Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Болгарскому священнику Ивану Д., отчаявшемуся из-за безбожников

Поиск

Не отчаивайтесь, отче. Не каждая туча приносит грозу. Вы пишете, что безбожники в Болгарии создали свой союз и открыто борются с верой Христовой, оскверняют христианские святыни. Это приводит Вас в отчаяние. Загляните глубоко в свою душу и посмотрите, сильна ли Ваша личная вера? Ибо отчаяние – плод маловерия, а не истинного благочестия. Благочестивый решительно воюет с отчаянием непобедимым оружием веры. Уединение – пробный камень: испытайте свою веру в уединении. Сколь бы ни возносился безбожник перед людьми, наедине с собой он впадает в отчаяние. А верующий в уединении ощущает прилив сил и радости. Никогда не бойтесь тех, кто покинул крепость Христову и нападает извне. Каждый их удар укрепляет твердыню Церкви, а их обессиливает.

Вспомните апостола Павла, одинокого среди тьмы языческой и еврейского беснования. Гонимый и израненный, он не отчаивался. Насколько его слово послужило распространению христианства, настолько же этому служили и удары неприятельские. Те, кто, казалось бы, разрушал, невольно укрепляли; те, кто гасил Божественный огонь, на самом деле раздували его. Эта тайна неведома безбожникам, никогда они не узнают о ней. Они заблуждаются, думая, что дело Божие можно разрушить теми же средствами, что и человеческое. Божественный огонь любви, сошедший со Христом с небес на землю, мог бы угасить только огонь, который сильнее огня Божественного. А где такой огонь? Где любовь безбожника? Источник их побуждений в животном царстве, а не в Небесном. А животность не может победить Христа. Вспомните Юлиана Отступника, который вел войну против Церкви Христовой, вооружившись всем земным оружием и царской властью. Убоялись ли Василий Великий и Афанасий Великий? Нет, но предрекли отпавшему от Церкви царю близкую и постыдную гибель. «Пройдет эта тучка!» – говорил святой Афанасий своей пастве. И прошла, так же как проходят все тучи безбожия, тучи и туманы, уносимые ветром, по слову апостола Петра[172]. Вспомните и загорских мучеников: Стара-Загора[xlii] – гордость балканского Православия! Приняли они мученическую кончину, но остались непобежденными. И победа их поныне вдохновляет болгарский народ на мужество в вере и на самопожертвование; преподобный Иоанн Рыльский[xliii] силой препоясывает, а святые отцы тырновские[xliv] благословляют из Царства Христова благословением Божиим.

Вы молодой священник и не помните болгарские страдания, потрясшие в свое время сердце и совесть не только православной России, но и всей Европы. Хотя, думаю, в Болгарии осталось немало очевидцев того ужаса, когда прекрасная болгарская земля обагрилась христианской кровью. Однако, если ненасытный османский меч не смог поколебать веру болгарского народа, неужели чье-то празднословие ее поколеблет? Разве поколеблют ее пустые обещания зоологического рая на земле? Обещания тех несчастных, которые, оторвавшись от великой души своего народа, отправились на Запад купить себе душу у бездушных? Они купили ее, да мертвую. Неужели живые убоятся мертвых? Конечно, нет.

Может быть, болгарский народ и послушает этих новых учителей счастья без Бога, но быстро и решительно отвернется от них и прилепится ко Христу и вместе с апостолом Петром покаянно воскликнет: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни [173].

Мир Вам и радость от Господа.

 

Письмо 88

Сироте, которая спрашивает, почему в Евангелии не говорится о счастье

Как же не говорится, душа благочестивая? О чем в Евангелии говорится чаще? Мне кажется, что Евангелие можно назвать так: «Книга счастья». Учение Христа – учение о счастье. Тебя, конечно, смутило то, что в Евангелии не встречается само слово «счастье». Но вместо него употребляются другие слова: «блаженство», «радость», «веселье», «рай», «спасение», «вечная жизнь». В особенности слово «блаженство»: оно означает счастье в высшем смысле. Если знаешь это, прочти снова проповедь Господню о блаженствах (см.: Мф. 5, 3–12). Первым учением, которое Христос дал людям, было учение о счастье. Это учение Православная Церковь повторяет своим чадам в начале каждой литургии в песни «Блаженны». Согласно учению Христа, блаженные, или счастливые, те,

