Характерные черты всех джхан 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характерные черты всех джхан



С момента вхождения в джхану вы потеряете всякую способность контролировать. Вы не сможете отдавать приказы, как это обычно делаете. Когда исчезает воля, которая управляет, тогда и “я сделаю”, которое формирует ваше будущее, тоже пропадает. Поскольку концепция времени в джхане прекращается, сам вопрос “Что я буду делать дальше?” возникнуть не может. Вы даже не можете решить, когда вам выйти из джханы. Именно это полное отсутствие воли и её производной под названием время и наделяет джханы мощной стабильностью и позволяет им длиться в течение многих часов блаженства.

 

Из-за абсолютной однонаправленности и закреплённого внимания в джхане вы теряете способность смотреть на что-либо под разными углами. Осмысление построено на сравнении – отнесения этого к тому; того, что здесь к тому, что там; того, что происходит сейчас к тому, что будет далее. В джхане единственное, что вы познаёте – это отсутствие движения, охваченность, недвойственное блаженство, которое не даёт ни единого шанса возможности появления перспективы. Это похоже на головоломку, когда вам показывают известный предмет под совершенно необычным углом, и вы должны угадать что это. Иногда очень трудно определить некоторые предметы, если не посмотреть на них под разными углами. Когда нет перспективы, нет и осмысления. Поэтому в джхане отсутствует не только ощущение времени, но нет и способности понимать что происходит. В это время вы даже не можете знать в какой из джхан вы сейчас находитесь. Всё что вы знаете – это огромное, неподвижное, неизменное блаженство, длящееся неизвестное количество времени.

 

Хотя в джхане нет никакого осмысления, вне всякого сомнения, вы не погружены в транс. Ваша осознанность возрастает до неимоверной остроты, и это кажется невероятным. Вы безмерно осознанны. Но внимательность не двигается. Она заморожена. Спокойствие сверхмощной осознанности, идеального однонаправленного внимания, делает опыт джханы совершенно отличным от всего, что вы когда-либо испытывали прежде. Это не бессознательное состояние. Это недвойственное сознание. Оно может знать только одну вещь – вневременное неподвижное блаженство.

 

После выхода из джханы подобная совершенная однонаправленность сознания распадается. С ослаблением однонаправленности вновь появляется перспектива, и ум опять обретает способность двигаться. Ум вновь получил в распоряжение пространство, необходимое для сравнения и понимания. Возвращается обычное сознание.

 

После выхода из джханы, как правило, делают её пересмотр, распознавая то, что в ней произошло. Джхана – это настолько мощное событие, что оно оставляет неизгладимое впечатление в вашей памяти. На самом деле вы никогда не забудете этого, пока вы живы. Вы легко можете вспомнить это сохраненное в памяти переживание. Вы осознаёте все детали того, что произошло в джхане, и вы знаете, какая это была из джхан. Более того, информация от пересмотра опыта джханы служит основанием для прозрения, ведущего к просветлению.

 

Другим необычным качеством, которое отличает джхану от всех прочих переживаний, является полное отсутствие пяти чувств. Вы не можете видеть, слышать, ощущать вкус, запах и прикосновение. Вы не можете услышать то, как каркает ворона или кашляет человек. Даже если бы гром ударил рядом, вы не услышали бы этого в джхане. В джхане вы не узнаете, если кто-то похлопал вас по плечу или же поднял и вновь поставил на землю. Ум настолько отрезан от пяти чувств, что они не могут ворваться в него.9

 

Один мирянин-буддист как-то рассказывал мне о том, что ему, по воле случая, удалось войти в джхану, когда он медитировал дома. Его жена подумала, что он умер, и вызвала скорую. Его увезли в больницу под громкий вой сирен. В реанимационной комнате ему сделали электрокардиограмму, которая показала, что сердце не бьётся, ЭЭГ не выявило активности мозга. Поэтому дежурный врач приложил дефибрилляторы к его груди, чтобы вызвать биение сердца. Даже несмотря на то, что его бросало на больничной койке силой электрического тока, он ничего не почувствовал. Когда он в совершенно нормальном состоянии вышел из джханы в реанимационной, он не мог понять, как он здесь оказался, и ничего не помнил ни о скорой и сиренах, ни о сотрясающих тело дефибрилляторах. Всё это долгое время, пока он был в джхане, он был полностью осознан, но только о блаженстве. Этот пример подробно объясняет, что значит полное отсутствие пяти чувств в состоянии джханы.

