Политические идеи эпохи Просвещения



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политические идеи эпохи Просвещения



Дальнейшее развитие политическая мысль получила в эпоху Просвещения (XVII-XVIII вв.), когда мыслители, опираясь на разум и знания, пытались осмыслить новые политические реалии в Европе. Эпоха Просвещения дала миру теорию разделения властей, теорию общественного договора, теорию естественных прав человека, утвердила идеологию либерализма, как направление политики европейских государств. Родиной этих идей явились Англия, Франция и Голландия, где новые товарно-рыночные отношения достигли высокого развития и требовали ломки старых феодальных отношений, создания новых адекватных себе политических и государственных структур.

Одним из важнейших классиков политической мысли этого времени является англичанин Томас Гоббс (1589-1679 гг.). Вслед за Макиавелли и Гроцием (Голландия), Гоббс доказывал естественное, земное происхождение государства. Оно существовало не вечно, а возникло из естественного состояния людей. По мнению Гоббса, людям от природы свойственно: стремление к наживе, что порождает соперничество; стремление к безопасности, что вызывает недоверие человека человеку; честолюбие приводит к устремлению иметь славу, чтобы тебе подчинялись все. Именно эти страсти (соперничество, недоверие и любовь к славе) приводят общество к «войне всех против всех» в условиях естественного состояния. Но в таких условиях жить невозможно, и люди заключают общественный договор и образуют государство, которому передают часть своих прав, свойственных человеку в естественном состоянии.

Следовательно, государство – результат договора людей об ограничении своих прав. В этом государстве можно делать все то, что не запрещено законом. Государство обладает всеми правами, принадлежащими человеку, его цель – устранить «естественное состояние» людей, сделать их разумными, гуманными. Нет на Земле власти важней, чем государственная власть, и нет никого, кто мог бы привлечь к ответу эту власть за ее действия. Государство уподобляется библейскому чудовищу «Левиафану». Гоббс указывал на три возможные формы государства: монархию, аристократию и демократию. Наиболее совершенной формой государственной власти он считал абсолютную монархию. Это был ответ на запросы крупной английской буржуазии, нуждавшейся в сильной централизованной власти.

Джон Локк (1632-1704 гг.) – второй крупный представитель английской политической мысли, философ и ученый, идеолог социального компромисса 1688 г. между верхами дворянства и верхами буржуазии, приведшего к установлению конституционной монархии в Англии.

Политическая концепция Локка содержится в работе «Два трактата о государственном правлении», где излагается теория конституционной (парламентской) монархии. Она выступает как обоснование социально-политического строя, утвердившегося в Англии во главе с королем, но ограниченного парламентом и конституцией. Неизбежность такого института государственной власти Локк обосновывает позиции теории естественного права и теории общественного договора. Но в отличие от Гоббса, по Локку, правительству передаются не все, а только часть «естественных прав» (отправление правосудия, внешних отношений и др.) ради эффективной защиты всех остальных прав, в первую очередь, права собственности.

Локк также разработал и обосновал концепцию о разделении властей на законодательную, исполнительную и федеральную. Под федеральной он понимал власть, ведающую международными отношениями. Приоритет он отдает парламенту, а не правительству. При этом правительство само должно подчиняться закону. Народ остается безусловным сувереном, имеет право не поддерживать и даже ниспровергать безответственное правительство.

Исключительно велика роль Локка в разработке теории «естественных прав человека», в обосновании ее важнейших положений – о праве личности на жизнь, свободу и собственность.

Названных двух выдающихся мыслителей дала миру фактически английская буржуазная революция XVII века. Идеи Локка и Гоббса послужили прототипом политического устройства Великобритании, которые сделали ее – владычицу морей – передовой ведущей мировой державой.

Аналогично Великая Французская революция XVIII века стала выражением и свершением идейных наработок целой плеяды мыслителей, просветителей, энциклопедистов, которые имели разные взгляды, но их объединяло убеждение в том, что через просвещение народа, распространение знания можно придти к лучшему будущему. Они создали Энциклопедию, высказали интересные политические мысли.

У истоков французского просвещения, которое идейно разгромило феодализм и подготовило революцию 1789 года, стоял Шарль Монтескье (1689-1755 гг.) В своей книге «Персидские письма» (1724 г.), он дал едкую критику на французскую абсолютную монархию XVII – начала XVIII веков, ее деспотический характер режима власти и управления. В других своих сочинениях Монтескье попытался объяснить происхождение государства, вскрыть природу законов и на их основе выдвинуть проект общественных реформ. В главном труде «О духе законов» он выступил как один из основоположников географического направления, доказывал, что климат, почва и размер территории обуславливают нравственный опыт народов, характер законов и форму правления. Монтескье выдвинул три основные формы правления: республику, монархию и деспотию. Своим идеалом он считал конституционную монархию, но отмечал, что республиканская форма государства столь же закономерна. К деспотической форме правления мыслитель относился резко отрицательно.

Монтескье принадлежит заслуга окончательного доказательства правильности концепции разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (вместо федеральной, как у Джона Локка). В разделении властей он видит гарантию безопасности граждан от беззакония и злоупотребления властью в государстве.

Наряду с Монтескье большое влияние на политическую жизнь Франции оказал Франсуа Мари Аруэ (1694 – 1778 гг.), известный как Вольтер. Он самый выдающийся из просветителей. Сила Вольтера как мыслителя – в просвещении общества, в критике феодального строя, деспотизма, католической церкви. Он боролся против судебного произвола, требовал уничтожения сословных привилегий духовенства и дворян, выступал за свободу и равенство граждан перед законом. Его сатира и насмешки были убийственны для власти.

В результате сочинения Вольтера получили широкую известность во всей Европе, в т.ч. и в России, послужили распространению передовых политических идей. Он, как и Монтескье, сторонник и теоретик конституционной монархии во главе с «просвещенным монархом» (философом), способным перестроить общество путем либеральных и просвещенных реформ. Одновременно он беспощадный, едкий критик старых феодальных порядков и попутно атеист. «Вольтерианство» ассоциировалось в Европе со свободомыслием и служило делу свободы и гуманизма. В России же ХIX века оно стало пугалом и оскорблением.

Видное место во французском просвещении занимает Жан–Жак Руссо (1712-1778 гг.). Он выступил с резкой критикой современных ему феодальных отношений, основанных на неравенстве и эксплуатации народа. Руссо противопоставил им «естественное состояние», где все люди равны и свободны, и которое он, в отличие от Гоббса, называет «золотым веком». В своем главным труде «Об общественном договоре» (1762 г.) он нарисовал такое идеальное общество. Имущественное неравенство, возникшее с появлением и развитием частной собственности, породило политическое неравенство, закрепленное образованием государства, которое возникло в результате общественного договора. Но в отличие от теории «общественного договора» Гоббса, Руссо обосновывает право народа на революцию (суверенитет народа), право народа расторгнуть невыгодный договор и создать такую форму государства, которая отвечала бы его интересам. Он также обосновал необходимость замены крупной собственности мелкой собственностью, основанной на личном труде. Ее он считал незыблемой основой общества социального равенства, которые должны охраняться государством. Отмеченные идеи Руссо (равенства, свободы, народного суверенитета (народовластия) получили законодательное закрепление в Декларации прав человека и гражданина 1789 года и, особенно, 1793 года, в других госактах Великой Революции.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.51.151 (0.019 с.)