Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Всемирная История: Учебник для вузов / под ред. Г. Б. Поляка, – М. : культура и спорт, юнити, 2000. – 496 С.↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА
Планы семинарских занятий и методические указания для студентов дневных факультетов на 2012/13 уч. год
Челябинск
Одобрено учебно-методической комиссией исторического факультета
Рецензент В.Е.Хвощев
История Отечества: планы семинарских занятий и методические указания для студентов дневных факультетов на 2009/10 уч. год/ составители: М.В. Сапронов, Н.К. Форсова (тема 1); И.В. Сибиряков (тема 2); Н.Н. Максимова, Р.Ф. Зорина (тема 3); Е.И. Семочкина (тема 4); В.И. Баканов (тема 5); Л.А. Кубицкая (тема 6); М.Н. Евланова, Е.В. Волков, (тема 7); В.Е. Смирнова, Р.С. Черепанова (тема 8); Под ред. И.В. Сибирякова. – Челябинск, 2009.– 55с.
Планы семинарских занятий и методические указания являются руководством для подготовки студентов к практическим занятиям.
Уважаемый первокурсник! Вновь приступая к изучению истории Отечества, Вы должны осознать сложность и важность стоящей перед вами задачи. За очень короткий промежуток времени Вам предстоит исследовать очень широкий круг проблем, связанных с историческим прошлым нашей страны. В рамках вузовского курса Отечественной истории Вы сможете сравнить историю России с историей других стран, увидеть общее и особенное в их развитии, лучше понять исторические корни многих проблем, с которыми сталкивается наша страна сегодня. Несмотря на то, что Россия самобытная, уникальная держава, за долгие годы своего существования она не могла развиваться изолированно от всего мира. Поэтому многие экономические и общественно-политические процессы, происходившие в странах Европы и Азии, непременно повторялись и в России. При этом российская действительность вносила в них порой очень существенные коррективы. Изучение истории немыслимо без систематического прослушивания лекций, регулярной самостоятельной работы с конспектами лекций и рекомендованной литературой, деятельного участия в семинарах, коллоквиумах, конференциях, а также посещения индивидуальных и групповых консультаций преподавателя. Учебно-программные лекции профессоров, доцентов кафедры истории России освещают не только устоявшиеся научные взгляды, отраженные в учебниках, но и знакомят студентов с новейшими данными науки и дискуссионными вопросами по проблемам курса отечественной истории. Очень важно научиться слушать живое слово лектора и овладеть навыками записи излагаемых им вопросов. Семинары – это занятия, в которых знания студентов, полученные на лекциях и в результате самостоятельной работы, во-первых, закрепляются; во-вторых, расширяются, поскольку в ходе занятий высказываются положения, не попавшие в поле зрения студентов в ходе лекции; в-третьих, углубляются, продвигая мысль студентов от одного уровня познания к другому, более высокому. Семинары призваны помочь студентам овладеть терминологией (понятиями), применить теорию к анализу исторических явлений, приобрести навыки самостоятельного мышления и выступлений. Качество семинара во многом зависит от готовности к нему всех студентов и от степени участия студентов в его работе. Подготовку к семинару мы рекомендуем начинать с внимательного прочтения плана занятия, с выяснения содержания основных предлагаемых понятий, с повторения материалов лекции и прочтения соответствующих разделов учебников и учебных пособий по отечественной истории. Только после этого есть смысл переходить к чтению и конспектированию научной литературы, к работе с интернет-ресурсами. Конспекты – это краткие, сжатые записи содержания главы, параграфа книги, раздела статьи с обязательной ссылкой на источник выписок. Конспекты бывают текстуальные и тематические. Прочитав рекомендуемую литературу, изучите методические советы данного учебного пособия по заданной теме и тогда приступайте к конспектированию. Помните при этом, что Ваш конспект должен помочь Вам в выступлении на семинаре. Следовательно, Ваши записи должны быть сделаны так, чтобы они как можно полнее освещали тот или иной вопрос семинара. Перед семинаром важно продумать план и содержание своего выступления на занятии, а также возможный вывод. Ваше выступление будет полнее, интереснее, если Вы используете краеведческий материал, сопоставите рассматриваемые вопросы с событиями наших дней. Формы Вашей работы на семинаре могут быть разнообразными: сообщение по обсуждаемому вопросу, дополнение или уточнение к выступлениям студентов, изложение сути своего реферата по теме занятия. В начале занятия преподаватель предлагает вопрос к обсуждению