Нормы сочетания однородных членов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормы сочетания однородных членов



Однородные члены – это одноименныечлены предложения, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию в предложении.

1. В качестве однородных членов должны употребляться логически однородные (непересекающиеся, не связанные отношениями частичного включения) понятия. Нельзя включать в ряд однородных членов видовые и родовые понятия. Нарушение этого правила ведет к речевым ошибкам: * Мать постоянно покупала дочери разные игрушки, куклы, конструкторы, детскую посуду и т.д. Исправленный вариант: Мать постоянно покупала дочери разные игрушки: куклы, конструкторы, детскую посуду и т.д.; Мать постоянно покупала дочери куклы, конструкторы, детскую посуду и т.д.

2. В предложениях с обобщающими словами однородные члены должны быть согласованы с ними в падеже: В Олимпийских играх, проходивших в Афинах, участвовали спортсмены разных стран: Америк и, Германи и, Кита я, Росси и, Япони и и др.

3. Однородные члены предложения могут быть выражены разными частями речи, но при этом не допускается сочетание существительного и неопределенной формы глагола (* Я люблю музыку и рисовать), полной и краткой форм прилагательных (* Ребенок опрятен и вежливый), причастного и деепричастного оборота (* Отдыхая на юге и завороженная рассказами о русалках, она каждый раз заходила в воду с нескрываемым любопытством), причастного / деепричастного оборота и придаточного предложения (* Зачет­ка, лежащая на столе и которая принадлежит Ивановой, привлекла мое внимание).

4. Если в качестве однородных членов употребляются предложно-падежные формы существительных с разными предлогами, предлоги опускать не рекомендуется, так как в этом случае нарушается грамматическая связь слов в предложении: * Во время празднования Дня города множество горожан было на площадях, бульварах, улицах, переулках, скверах. Слова переулки и скверы в предложном падеже требуют предлог в, а не на.

5. В предложениях с составными (двойными) союзами однородные члены надо располагать так, чтобы одно из слов ставилось при первой части союза, а другое – при второй: Я хожу не только в кино, но и в театр.

6. При однородных членах предложения общее зависимое слово допустимо только тогда, когда каждое из управляющих слов требует одинакового падежа и предлога: * Много критических замечаний и ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопросов. Однако нельзя вне сти замечания, следовательно, в предложении нарушена лек­сическая сочетаемость однородных членов со сказуемым.

Правила построения предложений
с причастным и деепричастным оборотом

Причастный оборот – это причастие с зависимыми словами.

При построении предложений с причастными оборотами необходимо учитывать следующие моменты:

1. Определяемое слово должно стоять либо до, либо после причастного оборота. Оно не может находиться внутри причастного оборота. * Весь мир напряженно следит за происходящими событиями в Югославии. Исправленный вариант: Весь мир напряженно следит за событиями, происходящими в Югославии.

2. В причастном обороте не может сообщаться ни о действиях, которые должны совершиться в будущем, ни о гипотетических действиях, так как причастие не имеет ни форм будущего времени, ни форм сослагательного наклонения.

3. Окончание причастия должно повторять окончание вопроса, заданного от определяемого слова. * Дискуссия была посвящена проблемам, касающихся современного образования. Исправленный вариант: Дискуссия была посвящена проблемам, касающимся современного образования.

4. Сильно распространенный причастный оборот может существенно затруднять восприятие предложения: *Наши отношения с этим государством, всегда строившиеся на основе принципов взаимовыгодного сотрудничества, прекрасно зарекомендовавших себя в практике международных отношений, должны и дальше развиваться в этом напра­влении, обещающем обеим сторонам немало выгод (газ.).

Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами.

При построении предложений с деепричастным оборотом следует помнить о том, что деепричастие и глагол-сказуемое должны обозначать действия одного и того же лица. Нарушение этого правила приводит к курьезам вроде знаменитой фразы из рассказа А.П. Чехова «Жалобная книга»: «Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа» (выходит, что к «станции» подъезжала… шляпа).

Контрольные вопросы

1. Что регламентирует синтаксическая норма?

2. Какие трудности возникают при выборе падежной формы управляемого слова?

3. Какие затруднения вызывает выбор предложно-падежной формы управляемого слова?

4. В чем выражается согласование сказуемого с подлежащим?

5. Какие грамматические трудности связаны с координацией сказуемого с подлежащим, выраженным количественно-именным сочетанием?

6. Какие стилистические различия существуют между вариантами координации сказуемого с подлежащим?

