Уездному казначею Б. Д., о священниках 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уездному казначею Б. Д., о священниках



Вы недовольны своим священником. Действительно, прискорбно, что тот, кто должен утешать, огорчает Вас. Но Вы из-за одного восстали на все священство. Этим Вы свидетельствуете о том, как трудно излечить людей от обобщений. Приведу Вам в пример великих людей, как они были праведны и осторожны. Знаменитый русский писатель Николай Гоголь имел великий талант, но величие души и ума его превосходили его талант. Однажды он подвергся нападкам со стороны другого русского писателя, Белинского, за то, что благоговейно говорил о священстве. Отвечая на критику Белинского, Гоголь писал: «Отчего Вы решили, что пою гимн нашему духовенству? Откуда в Вас дух такой ненависти? И я знаю немало дурных священников и мог бы рассказать Вам о них немало смешных историй. Но я встречал и таких, перед святостью жизни которых преклоняюсь, и знаю, что они чада нашей, восточной, а не западной Церкви. Следовательно, я пою гимн не тому духовенству, которое посрамило нашу Церковь, а тому, которое возвысило ее… которое своим мученичеством запечатлело истину каждого слова Христа». Постарайтесь и Вы рассуждать так же, как великий Гоголь. Что было бы, если бы Христос, скажем, из-за Иуды возненавидел всех апостолов? Но Он не возненавидел даже Иуду и предостерегал его на Тайной вечери, чтобы не губил себя предательством Сына Божия.

Представьте, как велика будет слава Ваша в Царстве Божием, если Вы, мирянин, будете милосерднее священника!

 

Письмо 285

Гонимому, о суде человеческом

Вас судят и осуждают, и Вы страдаете из-за этого. Судили и осуждали и Господа, и Он страдал: душа Моя скорбит смертельно,– сказал Он в Гефсиманском саду[374]. Но человек остается тем, что он есть, а не тем, что говорят о нем люди. Говоря о других людях, человек на самом деле говорит самом о себе. Каждый день мы свидетельствуем о себе, хотя суд наш предназначен ближним. Зная об этом, великий апостол Павел говорит: Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди… судия же мне Господь (1 Кор. 4, 3–4). Апостол знал непостоянство суда человеческого и не принимал его всерьез. Он трепещет и нам заповедует трепетать перед Судом Того, Кто знает истину о каждом человеке и будет судить истинно. А когда истинный Судия объявит Свой Суд, все суды человеческие обратятся в ничто.

Римские поэты и философы должны были составлять императору Нерону полные лести гимны. А при Нероне гнали и забивали христиан, как ягнят. Поэты и философы поносили христиан и писали о них как о последнем сброде. И что же? Воспеваемый царедворцами Нерон исчез, как черная тень, а гонимым и мученически убиенным апостолам Петру и Павлу воздвигнуты храмы прекраснее, чем когда-то римским божествам Марсу и Юпитеру.

Не скорбите же из-за неправедного людского суда, но старайтесь угодить Богу и бойтесь истинного Суда Божия.

 

Письмо 286

Владе Ц.: «Кто другому яму роет…»

У тебя недобрый сосед. На других злился, а зло на него пало. Он запрещал носить воду по проторенной тропе, проходящей через его пастбище. Когда запрет не помог, он поставил ограду. Но люди пробирались и через ограду, потому что обходной путь был очень далеким. Тогда он поставил капкан и закрыл его соломой. Но в ловушку попала его дочь, и сейчас девочка в больнице: врачи говорят, что она останется калекой на всю жизнь. Сосед в отчаянии разрушил ограду и открыл людям путь к источнику. Вот наука: кто другому яму роет, сам в нее попадет!

Есть и другой случай, еще страшнее. Был у императора Льва Армянина, яростного иконоборца, друг Михаил. Император был обязан ему престолом. Но Михаил воспротивился антиправославной политике Льва. Император заточил друга в темницу, находящуюся под дворцом, с намерением казнить его в день праздника Рождества. В ночь накануне Рождества император спустился в темницу, чтобы посмотреть на своего узника, и увидел невероятную картину: охранник из уважения к Михаилу уступил ему свою постель, а сам спал на земле. Проснувшись, охранник узнал императора и был очень испуган тем, что правитель застал его спящим. В страхе за свою жизнь, он разбудил Михаила и уговорил его убить Льва. На рассвете, когда священники крестным ходом входили в императорскую церковь, с ними вошли и переодетые заговорщики. И император-иконоборец был убит: в назначенный для казни день, в праздник Рождества, погиб не осужденный, а судья. Кто другому яму роет, сам в нее попадет!