кто с сокрушенной душой предстоит пред Богом, ибо их есть Царство Небесное;

кто слезами омывает свои молитвы, ибо утешится вечным утешением;

кто кроток и незлобив, как агнец, ибо наследует землю живых;

кто милостив сердцем и рукой, ибо помилует его десница Господня;

кто чист сердцем, ибо узрит Царя, Отца своего Небесного;

кто гоним за правду бесами и людьми, ибо Царство вечной правды гонимым принадлежит;

кто оклеветан и посрамлен за Христа, ибо возрадуется и возвеселится в Отечестве Ангелов.

С ними блаженные и те,

кто верует в Спасителя своего, ибо спасется;

кто горит любовью ко Творцу и Его творениям, ибо увенчается бессмертной славой;

кто жертвует земной жизнью, ибо обретет жизнь вечную.

В этом состоит истинное, непризрачное счастье, которое Господь открыл и явил роду человеческому. Для такого счастья цари жертвовали своими престолами, богачи – богатством, мученики – жизнью так же легко, как деревья сбрасывают осенью листву. Но тому, кто не вкусил хоть малость такого счастья, и восковая свеча – непосильная жертва.

А ты, чадо Божие, не отчаивайся в своем счастье. Ты осталась одна, без друзей и родных, врата земного счастья для тебя закрылись. И пишешь ты больше слезами, чем чернилами. Но не думала ли ты о том, что все это случилось по Промыслу Отца твоего Небесного для того, чтобы ты обратилась к вратам счастья вечного? Господь часто, очень часто закрывает от людей двери счастья призрачного, в то время как врата в истинное счастье Он всегда держит открытыми для всех, кто только пожелает войти. Войди и ты, чадо Христово. Когда заглянешь в эти врата, увидишь Царство счастливых, Отечество блаженных. Увидишь небеса, населенные угодниками и праведниками Божиими, уже на земле познавшими счастье служения Христу и на небесах полной чашей вкушающими его. Когда почувствуешь все это и духом прозреешь, ни минуты не пребудешь одна и не почувствуешь одиночества. Ибо бесчисленную небесную семью Божию назовешь своими братьями и сестрами, родными и друзьями.

Радуйся и веселись о Господе.

 

Письмо 89

англичанину Чарльзу Б., на вопрос о личности индийца Ганди [xlv]

Как верующего человека, Вас мучает вопрос: «Что Промысл Божий ждет от правления и личности Ганди? Что означает появление этой необычной фигуры среди политиков и правителей нашего времени?».

Предупреждение Божие – вот в чем состоит роль современного вождя индийского народа. Промысл предостерегает политиков и правителей всего мира, и христианских тоже, о том, что в политике существуют и другие методы, помимо интриг, лукавства и насилия. Политический метод Ганди совсем прост и очевиден, он не требует ничего, кроме самого человека, вопиющего к Богу и слушающего Его.

Оружию, боеприпасам и армии Ганди противопоставляет пост; интригам, лукавству и насилию – молитву, политическим раздорам – безмолвие. Каким смешным и ничтожным это выглядит в глазах современных людей, не правда ли? В современных политических учебниках эти три оружия не упоминаются, даже в примечаниях к тексту. Пост, молитва и безмолвие! Вряд ли найдется в Европе и Америке политик, который без иронии посмотрит на эти три тайны индийского правителя, на три хрупких прутика против стали, олова и ядов.

Однако успехи Ганди с его тремя «волшебными» прутиками удивляют весь мир. Хотят они или не хотят, но политическим законодателям Англии и других стран придется ввести в новые учебники отдельную главу: «Пост, молитва и безмолвие как мощное политическое оружие». Как Вы думаете, человечество не станет счастливее, если эти методы некрещеного Ганди заменят в политической науке методы крещеного Макиавелли[xlvi]?

