ТОП 10:

Торговцу К. К., о плодах поста



Почему многие не соблюдают поста, спрашиваете Вы. Потому, что не знают плодов поста. Органы здравоохранения нашей страны должны рекомендовать соблюдение поста в один голос с Церковью, потому что пост приносит чудесные плоды, и не только духовные, но и телесные. В доказательство этому можно привести множество примеров, но я задержусь на одном из недавних.

Вот что пишет одна вдова из Бечея: «Я начала поститься в прошлом году на Троицу. Так я решила: если уж хожу в церковь и молюсь Богу, то надо и поститься. Пока был жив муж, мы не знали поста и часто болели. Никогда не было такого, чтобы были здоровы оба: то один в постели, то другой. Так и прожили всю жизнь. Я всегда была в раздражении, малейший пустяк приводил в гнев. Меня мучили страхи. Я боялась всего, даже собственных мыслей и предчувствий. С тех пор как начала поститься (вот уже год прошел от того Троицына дня), я спокойна, в душе радость и в теле легкость. Ни на что не обижаюсь, ни на кого не сержусь. А в душе моей звучат церковные песнопения и молитвы. Сны светлые и благостные. Сейчас я живу у своей обеспеченной подруги, но чувствую, что весь мир принадлежит мне. Я совершенно здорова, хотя стара, ничего не боюсь, даже смерти. У меня только одно неутолимое желание – желание тишины, поста и молитвы: в них я нахожу полноту счастья».

Так о себе пишет старица из Бечея. И своим опытом она подтверждает нам евангельское учение и многовековой опыт Церкви.

 

Письмо 269

Братству святой Параскевы Пятницы, об источнике с водой живой и мертвой

Источник с мертвой и живой водой – человек: одной водой он живит, другой мертвит; одной очищает, другой грязнит. И та, и другая вода текут из одних уст[359]. Одни и те же уста могут воспевать добродетель и поносить ее, могут славить Бога и хулить Его, могут поддержать и обессилить, могут привести к истине или соблазнить. Мудрый сын Сирахов сказал: если подуешь на искру, она разгорится, а если плюнешь на нее, угаснет: то и другое выходит из уст твоих[360]. Мариам, сестра Моисея, устами, которые воспевали Бога, избавившего народ Свой и потопившего фараона, роптала на брата своего Моисея, и попустил ей Господь проказу[361]. Видите, как из одних уст исходят и добро, и зло?

Поэтому, христианин, будь постоянен в добре и, когда увидишь праведника, не угаси оплеванием правду его, а распали в нем Божественную искру, чтобы ярче горела. А когда видишь, что грешник кается в своих грехах, не помяни ему исповеданных грехов и лохмотья греховного рубища, которые сбрасывает с себя, не накидывай на него. Ибо его грех на тебя падет, и завтра будешь судим за него так, как за свой. Не марай того, кто очищается, но помоги ему омыться. Не расслабляй того, кто встал на путь добродетели, но поддержи его.

Ибо на Страшном Суде будешь судим за то, что из твоих уст в этот мир исходит.

 

Письмо 270

Невенчанному, о двойной неправде

Ты изгнал свою венчанную жену и взял другую, с которой живешь без венца. Разве это грех? – спрашиваешь ты. Тебя удивляет, почему соседи возмущены твоим поступком. Тебя удивляет, что власть преследует и наказывает тебя.

Первый твой грех в том, что ты выгнал законную жену, а второй в том, что незаконно живешь с другой. Дважды ты попрал закон Творца, поэтому соседи ропщут на тебя и власть преследует тебя. Животным это не грех, но людям Господь установил иной закон, и для человека это грешно. Ты оправдываешь себя тем, что так поступали многие. Да, это правда, так делали многие, были среди таких беззаконников и коронованные. Но преступника не оправдывает то, что до него уже кто-то преступал закон. Византийский император Константин VI[xcvii], сын императрицы Ирины, изгнал свою венчанную жену Марию и взял к себе придворную даму Феодору. Царица-мать и цареградский патриарх его укоряли, восстал против беззакония и народ. Но своевольный царь не только не захотел послушаться матери и главы Церкви Божией, но еще и пригрозил им, что если они не оставят его в покое, то он восстановит в государстве язычество и запретит христианство. Но на второй год незаконного сожительства царя с придворной во дворец проникли заговорщики, и царь был ослеплен в той самой комнате, в которой когда-то родился.

