Языковые особенности разговорного стиля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Языковые особенности разговорного стиля



Лексико-фразеологические особенности.

1. Лексическая разнородность, обусловленная как тематическим богатством разговорной речи, не ограничивающейся рамками бытовых тем, так и осуществлением разговорной речи в двух тональностях – серьезной и шутливой; в последней возможно использование разнообразных элементов.Система языковых средств разговорного стиля характеризуется открытостью, поэтому в нем возможно присутствие нелитературной лексики (жаргонизмов, вульгаризмов, бранных слов, регионализмов и др.): вырубить, комп, обалдеть, черт побери, болван, курмыши.

2. Употребление нейтральной лексики (дом, идти, холодный, такой, когда и т.п.), причем ее удельный вес в разговорном стиле значительно выше, чем в научном или в официально-деловом.

3. Разговорная лексика отличается яркой эмоционально-экспрессивной окраской. Например: безалаберный, захудалый, трудяга, бездарь, огорошить, крохобор и т.п. Подобные слова отличаются смысловой емкостью и красочностью.

4. Преобладание слов с конкретным значением.

5. Разговорный стиль богат фразеологизмами, которые характеризуются особой экспрессивностью и эмоциональностью: поставить на уши, ударить по карману, ни в зуб ногой, как снег на голову, топорная работа и т.п.

Морфологические особенности.

1. В разговорной речи нет обычного для других стилей преобладания существительных над глаголом. Глаголы преобладают над существительными. Крайне редко употребляются такие глагольные формы, как причастия и деепричастия.

2. Своеобразие разговорной речи проявляется и в распределении падежных форм имен существительных. Типичным считается преобладание именительного падежа, что объясняется особенностями разговорного синтаксиса, т.е. распространенностью конструкций с «именительным темы». Например: А Красная площадь … Вы там побывали?

3. Во мн. числе в И.п. характерны формы на вместо нейтрального -ы: инструктора, прожектора, отпуска, сектора. В Р.п. и П.п. у существительных мужского рода преобладают формы на -у: стакан чаю, кусок сахару, в цеху, в отпуску. В Р. п. мн. ч. на месте книжного окончания -ов обнаруживается нулевая флексия: триста грамм, пять помидор.

4. Одна из характерных черт разговорной речи – широкое использование местоимений, часто употребляющихся без опоры на контекст: Видели этого твоегоТакая красота кругом!

Синтаксические особенности.

1. Для разговорной речи характерны неполные предложения. Неполными считаются предложения, в которых отсутствуют структурно и семантически необходимые члены предложения, восполняющиеся либо из контекста, либо из ситуации, либо из фоновых знаний говорящих. Примеры неполных предложений: Идет! Не знаю.

Часто используются эллиптические конструкции (полные по семантике, но неполные по структуре): Они – на вокзал. Давай покороче. Мы уже – и к учителю, и к тренеру…

2. В связи с неподготовленностью разговорной речи для нее характерна разорванная структура с перебоями интонации. Например: Не вижу особых причин для беспокойства... Хотя… Впрочем…

3. Наблюдается активность междометных конструкций: Ой ли? Вот те на!

4. Порядок слов в разговорной речи более свободный, чем в книжных стилях. Часто наблюдается инверсия: Ветер ужасный вчера был.

5. В немногочисленных для разговорной речи сложных предложениях сочинение преобладает над подчинением. Употребляются короткие бессоюзные предложения: Приедешь – позвони. Увидишь наших – передавай привет.

Подстили и жанры функциональных стилей
русского литературного языка

Каждый из функциональных стилей русского литературного языка имеет свои подстили. Если стиль – это общественно осознанная разновидность языка, то подстиль – это общественно осознанная разновидность стиля.

Как и стиль в целом, подстиль характеризуется совокупностью средств, их отбором и речевой организацией, свойственной только данному типу текстов. Так, в научном стиле выделяются подстили:

· собственно-научный,

· научно-учебный,

· научно-популярный,

· научно-технический,

· научно-справочный.

