Особенности политической элиты в Украине 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности политической элиты в Украине



Центральными вопросами процесса государственного строительства в Украине, как известно, является становление новых политических структур и новой системы экономических и социальных отношений. Конечная цель этих процессов - создать максимально благоприятные условия для самореализации личности каждого гражданина, обеспечить ему соответствующий цивилизованный уровень свободы, реализацию личностного потенциала, ускорить формирование демократического, гражданского общества.

Политическую элиту образуют политические лидеры - люди, которые больше других подготовлены к такой деятельности, имеют реальную власть, благодаря которой осуществляют легитимный влияние на определенную часть или даже на все общество. При этом миллионы граждан добровольно, с надеждой и ожиданиями делегируют политическим лидерам определенную, а то и достаточно большую часть своих политико-властных полномочий и прав. Такими политическими лидерами являются государственные деятели, руководители политических партий, объединений, общественных организаций, блоков и т.п..

В Украине, как нигде, были и есть тысячи гениальных, выдающихся людей, которые прославили нашу нацию, народ, государство в самых разных сферах деятельности. Якобы не хватает таких людей и сейчас. Тогда почему же десять лет развития самостоятельной, демократической, соборного государства, о котором мечтали поколения наших соотечественников, стали для нас такими болезненными, крайне сложными, а по многим вопросам вызывали даже угрожающее топтание на месте? Мнений и утверждений по этому поводу существует немало. Но главная проблема, по нашему мнению, все же заключается в особенностях формирования украинской элиты вообще, в ее историческом генезисе.

Политическая элита современной Украине слишком пестрая. Это элита классов, слоев, различных социальных групп населения; элита политических партий, общественных организаций, объединений; элита государственных институтов (Верховная Рада Украины, Администрация Президента Украины, Кабинет Министров Украины, судебные органы, министерства и ведомства и др.); элита регионов и др..

Всего в политической элиты в Украине можно отнести сегодня не более трех - пяти тысяч лидеров, активистов, государственных и общественных деятелей.

Политическую элиту Украины условно можно разделить на "старую" и "новую". Доминирующей при этом по количеству, объему власти, полномочий является именно "старая" элита - бывшие партийные лидеры, государственные служащие, комсомольские работники и активисты. Эта часть элиты и до сих пор имеет весомые преимущества перед "молодой" элитой, тем, что только формируется, прежде всего благодаря своей теоретико-практической подготовке, а более всего - опыта организационно-хозяйственной работы.

Политическая элита в Украине в начале государственного возрождения состояла в основном из бывшей номенклатуры и по содержанию деятельности была идеологической, то есть части проповедовала необходимость реформ, а не занималась их воплощением. После вторых парламентских и президентских выборов пришла технократическая элита, которая взяла курс на жесткую финансовую стабилизацию и конституционную реформу.

В обществе зреет новая предпринимательская и административная элита, способная по-современному мыслить и действовать. Политическое лидерство в Украине основывается в основном на вождизме с национал-романтическим и национал-бюрократическим уклоном. Этот тип лидерства предусматривает глубоких профессиональных знаний, а также опоры на профессиональную команду единомышленников и современную политическую партию. Современный тип лидера - профессионального политика с реформистской ориентацией начинает формироваться в среде предпринимательской и административной элиты.

 

Понятие и основные структурные элементы политической системы общества

Политическая система общества - это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность таких институтов, как государственные органы, политические партии, движения, общественные организации, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть. В зависимости от исторического опыта и традиций выделяют национальные типы политических систем.

По господствующим способам управления и разрешения политических противоречий системы подразделяют на:

командную (ориентированную на использование принудительных методов управления),

соревновательную (управленческие задачи решаются в ходе противоборства различных политических сил)

социопримирительную (нацеленную на поддержание социального согласия и преодоление конфликтов).

Политическая система общества имеет свою структуру, которая означает, из каких элементов она состоит и как они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической системы.

-политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.п.;

-политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы;

-социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти;

-политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;

-политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.

Типология политических систем современности

Типы политических систем

Идеи типологизации ПС возникли в ответ на потребности в нормативных категориях и методах сравнительного анализа ПС. В качестве критериев могут выноситься различные основания (соц., политич.). Коренное отличие ПС – распределение политич. власти на различных этапах развития: между несколькими самостоят. объединениями или в руках одного:

1.Демократич. или конституционные ПС

2.Автократические ПС.

Маркс по типу формации и характерной соц.-экономич. cтруктуре различал рабовладельческую, феодальную, буржуазн. и соц-кую ПС

Политические системы могут классифицироваться по различным основаниям. Так, например, с позиции формационного подхода различают рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический тип политических систем. Одна из наиболее простых, достаточно распространённых, а главное, достаточно глубоких их классификаций – деление политических систем на тоталитарные, авторитарные и демократические. Критерием такого разграничения служит политический режим. В самом общем виде для тоталитарной политической системы характерно полное подчинение общества и личности власти, всеобъемлющий контроль за гражданами со стороны государства. Авторитаризм отличается неограниченной властью одного лица или группы лиц над гражданами при сохранении автономии личности и общества во внешнеполитических сферах. Демократия – контроль общества (большинства) над властью.

По принципу соединения элементов: Моноцентрические, плюралистические. Моноцентрические пс выстроены строго вертикально, полит институты подчиняются в строгой иерархии и управляются из единого центра.

Плюсы:

1.- Возможность быстрого принятия решения и их реализации.

2.- Возможность быстро проконтролировать исполнение решений.

3.- Отсутствие конфронтации.

Минусы:

1.- Большая зависимость принятия решения от воли отдельных людей.

2.- Отсутствие политической конкуренции.

3.- Отсутствие обратной связи, т.е. отрыв от общества.

Плюралистическая пс.

3 условия плюрализма: 1. Наличие у каждой группы своих представителей полит жизни общества. 2. Предполагает наличие альтернативных полит институтов (у каждой партии должен быть оппонент.) 3. Свободная борьба идей и мнений.

Плюсы:

1. Не допускает сосредоточение власти в одних руках. 2. Меньше зависит от личных качеств тех, кто обладает властью. 3. Децентрализация власти, распределение её между различными центрами. 4. Основана на постоянном взаимодействии власти и народа.

Минусы:

Способность нарушения целостности общества

 

28. Функционирование политической системы общества.

Политическая система взаимодействует с другими сферами жизни общества: социальной, экономической, идеологической, этической, правовой, культурной, образующими ее окружение, с общественными ресурсами, с ее природным окружением и природными ресурсами (демографическими, пространственно-территориальными), а также внешнеполитическим окружением.

Механизм взаимодействия политической системы с окружающей средой представляет собой замкнутый цикл, включающий несколько этапов.

С помощью схемы, можно выявить факторы и условия, необходимые для стабильности и выживания политической системы.

1) На «вход» П.с. поступают импульсы окружающей среды (сигналы из общества) в виде: а) требований т. е. информации, выражающей политические, экономические, социальные, духовные интересы и ожидания граждан; б) поддержки, т. е. конкретных действий, заявлений или молчаливого одобрения деятельности политической системы.

2) Импульсы, поступающие из окружающей среды, П.с. перерабатывает. Она их поддерживает, подавляет, отрицает, либо относится к ним нейтрально и, в результате, на «выходе», в качестве реакции, вырабатывает политические решения и политические действия.

3) Через механизм обратной связи, являющийся важнейшим элементом адаптационного (приспособленческого) механизма, властные решения и действия, воздействуя на окружающую среду, вызывают к жизни новые импульсы — требования или поддержку, которые опять поступают на вход П.с. Далее цикл повторяется на новом уровне, в новых условиях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 509; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.42.89 (0.01 с.)