Архат, полностью просветлённый 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Архат, полностью просветлённый



Полное просветление означает, что вы никогда более не будете придерживаться взгляда о том, что есть “я”, не будете мыслить в концепциях “себя”, не будете ничего считать своим или собой. Поскольку нет больше идеи “я” или “моего”, архат не может накаливать вещи, подобно тому, как это делают другие люди. Например, однажды, в самый пик своей популярности и ещё будучи очень активным, мой учитель Аджан Чаа попросил меня сходить и принести кое-что из его комнаты. Это был первый раз, когда я увидел его комнату, и я никогда не забуду этого ощущения. Хотя премьер-министры, высокопоставленные генералы и богатые бизнесмены дарили ему всяческие подарки, он ничего не оставлял для себя. Его комната была пуста, за исключением свёрнутой соломенной циновки, чаши для сбора подаяний и пары одеяний. Ему понадобилось бы меньше минуты, чтобы собрать всё своё имущество и уйти. Комната казалось нежилой, что хорошо отражает состояние ума архата.

 

Девять вещей, которые не может сделать архат

Есть девять вещей, которые архат не может сделать в силу своей природы: накапливать имущество, намеренно убить живое существо, украсть, вступать в сексуальный контакт, говорить преднамеренную ложь, действовать неправильно, исходя из желания, недоброжелательности, невежества или страха (АН IX, 7).34 Например, поскольку чувственные желания были полностью преодолены, не остаётся ни искры, которая могла бы разжечь сексуальное желание. Архаты обладают “плодом бесплодия”.

 

Более того, архаты раз и навсегда устранили три вида самомнения (mā na): “Я лучше”, “Я хуже”, “Я такой же”. В буддизме даже раболепное самоуничижение “я никчёмный” является инвертированным видом самомнения. Архаты по своему существу более не могут размышлять в терминах “я есть” (СН 22, 89). Они видят тело и ум как безличный процесс. Для них бессмысленно сравнивать один процесс с другим, подобно тому, как и бессмысленно сравнивать ценность куска дерева с ценностью куска манго.

 

Что касается этих трёх видов самомнения, то только на уровне полного просветления прекращается всякое личностное сравнение. Старые и мучительные дилеммы, например, о том, кто лучше – архат или бодхисаттва – всё это полностью исчезает. Архат живёт истиной безличности за пределом подобных определений. Элитизму нет места в полном просветлении. Поэтому от архата следует ожидать неподдельной простоты, что иллюстрирует следующий рассказ.

 

Достопочтенный Сарипутта был известным архатом, признанный всеми, как обладающий исключительной мудростью. Однажды он пошёл за подаянием, но не очень аккуратно оделся. Один из самых молодых послушников увидел это и прилюдно сделал замечание великому монаху. Вместо того чтобы ответить фразой вроде “Кем ты себя возомнил, мелочь пузатая, чтобы так ко мне обращаться?”, Достопочтенный Сарипутта просто посмотрел, действительно ли замечание верно. Увидев, что это так, он зашёл за куст, поправил одежды, а когда вышел, то поблагодарил юного послушника, обратившись к нему с большим уважением, как к “своему учителю”. Подобная красивая простота – признак архата. (Тер-а 2, 116).

 

Архат и разбойники

 

Архат, будучи неподверженным любым восприятиям самости, не нуждается в известности. Его ум освобождён от потребности произвести на кого-либо впечатление. Он не может испытывать и страха, поскольку ему нечего терять. Следующие строфы из Тхерагаты (стф. 705-25) описывают такой случай, архата Адхимутта Тхеру и его беседу с грабителями:

 

705 Разбойники:

     “Те, кого мы убиваем для жертвоприношений,
       Или ради их богатства против их воли,

       Ужасаются, сотрясаясь от страха.

 

706     “Но ты не кажешься напуганным,

       Своим светлым ясным видом;

       Спокойный и невозмутимый, ты не плачешь,

       Встречая величайшую опасность – смерть”.