В публицистическом стиле можно выделить подстили:

· газетно-публицистический,

· ораторский (агитационный, массово-политический, официальный политико-идеологический),

· радио- и тележурналистский подстили.

Официально-деловой стиль делится на подстили:

· законодательный, или юридический (язык законов),

· административно-канцелярский (деловые бумаги),

· дипломатический (язык международных документов).

Особенности разговорного стиля во многом зависят от обстановки общения, официальной или неофициальной. В соответствии с этим в разговорном стиле выделяются:

· разговорно-официальный,

· разговорно-бытовой подстили.

Каждый стиль (подстиль) представлен рядом жанровых разновидностей.

Жанр это разновидность речи, определяемая условиями данной ситуации: обстановкой и целями общения, содержанием речи.

Например, в научном стиле выделяют такие жанры, как статья, реферат, аннотация, отзыв, лекция, доклад, диссертация, учебник, методическое пособие и т.п.

В официально-деловом стиле – устав, закон, приказ, распоряжение, заявление, расписка, доверенность, справка, инструкция, трудовой договор, характеристика и т.п.

В публицистическом стиле – передовая статья, международный обзор, интервью, репортаж, очерк, заметка, фельетон, спортивное обозрение и т.д.

В художественном стилерассказ, повесть, роман, стихотворение, басня, сказка и т.п.

Хотя языковые средства не закреплены, как правило, за определенным жанром, однако сам их отбор и организация создают специфику каждого жанра. Например, в газетно-публицистическом подстиле жанровая форма передовой статьи существенно отличается от репортажа, фельетона не только в композиционном отношении, но и по ряду лексических и грамматических признаков.

Таким образом, каждый жанр представляет собой своеобразное видоизменение функционального стиля.

Жанровые особенности
реферата, доклада (сообщения)

Реферат (от лат. refenre – сообщать) – краткое изложение в письменном виде или в форме публикации доклада, содержания научного труда (трудов), литературы по теме. Работа над рефератом условно разделяется на выбор темы, подбор литературы, подготовку и защиту плана; написание теоретической части и всего текста с указанием библиографических данных используемых источников, подготовку доклада, выступление с ним. Тематика рефератов полностью связана с основными вопросами изучаемого курса.

Написание реферата требует от студентов определенных усилий. Особое внимание следует уделить подбору литературы, ее изучению, обоснованию актуальности темы и теоретического уровня обоснованности используемых в качестве примеров фактов какой-либо деятельности.

Выбрав тему реферата, начав работу над литературой, необходимо составить план. Изучая литературу, следует осмысливать прочитанное, делать выписки, сопоставлять точки зрения разных авторов и т.д. Реферативная работа сводится к тому, чтобы в ней выделились две взаимосвязанные стороны: во-первых, ее следует рассматривать как учебное задание, которое должен выполнить обучаемый, а, во-вторых, как форму научной работы, творческого воображения при выполнении учебного задания.

Наличие плана реферата позволяет контролировать ход работы, избежать формального переписывания текстов из первоисточников.

Реферат должен быть написан простым, ясным языком, без претензий на наукообразность. Следует избегать сложных грамматических оборотов, непривычных терминов и символов. Если же такие термины и символы все-таки приводятся, то необходимо разъяснять их значение при первом упоминании в тексте реферата.

Объем реферата предполагает тщательный отбор информации, необходимой для краткого изложения вопроса. Важнейший этап – редактирование готового текста реферата.

Рефераты обязательно подлежат защите. Процедура защиты начинается с определения оппонентов. Они стремятся оценить работу студента, обращают внимание на положительные моменты и недостатки реферата, дают общую оценку содержанию, форме преподнесения материала, характеру использованной литературы.

Обсуждение не ограничивается выслушиванием оппонентов. Другие студенты имеют право уточнить или опровергнуть какое-либо утверждение. Преподаватель предлагает любому студенту задать вопрос по существу доклада или попытаться подвести итог обсуждению.

Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение на определенную тему. Это вид деятельности, требующий навыков работы с литературой. Студент должен не только выбрать тему доклада, исходя из своих интересов, но и суметь подобрать литературу, выделить из нее наиболее существенное, изложить своими словами в определенной последовательности. Доклад должен быть научно обоснован, доказуем, связан с конкретными жизненными фактами, иметь иллюстративный материал. Количество привлекаемой литературы для доклада намного больше, чем в реферате, и сам объем работы гораздо шире и глубже.

Написание доклада является достаточно сложным видом деятельности и требует уже сформировавшихся умений и навыков работы с литературой, знания правил оформления. Доклад требует плана, по которому он выполняется.

План должен быть предпослан самому содержанию и отражать его. Кроме того, студент, приступая к составлению доклада, должен иметь конспекты литературных источников по изучаемой проблеме. При оценке доклада учитываются его содержание, форма, а также культура речи докладчика.

Доклад – это устный жанр учебно-научного подстиля, поэтому он предполагает обязательность выступления (на заседании кружка, семинарском занятии, конференции).

Контрольные вопросы

1. Что называется функциональным стилем?

2. Каковы основания функционального деления литературного языка?

3. Назовите функциональные стили русского литературного языка. Выделение какого стиля вызывает споры у лингвистов? Почему?

4. Чем отличаются книжные стили от разговорного? Охарактеризуйте стилевые и языковые особенности каждого функционального стиля русского литературного языка.

5. Как соотносится содержание понятий стиль, подстиль и жанр?

6. Что представляет собой подстиль?. Перечислите подстили каждого функционального стиля.

7. Какие жанры традиционно выделяются в составе функциональных стилей русского литературного языка?

8. Чем отличаются жанры доклада и реферата?

ПРАКТИКУМ

Задания для аудиторной работы

Задание 195. Определите стиль данных ниже текстов, последовательно отвечая на следующие вопросы: В какой сфере деятельности могут быть использованы тексты подобного характера? С какой именно целью они используются (основная функция)? Каковы их основные признаки (стилевые черты)? Какие языковые особенности (лексические, морфологические, синтаксические) отличают данный текст? Приведите примеры.

1. Многозадачные операционные системы позволяют загружать в ОЗУ несколько задач и быстро переключаться с одной программы на другую. Работа в многозадачном режиме достигается разделением времени центрального процессора между задачами, что называется квантованием времени. Квантование времени может быть либо с прерыванием обслуживания, либо без прерывания обслуживания. При использовании квантования с прерыванием обслуживания каждая задача получает доступ к центральному процессору с регулярными интервалами. В случае квантования без прерывания обслуживания одна из задач использует центральный процессор в течение более длительного промежутка времени, чем обычно, пока остальные задачи находятся в состоянии ожидания (этот способ квантования времени называется приоритетным квантованием).

2. Вот и миновали мы перекресток тысячелетий, где на краткий миг встретились два столетия. И мы уже живем в новом веке.

В эти ближайшие сто лет настанет ваш черед учить детей, строить дома, выращивать урожай, быть программистами и продавцами, банкирами, врачами, литераторами, министрами и депутатами. Вы, конечно, понимаете, что важно не то, кем вы будете, а то, какими вы станете. ХХ век многое внес в развитие мирового прогресса. Человек полетел в космос, поставил себе на службу атомную энергию, изобрел компьютер. Но много в ХХ веке было трагичного и несправедливого: войны, разрушения, репрессии. От вас во многом зависит, каким будет следующий век.

И если вы будете здоровыми, добрыми, сильными, бесстрашными… Если такими – тогда все в порядке! Наша планета будет продолжать вертеться и лететь в мировом пространстве.

3. Реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств, именно как реклама непосредственно в момент ее представления независимо от формы или от используемого средства распространения.

Использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции, а также в печатной продукции нерекламного характера, целенаправленного обращения внимания потребителей рекламы на конкретную марку (модель, артикул) товара либо на изготовителя, исполнителя, продавца для формирования и поддержания интереса к ним без надлежащего предварительного сообщения об этом (в частности, путем пометки «на правах рекламы») не допускается.

Если радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукция, а также печатная продукция распространяются частями (сериями), сообщения о рекламе также должны повторяться соответственно количеству частей (серий).

