Контрольное мероприятие по модулю 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контрольное мероприятие по модулю



I вариант

1. Укажите варианты правильного произношения ударных гласных.

а) берёста,

б) гренадёр,

в) разношёрстный,

г) новорождённый,

д) истёкший год.

2. Укажите слова, в которых согласный перед е произносится твердо.

а) демократ,

б) тенденция,

в) термин,

г) антенна,

д) де-факто,

е) дефиле.

3. Укажите слова, в которых согласный перед е произносится мягко.

а) экспресс,

б) депо,

в) демонтаж,

г) аутодафе,

д) агрессия.

4. В каком ряду во всех словах нет звука [с]?

а) высший, сжать, электровоз;

б) расщепить, с жадностью, перевозка;

в) косьба, айсберг, сзади;

г) с шумом, бесшумный, тяжеловоз.

5. Укажите слова с непроизносимыми согласными.

а) совестливый,

б) костлявый,

в) поездка,

г) звездный,

д) бороздка.

6. Укажите слова, в которых сочетание чн произносится как [шн].

а) горчичный б) конечно в) Никитична г) яичница д) нарочно е) беспечный ж) беспорядочный з) брусничник и) будничный к) булавочный

7. Укажите слова, в которых произносятся двойные согласные.

а) мулла,

б) суррогат,

в) масса,

г) нетто,

д) терраса.

8. Отметьте слова, в которых ударение падает на первый слог.

а) включит,

б) вручат,

в) нанял,

г) прокляли,

д) подняли,

9. Отметьте слова, в которых ударение падает на второй слог.

а) балованный,

б) блокированный,

в) вертящий,

г) премированный,

д) газированный.

10. Отметьте слова, в которых ударение падает на третий слог.

а) закупорить,

б) симметрия,

в) двоюродный,

г) диспансер,

д) жалюзи.

11. Отметьте слова, в которых ударение падает на последний слог.

а) вложить,

б) туфля,

в) щавель,

г) еретик,

д) бармен.

12. Укажите случаи правильной поставки ударения в формах мн. числа.

а) сиро'ты,

б) средства',

в) то'рты,

г) ба'нты,

д) бинты'.

13. Норма ударения не нарушена в словах:

а) ге ' незис е) све ' кла
б) вероисповеда ' ние ж) сто ' ляр
в) рефлекси ' я з) танцо ' вщик
г) сливо ' вый и) кашляну ' ть
д) новоро ' жденный к) поло ' жить

14. Неправильная форма прилагательного использована в словосочетании:

а) забавная шимпанзе,

б) вкусная салями,

в) новый евро,

г) точный пенальти.

15. Неправильная форма предложного падежа существительного использована в словосочетании:

а) трудиться в поте лица,

б) в круге друзей,

в) сад в цвету,

г) в ряде случаев.

16. Неправильно образованы формы сравнительной прилагательного степени в ряду

а) важнее, более важный,

б) мягкий, менее мягкий,

в) красивше, более красивее,

г) бойче, менее бойкий.

17. Укажите пример без ошибок в образовании формы слова.

а) разбужу,

б) без двоих мальчиков,

в) мурлыкают,

г) в ихнем дворе.

18. Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.

а) пятьюстами деревьями,

б) в две тысячи четвертом году,

в) более восемьдесят пяти килограмм,

г) пять апельсинов.

19. Верно ли утверждение: «В словосочетании двумястами пятьюдесятью тысячами все формы слов образованы правильно»?

А. Верно.

Б. Неверно.

20. Грамматическая норма не нарушена в следующих случаях:

а) более нужнее,

б) моющие обои,

в) с четырьмястами рублями,

г) поезжай домой.

21. Неправильные формы слов использованы в словосочетаниях:

а) по десяти конфет,

б) не махайте так сильно,

в) у троих грузинов,

г) опровергший все доводы.

22. Нормы управления нарушены в словосочетаниях:

а) заплатить за билет,

б) оплатить за проезд,

в) удивлен приезду,

г) присущий человеку.

23. Найдите предложение без ошибок в согласовании сказуемого с подлежащим.

А. Для подготовки к экзаменам нам даны только четыре дня.

Б. В настоящее время большинство в России получает паспорт в 14 лет.

В. Двоеточие и тире ставится не только в сложном предложении, но и в простом.

Г. Все, кто оказались на спектакле, были очень довольны.

24. Подлежащее неправильно согласовано со сказуемым в предложении:

А. Несколько учеников подошли к письменному столу.

