Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глубокое прозрение и сатипаттхана
Будда обучил четырём точкам фокусировки осознанности, или сатипаттхане, как для опоры к достижению джханы, так и для получения глубоких прозрений в безличность, anattā.
Последняя практика, то есть проникновение в безличность, основывается на уже имеющемся опыте джханы. Вот почему каждая сатипаттхана начинается с предварительного условия “ vineyya loke abhijjhā- domanassam ”, что означает, как уже объяснялось в восьмой главе, наличие отброшенных пяти помех. В Налакапана сутте (МН 68, 6) подтверждается, что одной из функций джхан является предотвращение пяти помех от “наводнения ума и пребывания (в нём)”. Вам нужна осознанность, наделённая силой джханы, для того, чтобы свершилось глубокое прозрение.
Цель сатипаттханы раскрывается в повторяемом после каждой практики фрагменте, когда после созерцания причинно-обусловленного возникновения и угасания феномена вы осознаёте, что “есть только тело”, “только чувство”, “только ум” или “только объекты ума”, что всё это причинно-следственные процессы, который не являются личностью, “мной”, “я”. Таким образом “вы живёте, не цепляясь ни к чему (anissita) в этом мире” (МН 10). Другими словами, функция сатипаттханы в том, чтобы получить глубокое прозрение в безличность, anattā.
В этой главе я уделил особое внимание четвёртой и третьей сатипаттхане. Это потому, что самое глубокое и практически недостижимое убежище неведения – это то место, где обитают управляющий и знающий. Рассмотрение обусловленной и пустой природы управляющего относится к четвёртой сатипаттхане. Глубокое прозрение в непостоянство и зависимую природу знающего – это вся третья сатипаттхана целиком. Поэтому всё, что я столь долго расписывал о глубоком прозрении, это не более чем сатипаттхана, наделённая мощностью джханы.
Последнее слово Аджана Чаа Когда мой учитель, Аджан Чаа, стал себя плохо чувствовать, мы, западные монахи, построили для него сауну в монастыре Ват Па Наначат. Аджан Чаа приходил из своего монастыря, Ват Па Понг, и принимал сауну раз в неделю. Таким образом, мы могли не только услужить нашему учителю, но и учитель мог послужить нам, поделившись с нами учениями Дхаммы. На самом деле он обычно давал нам лекцию каждую неделю перед походом в сауну, куда мы после сопровождали его, чтобы помочь ему там.
Однажды Аджан Чаа рассказал настолько воодушевляющую лекцию, что вместо сопровождения его в сауну, как я обычно и поступал, я проскользнул в дальнюю часть зала и сел медитировать. У меня была настолько восхитительная глубокая медитация, что я потерял всякое ощущение времени. Когда я вышел с широкой улыбкой на лице, я вспомнил об учителе. Возможно, ещё можно было отправиться в сауну и помочь чем-нибудь, например, прополоскать его купальные одежды. А потому туда я и направился.
Но я опоздал. Аджан Чаа уже закончил, поскольку я встретился с ним по пути к сауне. Он возвращался к машине. Аджан остановился и посмотрел на меня взглядом, пробивающим прямо насквозь, каким бы мог обладать только великий мастер медитации. Я был уверен, что он заметил моё расслабленное состояние и улыбку, и понял, что я только что вышел из глубокой медитации. А потому великий Аджан Чаа попытался сделать так, чтобы я достиг просветления.
“Брахмавамсо!” – требовательно сказал он, как будто пронзая меня мечом, – “Почему?” Я растерялся. Я понял вопрос, но ответ был слишком далёк от меня. Поэтому я ответил: “Я не знаю, учитель…” Пытливый взгляд Аджана расслабился, и он засмеялся. “Всё равно, я скажу тебе ответ” – сказал он. “Если кто-либо спросит тебя “Почему?”, то ответ такой: “Там ничего нет”.
Это сразило меня наповал. Я был ошеломлён. Это оставило такой отпечаток, что я ясно помню этот момент даже сейчас, пока пишу это, хотя это было более двадцати лет тому назад.
Аджан Чаа вновь нажал на меня: “Ты понял?” “Да, учитель” – уверенно ответил я. “Нет, ты не понял!” – засмеялся он в ответ и продолжил свой путь к машине.
Это было сообщено мне самым сострадательным и мудрым учителем, которого я когда-либо знал. Он подвёл итог этой главе о глубоком прозрении. Когда осознанность наделена мощью джханы, на большой вопрос “Почему?” можно дать только один правильный ответ: “Там ничего нет”!
Вы поняли?
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.33.41 (0.004 с.) |