 

707 Адхимутта:

     “Нет страдания в уме,
       Когда желание оставлено;

       Во истину, господин, все страхи преодолены

       В том, кто навсегда разорвал свои путы.

 

708 “То, что ведёт к будущему рождению

       Было уничтожено, и когда всё видно

       Таким, какое оно есть, за счёт мудрости,

       То нет и страха смерти; тяжелый груз оставлен.

 


709 “Святая жизнь была прожита мной;

       Путь доведён до совершенного конца.

       У меня нет страха смерти, как

       Не боялся бы я окончания болезни.

 

710 “Святая жизнь была прожита мной;

       Путь доведён до совершенного конца.

       Существования кажутся бессмысленными и банальными;

       Я выплюнул тот яд, что привык пить.

 

711 “Для того, кто добрался до другого берега,
       Для того более нет “собирательства”, для того, чья работа выполнена

       В ком оттоки ума прекратились,

       Тот восторгается окончанием жизни,
       Подобно тому, как радостна свобода от кандалов.

 

712 “Я обрёл высшую и окончательную истину;

       Мир ничего не может мне предложить.

       У меня нет печали к смерти, она принесёт облегчение,

       Как если бы я спасся из горящего дома.

 

713 “Великий мудрец прояснил нам:

       Что бы ни появилось здесь,

       Какое бы ещё существование не обретено,

       Всё это не создано правящим богом.

 

714 “Тот, кто знает это таким, как учил Будда,

       Не стремится к существованию, как если бы он не желал

       Схватить раскалённый железный шар

 

715 “Для меня нет более мысли “Я был”,

       Не придёт ко мне и мысль “Я буду”.

       Когда эти конструкции уничтожены и прекращены,

       То в этом отношении есть ли тот, кто жалуется?

 

716 “Когда виден лишь возникающий процесс,
       А непостоянство всех вещей видно за счёт их прекращения,

       Когда всё это видно таким, какое оно есть, то нет страха, о господин.

 

717 “Когда мудрец смотрит на этот мир

      Как если бы кто смотрел на груду травы и палок

      Невозможно найти владельца;

      Не будет сожаления, поскольку это не “моё”.

 

718 “Я изнурён этим телом, я сыт по горло;

       Существование потеряло свои чары, и не будет

       Иного тела, когда это разрушится здесь.

 

719     “Делай как пожелаешь, делай то, что должен сделать.

       Но к трупу, что будет здесь лежать,

       Ни отвращения, ни желания не возникнет”.

 

720 Услышав эти жуткие и необычные слова,

       Разбойники побросали свои мечи, сказав:

721 “Господин, что вы сделали и кто вас научил,
       Чьё учение привело к такой свободе от всех страданий?

722 Адхимутта:
       “Всезнающий и всевидящий, Победитель и Покоритель,

       Безграничным состраданием наделён мой учитель;

       Он учитель этого мира и его лекарь.

 

723 “Он обучил этой несравненной Дхамме, ведущей к прекращению,
       И если следовать ей, то приведёт она к свободе от всех страданий”.

 

724 Услышав эти слова, на славу произнесённые мудрым,

       Отбросив все мечи и оружие,
       Некоторые из разбойников бросили своё ремесло,
       Тогда как другие оставили мир, чтобы вести святую жизнь

725 Отправившись с религией Великого,
       Развив факторы просветления,
       “Cилы”, мудрость и высокий ум,
       Со счастливыми сердцами и утверждёнными способностями,
       Они коснулись необусловленного состояния; ниббаны

                                                           (Перевод Аджана Чаттамало)

 

 

Что движет архатами

Состояние полного просветления объясняется не просто списком того, что не может сделать архат, но также и его поведением. По сути его поведение представляет собой действия, имеющие своим источником доброжелательность, сострадание, сорадование и беспристрастность. Эти четыре “безмерные состояния” или брахмавихары мотивируют каждое действие архата, будет ли это учением или услужением, принятием пищи или отдыхом, или чем-либо ещё, что он может делать.

