Трудные случаи употребления имен прилагательных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трудные случаи употребления имен прилагательных



Трудности выбора полной и краткой форм прилагательных. Форма прилагательного зависит от категорий рода, числа и падежа определяемого существительного. Ее усвоение происходит естественным путем, и ошибки здесь не так многочисленны. Встречаются они в употреблении полной и краткой формы и при образовании степеней сравнения прилагательных.

Употребляя в речи полную или краткую форму, следует учитывать те различия, которые существуют между ними. С точки зрения стилистической краткая форма является более книжной, по сравнению с нейтральной полной формой, поэтому чаще краткая форма встречается в текстах книжно-письменного характера.

Однако более существенны смысловые различия, связанные с задачами коммуникации. В краткой форме заложена большая, по сравнению с полной формой, возможность указывать на временный или относительный характер признака: Он весел (выражает временный признак) – Он веселый (выражает постоянный признак); Сапоги узки (краткая форма указывает на относительность признака: сапоги узки для данного человека) – Сапоги узкие (выражает абсолютный признак: фасон сапог), Пальто широко в плечах (для данного человека) – Пальто широкое (вообще).

Кроме того, краткая форма обладает большей способностью придавать высказыванию характер суждения, т.е. категорического утверждения или отрицания чего-либо о предмете или явлении: Он высокомерен, едок, заносчив.

Наконец, использование краткой, а не полной формы может быть обусловлено лексико-грамматическими особенностями конструкции, куда входит данная форма прилагательного. Вот наиболее распространенные конструкции, диктующие употребление краткой формы:

· сказуемое-прилагательное входит в состав придаточного уступительного, начинающегося с «как ни»: Как ни ярок свет лампы, но не сравнится с солнцем в небе;

· прилагательное употреблено с глаголом быть в форме повелительного наклонения: Будьте спокойны; Будьте счастливы; Будьте любезны и т.п.;

· прилагательное в роли сказуемого имеет зависимые слова: Он был добр к нам, Она была настолько красива, что никто не пытался за ней ухаживать (Д. Гранин).

Поэтому неправильно употребление полной формы в следующих примерах: *Шляпка гриба была полная воды. *Эти бумаги нам уже не нужные.

Образование и употребление форм степеней сравнения качественных прилагательных. Ошибки появляются и при образовании степеней сравнения имени прилагательного. Трудности возникают в двух случаях: а) при образовании сравнительной степени такого прилагательного, которое в языке не имеет данной формы; б) при образовании степени сравнения неправильным способом.

В первом случае речь идет о ряде качественных прилагательных, которые не имеют сравнительной степени. В основном это прилагательные с суффиксами -ск- (-еск -), -к-,
-ов-, -ев-, -: дружеский, маркий, деловой, боевой, вялый и т.д. Их сравнительная степень образуется только аналитически: при помощи слов более и менее: более дружеский, менее маркий. В речи следует избегать ошибок типа: *День ото дня подросток становился все смелее и боевее».

Продуктивным и регулярным способом образования сравнительной степени является прибавление к основе суффикса -ее (-ей): красивее, красивей; светлее, светлей и т.п. Причем формы с суффиксом -ей используются преимущественно в разговорной речи, а также в поэзии (Стала забывчивей всех забывчивых. Тихо идут года. – А. Ахмато­ва). Однако значительное число прилагательных с основой на г. к, х, д (иногда на т и ст) образуют данные формы с помощью суффикса . При этом происходит чередование конечного согласного основы: тихий – тиШе, громкий – громЧе, строгий – строЖе, простой – проЩе. Ряд прилагательных образует данные формы при помощи суффикса -ше (тонкий – тоньШЕ). Ошибки возникают в связи с тенденцией объединения сложной и простой форм сравнительной степени: *Эта задача более легче, чем та, которую решали вчера, *Я хочу, чтобы жизнь стала более ярче. Это явление широко распространено в просторечии.

Грубо просторечным является употребление для образования сравнительной степени наиболее распространенного суффикса -ее (-ей) во всех случаях, в том числе тогда, когда образование формы невозможно: * Я никогда не видел книгу толстее; *Я пришел первее. В просторечии встречается и явление обратного порядка – замена продуктивного образования непродуктивным: * Этот путь гораздо длиньше, чем тот.

Грамматические ошибки могут появляться и при образовании превосходной степени прилагательных. Она тоже может иметь простую и сложную форму.

Согласно морфологической норме, сложная форма превосходной степени образуется при помощи слов самый, наиболее, наименее, всех, всего: самый легкий, наиболее легкий, наименее легкий, легче всех, легче всего. Причем формы с наиболее, наименее являются книжными и употребляются преимущественно в публицистических и научных текстах: наименее комфортабельный, наиболее актуальный.

Простая форма превосходной степени, также имеющая книжный характер, образуется при помощи суффиксов - айш- (-ейш-): редчайший, величайший, умнейший, красивейший. Нередко она бывает осложнена приставкой наи-: наимоднейший, наиталантливейший и т.п. Грамматические ошибки возникают, когда происходит смешение простой и сложной форм – * самый способнейший студент, *наиболее лучший вариант. Только в единичных случаях сочетание «самый + форма простой превосходной степени» является нормированным, хотя и имеет устаревший характер: самым теснейшим образом.

Контрольные вопросы

1. Каковы стилистические и семантические различия полной и краткой формы качественных прилагательных?

2. В каких синтаксических конструкциях употребляется только краткая форма прилагательных?

3. Какие варианты кратких форм прилагательных не противоречат морфологической норме? Охарактеризуйте различия между данными параллельными формами.

4. Какими способами образуются формы степеней сравнения имен прилагательных в литературном языке?

5. Какие типичные ошибки в образовании степеней сра­внения качественных прилагательных встречаются в речи?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 1736; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.240 (0.005 с.)