 

Признаки всех джхан

Поэтому важно знать о том, что в джхане:

  1. Нет возможности мыслить;
  2. Нет возможности принимать решения;
  3. Нет ощущения времени;
  4. Сознание недвойственно, что делает рассмотрение невозможным;
  5. Тем не менее, вы очень, очень осознанны, но только по отношению к блаженству, которое стабильно и неподвижно;
  6. Пять чувств полностью отключены, и работает только шестое чувство – ум.

 

Таковы признаки джхан. Поэтому если во время глубокой медитации вы задумываетесь о том, джхана это или нет, то это точно не она! Подобного мышления не может быть в безмолвии джханы. Все эти характерные черты вы сможете определить только после выхода из джханы, используя пересматривающую осознанность, когда ум вновь получит способность двигаться.

 

Первая джхана

Дрожание (Vitakka и Vic ā ra)


Практически все джханы – это состояния неподвижного блаженства. Однако в первой джхане всё же существует мельчайшее движение. Я называю это “дрожанием” первой джханы. Вы осознаны об огромном блаженстве, настолько сильном, что оно полностью подавляет часть вашего эго – волю, управляющего. В джхане включается автопилот, и нет ощущения, что процессом кто-то управляет. Однако блаженство настолько притягательно, что оно может породить некоторый остаток привязанности. Ум инстинктивно ухватывает это блаженство. Поскольку блаженство первой джханы имеет своим источником отпускание, то такое непреднамеренное цепляние ослабляет блаженство. Поскольку оно слабеет, ум автоматически отпускает цепляние и сила блаженства вновь возрастает. Тогда ум начинает цепляться опять, а затем опять отпускает. Такое утончённое непроизвольное движение создаёт дрожание первой джханы.

 

На этот процесс можно посмотреть и с другой стороны. Поскольку блаженство ослабевает из-за непроизвольного цепляния, то создаётся ощущение, что осознанность несколько удаляется от блаженства. Тогда она устремляется обратно к блаженству, по мере того, как ум автоматически оставляет цепляние. Это движение взад-вперёд и есть второй способ описания дрожания.

 

На самом деле дрожание – это действие двух джхановых факторов, которые называются витакка (vitakka) и вичара (vicā ra). Витакка – автоматическое движение обратно к блаженству; вичара – непроизвольное цепляние за блаженство. Некоторые комментаторы переводят витакка и вичара как “направляющая мысль” и “удерживающая мысль”. Хотя в другом контексте они могут относиться к мысли, в джхане они все всякого сомнения означают иное. В таком утончённом состоянии как джхана подобные грубые процессы не могут иметь места. На самом деле мышление исчезло давным-давно задолго до джханы. В джхане витакка и вичара бессловесны и не означают мысль. Витакка – бессловесное движение ума обратно к блаженству. Вичара – бессловесное движение ума, которое ухватывается за блаженство. Вне джханы подобные движения ума часто порождают мысль, а иногда речь. Но в джхане они слишком утончённы, чтобы породить какую-либо мысль. Единственное, на что они способны – это направлять осознанность обратно к блаженству и удерживать её там.

 

Однонаправленность (Ekaggat ā)

Третьим фактором джханы является однонаправленность (ekaggatā). Однонаправленность – это осознанность, остро сфокусированная на микроскопической области бытия. Она однонаправлена в пространстве, потому как видит только исходную точку блаженства, вместе с небольшим окружающим эту точку пространством, которое формируется за счёт дрожания первой джханы. Она однонаправлена во времени, потому как постигает только настоящий момент, настолько исключительно и точно, что полностью исчезает всякое восприятие времени. И одна однонаправлена по отношению к феномену, поскольку знает только один объект – ментальный объект восторга и счастья (pīti-sukha) – и полностью забывает о мире пяти чувств и вашем физическом теле.

 

Подобная однонаправленность в пространстве даёт необычайный опыт недвойственного сознания, который может быть получен только в джхане, где вы полностью осознанны, но только об одной вещи, под одним углом, неопределённое количество времени. Сознание настолько сосредоточено на одной вещи, что способность рассмотрения временно исчезает. Только после выхода из джханы, с рассеиванием однонаправленности, вы можете распознать и осознать все особенности первой джханы.