и приглашает студентов выступать (в случае отсутствия желающих вызываются любые студенты). Начиная сообщение, старайтесь говорить логично, аргументированно, со ссылками на литературу, первоисточники (документы, мемуары, статистические сведения), на свой конспект рекомендованной литературы. Не следует во время выступления читать готовый текст книги, статьи, конспекта, важно учиться говорить литературным языком, используя новые понятия, свои знания в области русской и мировой литературы, науки, культуры. В заключение выступления постарайтесь сделать выводы или поставить вопросы, которые, по Вашему мнению, не нашли должного отражения в лекции, в литературе. Не стесняйтесь отстаивать свои взгляды по обсуждаемому вопросу, даже если Вы остаетесь в одиночестве. Спорные вопросы в науке голосованием не решают. В конце семинара, когда преподаватель подводит итоги обсуждения проблемы и делает выводы, обобщения, их следует записать в тетрадь конспектов. Они помогут Вам при подготовке к зачету или экзамену. В самостоятельной работе над проблемами курса рекомендуем использовать следующие учебники, учебные пособия и интернет - ресурсы: Всемирная история: учебник для вузов / под ред. Г.Б. Поляка, – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000. – 496 с. Киселев, А.Ф. Новейшая история Отечества: ХХ век. В 2 т. / А.Ф. Киселев, Э.М. Щагин, В.Г. Тюкавкин. – 2-е, испр., доп. – М.: Владос, 2002. – 496 с. Зуев, М.Н. История России / М.Н. Зуев, А.А. Чернобаев. – М.: Современный литератор, 2005. – 479 с. …..4. Отечественная история: учебник / под ред. Р.В. Дегтяревой и С.Н. Полторака. — 2-е изд., испр. и доп. М.: Гардарики, 2005. — 400 с. Барсенков, А.С. История России. XX – до начала XXI века / А.С. Барсенков, А.И. Вдовин, С.В. Воронкова. – М.: Эксмо, 2006. – 960 с. История России с древнейших времен до конца XVII века / под ред. Л.В. Милова, – М.: Эксмо, 2006. – 768 с. Милов, Л.В. История России ХVIII - ХIХ веков / Л.В. Милов, Н.И. Цимбаев. – М.: Эксмо, 2006. – 784 с. Георгиев, В.А. История России: учебник / В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, А.С. Орлов, Т.А. Сивохина. – М.: Проспект, 2007. – 528 с. 9. Воронкова, С.В. История России. 1801-1917: учебное пособие для студентов вузов / С.В.Воронкова, Н.И. Цимбаев. – М.: Аспект-Пресс, 2007. – 559 с. Барсенков, А.С. История России 1917- 2007 / А.С. Барсенков, А.И. Вдовин. – М.: Аспект-Пресс, 2008. – 832 с. Герасимов, Г.И. История современной России: поиск и обретение свободы. 1985-2008 годы / Г.И. Герасимов.– М.: Институт общественного проектирования, 2008. – 408 с. Дворниченко, А.Ю. История России / А.Ю. Дворниченко, Ю.В. Тот, М.В. Ходяков. – М.: Проспект, 2008. – 472 с. Деревянко, А.П. История России с древнейших времен до конца ХХ века: учебное пособие / А.П. Деревянко, Н.А. Шабельникова – М.: Проспект, 2008. – 576 с. Исаев, И.А. История государства и права России / И.А.Исаев. М.: Проспект, 2008. – 336 с. Шестаков, В.А. Новейшая история России: учебник для вузов / В.А. Шестаков. – М.: АСТ, 2008. – 479 с. Боханов, А.Н. История России с древнейших времен до наших дней / А.Н. Боханов, А.Н. Сахаров, В.А. Шестаков – М.: Проспект, 2009. – 720 с. Орлов, А.С. История России в схемах: учебное пособие / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина – М.: Проспект, 2009. – 304 с. Орлов, А.С. Хрестоматия по истории России / А.С. Орлов. – М.: Проспект, 2009. – 592 с. Кузнецов, И.Н. Отечественная история. Учебник. История современной России: поиск и обретение свободы. 1985-2008 годы / И.Н. Кузнецов. – М.: Дашков и К., 2009. – 816 с. 20. Федоров, В.А. История России XIX- начало XX в.: учебник для истфаков университетов / В.А. Федоров, В.А. Георгиев, Н.Д. Ерофеев – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009. – 528 с. 21. http://www.magister.msk.ru/library/history 22. http://rushistory.stsland.ru/ 23. http://www.hrono.ru/ 24. http://rusimper.narod.ru/ 25. http://www.istorya.ru/ ТЕМА 1. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Хронология Запомните следующие даты:
862г. - призвание новгородцами на княжение Рюрика 882г. - объединение Киева и Новгорода под властью Олега 988 - 990гг. - принятие христианства на Руси 1019 - 1054гг. - княжение Ярослава Мудрого в Киеве 1097г. - съезд князей в Любече
Литература к первому вопросу
