкивают Ваших бывших спутников высмеивать Вас, то напоминают Вам об известных безбожниках, которые «пользуются уважением» у людей.

Вы должны бороться с невидимыми врагами. Вы их непременно победите, если не потеряете из вида лик Христа, своего величайшего Благодетеля. Он один был единственно совершенным Человеком, Который жил на земле, с тех пор как на земле появились люди. Грядите к Нему, молитесь Ему, подражайте Ему. Смотрите на Него, как рождается Он в пещере ради Вас. Смотрите, как трудится и умаляется ради Вас. Смотрите, как исцеляет телесные болезни – символ Ваших духовных болезней. Смотрите на Него, на Кресте распятого – за Вас. Смотрите, как Он в славе небесной смотрит на Вас, Он, воскресший и вознесенный. Всюду встречайтесь с Его взглядом, и очистительный стыд овладеет Вашей душой, стыд за то, что были так далеко от Него и против Него. Крикните бесам, лгавшим и прельщавшим Вас: а вы что сделали для меня?

Говорите, что наслаждаетесь чтением Священного Писания и что все остальные книги стали скучны и отвратительны, Вы не можете брать их в руки. Так обычно бывает с духовно изголодавшимися людьми: они не могут насытиться словом Божиим после болезненного поглощения человеческих слов. Но, говорите, Вам пока не дается молитва. Придет и она, не сомневайтесь. Когда разгорится в сердце любовь к Любящему Вас, Вы начнете жадно искать любого общения с Ним. А сейчас упражняйтесь в краткой молитве, скажем: «Святый Боже», «Пресвятая Троице», «Отче наш» или «Богородице Дево». Повторяйте эту молитву пятикратно в течение дня, сделайте это правилом и, хотите или не хотите, не отступайте от него. Ибо чтение Священного Писания дает свет, а молитва – тепло. Присоедините к ним милостыню, пусть небольшую, пусть не для многих. Милостыня, вместе со светом Писания и теплом молитвы, действует на душу, как духовная влага, и душа начинает возрастать, расширяться, углубляться и приносить добрые плоды. Так вернется Ваша душа в духовно здоровое, нормальное состояние и будет как древо доброе. А всякое доброе древо приносит, по словам Непогрешимого, плоды добрые.

Мир Вам и радость от Христа Бога.

 

Письмо 162

Преподавателю Владимиру В., о словах из Евангелия от Марка

Народное движение к Богу коснулось и Вас. И Вы начали читать Евангелие, но встречаются непонятные Вам слова. Вы приводите место, где Спаситель говорит о внешних: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах[266]. Ученики Его должны понимать тайны небесные непосредственно и воспринимать их как реальность, без образов и символов, а тем внешним все бывает в притчах, в указаниях на природные явления и в сравнениях, ибо своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют[267].

Как это возможно? А так: разве не видели они Христа лицом к лицу, а Его Самого не видели? Поэтому, рассказывая в притчах о сеятеле, о царе, о хозяине, о милостивом самарянине и далее, Он говорил им о Себе. Так исполнилось пророчество великого пророка Исаии евреям: и сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите (Ис. 6, 9); эти же слова повторяют три евангелиста: Матфей (см.: 13, 14), Марк (см.: 4, 12) и Иоанн (см.: 12, 40). Богодухновенный Иоанн Златоуст толкует так: «Они сами были причиной тому, что не разумели, заградив свой слух, ослепив зрение и окаменив сердца. А сделали это, говорит Господь, чтобы не обратиться и чтобы Я не исцелил их[268]. Говорит им это намеренно, чтобы их привлечь, показать им, что, если обратятся, Он исцелит их. Если бы Он не хотел спасти их, Он бы молчал, а не учил их в притчах». Да не обратятся – этими словами Господь выразил не Свое, а их желание. Как если бы мать посмотрела на свое непослушное, перепачканное грязью дитя и сокрушенно сказала: он испачкался, чтобы не подойти поцеловать меня! Иоанн Златоуст пишет: «ослепив зрение и окаменив сердца». Что ослепило их глаза и окаменило сердца? Кто? Грех или Бог?

