Род сложносоставных существительных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Род сложносоставных существительных



В русском языке активно используются имена существительные, которые образованы в результате сложения двух слов. Такие сложносоставные существительные могут быть одушевленными и неодушевленными (генерал-губернатор, женщина-космонавт, мастер-класс, звезда-гигант). У одушевленных существительных род определяется по слову, указывающему на пол лица (чудо-богатырь – м. р., горе-критик – м. р., человек-тайна – м. р., женщина-космонавт – ж. р.). У неодушевленных существительных род определяется по роду первого слова (музей-квартира – м. р., само лет-амфибия – м. р., платье-халат – ср. р., школа-ин­тер­нат – ж. р.). Если составное наименование имеет в своем составе несклоняемое существительное, то род определяется по роду склоняемого слова (автомобиль-такси – м. р., какао-жмых – м. р., кафе-столовая – ж. р., комедия-буфф – ж. р.).

Сложения с неизменяемым первым компонентом приближаются к сложносокращенным словам, и род всего составного наименования соответствует роду склоняемого компонента, т.е. второго слова: непромокаем ая плащ- палатка ж. р., размещен а штаб- квартира ж. р., рапид- съемка ж. р., план- схема ж. р., альфа- излучение ср. р., издание -люкс – ср. р., эхо- сигнал м. р.

Род аббревиатур. Определение рода аббревиатур в значительной мере зависит от того, к какому типу они относятся.

Род буквенных аббревиатур диктуется родом опорного слова словосочетания, сократившегося в аббревиатуру: АПН (Академия педагогических наук) – ж. р., МВД – ср. р., СГУ – м. р., ЭВМ – ж. р., НЛО – м. р.

Звуковые, слоговые и некоторые смешанные аббревиатуры в большинстве своем относятся к мужскому роду как оканчивающиеся на согласную: ТАСС, ЗАГС, вуз, дзот; колхоз, совхоз; СКаТ, завуч.

Вместе с тем немалое количество звуковых аббревиатур на согласную имеет род, не соответствующий их морфологическому типу и характеру чтения (АЭС, ГЭС, РАН – ж. р.), поэтому в случае сомнений полезно обращаться к словарям сокращений русского языка.

Контрольные вопросы

1. Что регламентируют морфологические нормы?

2. С какими трудностями связано определение рода склоняемых существительных?

3. Как определяется род несклоняемых существительных?

4. Какое содержание вкладывается в понятие «колебания в роде имен существительных»?

5. Как определяется род аббревиатур?

6. В чем заключается специфика определения рода сложносоставных существительных?

Трудности образования
падежных форм существительных

Понятие о вариантных падежных формах имен существительных. Падежная система русского языка характеризуется разнообразием форм и значений. В рамках некоторых падежей существуют вариантные формы, употребление которых определяется грамматическими нормами. Чаще всего формы с вариантными окончаниями отличаются от основных стилистически, реже – семантически, а иногда эти отличия совмещаются.

1. ВР. п. ед. ч. некоторые вещественные, отвлеченные и собирательные существительные м. р. 2 склонениянаряду с основным окончанием () обладают вариантным окончанием (- ю): стакан чая – стакан чаю, много снега – много снегу; нагнать страха – нагнать страху; столько народа – столько народу. Формы на (- ю) употребляются в основном в разговорной речи и в отражающих ее жанрах художественной литературы.

В качестве обязательных формы на закреплены за целым рядом фразеологизмов: дать маху, с миру по нитке, с жиру беситься, нашего полку прибыло и др.

В связи с наличием указанных вариантных окончаний возникают грамматические ошибки, вызванные использованием окончания () у существительных с суффиксом субъективной оценки, относящихся ко 2-му склонению и употребляющихся в Р. п. ед. ч. Ср. неправильно: * налейте мне чайка, *положите сахарка – правильно: налейте чайку, положите сахарку.

2. В форме П. п. ед. ч. большинство существительных мужского рода 2 скл. имеет основное окончание : в городе, о городе, в джазе, о джазе, на стадионе, о стадионе и т.п.

Ограниченная группа неодушевленных существительных наряду с формой на имеет в сочетании с предлогами в или на вариантную форму на (): на клее – на клею, в снеге– в снегу, на дубе – на дубу, в цехе – в цеху и др. Формы с окончанием характерны для книжной речи (в аэропорте, в отпуске, в цехе), а с окончанием – для разговорной: в отпуску, в цеху, на газу.