Организациям средств массовой информации запрещается взимать плату за размещение рекламы под видом информационного, редакционного или авторского материала.

4. Это только кажется, будто все ночи одинаковые, если нет ни дождей, ни гроз, ни бурь. Только кажется…

Ночи замышляют, какими должны быть следующие за ними дни. По ночам небо тихо-тихо приближается к земле вместе с облаками, вместе с луной, вместе со звездами, и все это вместе замышляет день. От того, какими они его замыслили, от того, что должно расцвести на следующий день, что должно завянуть, что должно растаять в горах, а что застынуть, что будет петь, а что молчать, от этого сами ночи бывают то совсем безмолвны, то они вздыхают от зари до зари, то они спокойны, то тревожны, то они росные и туманные, то наполняются прозрачной тьмой.

Ночи сначала творят день, а потом сами прислушиваются к своему замыслу и, уходя с первыми солнечными лучами, всматриваются в него застенчиво, робко и торопливо.

Когда нынче только стемнелось, что-то потревожило самые верхние хвоинки на вершинах лиственниц и кедров. Это был даже не ветерок, а совсем легкое прикосновение чего-то невидимого и неслышимого. Облако их коснулось или лунный свет? Шепотом вершинки спрашивали друг друга об этом всю ночь: показалось им или было?

Один раз прозвенел ручей и потом, тоже изредка, повторял свой струйный звон.

В чутком сне потягивалась лесная земля. Стороной, в заповеднике, едва касаясь трав, полз туман, а в глубине древесных стволов по капиллярам сочилась влага (С.П. Залыгин).

Задание 196. Определите, взаимодействие каких функциональных стилей наблюдается в следующих текстах. Докажите свое мнение конкретными примерами.

1. Монтаж и демонтаж наземного электрооборудования погружных, центробежных и винтовых электронасосов, осмотр, ремонт и наладку его должен производить электротехнический персонал.

Неэлектротехническому персоналу (операторам, мастерам) разрешается только пуск и остановка погружных, центробежных и винтовых электронасосов.

Кабельный ролик должен подвешиваться при помощи цепи или специальной канатной подвески на кронштейне, прикрепленной к ноге мачты хомутом, а на вышке или треноге – к поясу. Рабочие, занятые этой операцией, должны работать с площадки, имеющей ограждение и расположенной со стороны лестницы вышки, мачты.

2. До Великой Отечественной войны основная часть населения нашей страны проживала в сельской местности. Однако грянули индустриализация, коллективизация. А потом послевоенное восстановление народного хозяйства закономерно потребовало больше рабочих рук. С этого времени Россия становится преимущественно городской страной. Всплеск урбанизации пришелся на 6070-е годы – за это время городское население выросло почти на 20 процентов. И к моменту последней советской переписи (1989 год) на селе осталось немногим более четверти населения страны.

Задание 197. Какие изобразительно-выразительные средства использованы в приведенных ниже примерах?

1. Фиалки волн и гиацинты пены
Цветут на взморье около камней (М.А. Волошин).

2. Если ты смерть – отчего же ты плачешь сама?
Если ты радость – то радость такой не бывает (А.А. Ахматова).

3. Ты слушаешь его задумчиво и кротко,
Как пенье соловья, как дождь и как прибой.
Его большой трубы простуженная глотка
Отчаянно хрипит. Труба, трубы, трубой… (Б.Ш. Окуджава).

4. А я тебе шепотом,
Потом полушепотом,
Потом уже молча:
– Любимая, спи… (Е.А. Евтушенко).

5. Лишь в тебе нахожу исцеление
Для души моей обезвопросенной
И весною своею осеннею
Приникаю к твоей вешней осени (И. Северянин).

Задание 198. Определите, какой из подстилей научного стиля использован в каждом из данных отрывков. Укажите языковые и иные особенности каждого подстиля, реализованные в приведенных текстах.