Б. Большинство домов обветшало.

В. В вузы поступили сорок один человек.

Г. Движущей силой истории является народ.

25. Подлежащее правильно согласовано со сказуемым в предложении:

А. Молодёжь получают знания.

Б. Большая часть между ними была довольно добрые люди.

В. Никто из нас вначале не могли справиться с проблемой.

Г. Слово взяла профессор Сергеева.

26. Найдите предложение с грамматической ошибкой.

А. Свет и тепло исходили от костра.

Б. У тех, кто выбрали профессию врача, должно быть доброе сердце.

В. Часть станков была отправлена.

Г. На столе стоят три подсвечника.

27. Найдите предложение без грамматической ошибки.

А. Сотня спортсменов разбежались по стадиону.

Б. СМИ провело однодневную акцию протеста.

В. С тех пор миновало пять лет.

Г. Его самолюбие, точнее эгоизм, неприятно поразили всех.

28. Отметьте предложения, где нарушена синтаксическая норма.

А. Зарницы вспыхивали и трепетали, как крыло умирающей птицы.

Б. На заводах и фабриках, шахтах и рудниках, университетах и научных учреждениях страны продолжаются собрания и митинги.

В. Рыночные отношения формируют у производителей и потребителей самостоятельность, заинтересованность и ответственность за конечные результаты.

29. Правильно использованы деепричастные обороты в предложении

А. Будучи студенткой, она продолжала работать на фабрике.

Б. Занимаясь в секции, у Ольги не оставалось времени на учебу.

В. Потеряв деньги, ей пришлось отказаться от покупки подарка.

Г. Путешествуя налегке, поездка оказалась особенно приятной.

Д. Читая это произведение, чувствуешь ритм жизни.

II вариант

1. Укажите варианты правильного произношения ударных гласных.

а) перенёсший,

б) жёлчь,

в) жёрдочка,

г) иноплемённый,

д) никчёмный.

2. Укажите слова, в которых согласный перед е произносится твердо.

а) реквием,

б) шинель,

в) фанера,

г) декан,

д) экспресс.

3. Укажите слова, в которых согласный перед е произносится мягко.

а) кашне,

б) демагог,

в) полонез,

г) термометр,

д) диспансер.

4. Укажите слова, в которых не во всех словах есть звук [ш’].

а) щелевой, образчик, веснушчатый;

б) перебежчик, расщедриться, расчет;

в) писчий, помощник, резче;

г) грузчик, жестче, подписчики.

5. Укажите слова с непроизносимыми согласными.

а) громоздкий,

б) машинистка,

в) квартирантка,

г) голландка (печь),

д) голландка (женщина).

6. Укажите слова, в которых сочетание чн произносится как [шн].

а) гречневый б) булочная в) взяточник г) двоечник д) девичник е) скучный ж) подсвечник з) пустячный и) конечный к) Ильинична  

7. Укажите слова, в которых произносятся двойные согласные.

а) аттестат,

б) коллега,

в) эллин,

г) вилла,

д) галлюцинация.

8. Укажите слова с ударением на первом слоге.

а) звонит,

б) кухонная,

в) квартал,

г) договор,

д) торты.

9. Укажите слова с ударением на втором слоге.

а) умерший,

б) пломбированный,

в) предложит,

г) сливовый,

д) начал.

10. Укажите слова с ударением на третьем слоге.

а) каталог,

б) повестей,

в) простыней,

г) газопровод,

д) ходатайство.

11. Укажите слова с ударением на последнем слоге.

а) эксперт,

б) каучук,

в) кремень,

г) коклюш,

д) шарфы.

12. Укажите случаи правильной поставки ударения в формах мн. числа.

а) до ' говоры,

б) шпри ' цы,

в) я ' слей,

г) туфе ' ль,

д) кра ' ны.

13. Норма ударения не нарушена в словах:

a) апостро ' ф е) жа ' люзи
б) барме ' н ж) зави ' дно
в) запломбирова ' ть з) сте ' пеней
г) ми ' зерный И) диоптри ' я
д) и ' скра к) маня ' щий

14. Неправильная форма прилагательного использована в словосочетании:

а) строгое табу,

б) кожаное портмоне,

в) изящное бра,

г) свободолюбивое динго.

15. Неправильная форма предложного падежа существительного использована в словосочетании:

а) в «Вишневом саду» А.П. Чехова,

б) в «Лесе» А.Н. Островского,

в) найти в снегу,

г) вываляться в пуху.