1. Петрухин, В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IX – XI вв. / В.Я. Петрухин. – Смоленск: Русич; М.: Гнозис, 1995. – 320с. 2. Аверин, Ю.П. Циклы государственной организации России: из прошлого в будущее / Ю.П. Аверин // Вестник Московского университета. – Серия 18. История. – 1999.– № 3. 3. Горский, А.А. Государство или конгломерат конунгов? Русь в первой половине Х века / А.А. Горский // Вопросы истории. – 1999. – № 8. 4. Данилевский, И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX – ХП вв.) / И.Н. Данилевский. – М.: Аспект Пресс, 1998. – 399с. 5. История России с древнейших времен до конца ХVII века / отв. ред. А.Н. Сахаров. – М.: Аст, 2000. – 575с. 6. Киселева, Г.Н. Киевский воевода Свенельд / Г.Н.Киселева // Вопросы истории. – 2006. – №8. 7. Назаренко, А.В. Две Руси IX в. / А.В. Назаренко // Родина. – 2002. – № 11 – 12. 8. Стефанович, П.С. Боярство и церковь в домонгольской Руси / П.С. Стефанович // Вопросы истории. – 2002. – №7. 9. Кучкин, В.А. Формирование и развитие государственной территории восточных славян в IX-XIII вв. / В.А.Кучкин // Отечественная история. – 2003. – №5. 10. Поляков, А.Н. Образование древнерусской цивилизации / А.Н.Поляков // Вопросы истории. – 2005. – №3. 11. Рыбаков, С.В. Осмысление истории в образованном обществе Древней Руси / С.В. Рыбаков // Вопросы истории. – 2005. – №7. 12. Седов, В. Соседи Рима, кельтов и германцев / В. Седов // Родина. – 2006. – №2. 13. Дряхлов, В.Н. Языческое противодействие христианизации в Западной Европе в раннее средневековье / В.Н. Дряхлов // Вопросы истории. – 2007. – №1. 14. Носов, Е. Город новый – город старый / Е. Носов // Родина. – 2007. – №6. 15. Поляков, А.Н. Древнерусская цивилизация: основы политического строя / А.Н. Поляков // Вопросы истории. – 2007. – №3. 16. Фомин, В.В. Ломоносов и Миллер: уроки полемики // Вопросы истории. –2005. – №8. 17. Фомин, В.В. Народ и власть в эпоху формирования государства у восточных славян / В.В.Поляков // Отечественная история. – 2008. – №2. 18. Грот, Л.П. Гносеологические корни норманизма / Л.П. Грот // Вопросы истории. – 2008. – №8. 19. http://historia2.narod.ru/kiev.htmI 20. http://oIdru.narod.ru
Методические советы
Прежде чем рассматривать процесс становления и развития древнерусской государственности необходимо уяснить содержание понятия государства и выявить основные функции последнего. Также важно ответить на вопрос: можно ли отождествлять государство и общество, государство и народ? Затем кратко охарактеризуйте общественный быт восточных славян в VI – VIII вв. Что такое «военная демократия» и каким образом в ее недрах вызревали основы будущей государственности? Какие факты и явления ранней истории славян можно рассматривать как предпосылки складывания государства? Какую роль в данном процессе сыграл внешний фактор и соседние народы (норманны, хазары, Византия)? Опираясь на исторические источники («Повесть временных лет») опишите начальный этап государствообразования у восточных славян. Проанализируйте содержание и краткую историю развития «норманской теории». Почему на современном этапе развития исторической науки данная теория уже не является актуальной? Сравните и дайте свою оценку самым известным теориям возникновения и особенностям государственно-политического развития древнерусского государства («городовая теория» В.О.Ключевского, «ленинградская школа» (И.Я.Фроянов, А.Ю.Дворниченко)). Насколько развиты были в Киевской Руси основные элементы феодализма: вассалитет, крупное вотчинное хозяйство. Охарактеризуйте особенности престолонаследия в Древней Руси. Что такое «лестница князей»? Каким образом изменялся порядок управления русскими землями на протяжении Х – ХII вв.
Литература ко второму вопросу
1. Шульгин, В.С. История русской культуры IX-XX вв.: пособие для вузов / В.С. Шульгин, Л.В. Кошман, Е.К. Сысоева, М.Р. Зезина; под ред. Л.В. Кошман. – М.: Дрофа, 2002. - 480 с. 2. Данилевский, И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX – XII вв.). / И.Н. Данилевский. – М.: Аспект-Пресс, 1999. – 399с. 3. Скрынников, Р.Г. Крест и корона: церковь и государство на Руси IX – ХVII вв. / Р.Г. Скрынников. – СПб.: Искусство, 2000. – 463с. 4. Богданов, А.П. Княгиня Ольга / А.П. Богданов // Вопросы истории. – 2005. – №2. 5. Поляков, А.Н. Образование древнерусской цивилизации / А.П. Поляков // Вопросы истории. – 2005. – №5. 6. Рыбаков, С.В. Осмысление истории в образованном обществе Древней Руси / С.В.Рыбаков // Вопросы истории. – 2005. – №7. 7. Алексеев, С.В. От предания к летописи: эволюция исторического сознания древних славян / С.В.Поляков // Вопросы истории. – 2006. – №1. 8. Демчук, Р. Вершина молитвенного восхождения / Р. Демчук // Родина. – 2007. – №6. 9. Ляпин, Д.А. Апокрифические сказания и Повесть временных лет / Д.А. Ляпин // Вопросы истории. –2008. – №9. 10. http://www.lants.tellur.ru/history/index.htm 11. www.fictionbook.ru/author/froyanov_igor_yakovlevich/nachalo_hristianstva_na_.
