Типы речевого поведения собеседников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы речевого поведения собеседников



Каждый человек обладает своеобразной, неповторимой манерой общения. И все-таки их можно объединить в группы по общим характерным чертам речевого поведения. Основными критериями для классификации типов собеседников являются следующие: компетентность, откровенность и искренность, владение приемами общения с другими участниками беседы, заинтересованность в общении.

В классификации представлено 9 типов собеседников.

1. Вздорный человек, «нигилист». В ходе беседы он нетерпелив, несдержан и возбужден. Своей позицией и подходом он смущает собеседников, неосознанно провоцирует их на то, чтобы они не соглашались с его аргументами и выводами. По отношению к нему рекомендуется вести себя следующим образом:

– постараться обсудить с ним возможные спорные моменты заранее, до начала групповой беседы;

– не терять хладнокровия и уверенности в собственной компетентности;

– если есть возможность, включать в формулировки решения его слова;

– прежде чем отклонить его решение, предоставить другим возможность отвергнуть его;

– постараться установить с ним контакт, сделать его своим сторонником;

– беседуя с ним с глазу на глаз, применять нерефлексивное слушание, чтобы понять истинные причины его негативной позиции;

– в критический момент приостановить групповую беседу, чтобы дать ему остыть.

2. Позитивный человек. Это доброжелательный и трудолюбивый собеседник, он стремится к сотрудничеству при проведении дискуссии. По отношению к нему целесообразно занять следующую позицию:

– побуждать его к активному участию в дискуссии;

– стараться, чтобы остальные участники беседы разделяли его позитивный подход к решению дискуссионных допросов;

– в критических ситуациях искать помощи и поддержки именно у него.

3. Всезнайка. Он уверен в том, что все знает лучше всех. У него обо всем есть свое мнение, и он постоянно требует слова. При общении с ним следует придерживаться следующих правил:

– посадить его рядом с ведущим беседу;

– время от времени деликатно напоминать ему, что другие тоже должны высказаться;

– предоставить ему возможность резюмировать, формулировать промежуточные заключения;

– иногда задавать ему сложные специальные вопросы, на которые в случае необходимости может ответить кто-нибудь из участников беседы.

4. Болтун. Часто бестактно и без видимой причины прерывает ход беседы. Не обращает внимания на время, которое тратят все участники беседы на выслушивание его пространных высказываний. К нему желательно относиться следующим образом:

– как и «Всезнайку», посадить его поближе к ведущему беседу или другой авторитетной личности;

– когда он начнет отклоняться от темы разговора, его нужно остановить, применяя для этого резюмирующие высказывания;

– если он отклонится от темы еще дальше, спросить его, в чем он видит связь с предметом обсуждения;

– спросить поименно участников беседы, каково их мнение;

– заранее (или после перерыва) ограничить время отдельных выступлений и всей беседы, установить регламент.

5. Трусишка. Этот тип собеседника характеризуется недостаточной уверенностью в себе при публичных выступлениях. Он охотнее промолчит, чем скажет что-нибудь такое, что, по его мнению, может показаться другим глупым или даже смешным. С таким собеседником нужно обходиться особенно деликатно:

– задавать ему ясные, конкретные вопросы;

– продемонстрировать доброжелательность, заинтересованность, чтобы он развил свое замечание;

– если он все же решился заговорить, применять нерефлексивное слушание и побуждать к этому других участников беседы;

– помогать ему формулировать мысли, используя прием выяснения;

– решительно пресекать любые попытки насмешек, саркастических высказываний в его адрес;

– применять одобряющие формулировки типа «Всем было бы интересно (полезно) услышать ваше мнение»;

– специально подчеркивать все позитивные моменты его высказываний, но не делать этого свысока.

6. Хладнокровный, неприступный собеседник. Такой человек замкнут. Часто чувствует себя и держится отчужденно, не включается в ситуацию деловой беседы, так как это кажется ему недостойным его внимания и усилий. В этом случае любым способом необходимо:

– заинтересовать его в обсуждении проблемы;

– применить прием отражения чувств, например, обратиться к нему с такими словами: «Кажется, Вы не совсем удовлетворены тем, что было сказано. Конечно, нам всем было бы интересно узнать, почему?». В перерыве попытаться выяснить причины такого поведения.

7. Незаинтересованный собеседник. Тема беседы его вообще не интересует. Поэтому нужно:

– задавать ему вопросы информативного характера, вовлекая его в беседу;

– выясняя его точку зрения, избегать вопросов, отвечая на которые можно ограничиться словами «да» и «нет»;

– задавать ему вопросы по теме разговора из той области, в которой он считает себя наиболее компетентным;

– постараться выяснить, что интересует лично его.

8. Важная птица. Такой собеседник не выносит критики – ни прямой, ни косвенной. Он чувствует и ведет себя как личность, стоящая выше остальных. Существенными элементами позиции по отношению к нему являются следующие:

– нельзя позволять ему разыгрывать роль гостя;

– время от времени просить высказываться по какому-либо вопросу всех собеседников поочередно;

– не допускать никакой критики по адресу лиц как присутствующих, так и отсутствующих;

– не раздражаться из-за его манеры речевого поведения, помнить, что ваша цель – конструктивное общение;

– до определенного момента соглашаться с ним, что уменьшит его желание противоречить, а потом начать контраргументацию: «Вы совершенно правы. Но как же...?».

9. Почемучка. Кажется, что этот собеседник только для того и создан, чтобы сочинять и задавать вопросы, независимо от того, имеют ли они реальную основу или надуманы. Он просто сгорает от желания спрашивать. Как вести себя с таким собеседником? Здесь может помочь следующее:

– на вопросы информационного характера отвечать сразу;

– при групповой беседе привлекать к ответам на его вопросы, имеющие отношение к теме разговора, всех участников;

– при индивидуальной беседе, по возможности, переадресовывать вопросы к нему самому: «Интересный вопрос. Хотелось бы узнать, что Вы сами об этом думаете?»;

– сразу признавать его правоту, если не можете дать нужный ответ.

Один и тот же человек может меняться в зависимости от значимости темы, хода беседы, типа других ее участников, типа дискурса и т. д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.253 (0.008 с.)