Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность рекламы как социо- культурного и экономического явления.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В рамках социокультурного подхода в широком, цивилизованном смысле реклама может трактоваться как инструмент формирования актуальных, направленных на саморазвитие потребностей, ценностей, идеалов, максимально приближенных к гуманитарным и эстетическим стандартам человека. В XXI в. реклама приобретает статус общественного института, влияющего не только на экономические, но и социальные аспекты развития общества. Рекламный бизнес в нашей стране продолжает активно развиваться: появляется огромное количество агентств; растет число всевозможных журналов, газет; издается немало книг и пособий по рекламе; проводятся различные рекламные мероприятия. Нельзя не заметить бурного роста профессионального интереса к рекламному делу. Реклама признается как важный социальный феномен, о чем свидетельствует создание отдела по рекламе и маркетингу в рамках Международной академии информатизации. Возрастание степени значимости рекламной информации объясняется следующими причинами: 1. В результате усложнения общественного поведения усиливаются информационные потребности людей. Информация превращается в массовый продукт. 2. Реклама становится не только сообщением, имеющим содержание, но и экономической категорией. Возникает рекламный рынок, где операции с информацией приносят прибыли и убытки. Расширяются инвестиции в информационные сферы с целью получения новой информации, дополнительной прибыли, а также воздействия на поведение людей. 3. Резко возросли технологические возможности получения, хранения и использования рекламы во все возрастающих объемах. Направление и скорость изменения информационных потоков, использование рекламы определяют структуру информационного пространства. Структура рекламного пространства соответствует информационной инфраструктуре общества, то есть реклама – часть культуры XX века. В том качестве, в котором она функционирует последние 80 лет, она не имеет аналогов в прошлом. Главная черта рекламы как культурного феномена в том, что она существует вне желаний субъекта, но подчиняет его сознание (в зависимости от многочисленных факторов, как субъективных, так и объективных). Восприятие того или иного культурного феномена является результатом нашего свободного выбора. Реклама – исключение. Своими средствами она заставляет нас включать производимые ею высказывания в наш культурный горизонт. Рекламу принято относить к феномену массовой культуры, рассматривая последнюю в данном случае как явление сферы досуга. Реклама не касается действительно сложных проблем, задачи, которые она рассматривает, всегда с легкостью разрешимы. Потребитель живет не в реальном, а в вымышленном мире. «Массового человека», по мнению «короля желтой прессы» Уильяма Рандольфа Херста,интересуют события, содержащие элементы его примитивной природы. Центральное место среди них занимают самосохранение (питайтесь тем-то, лечитесь этим), любовь и размножение (рецепты, секреты обольщения) и тщеславие (товары – символы престижа). Амбивалентность рекламы отражается в негативных и позитивных оценках ее сущности. Выдающийся социолог XX в. Питирим Сорокин говорил об «умирании в рекламе искусства»: искусство становится всего лишь приложением к рекламе кофе, лекарств, бензина, жевательной резинки и им подобным. Каждый день мы слышим избранные темы Баха и Бетховена, но как приложение к красноречивой рекламе таких товаров, как масло, банковское оборудование, автомобили, крупы, слабительные средства. Они становятся лишь «спутниками» более «солидных» развлечений, таких как пакетик воздушной кукурузы, стакан пива или виски с содовой, свиная отбивная, съеденная во время концерта или на выставке. В результате божественные ценности искусства умирают и в глазах публики. Граница между истинным искусством и чистым развлечением стирается: стандарты истинного искусства исчезают и постепенно заменяются фальшивыми критериями псевдоискусства. Американский ученый Чарльз Рейч констатировал, что американская культура низведена до уровня рекламы и примитивизм является принципом массовой культуры. Дж. Гэлбрейт: «Реклама заставляет человека покупать вещи, которые ему в действительности не нужны»[1]. Г. Маркузе: «Реклама перестает быть просто рекламой – она становится образом жизни. Как следствие возникает модель одномерного мышления и поведения»[2]. Э. Фромм видит в рекламе средство манипулирования сознанием: «Реклама апеллирует не к разуму, а к чувству; как любое гипнотическое внушение, она не старается воздействовать на свои объекты интеллектуально. В такой рекламе есть элемент мечты, воздушного замка, и за счет этого она приносит определенное удовлетворение… но и усиливает ощущение себя незначительным и бессильным… Реклама льстит индивиду, придавая ему важность в собственных глазах, делает вид, будто обращается к его критическому суждению, … но это лишь способ усыпить подозрения индивида и помочь ему обмануть самого себя в отношении независимости его решений»[3]. В то же время многими деятелями признавалось и положительное влияние рекламы на общество. Так, американский президент К. Кулидж и премьер Великобритании У. Черчилль полагали, что реклама содействует пониманию духовной стороны торговли. Это огромная сила, которая участвует в работе