 

Письмо 287

Инвалиду войны, о попущении Божием

Пишете о своих страданиях во вражеском плену: Ваша история очень поучительна. Вас трижды вели на виселицу и трижды отменяли казнь без какой-либо видимой причины. Без всякого сомнения, на то были причины невидимые, сокрытые в Том, Который создал Вас, и в Вашей молитве к Нему. В эти страшные минуты Вы молились Ему в сердце своем: Помилуй мя, Боже, помилуй мя, яко на Тя упова душа моя, и на сень крилу Твоею надеюся, дондеже прейдет беззаконие (Пс. 56, 2).

Император-арианин Валент[cii] трижды брал в руку перо, чтобы подписать приговор об изгнании святого Василия Великого, и трижды перо ломалось в его руке: потрясенный император порвал приговор и оставил святого в покое. Читайте Евангелие, читайте эту Книгу жизни и научитесь истине, и многие тайны откроются Вам. Упоминается там и Ваш случай: озлобленные евреи искали убить Господа Иисуса Христа, но не смогли взять Его. Почему? Потому что еще не пришел час Его (Ин. 8, 20). Что может сделать человек человеку, если Господь не попустит? Ничего. Потому и Ваши палачи не смогли казнить Вас, хоть трижды вели на виселицу и ничто, как казалось, не препятствовало им, но препятствовал Тот, во власти Которого весь мир и каждый человек. Не забывайте же о том, что сделал для Вас Всевышний, рассказывайте об этом Вашим и детям, и внукам, чтобы и они возложили на Него все упование свое.

 

Письмо 288

человеку «собственных убеждений», о святом Киприане [ciii]

В какой-то книге ты нашел слова святого Киприана Карфагенского: «Кому Церковь не мать, тому и Бог не Отец».Онивозмутили тебя, как неправильные и даже жестокие. Ты хотел бы видеть Бога Отцом всех людей без исключения. Действительно, Господь – Творец всех людей. Действительно, Он хочет быть Отцом всех, но правда и то, что неверующие Его своим Отцом не считают. Если бы каждый человек без каких-либо нравственных ограничений мог назваться сыном Божиим, почему же тогда Господь сказал: Блаженны миротворцы, ибо сынами Божиими нарекутся [375]?А в Евангелии от Иоанна сказано: Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими [376]. А тем, которые не приняли, отцовство Его было не нужно.

В притче о блудном сыне повествуется о том, как человек, потеряв право быть сыном Божиим, покаянием может вернуть себе сыновнее достоинство. Апостол Павел говорит: когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!». Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа (Гал. 4, 4–7). Из сказанного ясно, что поскольку сыновство приобретается в крещении, покаянии и во всем, что преподает и чему учит Церковь Божия, то «кому Церковь не мать, тому и Бог не Отец». Такому Бог – Создатель, Господин и Судья, а не Отец; Он тем Отец, которые пожелают быть Его – в Господе нашем Иисусе Христе.

 

Письмо 289

любителю Священного Писания, на Евангелие от Иоанна [377]

После чуда, которое сотворил Господь, насытив пять тысяч человек пятью хлебами, Он удалился от народа. Но народ искал Его даже на той стороне моря и нашел Его. И тогда Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились (Ин. 6, 25–26). Ты спрашиваешь, как следует понимать эти слова? Просто. Так случается и теперь. Когда во время засухи люди ожидают от Господа дождя или в болезни просят исцеления и Господь даст им, одни благодарят Его за просимое, а другие благодарят за чудо укрепления веры. Ибо чудо важнее дождя и здоровья. Дождь и здоровье пройдут, а чудо останется как свидетельство Бога живаго, Который держит в Своей власти и дождь, и здоровье.

Представь: некий царь вышел из своего дворца и рассыпал перед подданными золотые монеты. Нищие обрадуются тому, что получили золото, а любящие царя – тому, что видели его лицо. И нищие снова будут ожидать царя, чтобы получить золото, а любящие – чтобы снова смотреть на его лицо. Те пять тысяч человек, насытившиеся пятью хлебами, к утру вновь проголодались, а чудо Господне поныне питает любящих Господа и видящих в чуде явление Царя Небесного.

Потому и сказал им Господь: Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную [378]. А чудо Божие, однажды явленное, и есть пища, которой душа непрестанно насыщается и никогда не алчет и пребывает в жизнь вечную.

 

Письмо 290



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.96.159 (0.008 с.)