7. Какие грамматические ошибки связаны с согласованием сказуемого и подлежащего, выраженного местоимениями кто, что?

8. Каким общим правилом может регулироваться согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сложным существительным?

9. Как состав и разряды числительных влияют на координацию подлежащего и сказуемого?

10. Какой принцип лежит в основе координации сказуемого и подлежащего, имеющего при себе приложение? В чем это выражается?

12. Каким правилам подчиняется употребление однородных членов предложения?

13. Какие трудности связаны с употреблением в предложении причастных оборотов?

14. В каких предложениях невозможно употребление с одиночных деепричастий и деепричастных оборотов?

ПРАКТИКУМ

Задания для аудиторной работы

Задание 1. Определите, руководствуясь правилами русского литературного произношения, какие звуки следует произносить на месте:

1) безударных о и а: салют, архив, бадминтон, карандаш, совет, аккордеон, обман, домовой, адвокат;

2) безударных е и я: лесной, беседа, речевой, решение, мелодия, мясной, тяжелый, рядовой, заявление;

3) безударных е и а: желток, железо, шедевр, цемент, танцевать, жалеть, жасмин, жакет, жалюзи, лошадей, к сожалению, двадцатью, щавель;

4) на месте и после твердых согласных: сверхинтересный, пединститут, дезинформация, без интереса, в Испанию, из Италии, с интонацией.

Задание 2. Выясните, [о] или [э] следует произносить под ударением в следующих словах. В случае затруднения обращайтесь к орфоэпическому словарю.

Афера, белесый, бытие, всплеск, житие, гренадер, зев, головешка, желоб, желчь, жердочка, осетр, иноплеменный, маневры, никчемный, опека, оседлость, перенесший, поблекнуть, поблескивать, разношерстный, можжевеловый, дебелый, истекший, одноименный.

Задание 3. Прочитайте иноязычные слова с безударным о. Обратите внимание на различное произношение этого звука в представленных группах слов. Отметьте орфоэпические варианты.

1) вето, барокко, какао, маэстро, кредо, радио, трио, сомбреро, торнадо;

2) сонет, поэзия, досье, бордо, форпост, фойе, болеро, боа, бомонд, модерн, коммюнике, оазис, бокал, рококо, ноктюрн, конгресс, баобаб, коттедж, рояль, соната, конституция;

3) Бодлер, Золя, Шопен, Мопассан, Роден, Вольтер, Флобер, Оноре де Бальзак, Шота Руставели, Пальмиро Тольятти, Морис Торез, Окленд, Богота, Стокгольм.

Задание 4. Произнесите следующие слова. Сформулируйте правила произношения согласных звуков:

1) в абсолютном конце слова: хлеб, сок, кузов, Бог, нож, арбуз, доклад, матрос, полет, фрукт;

2) перед другими согласными: анекдот, также, робкий, ловкий, редкий, экзамен, задержка, тезка, сделать, сгореть, просьба, молотьба, футбол, отбежать, отложить, отмыть, отнять, отрезать.

Задание 5. Распределите приведенные ниже заимствованные слова на три группы в зависимости от произнесения согласного перед е: 1) с твердым согласным; 2) с мягким согласным; 3) с допустимым вариантным произношением. Выясните значение незнакомых слов по словарю.

Реликвия, регби, реквием, бассейн, крем, детектив, пюре, кюре, индекс, шинель, теннис, фанера, дефис, терапевт, дебаты, лотерея, рейд, бутерброд, кодекс, лазер, берет, панель, демарш, тендер, сеттер, кашне, сервис, термос, адепт, кузен, безе, дельта, анестезия, аутентичный, патетический, сонет, экспресс, депо, демонтаж, декан, аутодафе, компетентный, сессия, агрессия, тенденция, термин, музей, менеджер.

Задание 6. Распределите приведенные ниже слова на группы в зависимости от звука, произносимого на месте буквы г. Обратите внимание на возможные стилистические варианты:

1) взрывной [ г ],

2) фрикативный [γ],

3) согласный [ к ],

4) согласный [ х ],

5) согласный [ в ],

6) двоякое произношение.

Легкие, красного, бухгалтер, мягкий, пугливый, смягчить, господи, ради Бога, летнего, всех благ, ага, когти, богатый, денег, всего, облегчить, утюг, берегся.

Задание 7. Прочитайте слова. Определите, какие звуки произносятся на месте подчеркнутых сочетаний согласных в соответствии с орфоэпической нормой.