 

Однонаправленность во времени создаёт сверхъестественную устойчивость первой джханы, позволяя ей длиться долгое время. Восприятие времени зависит от измерения интервалов: от прошлого к настоящему, или от настоящего к будущему, или от прошлого к будущему. Поскольку в джхане единственное, что познаётся – это точный момент настоящего, то не остаётся места для измерения времени. Все интервалы исчезли. Они заменены восприятием вневременного, неподвижности.

 

Однонаправленность по отношению к феномену порождает редчайший случай блаженства на блаженстве, которое не меняется на протяжении всей джханы. Это делает первую джхану столь успокаивающим убежищем.

 

Если говорить по-научному, то палийское составное слово “ ekaggatā ” означает “одновершинность”. Слово “ agga ” (на санскрите – arga) означает вершину горы, высшую степень переживания или даже столицу страны (как в случае с Агрой, древней столицей Индии). Поэтому “ekaggatā” – это не только однонаправленность; это единственность сосредоточения на чём-то парящем и возвышенном. Единственной утончённой вершиной фокусировки однонаправленности в первой джхане является высшее блаженство pīti-sukha.

 

Восторг и счастье (P ī ti - Sukha)

 

В самом деле, последними двумя факторами первой джханы являются восторг (pīti) и счастье (sukha), которые я рассмотрю в совокупности, так как они идут в тесной связке. Фактически они разделяются только в третьей джхане, где восторг исчезает, оставляя счастье “в одиночестве”. Таким образом, только после третьей джханы мы можем узнать из личного опыта, что такое счастье и чем являлся восторг. Здесь же достаточно их объяснения как одного феномена.

 

Эти два фактора первой джханы относятся к блаженству, которое является объектом осознанности и которое формирует основное переживание первой джханы. Блаженство – это основная черта первой джханы, причём настолько, что это первое, на что вы обращаете внимание, когда выходите из джханы и делаете её пересмотр. В самом деле, более поздние, чем буддизм, мистические традиции были настолько поражены неимоверной глубиной, безличностью, успокоением, экстазом, полнотой и подлинной сверхъестественностью первой джханы, что они трактовали этот опыт как “единение с Богом”. Однако Будда говорил, что это лишь одна форма сверхмирского блаженства, но есть ещё и другие, более возвышенные. В буддийском опыте джхан вы встречаетесь с несколькими уровнями сверхмирского блаженства. Первая джхана – это только первый уровень. Хотя после выхода из первой джханы вы не можете себе представить большего блаженства, тем не менее, есть гораздо большее!

 

У каждого уровня блаженства есть определяющее качество, свой собственный “вкус”. Эти различные качества объясняются разными источниками блаженства. Подобно тому, как тепло от солнечного света имеет отличные качества от тепла костра, которое в свою очередь отлично от тепла печи, так и блаженство, происходящее из разных источников, обладает различными характерными чертами.

 

Отличительной чертой блаженства первой джханы является то, что оно рождено полным отсутствием деятельности пяти чувств. Когда все пять чувств, и даже их эхо, выражающееся в мыслительной деятельности, прекращаются, вы покидаете мир тела и материальных вещей (kā maloka) и входите в мир чистого ума (rū paloka). Это похоже на то, как если бы сбросили тяжелейший груз. Или, как обычно описывал это Аджан Чаа, срезали верёвку, которая плотно сжимала вашу шею так долго, сколько вы себя помнили. На самом деле настолько долго, что вы привыкли к этому и даже не могли распознать боль. Затем каким-то образом сжатие ослабилось, и верёвка упала. Вы чувствуете блаженство, потому что исчезла эта петля. Точно также блаженство первой джханы порождено полным исчезновением тяжёлой ноши, то есть всего того, что вы считали миром. Подобное прозрение в источник блаженства первой джханы является основой понимания четырёх благородных истин Будды о страдании.

 

Итог по первой джхане

В заключение, ещё раз отметим, что первая джхана определяется пятью факторами, которые можно скомпановать в три:

1+2. Vitakka- vicā ra: переживаемые как “дрожание”, означают едва уловимое движение от восторга и обратно к нему;

3. Ekaggatā: фактор, переживаемый как недвойственность, отсутствие времени, спокойствие;

4+5. Pī ti- sukha: переживаемые как блаженство, несопоставимое с мирским, имеющее своим источником полное оставление мира пяти чувств.