по возрождению и перевоспитанию человечества. Кроме прочего, реклама питает потребительскую силу человека. Она создает потребность в лучшем уровне жизни, стимулирует усилия индивида и его более высокую производительность, сводит воедино в плодотворном союзе такие вещи, которые никогда бы не встретились. Реклама – спрессованный образ современности. Она символизирует опыт и чувства всего общества. В идеале реклама стремится … к интеграции общества вокруг общих целей (М. Маклюэн). Реклама создала американскую нацию: унифицируя потребности и вкусы населения, определяя потребительские приоритеты и превращая товары в символы страны. Унификация потребительских интересов американцев вела к унификации духовных потребностей, а вместе с тем – и к осознанию себя как части нации (Бурстин). Социокультурные функции рекламы таковы: Информационная. В классическом маркетинге этой функции отводится ведущая роль, хотя следует помнить, что многие философы и социологи, в частности Эрих Фромм, отрицали эту функцию рекламы как таковую. Коммуникативная. Отмечается всеми социологами и философами. Реклама – одна из форм массовой коммуникации. Она передаёт различные типы маркетинговой информации, направленной на достижение понимания между продавцами и покупателями на рынке. Реклама не только информирует о продукции, но и одновременно трансформирует ее в некий образ, который становится в сознании покупателя неотделимым от фактических сведений о качествах рекламируемого товара. Творческая и рекреативная. Наиболее ярко эти функции проявляются на ежегодном проведении «Ночи пожирателей рекламы» (лучшие рекламные ролики из коллекции Жана Мари Бурсико) и фестивале рекламы «Каннские львы». Стоит отметить, что многие ролики, ставшие своеобразным произведением искусства, были никуда не годными с точки зрения продвижения товара или брэнда. Идеологическая функция. Связь рекламы с идеологией – самая непосредственная.. Внедряя в сознание определённые ценности, реклама тем самым пропагандирует определённый образ жизни. И от того, какие ценности пропагандирует реклама и насколько успешно они будут введены, зависит направление развития нашего общества. Политическая функция. Реклама сегодня определяет не только покупку зубной пасты, но и выбор политического кандидата. В конечном счёте она определяет пути политического развития страны и самой политики, которая, как известно, касается нашей повседневной жизни. Воспитательная функция. Реклама неизбежно оказывает влияние на наши взгляды, наше отношение к себе и к окружающему миру. Она показывает нам готовые формы поведения в той или иной ситуации. Определяя, что хорошо и что плохо, она воспитывает. Эти аспекты у нас пока ещё мало изучены. Говоря о воспитании, нельзя не отметить удручающее положение у нас с социальной рекламой, или, как её называют на Западе, "public interest advertising", то есть рекламой не коммерческой, а относящейся к сфере общественных интересов. В первую очередь, она связана с защитой окружающей среды, детей, с помощью инвалидам, престарелым, безработным, посвящена борьбе с алкоголизмом, курением и наркоманией, борьбе с болезнями, прежде всего – со СПИДом. На Западе к этому относятся почти благоговейно. Зачастую телекомпании не берут деньги за прокат таких роликов. На международных конкурсах соответствующие клипы неизменно поощряются призами. Такая реклама воспитывает подлинный гуманизм и сострадание к ближнему. Она особенно необходима нашему обществу, но показывают её у нас крайне редко. Это клипы экологического движения Green Peace, реклама против курения, о детях, о борьбе с наркотиками. Просветительская, воспитательно-образовательная и развивающая. Эти функции рекламы рьяно защищал Кальвин Кулидж, президент США. Формирующая образ, стиль жизни. Значение этой функции очень широко выведено в уже упомянутой работе Г. Маркузе. Также она упоминается почти во всех классических работах по рекламе. Данная функция соответствует адаптивной стадии социализации. Социализирующая. Несколько перекликается с «формирующей» функцией, если ее рассматривать в философском контексте. Ее значение наиболее полно раскрыл Г. Маркузе в своей работе «Одномерный человек». Итак, будучи неотъемлемым атрибутом рыночного общества, реклама вносит в культуру ценности и идеалы, присущие личности рыночного типа. Реклама – это формирование новых установок, стилей поведения, потребительских и социальных стандартов. По Э. Фромму, у личности рыночной ориентации есть как положительные, так и отрицательные черты. Положительные Отрицательные целеустремленность, непоследовательность, общительность, без принципов и ценностей, свободомыслие, бесцельная и релятивистская, контактность, неразборчивая, коммуникабельность, Бестактная и так далее. любознательность. «Цивилизованный» рынок «Дикий» рынок Таким образом, рынок и реклама могут формировать различную ориентацию. Обратная связь: личностная ориентация оказывает влияние на рекламу. В результате формируется определенная концепция управления маркетингом, а следовательно, и рекламой. Для эффективного, целенаправленного использования рекламы как социальной технологии необходим системный анализ рекламы и рекламного рынка в современном обществе. Как реклама вписывается в контекст нашей повседневной жизни, к каким социальным последствиям может приводить?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.47.89 (0.008 с.) |