1) ни зш ий, вы сш ий, уга сш ий, ра сш ирение, сж ать, бе зж изненный, ра зж ать, с ж адностью, дро жж и, с ш умом, бе сш умный;

2) о тч ий, зо дч ий, уче тч ик, по д ч асами, о тч ет;

3) с ч астье, ра сч ет, пи сч ий, ре зч е, гру зч ик, объе здч ик, му жч ина, весну шч атый, же стч е;

4) учи тьс я, занима тьс я, бра тс кий, а дс кий, два дц ать, о тц ы, де тс кий.

Задание 8. Выясните, какие звуки обозначает буква с в следующих словах:

Суп сделать сшить рассчитывать
Сюда сдать сжать расчистить

Задание 9. Обратите внимание на произношение групп согласных в следующих словах. Дополните каждую группу слов своими примерами.Существуют ли в данном случае варианты литературного произношения?

1) совестливый, костлявый, постлать, завистливый;

2) поездка, шерстка, хлестко, бороздка, громоздкий, машинистка;

3) квартирантка, ирландка, голландка (печь), голландка (женщина), аспирантка, пациентка.

Задание 10. Прочитайте данные отрывки из стихов, обращая внимание на то, какое произношение слов с сочетаниями трех согласных фонем подсказывает рифма.

1. Вот ударило светом в оконце,
Загорелся старушечий глаз…
На дворе – словно яркое солнце,
Деревенька стоит напоказ (А.А. Блок).

2. Опять – бессильно и напрасно –
Ты отстранялась от огня…
Но даже небо было страстно,
И небо было за меня!.. (А.А. Блок).

Задание 11. Распределите слова по колонкам в зависимости от того, как должно произноситься сочетание чн в соответствии с действующей нормой: [чн] или [шн]. Слова, в которых норма допускает двоякое произношение, поместите в третью колонку.

Беспечный, беспорядочный, брусничник, будничный, булавочный, булочная, взяточник, встречный, горчичный, гречневый, дачный, двоечник, девичник, земляничный, ключница, конечно, конечный, лавочник, мелодичный, мелочный, молочный, нарочно, неурочный, подсвечник, полуночный, поточный, прачечная, пустячный, сказочный, скворечник, скучный, сливочный, яичница, ячневый, Никитична, Ильинична.

Задание 12. Определите, что произносится на месте букв чн в следующих словах. Составьте предложения с приведенными словосочетаниями.

Шапочный мастер – прийти к шапочному разбору – шапочное знакомство

молочная железа – молочная спелость

фарфоровая перечница – чертова перечница

Задание 13. Какое произношение слов с орфографическим сочетанием чн подсказывает рифма в данных стихотворных строчках? Охарактеризуйте произносительный вариант.

1. В глуши, в деревне все вам скучно,
А мы, ничем мы не блестим,
Хоть вам и рады простодушно (А.С. Пушкин).

2. Что тебя доконало, сердечного?
Ты за что свою душу сгубил?
Ты захожий, ты роду нездешнего,
Но ты нашу сторонку любил (Н.А. Некрасов).

Задание 14. Определите, какими литературными нормами регулируется произношение выделенных гласных и согласных. Укажите произносительные варианты с точки зрения «старшей» и «младшей» нормы произношения. В каких случаях допускаются варианты «старшей» нормы?

1) гиб ки й, стро ги й, ти хи й;

2) вскри ки вать, вздра ги вать, вспы хи вать;

3) хвастал ся, моешь ся, смею сь;

4) ход ят, стро ят, пил ят.

Задание 15. О каком варианте произношения прилагательных на - кий, - гий говорят рифмы в следующих стихах?

1. И с колокольни одинокой
Разнесся благовест протяжный и глухой;
Прохожий слушает – и колокол далекий
С последним шумом дня
Сливает голос свой (Ф.И. Тютчев).

2. Сижу и смотрю я дорогой
На серый и пасмурный день,
На озера берег отлогий,
На дальний дымок деревень (А.К. Толстой).

Задание 16. О каких вариантах произношения окончаний имен прилагательных в форме И. п. ед. числа муж. рода с твердой основой говорят рифмы следующей строфы?

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит словно хрустальный,

И лучезарны вечера… (Ф.И. Тютчев).

Задание 17. Прочитайте скороговорки как единый текст телевизионной программы. Помните, что диктор не должен в своем выступлении допускать никаких погрешностей, поэтому хорошо отрепетируйте свое выступление, позаботившись о собственном имидже (строгий академичный ведущий, шоумен и т.п.).

