Тема 4. Екатерина II: сущность «просвещенного 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Екатерина II: сущность «просвещенного



АБСОЛЮТИЗМА»

План

 

1. Эпоха просвещения в Европе.

2. «Просвещенный абсолютизм» в России. Дворянская монархия Екатерины II.

3. Российская внешняя политика в 1762 – 1796гг.

 

Уясните содержание следующих понятий: жалованная грамота, корпоративность, либерализм, эпоха просвещения, просвещенный абсолютизм, секуляризация.

 

Жалованная грамота - документ, выдававшийся высшей властью в России (великим князем, царем, императором) о предоставлении каких-либо прав или льгот отдельным лицам и монастырям (с XII в.) или группам населения (с XVII в.). Важнейшие законодательные акты XVIII в.: Жалованные грамоты 1785г. дворянству (свод сословных привилегий) и городам (основы самоуправления).

Корпоративность - преданность интересам корпорации.

Либерализм (лат. liberalis - свободный) - социально-политическое учение и общественное движение, основной идеей которого является самодостаточная ценность свободы индивида в экономической, политической и др. сферах жизни общества. Впервые либералами назвали группу людей, готовивших текст конституции в Испании (1812).

 

Эпоха Просвещения (фр. siècle des lumières, нем. Aufklärung) - эпоха духовного развития европейского общества XVII—XVIII вв., основой для которой стал рационализм. Начавшись во Франции, Нидерландах, Германии и Англии, это движение распространилось на всю Европу, включая Россию. Принципы Просвещения были положены в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина.

 

Просвещенный абсолютизм - политика, проводимая во второй половине XVIII века рядом монархических стран Европы и направленная на устранение остатков средневекового строя в пользу капиталистических отношений.

 

Секуляризация (от лат. secularis - мирской, светский) - обращение государством церковной собственности в светскую, государственную; освобождение от церковного влияния в общественной и умственной деятельности, в художественном творчестве.

 

Хронология

Запомните следующие даты:

 

1762-1796гг. – правление Екатерины II

1767-1768гг. – работа Уложенной Комиссии

1773-1775гг. – крестьянская война под руководством Е.Пугачева

1783г. – присоединение к России Крыма

1785г. – «Жалованная грамота дворянству»; «Жалованная грамота городам»

Литература к первому вопросу

 

1. Всемирная история: учебник для вузов / под ред. Г.Б. Поляка. – М.: Культура и спорт, 1999.

2. Всемирная история: эпоха просвещения / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2001. – Т. 15.

3. Мусский, И.А. 100 великих мыслителей / И.А. Мусский. – М.: Вече, 2000.

4. Каменский, А.Б. Философия, культура, общество. Российские реформы: уроки истории / А.Б. Каменский // Вопросы философии. – 2006. – №6.

5. Павленко, Н.И. Екатерина Великая / Н.И. Павленко. – М.: Мол.гвардия, 2007.

6. http://www.hronos.km.ru/

7. www.hrono.ru/biograf/ekater2.html

8. bse.sci-lib.com/article093453.html

9. http://www.ekaterina2.com

 

Методические советы

 

Дайте определение понятию «просвещение». Какие идеи составили основу просвещения? Назовите наиболее известных европейских просветителей. В чем сущность политики «просвещенного абсолютизма»? В каких странах и почему он возник? В чем принципиальное отличие европейского абсолютизма от российского?

Литература ко второму вопросу

 

1. Шляпникова, Е.А. Г.А. Потемкин / Е.А. Шляпникова // Вопросы истории. – 1998. – № 7.

2. Английский дипломат о политике и дворе Екатерины II // Вопросы истории. – 1999. – № 4 – 5.

3. Павленко, Н.И. Екатерина Великая / Н.И. Павленко. – М.: Мол. гвардия, 1999.

4. Доннерт, Э. Екатерина Великая: личность и эпоха / Э. Доннерт. – Спб.: Вита Нова, 2003.

5. Зорин, А. Кормя двуглавого орла… Литература и государственная идеология в России в последней трети XVIII - первой трети XIX века / А.Зорин. – М.: Новое литературное обозрение, 2004. – 416 с.

6. Ряжев, А.С. Просвещенное духовенство при Екатерине II / А.С. Ряжев // Вопросы истории. – 2004. – № 9.

7. Бессарабова, Н.В. Путешествие Екатерины II по России / Н.В. Бессарабова. – М.: МГИ им. Е.Р.Дашковой, 2005.

8. Гребенщикова, Г.А. Екатерина II и развитие военного флота в России / Г.А. Гребенщиков // Вопросы истории. – 2005. – №4.

