Подстили и жанры русского литературного языка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подстили и жанры русского литературного языка



I вариант

1. В научном стиле выделяют следующие подстили:

а) собственно научный, научно-фантастический и юрисдикционный;

б) собственно научный, научно-технический, научно-учебный, научно-популярный, научно-справочный;

в) собственно научный, дипломатический, политико-агитационный;

г) собственно научный, судебно-процессуальный и канцелярский.

2. К жанрам официально-делового стиля НЕ относятся

а) заявление;

б) аннотация;

в) рецензия;

г) резюме.

3. В официально-деловом стиле различают подстили:

а) дипломатический, официальный, юрисдикционный;

б) дипломатический, законодательный, административно-канцелярский;

в) уголовный, дипломатический, политико-агитационный;

г) юридический, судебно-процессуальный и канцелярский.

4. Один из жанров научного стиля –

а) тезисы;

б) справка;

в) эссе;

г) заявление.

5. К подстилям публицистического стиля НЕ относится:

а) ораторский,

б) радио- и тележурналистский,

в) газетно-публицистический,

г) журнальный.

II вариант

1. Укажите, в каком ряду верно перечислены подстили научного стиля.

а) собственно научный, судебно-процессуальный и канцелярский;

б) собственно научный, научно-технический, учебно-научный, научно-справочный, научно-популярный, научно-информативный;

в) собственно научный, научно-фантастический и юрисдикционный;

г) собственно научный, дипломатический и политико-агитационный.

2. Отметьте жанры собственно научного стиля.

а) монография, автореферат, диссертация, доклад, статья на конференцию;

б) аннотация, патентное описание, реклама, презентация;

в) словарь-справочник, каталог, эссе, кодекс, коммюнике;

г) лекция, учебник, методическое пособие, указ, мемуары.

3. Выделите словосочетание, которое не относится жанру международного обзора.

а) мир следит за событиями,

б) предвыборная гонка,

в) корни национального конфликта,

г) прочитать очерк.

4. Какой подстиль не относится к деловой речи?

а) канцелярский,

б) законодательный,

в) дипломатический,

г) аналитический.

5. К жанрам научного стиля не относится

а) реферат,

б) научная статья,

в) объявление о научной конференции,

г) аннотация.

Модуль III.
КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Темы модуля 3:

Коммуникативный аспект культуры речи. Понятие общения. Основные функции и единицы общения. Типы речевого поведения. Условия эффективной речевой коммуникации. Невербальные средства общения.

Комуникативные качества речи. Точность речи. Логичность речи. Понятность речи. Чистота речи. Выразительность речи. Богатство речи.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ

Коммуникативный аспект культуры речи

Эффективное общение

Коммуникативный аспект культуры речи связан с функцией языка, с соблюдением определенных правил речевого общения. Для успешной реализации коммуникативных задач необходимо представление о сферах общения. Носители языка должны владеть функциональными стилями языка, а также ориентироваться на прагматические условия общения, которые существенно влияют на оптимальный для данного случая выбор и организацию речевых средств.

Общение, или коммуникация (лат. communicatio, communico – делаю общим, связываю, общаюсь) – специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Общение на две трети состоит из речевой деятельности. Именно при помощи речи чаще всего происходит общение между людьми.

Речевая деятельность человека является самой распространенной. Без нее невозможна никакая другая деятельность, она предшествует, сопровождает, а иногда формирует, составляет основу любой другой деятельности человека (производственной, коммерческой, финансовой, научной, управленческой и др.).

Речевое общение подразделяется на бытовое и деловое. Бытовое общение протекает в неофициальной обстановке и характеризуется спонтанностью, свободой в выборе тем и речевых средств. Деловое общение осуществляется в рамках социально значимых занятий людей в конкретной области. Обязательным условием делового общения является наличие профессиональных знаний, умений и навыков, владение средствами официально-делового общения, правилами составления деловых документов, следование традициям делового этикета.

Предприниматель, управляющий, дизайнер, референт, врач, учитель, выполняя свою основную работу, вынужден что-то обсуждать, советоваться, вести переговоры, задавать вопросы, отвечать. От того, насколько умело осуществляется речевая деятельность, зависит успех любой профессиональной деятельности.

В процессе речевого общения можно выделить следующие основные единицыречевой акт, речевая ситуация, речевое событие.

Рассмотрим эти понятия.

Речевой акт – процесс установления и поддержания целенаправленного прямого или опосредованного контакта между людьми посредством речи. Речевой акт осуществляется при условии следующих компонентов:

· адресант (отправитель информации, например, учитель);

· адресат (получатель информации, например, ученик);

· средство взаимодействия (язык или другая знаковая система, известная участникам речевого акта).

Речевая ситуация – этоконкретные обстоятельства речевого акта: место и время общения, цели общения, речевое поведение участников (распределение ролей между участниками общения, арсенал вербальных и невербальных средств).В научной литературе в качестве универсального определения речевой ситуации используется термин дискурс (от франц. discours – речь). Дискурс – это различные виды речевой деятельности (диалог, интервью, лекция, беседа, художественный текст, документ и др.), т.е. речь, «погруженная в жизнь».

Под речевым событием понимается форма речевого общения, протекающего в контексте речевой ситуации. Со стороны адресанта речевое событие заключается в говорении либо письме. Речевое событие со стороны адресата – это слушание либо чтение.

Главными компонентами речевого общения являются участники и отношения между ними. Участники речевого общения (коммуниканты) – это люди, выполняющие в данной речевой ситуации определённую роль, находящиеся в определённых отношениях и реализующие определенные речевые намерения. Коммуникантов принято характеризовать по их речевому поведению.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.151.141 (0.006 с.)