Грех по природе своей лишает видения Бога, Бог по Своей чистоте и святости не открывается нечистому зрению, пока оно не очистится. Ибо сказано: блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят[269].

Мир Вам и радость от Господа.

 

Письмо 163

Жене, о безумном муже

Пишешь о том, сколько горя вынесла ты от своего мужа. Он поносил тебя, выгонял из дома, даже избивал. Но ты с молитвой и надеждой на Всевидящего нашла в себе достаточно сил, чтобы перенести все это, никому не жалуясь и не вынося из дома своей беды. Страдание умягчило твою душу, искоренило гордость и еще сильнее привязало тебя к Богу. Было время, когда ты думала, что сойдешь с ума, но не ты сошла с ума – твой муж сошел. Сейчас ты в тревоге за его душу спрашиваешь: «Могут ли спастись безумные?».

Если веришь в Бога и Его Промысл, веруй до конца и без колебаний. Если, по слову Божию, птица не упадет на землю без воли Отца вашего[270], как же человек может впасть в болезнь и страдания без воли Его? А основная воля Божия о человеке – чтобы все спаслись. Значит, безумие попущено твоему мужу ради его спасения. Если бы милостивый Господь не желал его спасти, Он не поразил бы его такой страшной болезнью: Он поразил бы его смертью во грехах его. Всякой болезнью и мукой Лекарь небесный лечит души человеческие. Поэтому тяжелобольным следует сожалеть не столько о себе, сколько о телесно здоровых, которых смерть настигает во грехе. Сказано: в чем застану, в том и сужду[271], если во грехе – тогда осуждение, если в покаянии – прощение и награда.

Но ты можешь сказать: ведь сейчас он не может ни каяться, ни молиться. Поэтому ты будешь молиться за него, ты будешь приносить жертву. А он в своем теперешнем состоянии может только страдать себе на спасение, другим на страх. Всякая больница указует перстом на Бога, но никакая не делает этого так явно, как больница для душевнобольных.

Возложи упование свое на Господа и будь спокойна.

 

Письмо 164

Воину В., «о трупе и орлах»

Пишете мне о том, какие «в Священном Писании встречаются трудные для понимания места». Это зависит от духовного возраста. В Священном Писании содержится и много легких и ясных для понимания слов, следование которым в жизни открывает нам значение и тех трудных. Вы спрашиваете о словах Христа: ибо, где будет труп, там соберутся орлы[272].По отношению к законам природы нам это понятно. Вы и сами видели, как на мертвые тела слетаются орлы: они чувствуют их с большого расстояния и высоты; просто невероятно, каким чутьем они узнают, где находится труп!По запаху или каким-то шестым чувством, подобно дятлу, который знает, где находится червь под корой, и клюет точно в это место. Христос, несомненно, говорил здесь о Своем мертвом теле. Смотри, Он говорит о будущем: там соберутся орлы. Ибо, если бы не о Себе говорил, сказал бы в настоящем времени, как об обычном явлении: там собираются орлы. Но Он говорит в будущем, ибо пророчески имеет в виду Свое тело.

И пророчество исполнилось. На голгофском Кресте висело Его мертвое Тело. И вот, спустя девятнадцать веков тысячи паломников собираются к Его Гробу под Голгофой. Эти паломники (я не имею в виду туристов) притекают ко Гробу своего Спасителя из высшей духовной потребности – напитать и напоить свои души, так же как орлы питаются мертвым телом. Настоящие паломники Гроба Христова и есть настоящие орлы Христовы.

Эти слова относятся и к причастникам, которые причащаются из Святой Чаши Кровью Христовой. Все они, орлы Христовы, алчущие и жаждущие, слетаются к алтарю и пьют жизнь из мертвого Тела, то есть из Тела Христа – Жертвы закланной, закланного нашего ради спасения Агнца Божия. Каким чутьем узнают они, что в Святом Причастии – пища и жизнь? Каким шестым, нематериальным, духовным чувством, развитым и обостренным верой, чувством, которое, к сожалению, притупилось у неверующих? Но почему мы говорим о чувстве? Это – разум, просвещенный верой у верующих или помраченный безверием у неверующих.

Мир Вам и благословение от Господа.

 

Письмо 165







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.38.214 (0.007 с.)