9. Марасинова, Е.Н. Вольность российского дворянства (Манифест Петра Ш и сословное законодательство Екатерины П) / Е.Н. Марасинова // Отечественная история. – 2007. – № 4.

10. Марасинова, Е.Н. О политическом сознании русского общества во второй половине ХVIII в. / Е.Н. Марасинова // Вопросы истории. – 2007. – № 12.

11. Тимошина, Т.М. Экономическая история России / Т.М. Тимошина. – М.: Юстицинформ, 2007.- 416 с.

12. Исабель де Мадариага. Россия в эпоху Екатерины Великой. – М.: Новое Литературное Обозрение, 2009.

13. Лупанова, М.Е. Поездки Екатерины II по России в 1780-1787 гг. / М.Е. Лупанова // Вопросы истории. – 2009. – №.2.

14. http://rusimper.narod.ru/kateii.html

15. http://www.krugosvet.ru/articles/122/1012233/1012233a1.htm

 

Методические советы

 

Как сложилась политическая биография Екатерины II? Какие ее личные качества обеспечили ей успех в России, утверждение у власти? В чем суть «Манифеста о даровании свободы и вольности дворянству» Петра III от 18 февраля 1762 г. и почему Екатерина II его не отменила?

В чем состояло сословное законодательство Екатерины II? Какие документы закрепили корпоративность российского общества? Почему была проведена новая административная реформа? Как была продолжена секуляризация, начатая Петром I? Какие законы Екатерины II способствовали развитию российского предпринимательства? Как строилась имперская внутренняя политика на вновь приобретенных землях (Крым, Украина, Белоруссия)?

 

Литература к третьему вопросу

 

1. Лещиловская, И.И. Балканская политика Екатерины II / И.И. Лещиловская // Вопросы истории. – 1999. – № 2.

2. Черкасов, П.П. Екатерина II и Людовик XVI: русско-французские отношения / П.П. Черкасов. – М.: Наука, 2001.

3. Виноградов, В.Н. Дипломатия Екатерины Великой / В.Н. Виноградов // Новая и новейшая история. – 2001. – № 3.

4. Рэгсдейл, Х. Просвещенный абсолютизм и внешняя политика России в 1762-1815гг. / Х. Рэгсдейл // Отечественная история. – 2001. – №3.

5. Стегний, П. Разделы Польши в дипломатии Екатерины II / П. Стегний // Международная жизнь. – 2002. –№6.

6. Лабутина, Т.П. Была ли Екатерина II англофилом? (К вопросу о «вестернизации» политической элиты России) / Т.П. Лабутина // Вопросы истории. – 2003. – № 9.

7. Гордин, М.А. Екатерининский век: Панорама столичной жизни: / М.А. Гордин. – СПб.: Пушкинский фонд, 2004.

8. Гребенщикова, Г.А. Екатерина П и развитие военного флота России / Г.А. Гребенщикова // Вопросы истории. – 2005. – № 4.

9. Труайя, А. Екатерина Великая / А. Труайя. – М.: Эксмо, 2005.

10. Шишов, А. Суворов. Генералиссимус Великой империи. Новое прочтение биографии / А. Шишов. – М.: ОЛМА-Пресс, 2005.

11. Гребенщикова, Г.А. Александр Андреевич Безбородко / Г.А. Гребенщикова // Вопросы истории. – 2007. – №5.

12. Рукавишников, Е.Н. Внешняя политика и пребывание российского военного флота в Средиземном море. 1770-1774 гг. / Е.Н. Руковишников // Вопросы истории. – 2008. – №9.

13. Исабель де Мадариага. Россия в эпоху Екатерины Великой. – М.: Новое Литературное Обозрение, 2009.

14. http://www.humanities.edu.ru/db/msg/51084

15. http://www.ekaterina2.bnd.ru/

16. http://www.abc-people.com/typework/history/doch-21.htm

 

Методические советы

 

Какова была сфера интересов российской внешней политики? Отметьте главные военные кампании России против Турции и Швеции. Что такое «разделы Польши» в конце ХУШ в.? Сколько их было и каков их итог? Какими были последствия для России и ее народа от такой активной внешней политики?

 

Р е ф е р а т ы

 

1. Эпоха дворцовых переворотов.

 

Литература

 

1. Анисимов, Е.В. Россия без Петра / Е.В. Анисимов. – СПб.: Наука, 1995.

2. Волков, В.В. Феномен дворцовых переворотов / В.В. Волков // Вопросы истории. – 1995. – № 5.

3. Курукин, И. Дворцовый переворот 1741 года: причины, «технология», уроки / И. Курукин // Отечественная история. – 1997. – № 5.