У тети Тины тесто, а у дяди Димы чудесные дети.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

На дворе трава, на траве дрова: не руби дрова на траве двора.

Колокол около колокольни, а около кола колокола.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Тараторит у грота оратор, проторил оратор тропу к ратникам.

Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь, а перескороговоренные не перевыскороговариваются.

Задание 18. Расставьте ударение в словах. Отметьте случаи вариантного ударения, находящегося в пределах литературной нормы.

Средства, свекла, искра, красивее, приговор, завидно, лиловее, досуг, шофер, яслей, баловать, договор, позвонит, оптовый, приняли, плыла, клала, добыча, сливовый, квартал, начал, окон, закупорить, вложить, туфля, щавель, еретик, симметрия, пригоршня, двоюродный, бармен, эксперт, предложить, каталог, торты, жалюзи, знамение, иконопись, каучук, кремень, коклюш.

Задание 19. Используя орфоэпический словарь, определите тип акцентологических вариантов. Как оцениваются эти варианты с точки зрения соблюдения языковой нормы?

Балова ' ть – ба ' ловать, де ' вица – деви ' ца, де ' ньгами – деньга ' ми, и ' рис – ири ' с, ке ' та – кета ', ма ' льчиковый – мальчико ' вый, марки ' ровать – маркирова ' ть, ми ' зерный – мизе ' рный, обеспе ' чение – обеспече ' ние, ржа ' веть – ржаве ' ть, танцо ' вщик – танцовщи ' к, тво ' рог – творо ' г, ша ' сси – шасси ', ше ' лковый – шелко ' вый, эпиле ' псия – эпилепси ' я.

Задание 20. Составьте с данными омографами словосочетания. Какую функцию выполняет в них ударение?

Ви ' дение – виде ' ние, клу ' бы – клубы ', кру ' жки – кружки ', ма ' ло – мало ', за ' мок – замо ' к, тру ' сит – труси ' т, о ' тзыв – отзы ' в, хло ' пок – хлопо ' к, ла ' вровый – лавро ' вый, ле ' дник – ледни ' к, бро ' ня – броня ', па ' рить – пари ' ть, па ' хнуть – пахну ' ть, призы ' вный – призывно ' й, остро ' та – острота ', мо ' рщить – морщи ' ть, ха ' ос – хао ' с, хара ' ктерный – характе ' рный, чудно ' й – чу ' дный, языково ' й – языко ' вый.

Задание 21. Пользуясь орфоэпическим словарем, расставьте ударения в следующих существительных. Уточните значение незнакомых вам слов по словарю. Отметьте слова, в которых допустимы два акцентологических варианта.

Аристократия, апостроф, асимметрия, банты, благовест, ветеринария, гусеница, индустрия, кладовая, корысть, маркетинг, некролог, нефтепровод, областей, облегчение, пасквиль, петля, приданое, роженица, сабо, созыв, сосредоточение, стенография, страховщик, танцовщица, тортов, украинец, факсимиле, феномен, фетиш, флюорография, форзац, хвоя, ходатайство, христианин, цемент.

Задание 22. Прочитайте следующие существительные в форме мн. числа, обращая внимание на ударение. Отметьте возможные произносительные варианты. В случае затруднений обратитесь к словарю. Составьте словосочетания с подчеркнутыми словами.

1. Шарфы, банты, торты, бинты, договоры, порты, шрифты, средства, сироты, краны, гребни, серпы, ломти, жгуты, флоты.

2. Простыней, отраслей, крепостей, должностей, ведомостей, скатертей, очередей, плоскостей, степеней, шарфов, новостей, туфель, граблей, углей, повестей.

Задание 23. Поставьте ударение в различных падежных формах имени существительного. Определите тенденции в перемещении ударения с учетом их родовой принадлежности.

Рука – руку – рукам, борода – бороду – бородам, петля – петлю – петлям, спина – спину – спинам, средство – средства – средствам, река – реку – рекам, уголь – угля – углем, стебель – стебля – стеблем, стена – стенами – о стенах, локоть – локтя – локтем, гусь – гуся – гусям, шторм – шторму – штормам.

Задание 24. Поставьте ударение в приведенных ниже прилагательных и причастиях. Употребите их в сочетаниях с существительными.

1. Зубчатый, гербовый, госпитальный, оптовый, кухонный, грунтовой, домовый, сливовый, августовский, кедровый, губчатый, мускулистый, подростковый, тигровый, украинский, валовой, красивее, экспертный, языковый, языковой.