1. Ф. Ницше подвергает критике мораль как форму культуры, отождествленную с христианством. Он приходит к выводу о враждебности морали и губительности ее для жизни и творчества. Мораль, по Ницше, это путь вырождения человека, уничтожение воли к жизни. Спасение, на его взгляд, в возвращении к мифологическому тождеству человека с миром, в котором происходит обновление духа человека, проникнутого дионисийством, ибо Ф. Ницше, разделяя шопенгауэровское понятие мира как ищущей и страждущей стихии, считает жизнь человека трагичной, процессом бесконечного становления – создания и ликвидации ценностей культуры. Отсюда – необходимый «переизбыток жизни», который не боящийся трагизма бытия Ф. Ницше обозначает дионисийским началом в культуре, обеспечивающим жизнь культуры.

2. Простейшими и, можно сказать, основными фигурами в пространстве являются точки, прямые и плоскости. Наряду с этими фигурами мы будем рассматривать так называемые геометрические тела и их поверхности. Представление о геометрических телах дают окружающие нас предметы. Так, например, кристаллы имеют форму геометрических тел, поверхности которых составлены из многоугольников. Такие поверхности называются многогранниками. Одним из простейших многогранников является куб. Капли жидкости в невесомости принимают форму геометрического тела, называемого шаром. Такую же форму имеет футбольный мяч. Консервная банка имеет форму геометрического тела, называемого цилиндром.

3. Людям всегда было тесно. Даже когда они еще не были людьми. Именно из-за тесноты они в незапамятные времена покинули от природы назначенную им экологическую нишу – кроны деревьев – и отправились прогуляться в прерию. Здесь, на безлесных пространствах, их никто не принял с невыразимым восторгом: в том гигантском здании, которое построила природа, никогда не было свободных квартир. Чтобы получить новое жилое помещение, прачеловек вынужден был отказаться от привычки бегать на четвереньках, стать всеядным и взять в руки палку. Дальше пошло совсем гладко, и через 1–2 миллиона лет Homo sapiens понавыдумывал массу приспособлений для охоты, рыбной ловли и собирания плодов. Он стал владыкой дикой природы.

Задание 199. Укажите, к какому подстилю официально-делового стиля относится каждый из приведенных ниже фрагментов текста. Аргументируйте свое мнение.

1. Уважаемый господин У. Динкельшпиль!

В связи с подписанием сего числа Российско-Шведской Декларации и Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Швеция о торговых отношениях имею честь подтвердить достигнутую между Сторонами договоренность о нижеследующем.

В целях создания организационной основы для консультаций по развитию торгового и экономического сотрудничества между Российской Федерацией и Королевством Швеция Стороны учреждают Наблюдательный комитет.

<...>

В случае Вашего согласия с вышеизложенным имею честь предложить, чтобы настоящее письмо и Ваш ответ идентичного содержания составили бы договоренность между нашими правительствами.

Примите, господин У. Динкельшпиль, уверения в моем высоком к Вам уважении.

Министр внешних экономических связей Российской Федерации

С. Глазьев

Господину Ульфу Динкельшпилю, Министру по делам Европы и внешней торговли Швеции.

2. В соответствии с достигнутой ранее договоренностью о поставке свечей просим Вас проконтролировать наличие зеленых и фиолетовых свечей в ассортименте вашей компании и известить нас о количестве и сроках поставки данного товара.

3. В настоящем Федеральном законе определены правовые и организационно-экономические особенности лизинга.

Целями настоящего Федерального закона являются развитие форм инвестиций в средства производства на основе операций лизинга, защита прав собственности, прав участников инвестиционного процесса, обеспечение эффективности инвестирования.

Задание 200. К каким стилям относятся перечисленные ниже жанры речи? Заполните таблицу по образцу.

Научный стиль Официально-деловой стиль Публицистический стиль Разговорный стиль Художественный стиль
Тезисы Протокол Очерк Личное письмо Повесть

Лекция, меморандум, диссертация, роман, докладная записка, реферат, отчет, репортаж, поэма, повестка, заявление, обозрение, акт, конспект, монография, сопроводительное письмо, былина, доверенность, листовка, баллада, постановление, характеристика, анекдот, заметка, неофициальный разговор по телефону, договор, инструкция.