4. Курукин, И. Анна Леопольдовна / И. Курукин // Вопросы истории. – 1997. – № 6.

5. Курукин, И. «Время, чтобы самодержавию не быть…» / И. Курукин // Отечественная история. – 2001. – №4.

6. Курукин, И. Несостоявшийся герой / И. Курукин // Родина. – 2006. – №1.

7. Петрухинцев, Н.Н. Дворцовые интриги 1730-х годов и «дело» А. П. Волынского / Н.Н. Петрухинцев // Вопросы истории. – 2006. – № 2.

8. Сорокин, Ю.А. Заговор и цареубийство 11 марта 1801г. / Ю.А. Сорокин // Вопросы истории. – 2006. – №4.

9. Еременко, М.А. Дворцовые перевороты / М.А. Еременко – М.: Мир книги, 2007.

10. Анисимов, Е.В. «У нас – де ныне баба царствует…»» / Е.В. Анисимов // Родина. – 2009. – № 2.

 

 

2. Крестьянская война под руководством Е.И. Пугачева.

 

Литература

 

1. Павленко, Н. Маркиз Пугачев / Н. Павленко // Родина. – 1996.– № 12.

2. Волков, Л.В. Социальные представления участников восстания Е. И. Пугачева / Л.В. Волков // Вопросы истории. – 2006. – № 12.

3. http://fstanitsa.ru/gla_pugachev.shtml

4. emelyan.ru/nachalo-vosstaniya.html

 

ТЕМА 5. РЕФОРМЫ И КОНТРРЕФОРМЫ В РОССИИ

ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХIX в.

 

П л а н

 

1. Предпосылки реформ Александра II.

2. Отмена крепостного права.

3. Земская, городская, судебная, военная и другие реформы.

4. Итоги и значение реформ.

5. Контрреформы: причины, идеология, последствия.

 

Уясните содержание следующих понятий: земство, конституция, курия, модернизация, реформа, контрреформы в России.

Земство (земские учреждения) — выборные органы местного самоуправления (земские собрания, земские управы) в России. Введены земской реформой 1864г. Ведали просвещением, здравоохранением, строительством дорог и т. д. Перед первой мировой войной 1914-1918гг. Земства существовали в 43 губерниях Европейской России. Упразднены земства были в 1918г. декретом Советского правительства.

Конституция (от лат. constitutio - устройство) — нормативно-правовой акт высшей юридической силы государства или государственно-территориального образования в федеративном государстве, закрепляющий основы политической, правовой и экономической систем данного государства или образования, основы правового статуса личности.

Избирательные курии — особые разряды, на которые делятся избиратели по национальному, профессиональному и другим признакам, а так же сами избиратели, составляющие эти разряды.

Модернизация — усовершенствование, улучшение, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами; взаимообусловленные общественные процессы и изменения во всех социальных институтах, сопровождающие процесс индустриализации и характеризующиеся: ростом специализации и дифференциации труда, ростом бюрократии, формированием политических институтов современного типа и т.д.

Реформа (лат. reformo) — преобразование, вводимое законодательным путем.

 

Контрреформы в России — принятое в литературе название мероприятий правительства Александра III в 1880-х гг., означавших пересмотр основных положений реформ 1860-х гг., а именно: восстановление предварительной цензуры (1882г.), введение сословных принципов в начальной и средней школе, отмена автономии университетов (1884г.), введение института земских начальников (1889г.), установление бюрократической опеки над земским (1890г.) и городским (1892г.) самоуправлением.

 

Хронология

Запомните следующие даты:

 

1855-1881гг. – время правления Александра II

1861г. 19 февраля – отмена крепостного права в России

1864г. – судебная, земская, городская реформы

1877-1878гг. – русско-турецкая война

1881-1894гг. – время правления Александра III. Политика контрреформ

 

 

Литература к первому вопросу

 

1. Захарова, Л.Г. Самодержавие и реформы в России 1861 – 1874. К вопросу о выборе пути / Л.Г. Захарова // Великие реформы в России 1856 – 1874. – М.: МГУ, 1992.

2. Заичкин, И.А. Русская история: от Екатерины Великой до Александра Второго / И.А. Заичкин. – М.: Мысль, 1994.

3. Крымская война: 1853 – 1856 (неизвестные страницы) // Родина. – 1995. – № 3, 4.

4. Троицкий, Н.А. Россия в XIX веке: курс лекций / Н.А. Троицкий – М.: Высшая школа, 2003.

5. Шестопалов, А.П. Николай Алексеевич Милютин / А.П. Шестопалов // Вопросы истории. – 2004. – №12.