 

Вторая джхана

Затихание дрожания

По мере углубления первой джханы дрожание ослабевает, а блаженство усиливается. Вы достигаете состояния, когда vicāra всё ещё держится за блаженство за счёт тончайшего цепляния, но его недостаточно для порождения неустойчивости блаженства. Из-за vicāra блаженство не уменьшается, а осознанность более не отодвигается от источника. Блаженство настолько сильно, что vicāra не может нарушить его. Хотя vicāra всё ещё имеет место, vitakka уже исчезла, и потому более нет движения по направлению к источнику блаженства. Дрожание прекратилось. Это состояние джханы описывается в суттах без vitakka, но с небольшим количеством vicāra (МН 128, 31; АН VIII, 63). Оно настолько близко ко второй джхане, что обычно его с ней и соотносят.

 

По мере того, как блаженство достигает постоянной устойчивости, теряется всякий смысл в его удержании фактором vicāra. На этом этапе ум становится полностью уверенным и способным отпустить всё полностью. За счёт этого окончательного отпускания, происходящего из внутренней уверенности устойчивости блаженства, vicāra исчезает, и вы входите во вторую джхану.

 

Таким образом, сутты описывают первую характерную черту второй джханы как avitakka и avicā ra, что означает “без vitakka и без vicāra”. На опыте это переживается как отсутствие дрожания в уме. Второй чертой является ajjhatta ṁ sampasā dana ṁ, что значит “внутренняя уверенность”. На опыте это переживается как полная уверенность в устойчивости блаженства, что и прекращает vicāra.

 

Совершенная однонаправленность ума

Третьей и наиболее значимой чертой второй джханы является cetaso ekodibhā va ṁ, или идеальная однонаправленность ума. Когда прекращается всякое дрожание, ум становится непоколебимым, как скала, более неподвижным, чем гора и твёрже, чем алмаз. Такое совершенство неразрушимого спокойствия невероятно. Ум пребывает в блаженстве без мельчайших вибраций. После это распознаётся как достижение совершенства в самадхи.

 

Самадхи является способностью осознанного спокойствия, и во второй джхане эта осознанность удерживается на объекте без малейшего движения. Нет даже мельчайшей вибрации. Вы закреплены, заморожены, приклеены суперклеем, не можете даже колыхнуться. Все шевеления ума исчезли. Нет большего успокоения, чем это. Это называется идеальным самадхи, и оно остаётся качеством не только второй, но и высших джхан также.

 

Блаженство самадхи и конец всякого делания

Именно это совершенство в самадхи придаёт блаженству второй джханы свой уникальный вкус. Была отброшена тяжесть, недуг движения, который отягощал первую джхану. Всё идеально устойчиво, даже сам знающий. Такое совершенное спокойствие рассеивает ментальную боль двигающегося ума и раскрывает величайшее блаженство чистейшего самадхи. В суттах блаженство второй джханы называется “ восторг и счастье, рожденные из самадхи ” (samā dhija pī ti- sukha) (ДН 9, 11). Такое блаженство ещё более приятно, причём намного приятнее того блаженства, которое возникает за счёт оставления мира пяти чувств. Вы даже не могли представить, что такое блаженство существует. Оно совершенно другого порядка. После опыта второй джханы, пережив два редчайших “вида” огромного сверхмирского блаженства, вы размышляете над тем, какие ещё уровни блаженства могут ожидать вас впереди.

 

Другая заметная черта второй джханы выражается в том, что всякое делание полностью прекращается, даже непроизвольное движение, которое порождало дрожание, угасло. Управляющий умер. Только когда вы получили опыт второй джханы, вы можете полностью осознать, что подразумевается под этим термином “управляющий”, точно также, как головастик познаёт что такое вода после того, как становится лягушкой и выходит из воды на сушу. Управляющий не просто исчезает, а создаётся впечатление, что эта важнейшая часть собственной извечной сущности была удалена из существования. То, что было очевидным, стало миражём, галлюцинацией. Вы пробиваетесь сквозь иллюзию свободной воли, исходя из данных, полученных прямым переживанием. Философ Сартр, который провозгласил “быть – значит делать”, судя по всему, не имел опыта второй джханы, где есть “существование”, но нет никакого “делания”. Эти джханы крайне необычны, они не состыкуются с обыденным опытом. Но они реальны – более реальны, чем мир.