Задание 201. Определите жанровую принадлежность приведенных ниже текстов.

1. Единственная жена Фиделя Кастро вернулась на Кубу после сорокалетней эмиграции.

Как сообщает британское издание «Independent», по официальной версии, проживающая в Испании 78-летняя Мирта Диаз-Баларт прилетела на Остров свободы повидаться со своим сыном Фиделито, родившимся еще до того момента, как Кастро захватил власть. По другой версии, экс-супруга Кастро прибыла на Кубу с намерением встретиться с Фиделем, проходящим реабилитацию после перенесенной операции. Фидель и Мирта были женаты в 1948–1955 годах, потом развелись. С тех пор вождь, хотя и не был обделен женским обществом, официально женат не был.

2. Предприятие ОАО СМУ «Газстрой» существует в республике вот уже почти 40 лет. Корреспондент «МК» в Марий Эл разговаривает с директором предприятия Владимиром Каримовым…

– Скажите, как вам удается столько лет удерживать высокие объемы работ?

– Конечно, ничего не идет в руки само. Постоянно приходится быть в поиске, что-то менять, приспосабливаться.

– Используете ли вы в вашей работе новые технологии?

– Установка под названием «Навигатор» используется у нас три года. Аналогов ей в республике нет. Она позволяет делать скважины для прокладки газопровода через сложные ландшафтные места, например, водоемы, овраги…

– Расскажите, что такое «Газстрой» сегодня?

– У нас хорошая материально-техническая база. Действует цех заготовки материалов, своя лаборатория качества и надежности сварных стыков, своя проектная группа, готовая провести изыскательские работы…

3. Память – одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого…

Память противостоит уничтожающей силе времени. Это свойство памяти чрезвычайно важно.

Принято примитивно делить время на прошедшее, настоящее и будущее. Но благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединенным с прошедшим.

Память – преодоление времени, преодоление смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти.

«Беспамятный» – это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а, следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки (Д.С. Лихачев).

Задания для самостоятельной работы студентов

Задания для обязательной самостоятельной работы

Задание 202. Определите стиль данных ниже текстов, последовательно отвечая на следующие вопросы:

В какой сфере деятельности могут быть использованы тексты подобного характера?

С какой именно целью они используются (основная функция)?

Каковы их основные признаки (стилевые черты)?

Какие языковые особенности (лексические, морфологические, синтаксические) отличают данный текст? Приведите примеры названных средств.

1. 31 мая, накануне Международного Дня защиты детей, концертом Сергея Лазарева был дан старт благотворительному марафону «АиФ» «Не оставим детей без детства!» К сцене, установленной у главного входа в ЦПКиО им. Горького, в течение дня подтягивался народ. Малышей привлекала музыка – знаменитые «хиты на века» про улыбку, от которой всем светлей, и голубой вагон, и еще возможность получить в подарок воздушный шарик. Народ развлекали клоуны и акробаты. Ждать участия публики в этом феерическом шоу пришлось недолго: у подростков получалось крутить тарелку ничуть не хуже, чем у профессионального жонглера. Особо отличился четырехлетний участник футбольного конкурса, который забил «шестиметровый» штра­фной и при этом попал своему папе-вратарю прямо в лоб.

Останавливались гости нашего праздника и у стенда ГАИ. Инспектора дорожного движения отвечали на вопросы взрослых, касающиеся разных ситуаций, складывающихся на дорогах. А дети участвовали в конкурсе на знание правил дорожного движения.

2. После подписания настоящего контракта все предшествующие переговоры и переписка по нему теряют силу. Всякие изменения настоящего контракта и дополнения к нему считаются действительными только в том случае, если они совершены в письменной форме и подписаны уполномоченными на то лицами. Все сообщения, заявления и претензии, связанные с исполнением настоящего контракта или вытекающие из него, должны направляться сторонами по указанным в контракте адресам. Ни одна из сторон контракта не может передавать свои права и обязанности, вытекающие из контракта или в связи с ним, третьим лицам без письменного на то согласия другой стороны.