 

Я считаю, что моими самыми счастливыми моментами в жизни были встречи с такими архатами, которых мне удалось повстречать в период моего монашества в Тайланде с 1974 по 1983 год. Одного из них, которого считали обладавшим многими психическими силами, я запомню навсегда. Психические силы часто приходят вместе с полным просветлением, но не всегда (СН 12, 70). В частности говорили, что этот великий монах умеет читать мысли. Предвосхищая возможность этого, я не решался на встречу с таким архатом – на самом деле я был полностью напуган. Мой молодой монашеский ум подходил для этой цели не более чем эротический роман, и, конечно же, не подходил для прочтения в присутствии других! Но когда я оказался рядом с этим существом, я бы даже сказал “не-существом”, все мои страхи исчезли в миг. Несмотря на все свои недостатки, я почувствовал себя настолько спокойным, принятым и спасённым. Это потому, что архаты не смотрят ни на кого свысока (три вида самомнения были уничтожены), и это означает, что с ними легко. Всё, что от них исходит – это их сострадание и мудрость. Находиться рядом с архатом – это самая утешительная и воодушевляющая встреча из всех.

Некоторое время спустя один знакомый монах дал необычное, но очень точное определение архата. Он сказал мне, что люди как будто обладают многочисленными острыми невидимыми духовными шипами, которые исходят из их тела. У некоторых эти духовные шипы настолько длинные и острые, что когда они входят в комнату, каждый чувствует на себе сильное ощущение дискомфорта. Некоторые часто ранятся в их присутствии. У большинства людей духовные шипы не такие длинные и острые. Вы можете сойтись с ними достаточно близко, но если подойдёте вплотную…. ай! вы поцарапаетесь. У некоторых исключительных людей совсем мало шипов, а те, что есть – короткие и тупые. Кажется, что они полны любви, и каждый хочет быть к ним поближе. Но если приблизиться к таким людям совсем вплотную, то тоже можно поцарапаться. У них тоже есть личная территория, которая защищается ими. Затем, в конечном счёте, есть редкий и уникальный класс существ, у которых нет духовных шипов вовсе. Это архаты. “Они такие мягкие и приятные!” – как сказал мне один человек, довольно грубовато, но вполне разумно. Архат похож на идеального духовного дедушку, мудрого и мягкого, без малейших признаков недоброжелательности, тот, кто считает ваше благополучие своей единственной заботой. Когда вы находитесь в присутствии такого архата, вам не хочется уходить.

 

Окончание всех страданий

Если вам представится случай встретится с ним, то вы увидите, что архат именно таков. Они представляются самыми счастливыми людьми в мире (МН 89, 12). Но каковы внутренние переживания архата? Свободны ли они от всех страданий?


К удивлению многих, ответ будет отрицательный. Архаты ещё не полностью освобождены от всех страданий. Чтобы объяснить разницу между архатами и другими, Будда приводил пример с двумя дротиками (СН 36, 6). Если в вас попадёт дротик или стрела, вы испытаете большое страдание. Если моментом позже в вас попадёт второй дротик, вы испытаете в два раза больше страдания или даже ещё больше. В этом примере двумя дротиками являются телесные и умственные чувства (vedanā).

 

Когда большинство людей испытывают болезненные телесные чувства, сразу же вслед за этим следует болезненное умственное чувство. Это как если бы в быстрой последовательности в вас попало два дротика. Но когда архаты (и не-возвращающиеся)35 испытывают болезненное телесное ощущение, оно не сопровождается болезненным умственным откликом. Это как если бы в них попал только один дротик. Полностью просветлённые уничтожили дротик умственного страдания, но они всё ещё должны ощущать дротик телесной боли. Даже Будда испытывал телесную боль (ДН 16, 4, 20). В самом деле, во время последних месяцев жизни Будды, он говорил, что только когда он входил в “не имеющее признаков самадхи” (animitta ceto- samā dhi), только тогда он был свободен от телесного дискомфорта (ДН 16, 2, 25).

