Языковые особенности публицистического стиля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Языковые особенности публицистического стиля



Лексико-фразеологические особенности.

1. Типичной для публицистики можно считать общественно-политическую лексику: общество, демократия, патриотизм, инакомыслие, парламент, гражданин, легитимный, консенсус.

2. Воздействующая функция публицистического стиля основана на применении языковых средств, обладающих эмоционально-экспрессивной окраской, оценочной семантикой (тоталитарный, пижонство, обывательщина, громила и др .).

3. Наряду с нейтральной в публицистике используется высокая книжная лексика, имеющая торжественную, патетическую окраску: отчизна, служение, дерзать, вещать, созидание, свершения и т.п.

4. Используются стандартные конструкции и фразеология: гуманитарная помощь, коммерческие структуры, работники бюджетной сферы, служба занятости населения, информационные источники, предвыборная кампания, ратификация договора, политическое мышление, ответный визит, мирное сосуществование, гонка вооружений, желтая пресса и др. Устойчивые в своем составе и воспроизводимые в готовом виде языковые средства, которые не вызывают негативного отношения, так как обладают четкой семантикой и экономно выражают мысль, способствуют быстроте и точности передачи информации.

5. Для публицистического стиля характерно использование разговорной лексики (например: шумиха, коммунальщики, дармовщина, схлопотать, ночная бабочка)наряду с литературной (нейтральной, книжной) лексикой и фразеологией. Содержащаяся в разговорной лексике оценка способствует демократизации стиля, обеспечивает необходимый публицистике контакт с адресатом, воздействие на него. В последнее время в публицистике допускается нелитературная просторечная и жаргонная лексика и фразеология (небось, круто, афганец, тусовка, делать бабки и т.д.).

Морфологические особенности.

1. Морфология публицистического стиля не дает ярких образцов стилевой закрепленности. Частной особенностью публицистического стиля является употребление несчитаемых существительных в форме мн. ч.: разговоры, поиски, инициативы, настроения, нужды и др.

2. К числу особенностей данного стиля можно отнести и частотность императивных форм глагола, которые способствуют активизации внимания собеседника: посмотрите, давайте подумаем, обратите внимание, приглядитесь и т.п. Императивные формы – стилеобразующая черта в призывах, воззваниях: Голосуйте за нашего кандидата! Берегите природу!

3. Стилевую окраску получает субстантивация прилагательных и причастий со значением лица: правофланговые, пример лучших, работать без отстающих.

4. По употреблению временных форм глагола публицистический стиль также отличается от других книжных стилей: ему не свойственно преобладание форм настоящего времени – в равной степени употребляются формы настоящего и прошедшего времени.

5. Объективности изложения материала способствуют формы страдательного и средневозвратного залогов глаголов. Например: Обстановка накаляется. Военная напряженность обостряется. Публицистически окрашенными считаются страдательные причастия настоящего времени с суффиксом -ом-: ведомый, несомый, влекомый.

Экспрессия высокой оценки выражается формами превосходной степени имен прилагательных: самые решительные меры, сильнейшее воздействие, глубочайшее уважение, строжайшая дисциплина.

Особенностью публицистического стиля в употреблении служебных частей речи является частотность употребления отрицательных частиц не и ни, усилительной частицы же, частиц ведь, вот, даже, лишь и др.

Синтаксические особенности.

1. Употребительны эмоционально и экспрессивно окрашенные конструкции: восклицательные предложения, риторические вопросы, предложения с обращением, номинативные предложения, повторы, обратный порядок слов в предложении (инверсия).

2. Стремление к экспрессии обусловливает использование конструкций с разговорной окраской, например, двучленные сегментированные конструкции: Спартакиадная лыжня. Сегодня на нее вышли женщины. Расчленение высказывания на части не только облегчает восприятие его смысла, но и придает тексту напряженность, динамичность, экспрессивное подчеркивание той или иной части высказывания.

В стилистических целях используются однородные и обособленные члены предложения.

Стиль художественной литературы
(художественно-беллетристический стиль)

Художественная речь обладает рядом структурных и других особенностей, в большей или меньшей степени присущих разным жанрам художественной литературы. Это повышенная эмоциональность, экспрессивность речи (прежде всего это относится к поэзии и к некоторым стилям художественной прозы).

Средства экспрессивности (выразительности) многообразны: к ним относятся тропы (метафоры, метонимии, синекдохи, сравнения и др.) и стилистические фигуры речи, конструкции так называемого поэтического синтаксиса: период, градация, анафора, эпифора, парцелляция, синтаксический параллелизм и др.

Художественная речь в зависимости от объекта изображения может включать и внелитературные языковые средства: диалектизмы, жаргонизмы, просторечия. В зависимости от жанра язык художественной литературы может использовать устаревшие слова: архаизмы (град, очи, вежды, ланиты и т.п.) и историзмы (кольчуга, подьячий, опричник, боярин).

Писатель или поэт использует и потенциальные возможности языка, создавая слова, которых нет в современном русском литературном языке, так называемые окказионализмы, т.е. индивидуально-авторские новообразования (громадье, многопудье; громокипящий; огончарован; окошкодохлиться, охалатиться и др.).

Большой потенциал авторской эмоциональности и подтекстного лиризма несут безличные, номинативные и др. односоставные предложения, а также присоединительные конструкции с союзом и. Примеры: Былое нельзя воротить, и печалиться не о чем, у каждой эпохи свои подрастают леса... (Б.Ш. Окуджава); Синяя крона, малиновый ствол, звяканье шишек зеленых. Где-то по комнатам ветер прошел: там поздравляли влюбленных (Б.Ш. Окуджава); Люди часто посмеиваются над ним, и справедливо (В.Ф. Панова).

Диалог с элементами разговорной экспрессии в лексике, синтаксисе также служит эмоционально-образной выразительности.

Употребление перечисленных языковых средств должно объясняться их эстетической мотивированностью. Эстетической функцией языка объясняется и недопустимость шаблона, стандарта в языке художественной литературы.

Разговорный стиль

Разговорный стиль – это особая функциональная разновидность литературного языка, обслуживающая сферу повседневного бытового общения и противопоставленная кодифицированной книжной речи. Книжные стили объединяются в одну группу благодаря наличию не только стилистически нейтральных, межстилевых средств, но и общекнижных, которые используются в научном, официально-деловом, публицистическом стилях. Разговорный стиль включает в свою систему специфически окрашенные (разговорные и разговорно-просторечные), а также нейтральные языковые средства, что, с одной стороны, противопоставляет его книжным стилям, а с другой – сопоставляет с ними, включает в единую систему литературного кодифицированного языка.

Стилевые черты разговорного стиля:

· спонтанность, неподготовленность;

· неофициальность;

· персональность: разговорная речь – средство общения не с массами, даже не с коллективами, а с ограниченным кругом людей, хорошо знакомых говорящему, имеющих с ним общие интересы;

· ситуативность: опора на реальную обстановку речи;

· эмоционально-экспрессивная окрашенность;

· невербальные средства общения.

Доминирующая функция разговорного стиля – коммуникативная, основная форма речи – устная, предполагающая непосредственный контакт между коммуникантами; типичный вид речи – диалог, полилог.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.227 (0.005 с.)