Методические советы
Охарактеризуйте язычество, как религию древнеславянского общества. Обоснуйте причины смены языческой веры на православную. Цивилизационная альтернатива: иудаизм, ислам, христианство. Познакомьтесь с разными легендами о выборе веры князем Владимиром. Объясните, почему возобладала последняя? Какое влияние оказала новая религия на все стороны жизни русского общества? Принятие христианства в восточном, византийском варианте привело к влиянию византийского фактора на русскую историю во всех сферах – экономической, политической, культурной, духовной. Объясните, в чем конкретно это проявилось. Ориентация на Византию имела положительные и негативные последствия для Руси. Докажите это.
Литература к третьему вопросу
1. Данилевский, И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX – ХII вв.). / И.Н. Данилевский. – М.: Аспект пресс, 1999. – 399с. 2. Поляков, А.Н. Образование древнерусской цивилизации / А.Н.Поляков // Вопросы истории. – 2005. – №5. 3. Черникова, Т.В. Средневековое землевладение и проблема феодализма в русской истории / Т.В. Черникова // Общественные науки и современность. – 2005. – №5. 4. Киселева, Г.Н. Киевский воевода Свенельд / Г.Н.Киселева // Вопросы истории. – 2006. – №8. 5. Поляков, А.Н. Древнерусская цивилизация: основные черты социального строя / А.Н. Поляков // Вопросы истории. – 2006. – №9. 6. Тимошина, Т.М. Экономическая история России / Т.М. Тимошина. – М.: Юстицинформ, 2007.- 416 с. 7. Поляков, А.Н. Древнерусская цивилизация: вехи развития / А.Н. Поляков // Вопросы истории. – 2008. – №9. 8. http://www.lants.tellur.ru/history/index.htm
Методические советы
Восстановите социальную структуру Киевской Руси, как систему относительно устойчивой совокупности людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенного общества. Укажите ведущие социальные группы. Раскройте содержание терминов «знать» и «низшие слои общества». Как повлияло на социальную структуру Древней Руси принятие христианства? Охарактеризуйте уровень развития сельского хозяйства, назовите виды ремесел. Что такое бортничество? Какова была денежная система в Киевской Руси?
Р е ф е р а т ы
1. Культура Киевской Руси.
Литература
1. Вагнер, Г.К. Искусство Древней Руси / Г.К. Вагнер, Т.Ф. Владышевская. – М.: Мысль, 1993. – 256с. 2. Даркевич, В.П. Единство и многообразие древнерусской культуры к Х – ХIII вв. / В.П. Даркевич // Вопросы истории. – 1997. – № 4. 3. Культура славян и Русь: Сб. статей. – М.: Наука, 1999. 4. Шульгин, В.С. История русской культуры IX-XX вв.: пособие для вузов / В.С. Шульгин, Л.В. Кошман, Е.К. Сысоева, М.Р. Зезина; под ред. Л.В. Кошман. – М.: Дрофа, 2002. - 480 с. 5. Степанова, Ю. Мода в Древней Руси / Ю. Степанова // Родина. – 2005. – №12. 6. Алексеев, С.В. От предания к летописи: эволюция исторического сознания древних славян / С.В. Алексеев // Вопросы истории. – 2006. – №1. 7. Никитенко, Н. София Киевская – палладиум восточного славянства / Н. Никитенко // Родина. – 2007. – №6.
2. Внешняя политика Киевской Руси.
Литература 1. Похлебкин, В.В. Внешняя политика Руси, России и СССР / В.В. Похлебкин. – М.: Международные отношения, 1992. – 286с. 2. Ключевский, В.О. О русской истории / В.О. Ключевский. – М.: Просвещение, 1993. 3. Скрынников, Р.Г. Войны Древней Руси / Р.Г. Скрынников // Вопросы истории. – 1995.– № 11. 4. Плетнев, С. Беспокойное соседство / С. Плетнев // Родина. – 1996. – № 12. 5. Гагин, И.А. Волжская Булгария: от посольства багдадского халифа до походов князя Святослава (X в.) / И.А. Гагин // Вопросы истории. – 2008. – №3. 6. www.rustrana.ru 7. http://www.lants.tellur.ru/history/index.htm 8. mirknig.com/2007/09/06/pashuto_v.t._vneshnjaja_politika_drevnejj_rusi.html
П л а н
1. Русь и Золотая Орда в XIII - начале XIV вв. 2. Основные этапы образования единого русского централизованного государства. 3. Иван IV (Грозный): главные направления внутренней и внешней политики.