2. Побеленный, загнутый, пролитый, допитый, погруженный, увезенный, закормленный, начатый, избалованный, осужденный, заключенный, возбужденный, воткнутый, новорожденный.

Задание 25. Образуйте краткие формы жен. рода и мн. числа приведенных прилагательных и причастий. Сделайте вывод о закономерностях постановки ударения в данных грамматических формах.

1. Бледный, близкий, редкий, жирный, дорогой, молодой, голодный, светлый, крепкий, тесный, пустой, правый, холодный, вредный, полный, свежий.

2. Принятый, содранный, начатый, отобранный, налитый, изогнутый, сотворенный, созданный.

Задание 26. Проспрягайте глаголы, расставьте ударение.

Баловать, включить, вручить, звонить, облегчить, одолжить, положить, предложить, углубить, дарить.

Задание 27. Расставьте ударение в следующих глагольных формах. Определите закономерности постановки ударения в формах прошедшего времени.

Плыл – плыла – плыло – плыли, понял – поняла – поняло – поняли, нажил – нажила – нажило – нажили, пролил – пролила – пролило – пролили, принял – приняла – приняло – приняли, клал – клала – клали, придал – придала – придало – придали, отозвал – отозвала – отозвало – отозвали.

Задание 28. Поставьте ударение в приведенных ниже глаголах на -ировать. Образуйте от них страдательные причастия прошедшего времени. Определите основную тенденцию в перемещении ударения.

Бомбардировать, формировать, запломбировать, гримировать, форсировать, маскировать, утрировать, буксировать, нормировать, маркировать, меблировать, премировать, гравировать, пломбировать, бронировать.

Задание 29. От данных существительных образуйте глаголы. Поставьте ударение.

Ксерокопия, марка, норма, пломба, премия, броня, травма, бомбардировка.

Задание 30. Поставьте ударение в следующих наречиях. Составьте словосочетания с подчеркнутыми словами.

Досыта, насмерть, завидно, мастерски, добела, донельзя, задолго, издавна, наотмашь, донага, одновременно.

Задание 31. Прочитайте пары словосочетаний, обращая внимание на ударение. Определите функцию ударения.

Анализ крови – это у него в крови.

Мудрено говорит – мудрено в этом разобраться.

Голова идет кругом – повернитесь кругом.

Брать грех на душу – на душу населения.

Ударить по лбу – провести рукой по лбу.

Очарование летнего утра – с утра не ел.

Ветер валит с ног – снег валит.

Они полны идей – они полны и неповоротливы.

Жаркое лето – вкусное жаркое.

Роясь в архиве – жужжа и роясь (о насекомых).

Задание 32. Прочитайте тексты, обращая внимание на постановку ударения в выделенных словах.

1. Примером успешного ведения бизнеса в различных отраслях экономики является деятельность компании. За 9 лет ее существования удалось сформировать коллектив профессионалов из дипломированных менеджеров, компетентных экспертов, торговых агентов. Компании принадлежит около двух долей уставного фонда одного из крупнейших супермаркетов города. Занимаясь оптовыми поставками подростковой одежды, компания поддерживает связи с модельными агентствами, что позволяет обновлять коллекции на 10 процентов в каждом квартале. С ассортиментом одежды можно ознакомиться по каталогу. Руководство компании изъявило намерение углубить эти разработки, для чего налаживаются связи с поставщиками, проводятся маркетинговые исследования и изучение конъюнктуры в трех крупнейших областях региона.

В планы компании входит также сосредоточение средств в области дорожного строительства. Начата подготовка к тендерным торгам, намеченным на первую декаду ноября, к участию в которых приглашаются компании, заинтересованные в строительстве современного путепровода.

2. Партнеры по переговорам подтвердили намерение продолжить диалог с целью обеспечения выполнения условий мирного договора. Система мероприятий направлена на создание благоприятных условий для реформирования всех отраслей. Ожидается созыв очередной сессии совета. Необходимо углубить и упрочить позитивные перемены в политической жизни страны.

Задание 33. Пользуясь словарем иностранных слов, объясните значение следующих лексем. С каждым словом составьте предложение.

       

Адекватный, альтруизм, альянс, балюстрада, бренд, дайджест, дефиниция, инвестор, инфантильный, креативный, менталитет, тренд, эксклюзивный, эмпирический.

 

Задание 34. Лексическое значение слова указано неверно в примерах:

1. Аналогия – сходство в каком-либо отношении между предметами.

