Особенности физического воспитания младших школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности физического воспитания младших школьников



Физическое воспитание детей младшего школьного возраста характеризуется своей спецификой, которая определяется анатомо-физиологическими и психологического особенностями учащихся. Помимо этого, оно опирается на то, что, приходя в школу, дети попадают в новые условия, которые требует адаптации и привыкания.

С началом учебы происходит значительный рост объема умственного труда детей, наряду с ограничениями их двигательной активности и возможности находится на открытом воздухе. Поэтому правильное физическое воспитание в данный возрастной период становится не только необходимым условием всестороннего гармоничного развития личности, но и выступает как действенный фактор повышения работоспособности обучающихся [1].

Следует отметить, что к возрастному периоду в 9-10 лет растет производительность алактатного механизма энергообеспечения, что указывает на возможность применения упражнений, которые направлена на развитие быстроты движений. Отметим, что если на этапе предварительной спортивной подготовки не применяются средства и методы воспитания скоростно-силовых качеств, то быстрота и скоростно-силовые качества юных футболистов будут развиваться в недостаточной степени [11].

Начиная с 10-летнего возраста происходит интенсивное нарастание скорости бега, а к 12 лет максимального значения достигает частота беговых шагов, которая обуславливается в значительной степени возрастанием частоты движений. В этот возрастной период у младших школьников растет способность к неоднократному выполнению скоростной работы. А максимально интенсивный прирост быстроты приходится на возраст 10-11 лет [14].

Также в этом возрасте характерно бурное развитие физических способностей, что становится благоприятным моментом для целенаправленных занятий разными видами спорта. Одновременно с этим нейроэндокринные перестройки в организме младших школьников способствуют рассмотрению спорта как дополнительного раздражителя, могущего улучшить или ухудшить естественное течение биологических процессов [10].

Следует отметить, что для этого возрастного периода младшим школьникам характерны угловатость и скованность в движениях, наблюдаются нарушения ритма движений. Такой процесс является результатом совершенствования функций центрального и периферического аппарата движений. При этом младшие школьники могут отличаться повышенной возбудимостью, проявляющейся в высокой двигательной активности и беспорядочности движений. Особенно растет усиление деятельности эндокринных желез, гормоны которых оказывают влияние на обмен веществ. Если эндокринные фон имеет неустойчивую тенденцию, то может наблюдаться разнонаправленная реакция в ответ на мышечную деятельности. Так, в возрасте 10-12 лет увеличивается процент ошибочных реакций, может ухудшаться дифференцировка, которая указывает на общее повышение возбудимости центральной нервной системы [17].

Основные средства физического воспитания детей младшего школьного возраста представляют собой физические упражнения, физический труд, применение гигиенических факторов и возможностей оздоровительных сил природы. Посредством физических упражнений протекает осуществление задач, которые направляются на всестороннее физическое развитие детей, формируются правильные навыки таких движений как ходьба, бег, прыжки, метание и т.п., развиваются основные физические качества и воспитываются позитивные морально-волевые качества младших школьников, а также их полезные привычки.

При проведении уроков физической культуры, а также на занятиях кружков общей физической подготовки применяются предусмотренные учебной программой упражнения основной гимнастики, подвижные игры, упражнения легкой атлетики [8]. Среди упражнений основной гимнастики в начальных классах выделяются следующие:

· Построение и перестроение;

· Основные положения и движения рук, ног и туловища;

· Упражнения с мячами и скакалками;

· Акробатические и танцевальные упражнения;

· Удержание равновесия;

· Ходьба, бег, прыжки, метание [20].

Важным средством физического воспитания детей младшего школьного возраста является физический труд, который необходим для развития и поддержания физических сил человека, его здоровья и физических способностей.

Как уже отмечалось выше, специфика физического воспитания младших школьников обуславливается их возрастными особенностями. Так как в этот возрастной период одним из ведущих видов деятельности остается игра, то и уроки по физической культуре нужно организовывать так, чтобы учитывать такую важную особенность.

В связи с этим содержание уроков физического воспитания в начальной школе должно иметь наполнение игровыми сюжетами, что предоставит возможность поддерживать высокий уровень эмоционального настроя обучающихся, способствовать повышению интереса к двигательной деятельности на занятиях, а также более успешно адаптироваться к школьной жизни [16].

На уроках по физическому воспитанию с детьми младших классов необходимо проводить общеразвивающие упражнения, которые имеют разную направленность, используя при этом музыкальное сопровождение. Особое внимание нужно уделять специальным упражнениям, которые способствуют формированию правильной осанки и корректируют плоскостопие.

Для учеников младшей школы целесообразным является проведение на уроках физической культуры игр с выполнением разных упражнений, например, игры с бегом, прыжками, метанием или ловлей. Использование таких игр дает возможность успешно решать проблемы перегрузки младших школьников, рационально организовывать физическое и трудовое воспитание, активный повседневный отдых, который необходим для гармоничного развития детей этого возраста [18].