Уясните содержание следующих понятий: баскаки, Боярская Дума, Земский Собор, иго, крепостное право, опричнина, самодержавие, подданство, поместье, ярлык.
Баскак (от тюркск. "давитель") - представитель ордынского хана в русских княжествах для экономического и военно-политического контроля над местными властями и сбора дани; баскачество - военно-политическая организация для сбора дани и контроля за местными властями на Руси. Оформилась в 1250-1260-х гг. В 1257-1259гг. с ее помощью была проведена перепись русского населения для введения подворного налогообложения.
Боярская Дума - высший совет при князе (с 1547г. - при царе) в русском государстве X - н. XVIII вв. Деятельность боярской думы носила законосовещательный характер. В Киевской Руси боярская дума была совещанием князей с дружинниками (княжими мужами, думцами) и старцами градскими (земскими боярами, потомками местной знати), где иногда присутствовали и высшие представители духовенства. В Московском государстве членами боярской думы были: бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки.
Земский Собор - высший сословно-представительный орган в средневековой России (XVI-XVII вв.), включавший членов Освященного собора, Боярской думы, "государева двора", выборных от провинциального дворянства и верхушки горожан. Земские соборы решали важнейшие вопросы государственной жизни: избрание (утверждение) царя; введение новых налогов, принятие крупнейших законодательных актов (Соборное уложения 1649г.), объявление войны и др. На Земском соборе 1653-1654гг. было принято решение о воссоединении Украины с Россией. Во второй половине XVII в. Земские соборы потеряли свое прежнее значение и больше не созывались.
Иго - гнет; господство; порабощающее влияние кого-либо, чего-либо; бремя; тяжесть.
Крепостное право - форма зависимости крестьян, заключавшаяся в прикреплении их к земле и подчинении административной и судебной власти феодала. В Западной Европе в средние века на положении крепостных находились английские вилланы, каталонские ременсы, французские и итальянские сервы. В большинстве районов Италии и Франции. Крепостное право было в основном отменено в XIII-XIV вв. В Англии и Испании оно исчезло почти полностью к началу XVI в. Однако отдельные пережитки крепостничества в Италии и Франции сохранились до конца XVIII в., а в Испании - до начала XX в.. В русском государстве Крепостное право оформлялось Судебником 1497г., указами о заповедных летах и урочных летах и окончательно - Соборным уложением 1649г. Отменено в 1861г.
Опричнина - система чрезвычайных мероприятий, примененных русским царем Иваном IV Грозным в 1565-1572гг. во внутренней политике для разгрома боярско-княжеской оппозиции и укрепления русского централизованного государства. (Само слово «опричнина» («опришнина») происходит от древнерусского слова – «особый». В XIV-XV вв. «опришниной» называли выделенный членам великокняжеской династии государственный удел с территорией, войсками и учреждением).
Самодержавие - монархическая форма правления в России, соответствовавшая традиционным идеалам русского народа, при которой носителю верховной власти - царю, императору - принадлежали верховные права в законодательстве, в верховном управлении, в высшем суде.
Подданство - термин, применяемый в государствах с монархической формой правления для обозначения гражданства.
Поместье - 1) в широком значении - комплекс феодальной земельной собственности и связанных с ней прав на феодально-зависимых крестьян, т.е. синоним вотчины; в более узком, специальном значении - крупное или среднее феодальное хозяйство, в котором большую часть всей земельной площади составлял домен, обрабатывавшийся барщинным трудом крепостных крестьян; особое распространение получило в Восточной и Центральной Европе XVI-XVIII вв.; 2) условное земельное владение в России конца XV - начала XVIII вв.; предоставлялось государством за несение военной и государственной службы. Не подлежало продаже, обмену и наследованию. В XVI-XVII вв. постепенно сближалось с вотчиной и слилось с ней по указу 1714г.; в XVIII-XX вв. - то же, что земельное имение.
Ярлык -слово татарское; первоначально означало ханскую грамоту или ханское повеление, слово старшего к младшему, а затем всякое письменное распоряжение или обозначение.
