Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Языковая норма в употреблении местоимения
Местоимения не называют лицо, конкретные предметы, признаки, количество, а лишь указывают на них: я, оно, наш, такой, какой-то, сколько и др. Трудности в употреблении местоимений обычно связаны с использованием отдельных форм, разрядов местоимений, а также с их ролью в организации предложения и текста. Трудные случаи образования форм местоимений отдельных разрядов. Грамматические ошибки наиболее частотны в разряде личных местоимений, среди которых формы Р. и В. п. 3-го лица часто употребляются в роли притяжательного местоимения: его дом, её дом, их дом, их дома. Эти формы, в отличие от других притяжательных местоимений (мой, твой, наш, ваш, свой), не изменяются. Изменение местоимений его, её, их по образцу остальных притяжательных местоимений недопустимо (неправильно * ейный дом, * ихний дом, *ихи дома). При образовании форм 3-го лица с предлогами к личным местоимениям прибавляется начальное н, отсутствующее при беспредложном управлении: знал его – знал до него, узнал у него. Начальное н к личным местоимениям добавляется после простых предлогов (у н её, без н их, за н ими, с н ею, перед н им, через н его) и наречных предлогов, управляющих родительным падежом (возле н его, напротив н её, около н их, вокруг н их, впереди н её). Если наречный предлог управляет дательным падежом, то начальное н не требуется: вопреки ему, согласно ей, наперекор им, навстречу ему, подобно им, благодаря ей. Отыменные предлоги также начального н не требуют: в отношении его, при помощи её, со стороны его, наподобие её, насчет их. Формы для ней, от ней носят разговорный характер. Местоимение сам в форме В. п. ед. ч. ж. р. может иметь две формы: саму и самоё. Первая из них (саму) – стилистически нейтральная общеупотребительная, вторая – самоё (не * самую!) – книжная: Винить ей приходится только самоё / саму себя. Использование местоимений в роли заместителей знаменательных слов. Некоторые местоимения могут использоваться в качестве заместителей знаменательных слов. Употребление слов-заместителей требует особого внимания.При использовании местоимений в речи необходимо учитывать контекст, чтобы читателю или слушателю было ясно, какое слово замещено местоимением. Наибольшие трудности обычно вызывает употребление некоторых личных, указательных, возвратных, притяжательных и относительных местоимений.
Функцию замещения знаменательных слов выполняют в первую очередь указательные местоимения (тот, этот, такой и др.) и местоименные наречия (там, туда, тогда и др.), а также местоимения 3-го лица он, она, оно, они и относительное местоимение который. Личное местоимение обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное. Например, предложение Со смертью матери мальчик осиротел; его отец погиб на фронте. Ср. ошибочное использование местоимения-заместителя: Мальчик рос сиротой. * Отец умер, когда ему было три года. Недопустимо использование в качестве заместителей местоимений он, она, его, её, они, их, если предложение содержит несколько существительных, одинаковых по грамматическим характеристикам. Так, например: В рассказе показана судьба женщины, которая неразрывно связана с историей России. Она имеет трагический характер – здесь недопустимо употребление местоимение она, поскольку в предыдущем предложении есть четыре существительных женского рода. В предложении В этом сборнике опубликованы статьи авторов, в которых они рассматривают проблемы воспитания – двусмысленность от использования местоимения они создаётся потому, что в главном предложении употреблено два существительных мн.числа. Нельзя использовать местоимения-заместители в том случае, если в предыдущем контексте нет замещаемого слова. Например: * В доме раздавались крики. Они пытались выломать раму. При употреблении местоимений-заместителей следует помнить, что собирательные существительные студенчество, беднота, группа, народ и т.п., имеющие только форму ед. ч., нельзя заменять личным местоимением 3-го лица мн. ч. (они, их). Ср. неправильное употребление местоимения: * Набралась ещё одна группа, и они тоже хотят заниматься. Особого внимания заслуживает построение сложноподчинённого предложения с относительным местоимением который. Местоимение обычно замещает ближайшее к нему предшествующее существительное. Ср. нежелательную двусмысленность предложения, в котором местоимение-заместитель которые отделено от замещаемого слова: * В музее выставлены чучела динозавров, которые все погибли в годы войны от бомбёжки.
Неправильное употребление притяжательных местоимений мой, твой, свой, наш, ваш тоже приводит к двусмысленности: * Библиотекарь попросил мальчика принести свои книги. Чтобы избежать двусмысленности, предложение необходимо перестроить: Библиотекарь попросил, чтобы мальчик вернул взятые книги. Правописание неопределенных и отрицательных местоимений. Местоимения с суффиксами -то, - либо, -нибудь и приставкой кое- пишутся через дефис. Например: кто-то, кто-либо, кто-нибудь, кое-кто, но: кое с кем, кое у кого. В отрицательных местоимениях не- и ни- являются приставками и пишутся слитно, причем под ударением пишется не-, а без ударения – ни-. Например: некого спросить, никого не спросить. При наличии предлога не и ни являются частицами и пишутся раздельно. Например: не у кого спросить; ни с чем нельзя сравнить. Местоимения могут входить в состав устойчивых сочетаний: ни при чем, никто иной (другой), ничто иное (другое), не кто иной, как …, не что иное, а…, ни в коем случае и др., которые употребляются в предложениях, где имеется отрицание. Например: никто иной не мог бы лучше сделать. Контрольные вопросы 1. Чем отличается местоимение от других знаменательных частей речи? 2. С какими разрядами местоимений чаще всего связаны грамматические ошибки? 3. Как образуются формы косвенных падежей местоимений 3 лица с предлогом? 4. Местоимения каких разрядов могут использоваться в качестве заместителей знаменательных слов? 5. Какие общие правила употребления местоимений-заместителей следует знать, чтобы избежать нежелательной двусмысленности? 6. Какие формы местоимений пишутся раздельно? В каких случаях используется дефисное написание местоимений? 7. Как разграничить приставки не - и ни- в местоимениях?
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.242.165 (0.007 с.) |