Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типы речевого поведения собеседников
Каждый человек обладает своеобразной, неповторимой манерой общения. И все-таки их можно объединить в группы по общим характерным чертам речевого поведения. Основными критериями для классификации типов собеседников являются следующие: компетентность, откровенность и искренность, владение приемами общения с другими участниками беседы, заинтересованность в общении. В классификации представлено 9 типов собеседников. 1. Вздорный человек, «нигилист». В ходе беседы он нетерпелив, несдержан и возбужден. Своей позицией и подходом он смущает собеседников, неосознанно провоцирует их на то, чтобы они не соглашались с его аргументами и выводами. По отношению к нему рекомендуется вести себя следующим образом: – постараться обсудить с ним возможные спорные моменты заранее, до начала групповой беседы; – не терять хладнокровия и уверенности в собственной компетентности; – если есть возможность, включать в формулировки решения его слова; – прежде чем отклонить его решение, предоставить другим возможность отвергнуть его; – постараться установить с ним контакт, сделать его своим сторонником; – беседуя с ним с глазу на глаз, применять нерефлексивное слушание, чтобы понять истинные причины его негативной позиции; – в критический момент приостановить групповую беседу, чтобы дать ему остыть. 2. Позитивный человек. Это доброжелательный и трудолюбивый собеседник, он стремится к сотрудничеству при проведении дискуссии. По отношению к нему целесообразно занять следующую позицию: – побуждать его к активному участию в дискуссии; – стараться, чтобы остальные участники беседы разделяли его позитивный подход к решению дискуссионных допросов; – в критических ситуациях искать помощи и поддержки именно у него. 3. Всезнайка. Он уверен в том, что все знает лучше всех. У него обо всем есть свое мнение, и он постоянно требует слова. При общении с ним следует придерживаться следующих правил: – посадить его рядом с ведущим беседу; – время от времени деликатно напоминать ему, что другие тоже должны высказаться; – предоставить ему возможность резюмировать, формулировать промежуточные заключения; – иногда задавать ему сложные специальные вопросы, на которые в случае необходимости может ответить кто-нибудь из участников беседы.
4. Болтун. Часто бестактно и без видимой причины прерывает ход беседы. Не обращает внимания на время, которое тратят все участники беседы на выслушивание его пространных высказываний. К нему желательно относиться следующим образом: – как и «Всезнайку», посадить его поближе к ведущему беседу или другой авторитетной личности; – когда он начнет отклоняться от темы разговора, его нужно остановить, применяя для этого резюмирующие высказывания; – если он отклонится от темы еще дальше, спросить его, в чем он видит связь с предметом обсуждения; – спросить поименно участников беседы, каково их мнение; – заранее (или после перерыва) ограничить время отдельных выступлений и всей беседы, установить регламент. 5. Трусишка. Этот тип собеседника характеризуется недостаточной уверенностью в себе при публичных выступлениях. Он охотнее промолчит, чем скажет что-нибудь такое, что, по его мнению, может показаться другим глупым или даже смешным. С таким собеседником нужно обходиться особенно деликатно: – задавать ему ясные, конкретные вопросы; – продемонстрировать доброжелательность, заинтересованность, чтобы он развил свое замечание; – если он все же решился заговорить, применять нерефлексивное слушание и побуждать к этому других участников беседы; – помогать ему формулировать мысли, используя прием выяснения; – решительно пресекать любые попытки насмешек, саркастических высказываний в его адрес; – применять одобряющие формулировки типа «Всем было бы интересно (полезно) услышать ваше мнение»; – специально подчеркивать все позитивные моменты его высказываний, но не делать этого свысока. 6. Хладнокровный, неприступный собеседник. Такой человек замкнут. Часто чувствует себя и держится отчужденно, не включается в ситуацию деловой беседы, так как это кажется ему недостойным его внимания и усилий. В этом случае любым способом необходимо: – заинтересовать его в обсуждении проблемы; – применить прием отражения чувств, например, обратиться к нему с такими словами: «Кажется, Вы не совсем удовлетворены тем, что было сказано. Конечно, нам всем было бы интересно узнать, почему?». В перерыве попытаться выяснить причины такого поведения.
7. Незаинтересованный собеседник. Тема беседы его вообще не интересует. Поэтому нужно: – задавать ему вопросы информативного характера, вовлекая его в беседу; – выясняя его точку зрения, избегать вопросов, отвечая на которые можно ограничиться словами «да» и «нет»; – задавать ему вопросы по теме разговора из той области, в которой он считает себя наиболее компетентным; – постараться выяснить, что интересует лично его. 8. Важная птица. Такой собеседник не выносит критики – ни прямой, ни косвенной. Он чувствует и ведет себя как личность, стоящая выше остальных. Существенными элементами позиции по отношению к нему являются следующие: – нельзя позволять ему разыгрывать роль гостя; – время от времени просить высказываться по какому-либо вопросу всех собеседников поочередно; – не допускать никакой критики по адресу лиц как присутствующих, так и отсутствующих; – не раздражаться из-за его манеры речевого поведения, помнить, что ваша цель – конструктивное общение; – до определенного момента соглашаться с ним, что уменьшит его желание противоречить, а потом начать контраргументацию: «Вы совершенно правы. Но как же...?». 9. Почемучка. Кажется, что этот собеседник только для того и создан, чтобы сочинять и задавать вопросы, независимо от того, имеют ли они реальную основу или надуманы. Он просто сгорает от желания спрашивать. Как вести себя с таким собеседником? Здесь может помочь следующее: – на вопросы информационного характера отвечать сразу; – при групповой беседе привлекать к ответам на его вопросы, имеющие отношение к теме разговора, всех участников; – при индивидуальной беседе, по возможности, переадресовывать вопросы к нему самому: «Интересный вопрос. Хотелось бы узнать, что Вы сами об этом думаете?»; – сразу признавать его правоту, если не можете дать нужный ответ. Один и тот же человек может меняться в зависимости от значимости темы, хода беседы, типа других ее участников, типа дискурса и т. д.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.253 (0.008 с.) |