16. Неправильно образованы формы превосходной степени прилагательного в ряду

а) худший, самый плохой;

б) быстрейший, быстрее всех;

в) высочайший, наиболее высокий;

г) сверхтрудный, самый труднейший.

17. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

а) в обоих песнях,

б) более часто,

в) надень шапку,

г) около восьмисот семидесяти девяти килограммов.

18. Укажите примеры с ошибками в образовании формы слова (выберите несколько вариантов ответа).

а) в двух тысяч двадцать втором году,

б) у несколька человек,

в) совсем озяб,

г) отсрочивать выплату.

19. Укажите примеры без ошибок в образовании формы слова (выберите несколько вариантов ответа).

а) в их сторону,

б) доволокёт на себе,

в) о пятьдесят двух случаях,

г) обеими сестрами.

20. Укажите примеры с грамматическими ошибками.

а) много платий,

б) около восьмисот участников,

в) я не ропчу,

г) не езди туда.

21. В каком ряду все примеры даны с ошибками в образовании формы слова?

а) с пятьюстами рублями, лазают, оплёвший, без их обойдемся;

б) вас пятеро, лягте, приспособлять, обоих галифе;

в) вымывши руки, в двухстах шагах, поезжай, жгёт;

г) отнесть обратно, в девяносто городах, не завидовай, у ней.

22. Нормы управления нарушены в словосочетаниях:

а) обрадоваться успеху,

б) рецензия на спектакль,

в) отзыв на монографию,

г) свойственный для человека.

23. Найдите предложен ие без ошибок в согласовании сказуемого с подлежащим:

А. Что скажут теперь те, кто оказались доверчивыми вкладчиками, отдавшими свои сбережения жуликам?

Б. Вы и ваши помощники смогут справиться с этим непростым заданием.

В. Выставка-просмотр эскизов монумента открыт ежедневно, кроме понедельника.

Г. Не кто иной, как родители, в первую очередь ответствен за воспитание подростков.

24. Подлежащее неправильно согласовано со сказуемым в предложении:

А. Несколько учеников подошли к письменному столу.

Б. Немало храбрецов пыталось переплыть Енисей.

В. Большинство, конечно, проголосуют за него.

Г. Сотня ребят разбежалась во все стороны.

25. Подлежащее правильно согласовано со сказуемым в предложении:

А. Молодёжь получают знания.

Б. Большая часть между ними была довольно добрые люди.

В. Никто из нас вначале не могли справиться с проблемой.

Г. Село Ивановка расположена недалеко от райцентра.

26. Найдите предложение с грамматической ошибкой.

А. Все двадцать одна страница переписаны заново.

Б. Кто ещё не оплатили проезд?

В. Часть неотложных вопросов не была решена.

Г. Лишь пять случайных прохожих было на улице.

27. Найдите предложение без грамматической ошибки.

А. Миллион демонстрантов заполнили площади и улицы столицы.

Б. В игре приняли участие двадцать один человек.

В. До конца семестра остались полмесяца.

Г. Резкое понижение температуры и гололед вызвали хаос на дорогах и сотни аварий.

28. Отметьте предложения, где нарушена синтаксическая норма.

А. Такое положение вещей не характерно, не свойственно данному этапу исторического развития.

Б. Левоцентристский блок пока не имеет и очень нуждается в лидере.

В. Он увлекался не столько историей Востока, сколько его философией.

29. Правильно использованы деепричастные обороты в предложении:

А. Прочитав повесть Быкова, меня в первую очередь поразил сам сюжет.

Б. Читая пьесу, Лариса мне очень понравилась.

В. Покупая тюльпаны, я представлял ее счастливое лицо.

Г. Путешествуя, я всегда веду дневник.

Д. Войдя в троллейбус и немного проехав, в него вошли контролеры.

 

Модуль II.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

Темы модуля 2:

Функциональные стили русского литературного языка.Характеристика функциональных стилей русского литературного языка. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Стиль художественной литературы (художественно-беллетристический). Разговорный стиль.

Подстили и жанры функциональных стилей русского литературного языка.Жанровые особенности реферата, доклада (сообщения).

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ

Система функциональных стилей
русского литературного языка

Функциональный стиль – это общественно осознанная разновидность литературного языка, традиционно закрепленная в обществе за одной из сфер общения и обладающая лексическими и грамматическими особенностями.