 

Разумеется, дротик телесного страдания крайне мал по сравнению с массой умственных страданий, которые были отброшены. Вот почему архаты – самые счастливые живые существа. Тем не менее, феномен остаточного страдания важен. Во-первых, он определяет внутреннее переживание архата, а во-вторых, является основной причиной их париниббаны, то есть полного угасания. Например, когда архата Ваджиру спросили о том, кем она была, она объяснила, как совокупность процессов ума и тела, называемая “Ваджира” воспринимается изнутри умом просветлённого:

 

 

Только страдание приходит,

Страдание, которое сначала есть, а затем исчезает.

Ничего кроме, но лишь одно страдание приходит,

Ничего кроме, но лишь одно страдание исчезает.36


Будда подтверждает такой внутренний взор ума архата в Каччанаготта сутте (СН 12, 15): “То, что возникает – это только страдание, то, что прекращается – это только страдание”.37 Как я уже говорил, поскольку страдание пронизывает все уровни существования, даже уровень состояния архата, то возникает отвращение (nibbidā), приводящее к полному исчезновению процесса ума-и-тела архата.

 

Поэтому полное просветление не есть окончание всех страданий! Вместо этого оно называется “ниббана с остатком” (sa- upā disesa- nibbā na). Архат находится на самом последнем этапе существования, на этапе, на котором известны две вещи. Во-первых, они знают о причинах перерождения, основой которых является жажда чувственных удовольствий (kā hmatanā) и жажда существования (hbhavatanā). Во-вторых, они знают, что эти причины были уничтожены. Какой смысл хотеть “быть”, когда приходит понимание того, что даже бытие архатом болезненно. Поэтому говорится, что архат уничтожил зёрна (Сн 235) или “духовные гены”, которые порождают страдание от жизни к жизни, и он знает, что они были полностью уничтожены. Это уникальное знание архата. Для них лишь вопрос непродолжительного времени, когда они достигнут ниббаны без остаточного существования (an- upā disesa- nibbā na), или по-другому, париниббаны, или полного угасания.

 
Не подверженные влиянию времени, слова Санкичча Тхеры в Тхерагате звучат так:

 

Я не стремлюсь к смерти, не жажду я и жизни;

Подобно работнику, ожидающему оплаты своего труда, я жду своего часа. (Тер 606)

Париниббана

Момент, когда архаты получают свою “зарплату” – это окончание всех страданий, париниббана. Это конец существования, bhavanirodha (СН 12, 68). С момента полного просветления до момента париниббаны архат является наивысшим благом для мира (Ратана сутта, Сн 233). Они обучают, сами будучи живыми примерами, через прямое познание ниббаны и являются живыми воплощениями Дхаммы. Сорок пять лет жизни Будды, с момента полного просветления до момента париниббаны, всё ещё остаются самым влиятельным периодом нашего временного периода. Эти годы всё ещё отдаются громоподобным эхом в странах, далёких от плодородных зелёных равнин Ганга, и их сияние всё ещё светит в наше время, спустя продолжительные двадцать шесть веков, подобно взрыву сверхновой звезды, изливающей свет в течение тысячелетий. Будда запустил колесо Дхаммы давным-давно. На протяжении последующих веков именно архаты продолжали вращать это колесо. Как и Будда, который стал первым архатом нашего времени, все архаты лишь указывают путь. Слушатели сами решают, отправляться ли им в путь. Этот путь продолжают показывать, и по нему успешно идут даже сегодня. Нет иного способа, как они могли бы помочь всем живым существам, все Будды и архаты достигают париниббаны. Что было только “возникающим и исчезающим страданием” теперь прекращается навсегда.

 

Так что же следует за париниббаной? После момента полного угасания всякое знание (viññā an, citta, mano), и всё, что может быть познано (nā ma- rū pa) прекращается, а вместе с этим исчезают и все слова и описания. Больше нечего сказать. Не имеет смысла говорить о том, что ничего не остаётся (АН IV, 174), поскольку кто-то может подумать, будто “ничто” означает название чего-то.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.131 (0.045 с.)