Личность как первичный субъект и объект власти и политики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личность как первичный субъект и объект власти и политики



Первичным субъектом политики является личность (индивид). Именно личность, ее интересы, ценностные ориентации и цели выступают «мерой политики», движущим началом политической активности наций, классов, партий. Проблема личности в политической науке имеет, по меньшей мере, три главных аспекта:

1) личность как индивидуальные психофизиологические (эмоциональные, интеллектуальные и пр.) особенности человека, его специфические привычки, ценностные ориентации, стиль поведения и т. д. При анализе личности под этим углом зрения основное внимание обычно уделяется политическим лидерам, от индивидуальных особенностей которых часто зависит большая политика;

2) личность как представитель группы: профессиональной, социально-этнической, классовой, правящей элиты, масс и т. д., а также как исполнитель определенной политической роли: избирателя, члена партии, парламентария, министра. Такой подход к личности как бы растворяет ее в более крупных социальных образованиях или же предписанных ей ролях и не позволяет отразить автономию и активность индивида как специфического субъекта политики;

3) личность как относительно самостоятельный, активный участник политической и общественной жизни, обладающий разумом и свободной воли, не только общечеловеческими, но и уникальными чертами, т. е. как целостность, не сводимая к ее отдельным социальным (профессиональным, классовым, национальным и т. д.) характеристикам и имеющая политический статус гражданина или подданного государства. Именно в этом своем аспекте обычно взаимодействует человек с властью, выполняет определенные политические обязанности и выступает субъектом и в то же время — объектом, т. е. предметом воздействия политики.

Заинтересованность в происходящем предопределяет возможность превращения индивида из стороннего наблюдателя событий, безразличного к действиям властей, спокойно взирающего на перемены в руководстве государством, в субъекта политики. Для превращения человека в реального участника политических событий необходим ряд важных условий:

1. понимание индивидом собственных интересов и потребностей, а также интересов и потребностей граждан, принадлежащих к иным социальным группам;

2. понимание индивидом связи зависимости реализации его интересов и потребностей от действий властных структур;

3. информированность о состоянии экономики, внутренней и внешней политики, решениях законодательных, исполнительных и судебных органов, о действиях местной администрации и т. д.;

4. социальное положение;

5. материальные возможности;

6. жизненные цели;

7. индивидуальные склонности;

8. образование;

9. темперамент;

10. уровень культуры.

Политическое лидерство: понятие, основные концепции политического лидерства.

Политическое лидерство - это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого одни люди выражают и знают потребности, интересы своих последователей и в силу этого обладают престижем и влиянием, а другие - отдают им добровольно часть своих политических, властных полномочий и прав для осуществления их целенаправленного представительства и реализации.

Концепции политического лидерства:

Теория черт (Э. Богардус), в которой природа лидерства объясняется выдающимися качествами отдельных личностей. Сторонники этой теории представляют возникновение лидерства как результат срабатывания личных качеств, способностей руководителя, проявляющихся независимо от ситуации и настроения массы людей, которую они берутся возглавить.

Ситуационная концепция (В. Дилл, Т. Хилтон) отстаивает идею зависимости лидерства от определенных внешних социальных условий. Лидер рассматривается как функция ситуации, детерминирующая роль отводится обстоятельствам.

Теория личностно-ситуативная (Дж. Браун, Г. Гертц, К. Кейс) пытается найти компромисс признания роли как внешних, так и внутренних факторов обусловливающих деятельность лидеров.

Теория конституентов (Ф. Стэнфорд) доказывает, что лидер является выразителем ожиданий, чаяний внешних по отношению к нему последователей (активисты, последователи, избиратели) и соответствие лидера своему статусу определяется не столько его личностными качествами, сколько его способностью удовлетворить запросы и интересы тех, кто обеспечил его становление.

Психологические концепции (З. Фрейд, Э. Фромм, Т. Адорно) акцентируют внимание на субъективных сторонах лидерства. По мнению З. Фрейда, в основе лидерства лежит подавленное либидо – преимущественно бессознательное влечение сексуального характера. В процессе сублимации оно проявляется в стремлении к власти.

Типология политического лидерства

Политическое лидерство – это постоянное, приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на всю группу, организацию, общество в целом.

Политический лидер – это авторитетный субъект политического процесса, личностное влияние которого позволяет ему консолидировать и повести за собой различные социальные группы для решения проблем общественного развития.

Множество типологий объясняется множеством направлений деятельности лидеров, широким кругом решаемых задач.

Лидерство (классификация Вебера):

- традиционное (право быть лидером)

- рационально-легальное (опирается на общепризнанный правовой порядок, например выборы)

- харизматическое (вера в исключительные способности лидера)

Лидерство (классификация Лассуэлла):

- организатор (управленец)

- агитатор (оратор)

- теоретик (интеллект)

Лидерство (классификация Херманн):

- лидер – знаменосец (собственное видение действительности)

- лидер – торговец (как бы продает избирателям свои идеи)

- лидер – пожарный (резкий)

Лидерство (классификация Такера):

- революционеры (отвергает существующую модель)

- реформаторы (постепенное совершенствование)

- консерваторы (сохранение)

Политическое лидерство в современной Украине и Крыму

 

Современный этап развития украинского общества характеризуется кризисной ситуацией, которая охватывает политическую и экономическую сферы. В области политики возрастает апатия и недоверие граждан к представителям государственной власти. В тоже время причина общественной неэффективности современной украинской политической элиты — не в отсутствии знаний и умений, а в том, что она не имеет потребности принимать во внимание интересы общества. Проблемы лидерства обострились в связи с общей политизацией жизни, расширением участия в государственных делах населения, усилением политического соперничества и политической борьбы.

Идеальный политический лидер для народа Украины должен быть наделен, прежде всего, определенными личными качествами, среди которых доминируют "честность", "порядочность", "забота о простых людях", "молодость". Важными оказываются и его прежние успехи на поприще государственного управления. Вместе с тем профессионализм и политическая опытность востребованы украинским обществом слабо.

В нынешней украинской политике социальная нестабильность и "война всех против всех" создали ситуацию полиархии — конкуренцию трех самодостаточных политических сил: Виктора Ющенко (Наша Украина), Виктора Януковича (Партия регионов), Юлии Тимошенко (БЮТ). Каждый из них в обозримом будущем имеет гипотетический шанс остаться или стать лидером нации.

Настоящая политическая элита в Украине только формируется. Перемен к лучшему можно ожидать лишь при условии становления двух-трех могущественных политических партий, в соревновании которых за власть и появится настоящая властная элита, правящий политический класс, владеющий высокими профессиональными и моральными чертами, стратегическими целями и волей для их осуществления. И от того, какими темпами будет происходить этот процесс, какими качествами овладеет он, будет зависеть будущее государства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 691; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.23.123 (0.006 с.)