6. Захарова, Л.Г. Реформы 1860-1870-х годов: поворотный пункт российской истории? / Л.Г. Захарова //Отечественная история. – 2005. – №4.

7. Толмачев, Е.П. Военная политика и реформы Александра II / Е.П. Толмачев. – М.: Воениздат, 2006. – 368 с.

8. Тимошина, Т.М. Экономическая история России / Т.М. Тимошина. – М.: Юстицинформ, 2007.- 416 с.

9. Шестопалов, А.П. Верховная власть и российское общество в 60-80-е годы XIX в. / А.П. Шестопалов // Отечественная история. –2008. – №5.

10. Пантин, В.И. Волны политической модернизации в истории России / В.И. Пантин, В.В. Лапкин – http://ss.xsp.ru/st/003/

11. http://lichm.narod.ru/

12. http://www.hronos.km.ru/

13. http://hist0rical.ru

 

Методические советы

 

Реформаторские преобразования 60 – 70-х годов ХIX в. изменили облик России. В чем состояли созревшие уже в 1-й половине ХIX в. объективные причины либеральных реформ в России? Назовите основные мотивы, побудившие Александра II начать социально-экономические реформы. Почему верховная власть, либеральное чиновничество и передовое общество вступили в этот период во временный союз? Кто из государственных и общественных деятелей помогал императору разрабатывать реформаторскую политику? Уясните, как готовились реформы?

 

Литература ко второму вопросу

 

1. Великие реформы в России. 1856 - 1874. / под ред. Л.Г. Захаровой, Б. Эклофа, Дж. Бушнелла. – М.: МГУ, 1992. – 336с.

2. Троицкий, Н. А. Россия в XIX веке: курс лекций / Н.А. Троицкий. – М.: Высшая школа, 2003.

3. Крепостное право и его отмена. История и современность / Serfdom in Russia and Its Abolition: History and Present-Day Issues. – М.: Эйдос, 2005. – 164 с.

4. Шестопалов, А.П. Лица и дела крестьянского комитета по крестьянскому делу. 1857-1858гг. / А.П. Шестопалов // Вопросы истории. – 2005. – №4.

5. Тимошина, Т.М. Экономическая история России / Т.М. Тимошина. – М.: Юстицинформ, 2007.- 416 с.

6. http://www.krugosvet.ru/articles/36/1003611/1003611a1.htm

7. http://rusimper.narod.ru/doc/index.html

8. http://hist0rical.ru

9. http://www.hrono.info/dokum/19_02_1861.html

 

Методические советы

 

Какие точки зрения существуют по вопросу причин и последствий отмены крепостного права в отечественной и зарубежной историографии?

Манифест 19 февраля 1861 года. Какими были условия выхода крестьян из крепостной зависимости? Как решался вопрос о земле? Каковы отличия отмены крепостного права в России от европейских стран? Каким было отношение к реформе в российском обществе?

 

 

Литература к третьему вопросу

 

1. Абрамов, В.Ф. Земство, народное образование и просвещение / В.Ф. Абрамов // Вопросы истории. – 1998. – № 8.

2. Сигиферова, Е.Л. Министерство народного просвещения и печать при А.В.Головине (60-е годы ХIX в.) / Е.Л. Сигиферова // Отечественная история. – 1995. – № 5.

3. Хрестоматия по истории Отечества. – Челябинск: ЧГТУ, 1995.

4. Троицкий, Н.А. Россия в XIX веке: курс лекций / Н.А. Троицкий – М.: Высшая школа, 2003.

5. Захарова, Л.Г. Реформы 1860-1870-х годов: поворотный пункт российской истории? / Л.Г. Захарова //Отечественная история. – 2005. – №4.

6. Толмачев, Е.П. Военная политика и реформы Александра II / Е.П. Толмачев. – М.: Воениздат, 2006. – 368 с.

7. Андреев, С.А. Экономическая деятельность земств Поволжья в середине XIX-начале XX в. / С.А. Андреев // Вопросы истории. – 2009. – №.4.

8. http://www.hronos.km.ru/

9. http://hist0rical.ru

 

Методические советы

 

Снятие с деревни крепостнических оков неизбежно вело к изменению всех общественных отношений. Поэтому следовало изменить административное управление деревней характер, судебных учреждений, принципы формирования армии, систему образования. Раскройте цель, структуру и задачи земских учреждений. Почему правительство стремилось ограничить полномочия гласных и свернуть их деятельность? Почему традиционно считается, что в кругу реформ 1860 – 70-х годов наиболее демократичный характер обрело преобразование суда и судебных учреждений? В чем состояли изменения судебной системы?