Хронология Запомните следующие даты: 1223г. - первое столкновение Руси и монголов на р.Калка 1237 - 1241гг. - монгольское нашествие на Русь 5 апреля 1242г. - «Ледовое побоище» 8 сентября 1380г. - Куликовская битва 1462 - 1505гг. - время правления Ивана III 1480г. - стояние на р. Угре, окончательное свержение монголо-татарского ига 1547г. - венчание на царство Ивана IV 1565 - 1572 гг. - опричнина Ивана IV
Литература к первому вопросу
1. Похлебкин, В.В. Татары и Русь / В.В. Похлебкин. – М.: Международные отношения, 2000. – 192с. 2. Вернадский, Г.В. Монголы и Русь / Г.В. Вернадский. – М.: Аграф, 2001. – 480с. 3. Горский, А.А. Москва и Орда / А.А. Горский. – М.: Наука, 2003. – 214с. 4. Крамаровский, М. Великая Орда Златая: Улус Джучи как цивилизация / М. Крамаровский // Родина. – 2003. – № 11. 5. Кривошеев, Ю.В. Русь и монголы: Исследования по истории северо-восточной Руси XII – XIV вв. / Ю.В. Кривошеев. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2003. – 464с. 6. Кузьмин, А. «Со всякие деревни по полтине…»: О размерах дани в Орду / А. Кузьмин // Родина. – 2003. – № 11. 7. Селезнев, Ю. Орда и Русь: хроника конфликтов / Ю. Селезнев // Родина. – 2003. – № 11. 8. Мамынова, Ш. Золотая Орда или Улуг-улус? / Ш. Мамынова // Родина. – 2004. – № 2. 9. Хан, Н.А. Ярлык в традиции политической культуры Восточной Европы в XIV в. / Н.А. Хан // Вопросы истории. –2004. – №6. 10. Хрусталев, Д.Г. Русь: от нашествия до «ига» 30 – 40-е гг. ХIII вв. / Д.Г. Хрусталев. – СПб.: Евразия, 2004. – 320с. 11. Мизун, Ю.В. Ханы и князья / Ю.В. Мизун. – М.: Вече, 2005. 12. Крадин, Н. Теорема Чингисхана / Н. Крадин // Родина. – 2006. – №9. 13. Нефедов, С.А. Монгольские завоевания и формирование российской цивилизации / С.А. Нефедов // Вопросы истории. –2006. – №2. 14. Тимошина, Т.М. Экономическая история России / Т.М. Тимошина. – М.: Юстицинформ, 2007.- 416 с. 15. Мухаметов, Ф.Ф. Монгольская "Яса" и ее роль в системе общественных отношений империи Чингисхана / Ф.Ф. Мухаметов // Вопросы истории. – 2007. – №5. 16. Ундасынов, И.Н. Джучи-хан / И.Н. Ундасынов // Вопросы истории. – 2008. – №9. 17. Валеев, Р.М. Торговля и товарно-денежные отношения Золотой Орды / Р.М. Валеев // Вопросы истории. – 2009. – №4. 18. http://www.voskres.ru/history/kuzmin.htm. 19. http://www.istrodina.com/rodina 20. http://book-case.kroupnov.ru/pages/Iibrary/GoIdenOrde/
Методические советы
При изучении литературы по данному вопросу обратите внимание на то, какой ущерб нанесло русским землям монголо-татарское нашествие? Как сформировалось государство – Золотая Орда? Где оно располагалось? Как складывались политические и экономические отношения Руси и Золотой Орды в ХIII в.? Выясните, какие факторы определили характер этих взаимоотношений? Обратите внимание на особую позицию православной церкви в этом вопросе. Какие изменения в ХIII – начале ХVI вв. произошли в развитии русской культуры? С чем они были связаны?
Литература ко второму вопросу
1. Борисов, Н.С. Политика московских князей (конец XIII – первая половина XVI века) / Н.С. Борисов. – М.: МГУ, 1999. – 391с. 2. Андреев, А.Р. Первый государь всея Руси / А.Р. Андреев. – М.: Белый волк, 2000. 3. Беляев, Л.А. Московская Русь / Л.А. Беляев – М.: Слово, 2001. –256с. 4. Нефедов, С.А. Реформы Ивана Ш и Ивана IV: османское влияние / С.А. Нефедов // Вопросы истории. – 2002. – №11. 5. Борисов, Н.С. Иван III / Н.С. Борисов – М.: Молодая гвардия, 2003. – 644с. 6. Казаков, Р.Б. Судебник 1497 г. / Р.Б. Казаков // Вопросы истории. – 2000. – № 9. 7. Володихин, Д. Хозяин Москвы / Д. Володихин // Родина. – 2005. – №6. 8. Петров, А. Мамаево побоище / А. Петров // Родина. – 2005. – № 9. 9. Хакимов, Р. Два истока российской государственности / Р. Хакимов // Родина. – 2005. – № 8. 10. Баловнев, Д. «Лучший враг» Дмитрия Донского / Д. Баловнев // Родина. – 2006. – №12. 11. Хан, Н.А. Тверской поход Дмитрия Ивановича 1375 года / Н.А. Хан // Вопросы истории. – 2009. – №1. 12. http://mmj.ru/medievaI_history.htmI?&articIe=213&cHash=1832394eI. 13. www.lectures.edu.ru/default.asp?ob_no=16568
Методические советы
При изучении литературы по данному вопросу обратите внимание на условия, необходимые для преодоления раздробленности и образования единого централизованного государства. Выясните, какие факторы сыграли главную роль в объединении русских земель. Покажите отличия в условиях и ходе централизации в странах Западной Европы и на Руси. Как преобладание внешнеполитического фактора деформировало характер складывающегося Московского государства? Какие центры в северо-восточной Руси выделились в объединительном процессе? Назовите главные, на ваш взгляд, причины возвышения Москвы? Какой отпечаток на соперничество Москвы и Твери накладывала зависимость обоих княжеств от Золотой Орды? Определите хронологические рамки трех основных этапов централизации русских земель. Дайте характеристику каждого из них. Изучая причины возвышения Москвы, обратите