2. Альтернатива – необходимость выбора из двух или нескольких взаимоисключающих возможностей, а также каждая из этих возможностей.

3. Адаптация – состояние полного безразличия, равнодушия.

4. Конфронтация – сплочение сил, объединение и укрепление усилий для достижения каких-либо целей.

5. Одорология – наука о запахах.

6. Дайджест – первое публичное представление, официальное знакомство с какой-либо новинкой (товаром, книгой, журналом и т.п.).

Задание 35. Установите, правильно ли употреблены выделенные слова иноязычного происхождения в следующих предложениях.

 

1. Обилие аксессуаров отягощает сюжет, отвлекает внимание от главного.

2. В газете «Первое сентября популяризируется опыт учителей-новаторов.

3. С 15 по 20 ноября в ресторане будет проходить декада узбекской кухни.

4. Нельзя забывать, что наши товары идут на импорт.

5. На конференции рассматривался вопрос о наиболее эффективных методах преподавания.

6. Дипломант успешно защитил работу.

 

Задание 36. Определите характер лексических ошибок в приведенных примерах. Исправьте предложения.

 

1) После войны надо было возводить разрушенное хозяйство. 2) Надо умножать темпы заготовки кормов.        3) Скоропостижный отъезд свидетеля насторожил судей.      4) Книга этого писателя пользуется интересом у читателя.

 

Задание 37. С данными паронимами составьте словосочетания.

Адресат – адресант, главный – заглавный, дружеский – дружественный, одеть – надеть, гуманитарный – гуманный, скрытый – скрытный, поступок – проступок.

Задание 38. Устраните речевую избыточность в следующих предложениях.

1) Резюмируя, можно кратко обобщить: мероприятие удалось. 2) При анализе характера этого человека, выявляются черты, характерные для людей его поколения. 3) Новая телевизионная программа ежемесячно регулярно знакомит зрителей с новинками литературы. 4) Будущая перспектива ехать на село радовала не всех выпускников университета.

Задание 39. Найдите ошибки, вызванные нарушением лексических норм современного русского литературного языка. Предложите варианты стилистической правки предложений.

  1. Голодовка поможет вашему организму вывести накопившиеся в нем вредные шлаки.
  2. Будущая перспектива работать по распределению радовала не всех выпускников университета.
  3. Необходимо предоставить дипломную работу в срок.
  4. Большое влияние на молодых имеет реклама.
  5. Надо смело ставить свои требования.
  6. В День молодежи по центральной авеню Воронежа торжественно прошли победители Универсиады.
  7.  В печати много раз печаталось, что армию нужно сделать профессиональной.
  8. Первый дебют молодого актера был удачным, успешным и привлек внимание публики.

Задание 40. Пользуясь фразеологическими словарями, укажите: а) значение фразеологизмов; б) источники происхождения фразеологизмов; в) их стилистическую принадлежность; г) их экспрессию, выразительность; д) текстовые иллюстрации, где показано их употребление.

  Аредовы веки, Буриданов осел, Дамоклов меч, играть в бирюльки, курить [жечь] фимиам, прокатить на вороных, погибоша аки обри (обры), панургово стадо, между Сциллой и Харибдой, ничтоже сумняшеся, притча во языцех, шерочка с машерочкой, пятая колонна.

Задание 41. Замените выделенные слова подходящими по смыслу фразеологизмами.

Встать рано, я вас разоблачу, не надо преувеличивать, ребенок растет быстро, администрация не замечает этих недостатков, он учится с большим напряжением, написать неразборчиво, путешественникам пришлось поголодать.

Задание 42. Приведенные ниже фразеологизмы разделите на две группы в зависимости от традиции использования в книжно-письменной речи или в устно-разговорной. Объясните их значение.

 

Темна вода во облацех, втирать очки, ахиллесова пята, из рук вон (плохо), хоть глаз выколи, тишь да гладь, глас вопиющего в пустыне, глядеть в оба, хоть куда, колосс на глиняных ногах, несусветная чушь, земля обетованная, без году неделя.

Задание 43. В каких предложениях допущены фразеологические ошибки? Предложите варианты правки.

 

1. Успехи этого ученика желают лучшего.

2. Пора приподнять занавес над этой историей.

3. Павел Константинович знал всю его подноготную.

4. Известие о приезде ревизора было как гроза среди ясного неба.

5. Писатель идет в ногу со временем.

6. Все возвращается на круги свои.

7. В подготовке спортсмена большую роль имеют систематические тренировки.

8. Власть предержащие должны больше заботиться о благе народа.