Вместе с тем для ряда слов форма на является единственно возможной с точки зрения литературной нормы: на боку, в тылу, на лбу, во рту и т.д.

В качестве обязательных формы на закреплены за некоторыми фразеологическими оборотами: на краю гибели, вариться в собственном соку, на каждом шагу, быть на хорошем счету и др.

В том случае, когда подобное существительное входит в состав собственного имени («Лес», «Вишневый сад»), оно должно иметь окончание . Поэтому ошибочна следующая форма: *В чеховском «Вишневом саду» большое значение имеет подтекст.

Кроме того, окончание имеют существительные, которым в предложении присуще обстоятельственное значение, а окончание – существительные, которым присуще объектное значение: находиться в строю (обстоятельство) – в грамматическом строе языка (дополнение), держать на весу (обстоятельство) – выгадывать в весе (дополнение).В речи эти формы не всегда употребляются в соответствии с нормой и возникают выражения типа: *У меня на глазе был ячмень.

3. В течение последнего столетия, как отмечают исследователи, в И. п. мн. ч. у существительных м. р. 2-го склонения конкурируют между собой формы с окончаниями () и (). Так, в XIX веке обычным считалось употребление формы домы, докторы, поезды. В современном русском литературном языке окончание (- и) также является основным для большинства существительных м. р. 2-го склонения: аргументы, главари, курганы, стажёры, сады, слоги, граммы, люки и т.п.

Вместе с тем значительная часть существительных характеризуется формой на как единственно возможной с точки зрения литературной нормы: дома, доктора, глаза, леса, острова, профессора, поезда и т.д.

Несколько десятков существительных имеют вариантные формы на ( (). Часть этих форм равноправна: вееры – веера, прожектор – прожектора, флигели – флигеля, фельдъегери – фельдъегеря и др.

Другую часть существительных с вариантными формами составляют слова, у которых формы на () характеризуют профессиональную речь (механиков, техников, моряков и т.п.): дюбели – дюбеля, штурманы – штурмана, прииски – прииска, промыслы – промысла и др.

У значительного количества слов вариантные формы различаются стилистически: снега – снеги, тополя – тополи, ветры – ветра (вторые формысвойственны поэтической, возвышенной речи); договоры – договора, джемперы – джемпера, трюфели – трюфеля (первые формы нейтральные, вторые – разговорные).

В ряде случаев формы с окончаниями () и () различаются по значению: образы (типы, характеры в художественной литературе) – образа (иконы), тоны (звуковые) – тона (переливы цвета), зубы (орган во рту) – зубья (острые выступы), сыны (представители своего народа) – сыновья (мужчины, мальчики по отношению к родителям), ордены (рыцарские) – ордена (награды).

В современной русской речи обнаруживается тенденция к более широкому употреблению окончаний (). Однако следует иметь в виду, что не все такие формы считаются нормативными. Так, просторечными являются формы шофера, инженера, слесаря, токаря.

4. Широко распространены ошибки при употреблении формы Р. п. мн. ч. существительных. Здесь возможны три варианта окончаний: -ов (-ев), -ей и нулевое. Выбор того или иного окончания зависит от типа склонения и последнего звука основы. Самое продуктивное окончание -ов (-ев), поэтому часто оно ставится вместо нулевого окончания, и возникает речевая ошибка: *Мальчик был разведчиком у партизанов (правильно – у партизан); * без сапогов (правильно – без сапог); *мног делов (правильно – много дел). Реже наблюдается противоположное явление: * не хватает свеч (правильно – не хватает свечей).

5. Вариантные окончания Т. п. мн. ч. существительных связаны с возможностью употребления стилистически равноправных окончаний -ами (-ями) или -ьми: дверями – дверьми, дочерями – дочерьми. Однако следует запомнить, что у слов дети, люди в качестве единственного в литературном языке используется окончание -ми: детьми, людьми.

Контрольные вопросы

1. Какие падежные формы существительных имеют вариантные окончания? Иллюстрируйте свой ответ примерами.

2. Чем могут различаться параллельные падежные формы? Приведите примеры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.195 (0.007 с.)