 

Итог по второй джхане

 

Вторая джхана определяется другими четырьмя совокупностями факторов:

1+2. Avitakka- avicā ra, ajjhatta ṁ sampasā dana ṁ: переживаемые как прекращение “дрожания” первой джханы за счёт уверенности в устойчивости блаженства;

3. Cetaso ekodibhā va ṁ: совершенная однонаправленность ума из-за полной уверенности в блаженстве. Это обычно переживается как железное спокойствие или совершенство самадхи;

 4. Samā dhija pī ti- sukha: это точка фокусировки этой джханы, сверхмирское блаженство, порождаемое прекращением всякого движения ума;

5. Конец любого делания: впервые познаётся, что “управляющий” полностью исчез.

 

Третья джхана

По мере того, как устойчивость знающего продолжается, успокоение познаваемого становится ещё глубже. Помните о том, что в джхане то, что познаётся, является отражением самого ума, а ум – это знающий. Вначале успокаивается знающий, а затем и его отражение, познаваемое, постепенно прекращает колебаться.

 

В первых двух джханах это отражение ума познаётся как блаженство, которое до сих пор называлось pīti-sukha. В третьей джхане отражение ума переходит на новый уровень успокоения, к совершенно иному блаженству.

 

Восторг исчез

До третьей джханы блаженство имело общие черты, хотя ощущалось по-разному из-за различия в его источниках. Этим общим была совокупность восторга и счастья. Поскольку они всегда были вместе, подобно Сиамским близнецам, то разделять их было не только бессмысленно, но этого и невозможно было сделать. Именно эта комбинация вплоть до данного этапа наделяла блаженство схожестью. Теперь в третьей джхане восторг исчез, оставив одно счастье, и это порождает совершенно иной вкус блаженства.

 

Только после опыта третьей джханы вы можете распознать фактор счастья, а также и сделать вывод о том, чем был восторг. Создаётся ощущение, что нет ничего более эйфорического, чем восторг второй джханы. Также приходит видение того, что восторг был меньшей частью блаженства. Фактор счастья – более возвышенная часть.

 

Великая осознанность, ясное познание, невозмутимость

Во всех джханах опыт практически невозможно передать словами. Чем выше джхана, тем глубже переживание, и тем сложнее его описать. Эти состояния и их язык далеки от мира. В некотором смысле можно сказать, что блаженство третьей джханы, sukha, обладает большим чувством лёгкости, оно спокойнее и более безмятежно. В суттах оно описывается факторами осознанности (sati), ясного познания (sampajaññ a) и невозмутимости (upekkhā), хотя в Анупада сутте (МН 111) говорится о том, что эти факторы присутствуют во всех джханах. Возможно, на этих качествах делается ударение при описании этой очень глубокой джханы, потому что здесь вы неимоверно осознанны, понимание чистейшее и крайне неподвижное, что является основой значения термина “невозмутимость” (upekkhā).

 

Точно такое же железное спокойствие и отсутствие исполняющего

Третья джхана сохраняет идеальное самадхи, железное спокойствие, отсутствие исполняющего и недоступность мира пяти чувств. Она отличается от второй джханы качеством блаженства, которое взмывает на иной уровень и воспринимается как новый вид блаженства. Оно настолько другое, что сутты, описывающие третью джхану, цитируют слова Будды о ней так: “пребывая в блаженстве, осознанный, просто созерцающий” (ДН 9, 12).

 

Итог по третьей джхане

Таким образом, третья джхана имеет следующие особенности:
1. Блаженство разделяется, отбрасывая восторг как более грубую часть;

2. Остаток блаженства – счастье – обладает качествами великой осознанности, ясного познания и чувства невозмутимого наблюдения;

3. Сохраняется всё то же железное спокойствие, отсутствие управляющего, как и во второй джхане;

 

Четвёртая джхана

По мере того, как спокойствие знающего успокаивает познаваемое, блаженство, которое было центральным звеном первых трёх джхан, вновь меняется, когда вы входите в четвёртую. Только в этот раз оно меняется более радикально. Счастье полностью исчезает. Остаётся только абсолютно непоколебимый знающий, который наблюдает совершенное спокойствие.

