Понятие, сущность и предназначение политической власти.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, сущность и предназначение политической власти.



Политическая власть - одно из проявлений властных отношений. Существенные черты политической власти:

· - суверенитет, что означает независимость и неделимость власти.

· - авторитетность власти, т.е. общепризнанное влияние субъекта власти во всех сферах жизнедеятельности общества;

· - волевой характер власти предполагает наличие осознанной политической программы, цели и готовности её выполнять;

· - принудительный характер власти (убеждение, подчинение, приказание, господство, насилие);

· - всеобщность власти, которая означает функционирование власти во всех сферах общественных отношений и политических процессах.

Отличительными чертами политической власти являются:

· - легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;

· - верховенством, обязательностью решений для всякой иной власти;

· - публичность, т.е. всеобщность и безличность, что значит - обращение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права (закона);

· - моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений;

· - элитарность - политическая власть в конечном итоге всегда принадлежит меньшинству, которое имеет особое положение в обществе;

· - многообразие ресурсов.

В целом политическая власть сводит воедино интересы всех людей данного общества в интегральное системное качество.

Социальное назначение политической власти, ее институтов заключается в том, что она служит способом организации общества, ведения общих дел, обеспечения управления важнейшими сферами общественной и государственной жизни. Ее функционирование направлено на удовлетворение потребностей людей, повышение уровня и благосостояния жизни. Преодоления конфликтов и противоречий, создания условий для нормальной человеческой жизни, укрепления порядка и стабильности общества и государства.

 

Ресурсы власти.

Ресурсы власти – это все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта.

Экономические ресурсы – это материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления: средства производства, земля, полезные ископаемые, продукты питания, деньги как их всеобщий эквивалент.

Социальные ресурсы – это понижать или повышать социальный статус человека, его место в социальной стратификации. Это возможность воздействовать на такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, льготы и т.д.

Культурно-информационные ресурсы – это знания и информация, а также средства их производства и распространения: институты науки и образования, СМИ и др.

Силовые ресурсы – это оружие и средства физического принуждения, а также специально подготовленные для их применения люди. Их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением, тюрьмами и т.п. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным источником власти, поскольку его использование способно лишить человека высших ценностей: жизни, свободы и имущества.

Виды власти

Вла́сть — это возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению.

Виды власти

· Верховная власть

Верховная власть – высшая власть в государстве, являющаяся источником полномочий всех его органов.


Верховная власть имеет следующие основные признаки, вытекающие из ее принципиального содержания и государственного значения:

· Единство (неделимость). "Государственная власть всегда одна и, по существу своему, не может допустить конкуренции другой такой же власти в отношении тех же лиц, на пространстве той же территории[1]." Принцип разделения властей распространяется на государственные органы, подчинённые верховной власти, которая делегирует им соответствующие полномочия (законодательные, исполнительные, судебные и т. д.).

· Неограниченность. Юридическое подчинение носителя верховной власти какой-либо внешней силе (другому государству, надгосударственному образованию) означает переход верховной власти к этой силе.

· Полнота. В государстве отсутствует какая-либо власть, неподконтрольная верховной.

· Постоянство и непрерывность. Прекращение существования верховной власти равносильно исчезновению самого государства (утрате им независимости). Смена типа верховной власти возможна не эволюционным, а лишь революционным путём - через ликвидацию старого государственного строя и учреждение нового.


Носитель верховной власти называется сувереном. В зависимости от его природы выделяется три исторических типа верховной власти (впервые выделены Аристотелем):

· Монархическая - верховная власть сосредоточена в руках одного лица.

· Аристократическая - верховная власть принадлежит знати.

· Демократическая - верховная власть принадлежит народу.

Все существовавшие и существующие формы государств могут быть отнесены к одному из перечисленных типов. В настоящее время в большинстве стран установлена демократическая верховная власть (в том числе и в странах с конституционной монархией).

 

· Законодательная власть

· Основная статья: Верховная Рада Украины

· Единственным органом законодательной власти на Украине, является Верховная Рада Украины (укр. Верховна Рада України) — однопалатный парламент, состоящий из 450 мест (список депутатов по итогам последних выборов см. в статье «Депутаты Украины»). Комплектование депутатов проводится по партийным спискам (пропорциональная система) сроком на 5 лет.

 

· Исполнительная власть

 

Исполнительную власть в стране осуществляют: Президент Украины — глава украинского государства, и Кабинет Министров Украины —правительство. Премьер-министр Украины является главой Кабинета министров — высшего органа исполнительной власти. Согласно поправкам к Конституции, с 2006 года власть Президента ограничена, ряд его полномочий были разделены между Правительством и Парламентом — Верховной Радой. (см. Политический кризис на Украине (2004))

· Последние выборы Президента:

· Президентские выборы на Украине (2010)

 

· Судебная власть

Судопроизводство на Украине осуществляется:

· Конституционным судом и

· Судами общей юрисдикции

Правосудие отправляется государственными служащими — профессиональными судьями, а также представителями народа — судами присяжных и народными заседателями. Все они равны в своих правах и подчиняются только закону. Судья выносит решение на основании внутреннего убеждения в соответствии с законом. Государственные судьи на должность назначаются пожизненно до достижения 65-летнего возраста. Судьи от народа (народные заседатели и присяжные) утверждаются сроком на 2 года и 4 года соответственно. Государственные судьи отправляют правосудие по гражданским и уголовным делам и делам о административных правонарушениях единолично, а если санкция наказания предусматривает тюремное заключение более 10 лет — коллегиально в составе 3 судей. Народные заседатели отправляют правосудие только по гражданским делам, а присяжные, в составе коллегии из 5 судей апелляционного суда, по уголовным делам. Первый раз профессиональный судья в возрасте не менее 25 лет назначается на должность судьи местного суда Президентом Украины сроком на 5 лет после сдачи квалификационных экзаменов квалификационной комиссии при окружном апелляционном суде. Судья вступает в должность после принятия присяги. Нарушение присяги судьей влечет дисциплинарную ответственность. По истечении 5 летнего срока профессиональный судья по представлению Высшего Совета Юстиции Украины избирается парламентом Украины пожизненно до достижения 65 летнего возраста. Судьи от народа (народные заседатели и присяжные) не назначаются (избираются), а утверждаются по представлению. Закон обязывает обращаться к судье «Ваша честь». В судах действует судейское самоуправление. Судьи собираются на собрание суда по требованию и раз в году на областную конференцию судей области (всего 8712 судей), а один раз в 5 лет направляют своих представителей на съезд судей Украины, которые участвуют в выборе Высшего Совета Судей Украины.

Судьи являются государственными служащими. При отправлении правосудия носят мантию и специальный знак. Государство обеспечивает защиту судьям и членам их семей. Судьи обеспечиваются бесплатно жильем. Судьи получают заработную плату (содержание) из государственного бюджета Украины (8000 гривен в месяц) в соответствии с выслугой лет и квалификационного класса. Судья местного районного городского суда может быть привлечён к дисциплинарной ответственности квалификационной комиссией апелляционного окружного суда. Задержание, арест судьи осуществляется только по постановлению парламента Украины.

На привлечение судьи к уголовной ответственности необходимо получение согласия парламента Украины. В случае вступления в силу обвинительного приговора в отношении судьи парламент Украины принимает решение, оформленное постановлением о снятии осужденного от должности профессионального судьи. По достижении судьей 65 летнего возраста парламент Украины освобождает его от занимаемой должности с назначением пенсии в соответствии с пенсионным законодательством Украины.

 

· Политическая власть

· Управленческая власть

· Публичная власть

· Символическая власть

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.211.61 (0.023 с.)