 

Задание 44. От данных существительных образуйте форму ед. числа и согласуйте с ними подобранные определения.

Босоножки, боты, ботфорты, кеды, сандалии, тапки, унты, тюли, шампуни, рояли, вуали, помидоры, туфли, шпроты.

Задание 45. Образуйте, где возможно, от существительных мужского рода существительные женского рода. Используйте их в предложениях, обращая внимание на значение и стилистическую окраску слова.

Автор, агроном, врач, генерал, дворник, диктор, машинист, певец, повар, поэт, юрист, терапевт, медсестра, секретарь, техник, полиглот, конькобежец, гимнаст, актер, шеф, директор.

Задание 46. Допишите окончания в приведенных ниже примерах. Какие признаки помогают доказать принадлежность существительных к тому или иному роду?

1. Русск… барокко, опытн… сомелье, весел… попурри, бесспорн… алиби, точн… пенальти, крепк... алоэ, молод... кольраби, строг... табу, свеж... салями, маленьк... колибри, красив… колье, солнечн… Сочи, полноводн… Хуанхэ, великолепн... Килиманджаро, далек… Хоккайдо.

2. Необыкновенно длин... боа – гордость нашего террариума. Ей подарили страусов… боа. Маленьк... пони звали Кити. У мое... протеже – красивое платье. Вскоре мы увидели известн… нам по «Доктору Айболиту» Лимпопо. В 1955 году МГУ празднова… свое двухсотлетие. «Юманите» обратил... с призывом принять активное участие в выборах. Перу был… одной из первых жертв испанских конкистадоров.В детстве она охотно читала Гофман… и Линдгрен….

Задание 47. Определите грамматический род следующих аббревиатур. Дайте расшифровку данных сокращений в тех случаях, когда это необходимо. Обоснуйте необязательность расшифровки аббревиатур, род которых определяется по морфологическим признакам. Составьте с каждой аббревиатурой предложение, с помощью контекста подчеркнув ее род.

БАС, жэк, ПГСГА, ЗАО, загс, ГЭС, РАН, РФ, МОК, ГЭК, СНГ, ГИБДД, ФСБ.

Задание 48. Выберите нужную падежную форму существительного. Если возможны варианты, охарактеризуйте их.

1. Выпить чаю / чая. Сортировка чаю / чая. 2. Быть в отпуске / отпуску. 3. Собрание в цеху / цехе. 4. Сказаться на весе / весу. 5. Оказаться в густом лесу / лесе. 6. Быть в аэропорте / аэропорту. 7. Маршировать на плаце / плацу. 8. Операция на носе / на носу.

Задание 49. Раскройте скобки, ставя существительные в нужном падеже. Объясните особенности образования падежных форм.

1. В углу стояли несколько старых (ухват) и (кочерга). 2. Десятки (тонна) болгарских (помидор), украинских (яблоко), крымских (мандарин), вьетнамских (банан), африканских (апельсин) доставляют в промышленные центры в специальных рефрижераторных поездах. 3. Сколько (доля) получит каждый наследник? 4. Из свежих (опёнок) можно приготовить и первые, и вторые (блюдо). 5. Уже не разогнуть старику согбенных годами (плечо). 6. На фестивале молодежи и студентов можно было видеть национальные одежды (таджик, киргиз, якут, узбек, монгол, мордвин, осетин, башкир, бурят, туркмен). 7. Я обнаружил, что кончился запас (лезвие) для бритвы. 8. Из всех (кушанье) больше всего понравились гостям пироги с зеленым луком. 9. В магазине был богатый ассортимент изящных (туфля), ажурных (чулок), безразмерных (носок), модных дамских (сапог). 10. Пищей для болотных (цапля) служат лягушки, водяные черви, пиявки. 11. В общежитие поступили комплекты новых (наволочка, простыня, одеяло). 12. Из открытых детских (ясли) слышались веселые голоса. 13. Хозяевами многих (дупло) стали дикие пчелы и осы. 14. Пора летних (сумерки) в лесу – желанное время для охотника.

Задание 50. Запишите сложносоставные слова в форме родительного падежа.

Альфа-клетка, витрина-стенд, генерал-полковник, допинг-тест, иван-чай, интернет-салон, караван-сарай, кают-компания, телефон-автомат, бал-маскарад, альма-матер, вагон-ресторан, генерал-губернатор, идея-фикс, комедия-буфф, клей-паста, театр-студия, книга-справочник, крем-сода, кресло-кровать, луна-парк, машина-автомат, платье-халат, роман-газета, роман-хроника, самолет-амфибия, школа-ин­тернат, диван-кровать, плащ-палатка, шеф-повар, яхт-клуб.