внимание на такие факторы, как удаленность от Золотой Орды и Литвы, пересечение торговых и речных путей. Подумайте, у каких еще княжеств были такие же условия? При объяснении феномена победы Москвы в борьбе за лидерство вспомните происхождение династии московских князей. Как повлияло на политическое поведение московских князей, то обстоятельство, что они были младшей ветвью владимирских князей? Приведите существующие в исторической литературе оценки личности и роли Ивана Калиты в возвышении Московского княжества. Проследите эволюцию взаимоотношений Москвы с Ордой по мере ее усиления. Назовите основные последствия Куликовской битвы. Как повлияло на ход централизации Руси закрепление за Москвой статуса политического и национального центра? Как изменилось содержание ига? Правомерно ли называть новый характер экономических и политических отношений московских князей с Ордой игом? При характеристике второго этапа определите суть феодальной войны в Московском княжестве (1425 – 1453гг.). Что послужило поводом к этой войне? Ее основные результаты? О чем свидетельствовал отказ Василия II (Темного) признать союз (унию) между католической и православной церковью под главенством папы, заключенный во Флоренции в 1439г.? Назовите главные последствия падения Византии в 1453г. для Русской православной Церкви и для Московского государства в целом. Какую роль в объединительном процессе сыграла Русская Церковь. Проследите, как московский князь Иван III сочетал политику собирания земель с государственным строительством. Какие новые земли были включены в Московское государство за годы его правления? Определите значение и главные последствия присоединения Великого Новгорода к Москве? Покажите, как формировалась система центральных органов управления из «государева двора»? Что значит вотчинный характер власти? Причины и сущность «кормлений» как специфической формы местного управления. Что означало принятие Иваном Ш титула «Государь всея Руси»? Выясняя причины складывания самодержавия, обратите внимание на такие факторы, как: падение ига, вотчинный характер власти, изоляция от христианского мира, удельное происхождение государства. Как стало называться Московское государство? Раскройте смысл и сущность идеи «Москва – III Рим». Покажите превращение национальной церкви в государственную церковь. Как союз церкви и государства способствовал их возвеличиванию? Почему в Московском государстве внутри господствующего класса вместо вассалитета складываются отношения подданства? Какую роль в этом процессе сыграло преобладание государственной формы собственности на землю? Назовите основные причины формирования системы крепостного права. Проанализируйте основные положения Судебника 1497г.
Литература к третьему вопросу
1. Веселовский, С.Б. Царь Иван Грозный в работах писателей и историков / С.Б. Веселовский. – М.: АИРО-ХХ, 1999. – 79с. 2. Зимин, А.А. Опричнина / А.А. Зимин. – М.: Территория, 2001. – 448с. 3. Нефедов, С.А. Реформы Ивана Ш и Ивана IV: османское влияние / С.А. Нефедов // Вопросы истории. – 2002. – №11. 4. Пронина, Н. Титаны и пигмеи истории: Личность и эпоха правления Ивана IV в освещении современных и советских историков / Н. Пронина // Молодая гвардия. – 2004. – № 3/4. 5. Пронина, Н. Иван Грозный. "Мучитель" или мученик? Н. Пронина. – М.: Яуза: Эксмо, 2005. – 512с. 6. Солодкин, Я.Г. Когда и почему стали называть Грозным первого московского царя? / Я.Г. Солодкин // Вопросы истории. – 2006. – №5. 7. Фроянов, И.Я. «Драма русской истории: на путях к Опричнине» / И.Я. Фроянов. – М.: «Парад», 2007. – 952с. 8. Скрынников, Р.Г. Иван Грозный / Р.Г. Скрынников. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2008. – 479. 9. http://www.lants.tellur.ru/history/index.htm 10. www.lectures.edu.ru/default.asp?ob_no=16568
Методические советы
Кто был первым русским царем? Дайте краткую характеристику личности Ивана IV (Грозного). Разберитесь в понятии «сословно-представительная монархия». Каково содержание реформ Избранной Рады, их последствия? Какова роль Боярской Думы в государственном управлении? Что такое Земские Соборы, для чего они созывались? Можно ли считать Земские Соборы в России аналогом европейских представительных учреждений? Какую роль в жизни московского государства играли приказы? Назовите главные причины поворота от политики Избранной Рады к деспотизму? Что такое «опричнина»? В чем ее сущность и последствия? Какие оценки опричнины есть в исторической литературе. Укажите главные направления внешней политики Ивана Грозного? Чем объяснить успехи русских войск в войнах против татарских ханств и поражение в Ливонской войне? Назовите главные последствия опричнины и поражения России в Ливонской войне. В заключение по данной теме следует выделить специфику российской государственности, социальной структуры и духовного самосознания народа, сформировавшегося за период XIV – ХVI вв. в противоборстве между Востоком и Западом.