 

С перспективы четвёртой джханы блаженство предыдущих джхан видится как остаточное движение объекта ума, как недостаток, закрывающий нечто более значимое. Когда блаженство угасает, остаётся только глубочайший покой, который и является отличительной чертой этой джханы. Здесь ничего не двигается и ничто не сияет. Нет ничего, что переживало бы счастье или дискомфорт. Вы ощущаете идеальный баланс в самом центре ума. Как и в центре циклона, в центре ума также ничего не шевелится. Складывается ощущение абсолютного совершенства, совершенства успокоения и осознанности. Будда описывал это как очищение осознанности, непоколебимое наблюдение (upekkhā sati pā risuddhi) (ДН 9, 13).

 

Спокойствие четвёртой джханы несопоставимо ни с каким прочим спокойствием в этом мире. Его можно познать только лишь пройдя через опыт предыдущих трёх джхан. Этот путь – единственный способ подтвердить, что неподвижное спокойствие, которое вы пережили, было на самом деле четвёртой джханой. Более того, состояние четвёртой джханы настолько устойчиво, что вы остаётесь в ней долгие часы. Создаётся ощущение, что вы просто не можете находиться в ней меньшее количество времени.

 

Хотя восторг и счастье угасают в четвёртой джхане и всё, что остаётся – это совершенный покой, – позже, во время пересмотра, подобный опыт распознаётся как в высшей степени восхитительный. Идеальный покой четвёртой джханы представляется на данном этапе наилучшим блаженством. Это блаженство отсутствия блаженства! Это не игра слов, не попытка показаться мистиком или умным. Это на самом деле именно так.

 

Итог по четвёртой джхане

Четвёртая джхана обладает такими качествами:
1. Исчезновение счастья;

2. Неимоверно длительное и неизменное восприятие совершенного покоя, который можно пережить, только пройдя предыдущие три джханы;

3. Точно такой же непоколебимый покой, отсутствие управляющего, как и во второй и третьей джханах;

4. Полная недоступность мира пяти чувств и тела.

 

Примеры описания четырёх джхан Буддой

Будда обычно иллюстрировал опыт четырёх джхан запоминающимися примерами (например, МН 39, 15-18; 77,25-28). Прежде чем разъяснять эти примеры я хотел бы сделать паузу и объяснить вначале значение слова “ kā ya ”, ключевого термина, используемого во всех примерах. Kā ya имеет такую же широту значений, как и английское слово “тело”. Подобно тому, как “тело” может обозначать нечто отличное от человеческого тела, например, тело программы, так и “ kā ya ” может означать нечто иное, отличное от физического тела, к примеру, тело факторов ума, nā ma- kā ya (ДН 15, 20). В джханах пять чувств не действуют, а это означает, что нет опыта ощущения физического тела. Тело было отставлено. Таким образом, когда Будда в этих четырёх примерах говорит о том, что “не остаётся ни единой не пропитанной (восторгом и так далее) части всего его тела (kāya)”, то имеется в виду “нет ни одной не наводнённой части всего его умственного тела переживания” (МН 39, 16). Этот момент обычно понимают неправильно.

 

Будда сравнивал первую джхану с куском глины (используемой раньше в качестве мыла) с правильным количеством влаги, не слишком сухого и не слишком мокрого. Кусок глины означает собранный ум, в котором осознанность ограничена очень маленькой зоной, создаваемой “дрожанием”. Влага означает блаженство, рождённое полным отстранением от мира пяти чувств. Влага, которая целиком смачивает весь кусок глины, означает, что блаженство основательно наполнило пространство и продолжительность умственного переживания. Позже это распознаётся как блаженство, следуемое за блаженством, а затем опять блаженство, без перерыва. Влаги в глине достаточно и она не вытекает, и это означает, что блаженство всегда находится в зоне, создаваемой дрожанием, никогда не отклоняясь за эту область умственного пространства в мир пяти чувств на протяжении всей длительности джханы.

 

Вторая джхана сравнивается с озером, в которое не впадают никакие притоки, но внутри которого бьёт ключ, наполняя озеро прохладной водой. Озеро означает ум. Полное отсутствие внешних источников воды означает, что на ум невозможно оказать какое-либо влияние извне. Даже управляющий не может войти в такой ум этой джханы. Подобная непроницаемость имеет своим источником железное спокойствие второй джханы. Подземный ключ, наполняющий озеро прохладной водой, означает внутреннюю уверенность в блаженстве второй джханы (ajjhattam sampasā danam). Эта внутренняя уверенность позволяет уму полностью всё отпустить, за счёт чего он успокаивается и освобождается от всяких движений. Прохлада означает само блаженство, произрастающее из самадхи или спокойствия, которое пропитывает всё умственное переживание и не изменяется на протяжении всей джханы.