3. Затянутая в деревянный корсет футеровки, оседланная чугунными грузами, обвешанная бочками понтонов, которые должны облегчить ее тяжесть, стальная двухкилометровая колонна возлежит на земле, опираясь на куцые бревна.

Одновременно приподнятая стрелами кранов-трубо­укладчиков труба гибко повисла, словно упругая кишка. Первый трубоукладчик медленно приблизился к срезу траншеи. Грунт из-под него выпер и стал оползать, тросы, соединявшие кран с бульдозерами, натянулись, тросовое масло выступило на скрученных стальных волокнах. Трубоукладчик, казалось, держался только на том, что его траки прилипли к глине.

4. Под информацией вообще понимается вся совокупность данных, фактов, сведений о физическом мире и обществе, вся сумма знаний – результат познавательной деятельности человека, которая в том или ином виде используется обществом в различных целях. Выделяется целый ряд свойств информации: атрибутивных, прагматических, динамических. Информация, по мнению М.С. Вершинина, «не истощается при потреблении, а, наоборот, только увеличивается количественно и улучшается качественно; способна расширяться и сжиматься; способна заменять другие ресурсы: капитал, рабочую силу, материалы; при обмене делится без потерь; имеет свойство «просачиваться», несмотря на ограничения; легко транспортируется и распространяется; как правило, всегда имеется в избытке, а не в дефиците; любая информация всегда становится источником для создания новой информации и улучшения уже имеющейся; информация способна привлекать другие ресурсы».

По степени общественной значимости выделяют следующие виды информации: массовая, социальная и личностная. Связи с общественностью оперируют определенным типом социальной информации. Социальной будет считаться та информация, которая «производится в процессе человеческой деятельности».

Задание 203. Прочитайте текст. Определите его стилистическую принадлежность. Аргументируйте свое мнение. Моделируйте научный текст на эту же тему. Проведите сопоставительный лингвостилистический анализ обоих текстов.

Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шелестели и трепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели. Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями (И.С. Тургенев).

Задание 204. Определите подстиль и жанр каждого из приведенных ниже текстов.

1. 40% горожан – жители больших городов. Как правило, это крупные промышленные центры, которые одновременно являются центрами притяжения и всякой иной деловой активности. Здесь средоточие и офисных центров, и учебных заведений, а также разнообразных «очагов культуры». А в городах сравнительно небольших, какими были в эпоху индустриализации центры легкой или угольной промышленности, экономическая активность зачастую идет на убыль, «старые» производства хиреют, а жителям порой просто не сдвинуться с места, чтобы искать лучшей доли где-то вдали от родного порога.

2.     Статья 6.Лизинговая деятельность

1.Лизинговая деятельность - выполнение лизингодателем функций по договору лизинга.
2. Лизинговая деятельность лизинговых компаний, а также граждан, осуществляющих лизинговую деятельность и зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, выполняется на основании разрешений (лицензий), полученных в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

3. Лицензирование лизинговой деятельности нерезидентов Российской Федерации должно осуществляться после их постановки на учет в целях налогообложения на территории Российской Федерации.

3. Во стольном-то городе во Киеве

Да у ласкового князя да у Владимира,

У ёго было пированье, да был почестен пир.

А и было на пиру у его собрано:

Князья и бояра,

купцы-гости торговы

И сильны могучи богатыри,

Да все поляницы да преудалые.

Задание 205. Произведите сопоставительный лингвистический анализ трех сходных по тематике текстов. Каковы особенности подачи одного и того же материала в произведениях разной стилистической принадлежности?

Здравствуй, Димка!

Пишу тебе, несмотря на то, что только позавчера отправила письмо. Дело в том, что у меня есть потрясающая новость. Представляешь, папа вчера чуть не разбил машину. Помнишь, на перекрестке у нашего дома никогда не было светофора? Нет и сейчас. Так вот, папа поехал ставить машину в гараж через этот перекресток. Их ряд пропускали. И вдруг справа выезжает какая-то наглая иномарка на скорости. Папа не ожидал этого и не успел остановиться. В общем, все кончилось хорошо – они еле-еле успели развернуться! Сразу гаишники откуда-то появились – тому водителю штраф. А он даже не извинился перед папой – представляешь!?