Как изменился порядок организации армии и военной повинности? В чем состояли демократические преобразования народного образования? Чем можно объяснить непоследовательность, половинчатость «Великих реформ»?

 

Литература к четвертому вопросу

 

1. Искандеров, А.А. Российская монархия, реформы и революция / А.А. Искандеров // Вопросы истории. – 1999. – № 11, 12.

2. Троицкий, Н.А. Россия в XIX веке: курс лекций / Н.А. Троицкий – М.: Высшая школа, 2003.

3. Захарова, Л.Г. Александр II и польский вопрос / Л.Г. Захарова // Новая и новейшая история. – 2005. –№4-5.

4. Захарова, Л.Г. Реформы 1860-1870-х годов: поворотный пункт российской истории? / Л.Г. Захарова //Отечественная история. – 2005. – №4.

5. Королева, Н.Г. Некоторые проблемы истории земского самоуправления в России в современной отечественной историографии / Н.Г. Королева // Отечественная история. – 2007. – №4.

6. Шестопалов, А.П. Верховная власть и российское общество в 60-80-е годы XIX в. / А.П. Шестопалова // Отечественная история. – 2008. – №5.

7. Шуляк, Е.В. Земства и земская медицина в Уфимской губернии в конце XIX - начале ХХ в. / Е.В. Шуляк // Вопросы истории. – 2009. – №2.

8. Захарова, Л.Г. Великие реформы 1860-1870-х годов: поворотный пункт российской истории? / Л.Г. Захарова – http://www.perspektivy.info/ hisrory/velik_ reform_1860-1870.htm

9. http://students.chemport.ru/materials/history.htm

10. http://lichm.narod.ru/

 

Методические советы

 

Известный писатель и историк Н.Я.Эйдельман назвал реформы 60-х годов ХIX века в России «революцией сверху». Но ряд виднейших специалистов по истории России не поддерживает это мнение. Каковы их аргументы? Каким было состояние сельского хозяйства в 70 – 90-х годах ХIX в.? Как это отражалось на экономике в целом? В чем выразился политический кризис конца 1870-х годов? Раскройте процесс разрушения традиционной структуры общества, появление новых слоев и групп населения. Как формировались и что собой представляли российская буржуазия и пролетариат? Каким образом происходила постепенная утрата дворянством экономического могущества и монополии на власть?

 

Литература к пятому вопросу

 

1. Собко, Е.М. Государственный совет и контрреформы / Е.М. Собко // Вопросы истории. – 1995. – № 11.

2. Троицкий, Н.А. Россия в XIX веке: курс лекций / Н.А. Троицкий. – М.: Высшая школа, 2003.

3. Захарова, Л.Г. Реформы 1860-1870-х годов: поворотный пункт российской истории? / Л.Г. Захарова //Отечественная история. – 2005. – №4.

4. Толмачев, Е.П. Александр III и его время / Е.П. Толмачев. – М.: Терра, 2007. – 720 с.

5. Пантин, В.И. Волны политической модернизации в истории России / В.И. Пантин, В.В. Лапкин – http://ss.xsp.ru/st/003/

6. http://hronos.km.ru/biograf/alexand3.html

7. http://scepsis.ru/library/id_1537.html

8. www.portal-slovo.ru/rus/history/86/107/&part=2

 

Методические советы

 

Итогом реформ 60 – 70-х годов в России стало складывание парадоксальной ситуации, чреватой серьезными социальными потрясениями. Расскажите о политической реакции после гибели Александра II. Назовите главные причины контрреформ Александра III: экономические, политические, идеологические. Кто был главным идеологом контрреформ? По каким направлениям развивалось контрреформаторское движение и каковы его основные результаты?

 

Р е ф е р а т

 

1. Политический портрет Александра II.

 

Литература

 

1. Долбилов, М.А. Александр II и отмена крепостного права / М.А. Долбилов // Вопросы истории. – 1998. – № 10.

2. Степанова, А.В. Князь А.И. Урусов - личный враг Александра II / А.В. Степанова // Вопросы истории. – 2008. – №11.

3. Ляшенко, Л.М. Александр II, или История трёх одиночеств / Л.М. Лященко — М.: Молодая гвардия, 2002.

4. Сафонов, А.П. Александр II. Имя Россия. Исторический выбор 2008. / А.П. Сафонов. — М.: АСТ, 2009.

5. Татищев, С.С. Император Александр II. Его жизнь и царствование / С.С. Татищев — М.: Эксмо, 2009.

6. http://hronos.km.ru/biograf/alexand2.html

7. http://www.krugosvet.ru/articles/36/1003611/1003611a1.htm

8. http://hist0rical.ru

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.098 с.)