Смотри, чтобы и тебя не постигло суровое наказание, но не от людей, а от невидимой силы, которая сильней человеческой. Ибо сказано: Горе тем, которые зло называют добром, и добро – злом, тьму почитают светом, и свет – тьмою,– так говорит Тот, милующая или наказующая рука Которого достигает в свое время каждого (Ис. 5, 20).

 

Письмо 271

Загребскому писателю, о войне

Вы сердитесь на меня за то, что в книге «Война и Библия» я пишу, что Господь попускает войны по человеческим грехам, так же как голод и мор. Все, что я писал, писал не по своему разумению, а по Священному Писанию Божию. Ни один человеческий разум не в состоянии объяснить всю совокупность того зла и горя, которая названа одним коротким словом – война, не может объяснить того и мой разум, но все объясняет и освещает, как яркое солнце, Священное Писание Божие. Господь устами пророка Нафана говорил царю Давиду: восставлю после тебя семя твое… и упрочу царство его[362], но, говорит Он далее: если что злое соделает, накажу ударами сынов человеческих (ср.: 2 Цар. 7, 12, 14). А что означают удары сынов человеческих, если не войну? И исполнилось слово Божие. Сын Давидов Соломон и сын Соломонов Ровоам сотворили злое пред лицем Божиим, и вышел царь египетский Сусаким против Иерусалима и взял сокровища дома Господня и сокровища дома царского. Всё взял (ср.: 3 Цар. 14, 25–26).

Вы спрашиваете, как Господь может попускать такое несчастье людям, где же благое Его учение? На бумаге. Если бы оно было начертано в сердцах человеческих, люди жили бы в мире. Укрепите совесть и сократите военные расходы. Старайтесь, как член Церкви, очищать мир от неправды и беззакония, и угроза войны растает, как туман. Ибо насколько бессмысленно призывать жителей города, в котором свирепствует чума: «Станьте здоровыми!», настолько же бессмысленно кричать: «Мир! Мир!», а жить в греховной нечистоте и безнравственности. Здоровье само придет в город, когда он будет очищен от грязи и чумной заразы, и мир придет к народам, когда они очистятся от чумы безверия и греха. А иначе на наши крики: «Мир! Мир!» – отзовется нам не мир, а война.

 

Письмо 272

Бесплодной жене, о детях

Глубоко скорбишь о том, что не имеешь детей. Сетуешь на мужа, считаешь его виновником. Дерзаешь роптать и на Творца. Не бери грех на душу, покорись воле Божией. Ибо дитя по Его воле родится, а родители лишь проводники благой воли Творца. В Книге жизни есть такой пример: Рахиль, жена Иакова, не имела потомства и в печали своей укорила она мужа и сказала: дай мне детей или я умру. Разгневался Иаков на неразумие жены своей и ответил: разве я, а не Бог не дает тебе потомства?[363] Случается, что Господь не дает супругам детей по грехам одного из супругов. Например, случай с Мелхолой, женой Давида. Молодая жена Давида, дочь царя Саула, увидев, как муж ее в духовном упоении скачет и пляшет вокруг ковчега завета, посмеялась над ним в сердце своем[364].Этой насмешки не видел и не слышал никто, кроме Всевидящего, но за это наказал Он жену Давидову, и Мелхола, дочь Саулова, не имела потомства до смерти своей[365].

Испытай и ты свое сердце и сердце своего мужа: посмотрите, не согрешили ли вы в чем-то перед Господом. Если же нет на вас вины, тогда, без сомнения, воля Божия на то, чтобы приняли вы в свои объятия сирот, как родных детей, а в очах Божиих это великий подвиг. Я знаю одну знатную госпожу, у которой нет родных детей, но с самого начала войны она собирала сирот, сотни сирот, и воспитывала их, как своих детей. А на исповеди говорила: «Никого и ничего не любила я так, как детей. Еще девочкой я мечтала скорее выйти замуж, чтобы иметь как можно больше детей, но не дано мне было. Дважды я была замужем, но ни в одном браке не было у меня детей. Однако Господь сторицей исполнил мое желание и даровал мне больше тысячи детей, и сейчас, в старости, я бесконечно радуюсь, что Творец не дал мне родить, ибо тогда у меня было бы двое или трое, может быть, десять детей и всю жизнь я бы заботилась только о них и не знала бы счастья назвать родными тысячу чужих детей. Слава за это милостивому Господу!».

Молись Богу чисто и усердно, как молились Иоаким и Анна. Он бесконечно милостив, и в Его власти дать тебе потомство. А если не даст, не сердись. Подари свою любовь детям умерших матерей и назовешься матерью, а не бесплодной в Царстве вечной красоты и правды.

 

Письмо 273







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.74.184 (0.007 с.)