Ну, все. Остальное все нормально. Как там ты?

Пока. Ира.

Осторожность на дорогах

Зима с ее капризами погоды на берегах Невы – далеко не простой период в жизни нашего города. Снегопады и оттепели, утренние заморозки и пронизывающий ветер не только несут нам дискомфорт, но и таят в себе серьезные опасности. Мы видим, как заметно вырос автомобильный парк Петербурга, насколько интенсивнее стали транспортные потоки. А ведь необходимо помнить о том, что автомобиль по-прежнему остается источником повышенной опасности. Мы должны наконец проникнуться мыслью о недопустимости ежегодной гибели в дорожных катастрофах восьмисот и травмирования почти шести тысяч человек. Выходя на улицу, мы должны знать, что 70% всех дорожно-транспортных происшествий в городе – это наезды на пешеходов. Поэтому, уважаемые водители, пропустите пешеходов на пешеходном переходе, в зоне остановки общественного транспорта, уступите им дорогу на повороте. Зимой им особенно трудно. Да, они не так хорошо знают правила дорожного движения, не настолько дисциплинированны, как вы, но сделайте им шаг навстречу.

Действия водителей
при дорожно-транспортных происшествиях

4.4. При дорожно-транспортном происшествии водители, причастные к нему, должны: немедленно остановиться и оставаться на месте происшествия, включить аварийную световую сигнализацию или выставить знак аварийной остановки (мигающий красный фонарь) в соответствии с требованиями пункта 8.11 настоящих Правил;

· не перемещать транспортное средство и предметы, имеющие отношение к происшествию;

· принять возможные меры к сохранению следов происшествия, ограждению их и организации объезда места происшествия;

· если движение других транспортных средств невозможно, освободить проезжую часть, предварительно зафиксировав в присутствии свидетелей положение транспортного средства и относящихся к происшествию предметов и следов.

Задание 206. К какому стилю (подстилю) могут относиться тексты информационно-рекламного характера? Составьте перечень требований, которым должны соответствовать язык и стиль таких текстов. Как эти требования реализуются на языковом уровне в приведенном ниже тексте?

Универсальный кактус

Если у вас стрессы, приобретайте универсальный кактус!

Если у вас аллергия, приобретайте универсальный кактус!

Если вы быстро утомляетесь, приобретайте универсальный кактус!

Универсальный кактус очень неприхотлив. Принеся кактус домой, можно поставить его на подоконник и благополучно забыть о нем на две недели. Поливать растение нужно 1–2 раза в месяц, а подкармливать и того реже – 1 раз в год. Такой режим поможет вам уменьшить энергетические и денежные затраты.

Темно-зеленый цвет кактуса и его продолговатая форма успокаивают нервную систему.

Если у вас плохое настроение или вы утомились после напряженного рабочего дня, подойдите к кактусу и выскажите ему все, что у вас наболело. Это благодарный и безответный слушатель.

Если у вас аллергия на цветочную пыльцу, не беспокойтесь. Универсальный кактус никогда не зацветет, сколько бы вы ни старались.

Если у вас есть компьютер или телевизор, благодаря кактусу вы можете продлить время пребывания перед их экранами. Нужно просто поместить растение вблизи технических приборов, и оно будет поглощать вредные для человеческого организма излучения.

Что касается размножения универсальных кактусов, то через год у вас будет уже 5 новых кактусов!

Если вы еще не приобрели кактус универсальный, не отчаивайтесь! Это можно сделать в нашей фирме по адресу: ___________

Задание 207. Определите смысловые и другие различия синонимичных синтаксических конструкций:

Смех детей – детский смех, ребенок больной – ребенок болен, представлять собой – представлять из себя, помочь другу – оказать помощь другу.

Проектно-поисковые задания

Задание 208. Приведите по одному примеру текстовых фрагментов, относящихся к разным подстилям публицистического стиля.

Задание 209.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.230.44 (0.116 с.)