 

Для описания третьей джханы приводится метафора лотоса, который растёт, погружённый в прохладные воды озера. Лотос означает ум в третьей джхане. Вода может охладить листья и лепестки, но не может проникнуть в сам лотос, поскольку вода скатывается с него. Прохлада означает счастье (sukha), а мокрота означает восторг (pīti). Подобно лотосу, погружённому в воду, ум в третьей джхане охлаждается счастьем, но не подвержен влиянию восторга. Ум в третьей джхане переживает только счастье. Он продолжает ощущать железное спокойствие и неподвижность, подобно лотосу в примере, который всегда погружён в воду. Подобно тому, как прохладная вода заставляет лотос разрастаться, так и блаженство третьей джханы поддерживает ум в таком состоянии. Опять-таки, подобно тому, как прохлада воды пронизывает лотос от корней до самых кончиков, так и уникальное блаженство третьей джханы наводняет всё умственное переживание с самого начала до самого конца.

 

Четвёртая джхана сравнивается с человеком, одетым в чистые белые одежды с головы до пят. Человек означает ум, а белые одежды – совершенную чистоту непоколебимости и осознанности, что и является характерной чертой четвёртой джханы. Ум четвёртой джханы безупречен и незапятнан, подобно чистой одежде, идеально устойчив и обладает чистой и простой осознанностью. Эта абсолютная чистота умиротворённости наполняет всё тело умственного переживания, с самого начала до самого конца, подобно тому, как белые одежды укрывают человека полностью, с головы до пят.

 

Таково моё понимание значений примеров четырёх джхан.

 

Переход от джханы к джхане

Как я уже объяснял ранее, в джхане вы не можете сделать ни единого движения. Вы не можете принять решения перейти от одной джханы к другой. Вы не можете даже заставить такое решение появиться. Весь подобный контроль в джхане исчезает. Более того, глубокое спокойствие осознанности в джхане замораживает умственную функцию рассмотрения до той степени, что пока вы в джхане, едва ли вы сможете осознать это переживание. Характеристики джханы вы распознаёте только когда выходите из неё и делаете пересмотр. Таким образом, в джхане вы не только не можете двигаться, но даже не знаете ни где вы, ни куда вам идти! Так каким же образом происходит переход из джханы в джхану?

 

Представьте себе дом с четырьмя комнатами и только одной входной дверью. Если вы входите через эту дверь, вы попадаете в первую комнату. Вы должны пройти через первую комнату, чтобы войти во вторую, пройти через вторую, чтобы войти в третью и пройти через третью, чтобы оказаться в четвёртой. Чтобы выйти из дома, вы выходите из четвёртой комнаты в третью, из третьей во вторую и из второй в первую. Так вы покидаете дом через ту же дверь, через которую вошли. Теперь представьте, что полы в доме настолько скользкие, что вы не можете добавить дополнительной движущей силы. Таким образом, если вы входите в дом, прилагая небольшие усилия, то вы скользите по полу и останавливаетесь посередине первой комнаты. С бóльшим количеством усилия вы можете проскользить до второй, третьей или четвёртой комнаты.

 

Этот пример описывает, как на самом деле происходит продвижение по джханам. В джхане вы теряете контроль. Если вы входите в джханы с небольшой движущей силой, вы останавливаетесь в первой джхане. Если движущая сила чуть больше, то достигаете второй или третьей. А если она ещё больше, то доходите до четвёртой. Эта движущая сила может быть установлена только вне джханы, пока у вас есть контроль.

 

Сила, упоминаемая здесь, относится к отпусканию. Вы развиваете отпускание до входа в джхану, до той степени, пока это не становится непроизвольной склонностью ума, мощной естественной тенденцией. Если вы входите во врата джханы со средней движущей силой отпускания, вы останавливаетесь в первой джхане. С бóльшим естественным устремлением всё отпустить, вы достигаете второй или третьей джханы. С сильным намерением отпускания вы доходите до четвёртой джханы. Но вы не можете увеличить силу намерения отпустить будучи в состоянии самой джханы.