Классификация функциональных стилей обычно строится на двух принципах – экстралингвистическом и собственно лингвистическом. К экстралингвистическим факторам, позволяющим классифицировать функциональные стили, относятся:

1) сферы общения, в которых используется тот или иной стиль;

2) ведущая функция данного стиля;

3) форма речи;

4) вид речи.

В современной лингвистической литературе выделяются пять сфер общения и соответствующие им пять функциональных стилей: повседневная сфера общения – разговорный стиль, область науки и техники – научный стиль, сфера законодательства и делового общения – официально-деловой стиль, общественно-политическая сфера – публицистический стиль, сфера искусства слова – художественный стиль. Последние четыре стиля (научный, официально-деловой, публицистический, художественный) считаются книжными и противопоставляются разговорному стилю.

Среди факторов, позволяющих классифицировать функ­циональные стили, наиболее общим является ведущая функция каждого стиля: общение – для разговорного стиля, сообщение – для научного и официального, воздействие – для публицистического и художественного.

Важным стилеобразующим фактором является форма речи (устная или письменная), а также вид речи(монолог, диалог, полилог). Для разговорного стиля характерна устная диалогическая (или полилогическая) речь, для научного и официально-делового – письменная монологическая речь. Публицистический стиль может быть представлен и устной монологической или полилогической речью, и письменной монологической.

Стилевая черта – это характерный признак того или иного функционального стиля, одна из его опознавательных примет. Учение о стилевых чертах разработано пока недостаточно полно. Чаще всего при описании стилей, особенно при их сравнении, пользуются противопоставлениями следующих стилевых черт: безóбразность (она характерна, например, для официально-делового стиля) – образность (одна из отличительных черт художественного стиля); эмоциональность (например, публицистического стиля) – неэмоциональность, или рациональность (например, научного стиля); стандартизированность – уникальность и т.д. Многие из стилевых черт характерны не для одного, а для двух-трех стилей. Например, точность как стилевая черта присуща всем стилям, кроме разговорного.

Кроме указанных экстралингвистических оснований, выделение функциональных стилей базируется также на собственно лингвистических показателях: каждый из функциональных стилей является относительно замкнутой системой, обладающей определенными лексическими, морфологическими и синтаксическими особенностями. Однако каждый стиль в определенных пределах допускает взаимопроникновение языковых элементов (разговорные элементы, широко проникают в публицистический стиль, средства научного стиля – в официально-деловой, публицистического – в научный и т.п.). Так, в аналитических проблемных статьях на научные и экономические темы сказывается воздействие научного стиля.

К числу спорных вопросов в стилистике принадлежит вопрос о включении стиля художественной литературы в систему функциональных стилей. Одни исследователи, в частности В.Д. Бондалетов, Л.Ю. Максимов, Н.М. Шанский, выступают против подобного включения, указывая на то, что языку художественной литературы присущи черты, выходящие за пределы понятия «функциональный стиль». Такими чертами являются:

· многостильность, т.е. использование языковых средств всех стилей;

· широкий охват средств общенародного языка, включая такие, которые не входят в литературный язык (диалектизмы, жаргонизмы, просторечные слова);

· особая, эстетическая функция художественной речи, несоотносительная с функциями основных стилей.

Другие ученые (М.Н. Кожина, А.И. Ефимов и др.) стоят за включение художественного стиля в систему функциональных стилей, мотивируя это включение тем, что он участвует в выполнении языком социальной функции воздействия, что художественная литература тоже является сферой использования языка, что, впитывая в себя элементы других стилей, литературно-художественный стиль не просто воспроизводит их, а приспосабливает к своим задачам выразительности и изобразительности, придавая им новую функцию.

Научный стиль

Сфера общественной деятельности, в которой функционирует научный стиль, – это наука. Мысль строго аргументируется, особый акцент делается на ход логических рассуждений. Поскольку назначение науки – выявление закономерностей, научное мышление имеет обобщенный и абстрагированный характер. Всё это определяет экстралингвистические признаки научного стиля:

1) научная тематика;

2) точность;

3) стремление к абстрактности, обобщению;

4) подчеркнутая логичность изложения;

5) объективность.

Экстралингвистические особенности находят отражение в собственно языковых характеристиках научного стиля и определяют системность языковых средств, которые в нем употребляются.

Доминирующая функциянаучного стиля – информативная, основная форма речи – письменная, типичный вид речи – монолог.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.24 (0.095 с.)