Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ стихотворения «Невыразимое»

Поиск

1.1. Слово учителя.

Наиболее определенно новые стороны романтической концепции поэта выразились в  стихотворении «Невыразимое» (1819, напечатано в 1827).

«Невыразимое» — своеобразный манифест эстетических и философских представлений  Жуковского-романтика.

 

1.2. Выразительное чтение стихотворения.

 • Какова основная мысль стихотворения?

Объективный мир природы — не есть то, что должно изображать искусство, не есть

нечто подлинное. Искусство призвано передавать лишь то невыразимое душевное волнение, те

зыбкие оттенки настроений, которые составляют суть внутренней жизни сознания и для которых внешняя природа является лишь условным возбудителем, поводом.

• Какие части можно выделить в стихотворении?

Начало - тезис «Что наш язык земной пред дивною природой?».

Вторая часть - размышление о том, что искусство призвано передать особенности внутренней жизни сознания: «Невыразимое подвластно ль выраженью?..»

Концовка - «И лишь молчание понятно говорит». Подлинным свидетелем восторга перед минутным явлением прекрасного остается безмолвие.

 

1.3. Выразительное чтение части стихотворения от начала до слов «И обессиленно  безмолвствует искусство?».

• Каким эпитетом можно характеризовать явления окружающей действительности в  данной части стихотворения?

«Но льзя ли мертвое живое передать?»

• Найдите в данной части стихотворения слова, соотнесенные по значению со словом  «сердце».

«Святые таинства, лишь сердце знает вас».

• Какой смысл приобретает это слово в контексте?

Сердце - душа смятенная — болезненное чувство.

Сердце – это эмоции и чувства человека.

• Возможно ль выразить жизнь эмоции в слове?

Жизнь души, сердца, чувства невозможно выразить словом.

 

1.4. Слово учителя.

Душевная жизнь лирического героя — единое целое, в котором ничего нельзя выделить,  не нарушив единства целого. Значение слова поэта отражено в душе читателя, ассоциативно откликающейся на  призыв словесной мелодии. Невыразимое рационально, логически, прямо должно быть осознано читателем; но точное название понятий не для поэзии, ибо нельзя точно конкретно описать сложное, смутное, противоречивое состояние души. Слова, с их эмоциональными обертонами, должны звучать как музыка, оттесняя их предметный, объективный смысл.

 

1.5. Образ лирического героя.

• Выпишите из первой части стихотворения слова и сочетания слов, воссоздающие различные оттенки эмоций лирического героя. Что передано в этих словах — описание мира или отражение его в сознании? 

Земной, дивною, небрежною, обессиленно безмолвствует искусство. Эти слова передают отражение мира в сознании и обозначают не предмет или понятия, а отношение души к предмету и понятию.

 

1.6. Слово учителя.

Это и есть выражение невыразимого; иначе говоря, это и есть система, стремящаяся  объективный мир поглотить субъективным, а во внешнем бытии видеть лишь повод для внутреннего. Объективное поглощение словами эмоций; величественно переживание вечера, а не сам вечер. Простой вечер, часть суток, превращается в тему внутренней значительности, состояния сознания. Час — это не астрономическая мера, а мгновение проживаемой душевной жизни; земля — это жилище скорби, а не географическое или любое иное материальнопредметное обозначение.

 

V. Подведение итогов.

Поэзия Василия Андреевича Жуковского по праву занимает достойное место в русской литературе. Он не только был основоположником русского романтизма, но и «…открыл русской поэзии душу человеческую…».

В одном из стихотворений Жуковский сказал: “Жизнь и Поэзия - одно”.

Русская лирика обязана Жуковскому открытием утонченного анализа сознания человек в его эмоциональной изменчивости. Стремление его романтического героя к возвышенному и величественному идеалу расширяло

возможности отображения самоуглубления, внутренней рефлексии, исповедальности.

 

VI. Рефлексия

«Резюме». Ученики письменно отвечают на вопросы, отражающих их отношение к уроку, учебному предмету, учителю

• Что нравится на уроках?

• Что не нравится на уроках?

• Можешь ли учиться лучше по предмету?

 • Что мешает учиться лучше?

 • Какие действия учителя считаешь неправильными?

• Поставь себе отметку по 10-ти балльной системе. Обоснуй её.

 

V II. Домашнее задание.    

1.Изучить материалы учебника, с. 98-110, ч. 1.

2.Выучить наизусть стихотворение Жуковского (по выбору), с.264-282, ч.1. 

3. Инд. задание: подготовить сообщение «Элегии и баллады В.А. Жуковского».

Проверено:

Групповой руководитель практики от кафедры __________профессор Скибин С.М

Учитель литературы _________________ Солопова Н.В.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 500; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.244.244 (0.011 с.)