Но не столько метод индийца удивителен для мира, сколько сама личность, которая этим методом пользуется. Это христианский метод, древний, как сама вера, и новый, как нынешний день. Пример поста, молитвы и безмолвия показал Своим ученикам Сам Христос, они передали его Церкви вместе со своим личным опытом, а Церковь передает его верным своим из поколения в поколение до нынешних дней. Пост – это жертва, безмолвие – самоуглубление, а молитва – вопль к Богу. Вот три источника великой духовной силы, которая делает человека победителем в борьбе и праведником в жизни. Кто из людей не способен вооружиться таким оружием? И какая грубая сила может сокрушить это оружие? Конечно, этими тремя элементами христианская вера не исчерпывается: они представляют собой лишь часть ее правил, ее неземных тайн.

К сожалению, в наше время христиане пренебрегают многими из этих правил и забывают о чудотворных тайнах. Преобладает мнение, что побеждает только сталь, что тучи разгоняют только пушки, а излечивают только таблетки. Поэтому я думаю, что Господь по милости Своей выдвинул Ганди, не христианина, но служащего предупреждением христианам, особенно тем, которые умножают беды и несчастья своих народов, используя грубые и жестокие средства правления.

И Евангелие нам свидетельствует, что Господь иногда прибегал к таким предупреждениям ради блага людей. Ваша честь сразу же вспомнит, о чем я говорю,– о римском сотнике из Капернаума (см.: Мф. 8, 5–13). С одной стороны, Вы видите израильских вождей, которые похвалялись своим избранничеством и верой во единого Бога, но при этом отвергли Христа, а с другой – презренного римского язычника, того сотника, который с крепкой верой и сокрушением припал ко Христу, прося исцелить его слугу: Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры [174].

Христиане, это – новый, крещеный Израиль. Прислушайтесь! Разве не обращается Христос в наши дни с подобными словами к совести христианских правителей, указуя на сегодняшнего сотника индийского?

Мир Вам и здравия от Господа.

 

Письмо 90

Братству Рождества Христова на вопрос о том, почему мы приветствуем друг друга словами: «Христос родился!»

Когда мы восклицаем: «Христос родился!», это означает то же, как если бы мы воскликнули: «Мессия родился!», или: «Царь родился!», или: «Спаситель родился!». Этим приветствием мы подтверждаем и свидетельствуем друг другу, что в мир пришел Тот, Которому должно было прийти ради спасения людей, и предупреждаем, чтобы другого, кроме Него, не ждали; пришел Тот, Которого Бог Отец обещал нашим прародителям, изгнанным из рая; Тот, приход Которого языческие племена и народы предчувствовали; Тот, о Котором пророки еврейские прорекали; Тот, о Котором тысячелетиями с тоскою воздыхало беспомощное человечество; Тот, Который воссиял на земле, словно солнце после долгой темной ночи. Итак, когда мы восклицаем: «Христос родился!», мы свидетельствуем, что Всевышний исполнил Свое обетование, что человеческие упования и предсказания пророков осуществились и многовековое воздыхание сменилось радостью.

Мессия родился, чудеснейший, Бог и Человек одновременно, и утомленные взоры человеческие Им да утешатся и другого мессии не узрят.

Царь родился, сильнейший, с жезлом силы и лампадой милости одновременно, и самые немощные да воспрянут и воскликнут: мы дети Царские!

Витязь родился, непобедимый, да защитит праведных и обратит грешных, да низвергнет духов злобы поднебесной.

Указующий родился, прозорливый, да заблудших выведет и поведет.

Просветитель родился, светлейший, да разгонит мрак и просветит помраченных.

Пастырь родился, заботливый, да спасет стадо от волков и соберет его под Свой покров.

Питатель родился, щедрый, да насытит алчущих не земным, но небесным Телом Своим Божественным и пламенной Своей Кровью.

Человеколюбец родился, единственный, да укроет на груди Своей и оживит любовью всех сирот Своих, скитавшихся долго от гроба жизни до гроба смерти.

Открыватель родился, величайший, да отдернет завесу и откроет смертным бессмертное Царство Небесное.

Все это означают те чудесные слова, которыми христиане приветствуют друг друга в Рожество Христово и которыми и я вас, братья, приветствую:

Христос родился!

 

Письмо 91



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.105.110 (0.008 с.)