 

Вы можете увеличить эту силу вне джханы за счёт пересмотра переживания блаженства и распознавания препятствий, называемых привязанностями. Когда ум распознаёт большее счастье, рождённое отпусканием, склонность всё отпустить возрастает. Иногда я говорил своему упрямому уму: “Смотри, ум! Смотри! Смотри насколько больше блаженства в состояниях отпускания. Смотри, ум! Не забывай об этом, хорошо?”. Таким образом ум устремляется к ещё большему отпусканию. Или ум может распознать препятствия к ещё более глубокому блаженству, то есть различные уровни привязанности. Когда за счёт пересмотра ум обучается распознавать привязанности, то есть врагов своего собственного счастья, то его устремление всё отпустить получает силу за счёт мудрости.

                                                                                            

Чтобы другим способом понять как происходит переход из джханы в джхану, можно вернуться к примеру с лотосом тысячи лепестков, распускающимся на солнце. Для обозначения первой джханы можно привести в пример редкий и изящный ряд лепестков, который располагается у самого центра. Подобно тому, как этот ряд, согреваемый солнцем, раскрывает ещё более благоухающий ряд, идущий за ним, так и редкая и изящная первая джхана за счёт тепла осознанности раскрывает ещё более блаженную вторую джхану. Таким образом, вторая джхана лежит в первой джхане, третья – во второй, а четвёртая – в третьей, подобно тому, как располагаются внутренние ряды лепестков лотоса.

 

Когда вы приобретаете большой опыт практики джхан, вы можете переходить из одной джханы к другой, используя силу htadhitā na. В этом контексте данное слово означает буддийский способ программирования ума. В самом начале медитации вы можете запрограммировать ум войти в нужную джхану на предопределённый период времени. Разумеется, это возможно только для опытных практикующих, кто знаком с целью и дорогой, ведущей к ней. Это подобно установке автопилота сразу же после взлёта. Но даже опытные практикующие должны пройти по обычному пути, чтобы достичь нужной джханы. Например, если вы программируете ум на вхождение в третью джхану, вы должны вначале пройти через первую и вторую, хотя, возможно, это будет быстрый переход.

 

Бесформенные достижения

В примере с лотосом тысячи лепестков находящиеся ближе всего к центру ряды лепестков означают джханы. Восьмой ближайший к центру ряд – первая джхана; седьмой ряд – вторая; шестой – третья; пятый – четвёртая. Должно быть, вы спросите, что означают последние четыре ряда лепестков. За четырьмя джханами находятся четыре бесформенных достижения. Стоит отметить, что Будда никогда не называл их джханами в суттах. Только появившиеся спустя тысячу лет комментарии называют их так. Четыре бесформенных достижения таковы:

 

  • умственная основа безграничного пространства
  • умственная основа безграничного сознания
  • умственная основа отсутствия чего бы то ни было
  • умственная основа ни восприятия, ни не-восприятия

 

Подобно тому, как четвёртая джхана лежит в третьей джхане, так и первое бесформенное достижение лежит в четвёртой джхане, второе бесформенное достижение лежит в первом и так далее, подобно расположению рядов лепестков лотоса. Поэтому обязательным образом все четыре бесформенных достижения несут в себе следующие черты джхан:

 

  • Ум остаётся отделённым от мира пяти чувств и всякого восприятия тела;
  • Ум обладает железным спокойствием в течение длительного времени, он не способен сформировать мысль или какое-либо планирование;
  • Познание заморожено, и вы не можете осознать собственный опыт. Данное осознание достигается после выхода из данного состояния;
  • Полная непоколебимость и чистейшая осознанность четвёртой джханы являются фундаментом каждого бесформенного достижения.

 

Подобно тому, как первые три джханы берут в качестве познаваемого объекта различные формы блаженства, а четвёртая – возвышенное состояние полнейшего покоя, так и в четырёх бесформенных достижениях осознанность берёт своим объектом чисто ментальный феномен.

 

Восприятия этих объектов я называю умственными основами, поскольку они представляют собой ментальные платформы, на которых выстраиваются бесформенные достижения. Эти неподвижные умственные основы становятся утончённее и пустее по мере углубления бесформенного достижения.

 

В четвёртой джхане осознанность мощная и устойчивая, идеально однонаправлена, с идеальным покоем смотрящая за пределы мира пяти чувств. В состоянии точной однонаправленности обычные концепции повседневного мира отбрасываются, и замещаются другими, не мирскими.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.214 (0.101 с.)