Задание 51. От данных прилагательных образуйте краткую форму единственного числа мужского рода. Отметьте возможные варианты, дайте им стилистическую характеристику.

1) безнравственный, бессмысленный, легкомысленный, мужественный, невежественный, ответственный, свойственный, существенный, тождественный,болезненный, неестественный, благоустроенный, неограниченный;

2) кислый, круглый, мокрый, острый, светлый, смуглый, теплый, тухлый, корректный.

Задание 52. В данных предложениях замените полную форму прилагательных соотносительной краткой и наоборот. Определите, во всех ли случаях возможна такая замена.

1. Совет очень хороший. Этот юноша хорош собой.

2. Погода сегодня плохая. Больная совсем плоха.

3. Ребенок глухой от рождения. Брат глух к моим просьбам.

Задание 53. Образуйте все возможные степени сравнения от следующих прилагательных.

Бойкий, горький, красивый, плохой, хлесткий, поздний, ловкий, ломкий, великий, тонкий, хороший, широкий, узкий, сладкий, дерзкий.

Задание 54. В следующих предложениях найдите ошиб­ки, связанные с образованием и употреблением степеней сравнения. Дайте аргументацию и предложите правильный вариант.

1. Вчера ты был менее весел. 2. Алена гораздо красивше Татьяны. 3. Такой зонт более женский, чем мужской. 4. Тебе надо одеваться более ярче. 5. Самый крупнейший город в мире – Мехико. 6. Всё более шире распространяется Интернет в нашей стране. 7. Этот костюм мне менее велик, чем тот.

Задание 55. Запишите числительные 36, 72, полтора, 288, 576, 16 000 000 словами и образуйте от них формы дательного, творительного и предложного падежей.

Задание 56. Исправьте ошибки в падежных формах числительного.

И. три тысячи сто восемьдесят четыре две тысячи пятый
Р. трех тысяч ста восьмидесяти четырех двух тысячи пятого
Д. трем тысячам ста восемьдесят четырем две тысячи пятому
В. три тысячи сто восемьдесят четырех две тысячи пятого
Т. тремя тысячами ста восемьдесят четырьмя две тысячи пятым
П. о трех тысячах стах восьмидесяти четырех о двух тысячи пятом

Задание 57. Раскройте скобки, цифры запишите словами, согласуйте дополнения с числительными.

1. С добавленными (5238 слов) наш словарь будет насчитывать свыше (4,5 тысяч) единиц. 2. Если из (87) вычесть (58), то результат будет равен (29). 3. Небольшой старинный город с (4675 жителей), красиво расположенный по (оба – обе) стороны живописной реки, привлекал много туристов. 4. Поля, засеянные пшеницей, занимали площадь более (1250 га). 5. Радостно встретились после долгой разлуки (два друга – двое друзей). 6. Старшие братья уехали вперед, младшие дожидались, пока за ними (тремя – троими) приедет мать.

Задание 58. Прочитайте предложения вслух, обращая внимание на формы числительных.

1. В 1750 году в Петербурге насчитывалось около 150 улиц, в 1915 году их количество достигло 431, а в 1903 – движение в городе проходило по 681 улице. 2. Вес третьего искусственного спутника Земли был равен 1326 кг. 3. К 2/5 прибавить 3/5, получится 1. 4. Кедры живут до 800 – 850 лет. 5. С 26% голосов нам на выборах не победить. 6. В 1502 году, через 10 лет после открытия Южной Америки, Колумб добрался до побережья Центральной Америки. 7. Протяженность столичной подземной дороги достигла 173 километров, а автобусных и троллейбусных линий – 4300 километров. 8. Наполеоновская армия насчитывала около 134 000 солдат и офицеров при 587 орудиях. 9. Разность между 87 и 54 составляет 33. 10. К 2010 г. население города составит не менее 1,5 миллионов человек.

Задание 59. Раскройте скобки. Определите характер вариативности в формах числительных.

1. Вторая мировая война началась (в одна тысяча девятьсот тридцать девятом – в тысяча девятьсот тридцать девятом) году. 2. По сравнению с (тысячей ста сорока шестью – тысячью ста сорока шестью) трудными словами все задания кажутся легкими. 3. В начале учебного года ученикам было дано по (десять – десяти) тетрадей, по (пять – пя



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 459; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.143.4 (0.147 с.)