Р е ф е р а т ы
1. Александр Невский
Литература
1. Князь Александр Невский и его эпоха: Исследования и материалы / под ред. Ю.К. Бегунова, А.Н. Кирпичникова. – СПб.: Дмитрий Буланин, 1995. 2. Кирпичников, А.Н. Александр Невский: между Западом и Востоком / А.Н. Кирпичников // Вопросы истории. – 1996. – № 11/12. 3. Кучкин, В.А. Александр Невский – государственный деятель и полководец средневековой Руси / В.А.Кучкин // Отечественная история. – 1996. – № 5. 4. Шишов, А.В. Александр Невский / А.В. Шишов – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. 5. Родина. – 2002. – № 3. (Специальный выпуск) 6. Волков, Е.В. Невский в русской культурной памяти / Е.В. Волков // Родина. –2008г. – №7. 7. www.a-nevskiy.narod.ru 8. www.hrono.info/libris/lib_we/2podviga.html
2. Из истории Российского Герба.
Литература
1. Лебедев, В.А. Державный орел России / В.А. Лебедев. – М.: Родина, 1995. 2. Герб и флаг России. Х – ХХ вв. / отв. ред. Г.В.Вилинбахов. – М.: Юрид. литература, 1997. 3. Васькин, В. Двуглавый орел в истории государства Российского / В. Васькин.– Саратов: Изд-во СГУ, 2001. 4. Силаев, А.Г. Истоки русской геральдики / А.Г. Силаев. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. 5. Соболева, Н.А. Российская государственная символика / Н.А. Соболева. – М.: ВЛАДОС, 2003. 6. Соболева, Н.А. Очерки истории российской символики: от тамги до символов государственного суверенитета / Н.А. Соболева – Вопросы истории. – 2007. – №7. 7. http://www/istrodina.com/ 8. www.rossimvolika.ru/gos-gerb/istoriya-gerba/pod-ocherk/
Хронология Запомните следующие даты:
1697 - 1698гг. - «Великое посольство» в Европу 1700 - 1721гг. - Северная война 1703г. - основание г. Санкт-Петербурга 1711г. - учреждение Сената 27 июня 1709 г. - сражение под Полтавой 1718г. – учреждение Тайной канцелярии 1718-1721гг. – создание коллегий 1721г. - принятие Петром І титула императора
Литература к первому вопросу
1. Ключевский, В.О. О русской истории / В.О. Ключевский. – М.: Просвещение, 1993. 2. Хрестоматия по истории России: В 4 т. – Кн. 1. XVII – начало XVІІІ века / сост. И.В. Бабич, В.Н. Захаров, И.Е. Уколова – М.: МИРОС – Международные отношения, 1995. – Т. 2. 3. Каменский, А.Б. От Петра І до Павла І: Реформы в России XVIII века: Опыт целостного анализа / А.Б. Каменский. – М.: РГГУ, 2001. 4. Нефёдов, С.А. Первые шаги на пути модернизации России: реформы середины XVІІ века / С.А. Нефедов // Вопросы истории. – 2004. – № 4. 5. Анисимов, Е. Почему Пётр? / Е. Анисимов // Родина. – 2007. – №11. 6. Запесоцкий, Ю.А. Петровские реформы как культурная доминанта / Ю.А. Запесоцкий // Новая и новейшая история. – 2007. – №4. 7. Тимошина, Т.М. Экономическая история России / Т.М. Тимошина. – М.: Юстицинформ, 2007.- 416 с. 8. Павленко, Н.И. Петр I / Н.И. Павленко. – М.: Молодая гвардия, 2009. 9. http://www.hronos.km.ru/ 10. http://www.abc-people.com/typework/history/doch-2.htm
Методические советы
Отметьте важнейшие экономические и социально-политические предпосылки реформ Петра І. Сравните Россию и Европу XVІІ века. Покажите преемственность петровских преобразований. Как происходило усиление самодержавной власти при Алексее Михайловиче? Почему проведённая им церковная реформа открывала дорогу для деятельности Петра І? Можно ли утверждать, что политика Фёдора Алексеевича была своеобразным сценарием петровских преобразований? Почему сближение российской общественной системы с европейским типом, возможно, было только путём реформ сверху, с опорой на государство?
Литература ко второму вопросу
1. Хрестоматия по истории России: В 4 т. – Кн. I. XVІІ – начало XVІII века/ сост. И.В. Бабич, В.Н. Захаров, И.Е. Уколова – М.: МИРОС – Международные отношения, 1995. – Т. 2. 2. Опыт российской модернизации
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.94 (0.014 с.) |