Игровой метод физического воспитания отличается некоторыми особенностями. Самыми важными из них являются следующие: сюжетно-ролевая основа, отсутствие жесткой регламентации действий, эмоциональность и изменчивость условий.

Рассмотрим подробнее все вышеназванные признаки игрового метода. Итак, сюжетно-ролевая основа заключается в том, что деятельность участников процесса организовывается, основываясь на условный сюжет, которые имеет своего рода смысловую канву поведения в игре, когда намечены главные линии действий и определены взаимоотношения играющих. При этом заранее определено, что существует самостоятельность и импровизации при выполнении играющими определенных ролей и их функций, которые предусмотрены в сюжете.

 Зачастую игровые сюжеты отражают определенные жизненные ситуации или явления, либо же являются отображением конкретно-образного характера [15].

Что касается такого признака как отсутствие жесткой регламентации действий, то он проявляется в том, что игровой сюжет и правила игры намечаются только в общей линии поведения участников, но не предопределяют конкретность форм и методов их действий. Более вероятно, что допускается возможность для широкого выбора и комбинирования способов достижения игровых целей.

Еще одним важным моментом этого признака является то, что в играх зачастую присутствуют конфликтные ситуации, а сам ход игры и ее исход не задаются однозначно, так как возможны разные перипетии, которые зависят от всей совокупности действий, взаимодействия и противодействия участников, а также и от других обстоятельств, которые могут быть случайными. Из этого определяется импровизационный характер действий участников в процессе игры, так как они проводят не по шаблону, а имеют свободный выбор для конструирования целесообразных вариантов. Это дает возможность для проявления самостоятельности, инициативности, находчивости и других личностных качеств каждого участника.

Важным признаком игрового метода является эмоциональность. Так, большинство игр воспроизводит сложные и ярко эмоционально окрашенные межличностные отношения – сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, а также соперничество и противоборство, при сталкивание противоположных стремлений и возникновении, и разрешении игровых конфликтов. Посредством таких психически напряженных отношений выявляются и формируются разные этические качества личности [22].

Следующим признаком игрового метода физических упражнений является изменчивость условий. Применение игрового метода в физическом воспитании не дает возможности для точной реализации заранее продуманной программы действий, а также не нормирует их влияние на участников игры, если сравнивать его с методами строго регламентированных упражнений. Данный признак связан с определенными особенностями игровой деятельности, среди которых неизбежная быстротечная изменчивость реальных игровых ситуаций, которые имеют вероятностный характер, а также множественность способов достижения цели.

Что касается динамичных командных игр, то контролировать быстрые движения в игре представляется очень сложным. Часто командные игроки могут допускать элементарные ошибка, которые исправлять по ходу движения практические невозможно. На данном этапе от педагога требуется большая внимательность и наблюдательность, чтобы суметь вовремя увидеть ошибки и указать на них участникам игры. Стоит заметить, что исправление ошибок в игровом методе является сложным процессом. Особое место в этом занимают командные игры. Тогда для исправления ошибок необходимо подбирать и придумывать ролевые или ассоциативные игры, которые будут проводиться в медленном темпе. Например, при исправлении ошибок в таком спортивном действии как метание, педагог может показывать правильность действий в медленном темпе и дать задание учащимся повторять его движения так же в медленном темпе, совершенствуя свои навыки [9].

Отметим, что, по мнению Ашмарина Б.А., игровой метод дает возможность для комплексного развития двигательных навыков и качеств [4]. Помимо этого, Матвеев Л.П. утверждает, что игровой метод посредством присущих ему особенностей можно использовать при физическом воспитании для обучения движениям, избирательного воздействия на отдельные способности учеников, а также для комплексного совершенствования двигательной активности в более сложных условиях [24].

Применение игрового метода возможно в любой части урока. Но постоянное использование этого метода в процессе всех занятие требует от педагога таких качеств как находчивость, изобретательность и фантазия [12].

Важно учитывать такой факт, что для дошкольного и младшего школьного возраста следует применять ролевой игровой метод и соревновательно-игровой, а для учащихся среднего и старшего школьного возраста необходимо опираться только на игровой метод, основываясь на командные игры.

При этом для достижения результатов необходимо опираться на взаимосвязь между педагогом и учащимися при совершенствовании игрового двигательного действия. Если такая взаимосвязь отсутствует, то добиться какого-либо результата будет практически невозможно. Если все ученики смогут выполнять задание правильно, то следует переходить к другой схеме действий, если есть те, кто не справился с заданием, то необходимо проводить работу над ошибками, показывая на собственном примере до тех пор, пока все не смогут освоить упражнение.

В заключительной части урока или после выполнения упражнений, обучающих тому или иному движению, важно подводить итоги и озвучивать результаты, давая каждому ученику оценку. При использовании игрового метода командного или соревновательного характера, оценкой будет выявление победителей или призовых мест. Если был использован игровой метод ролевого типа, то необходимо оценивать каждого участника, давая оценку исполнения его роли. Таким образом можно будет закрепить хороший результат, давая тем самым стимул для совершенствования своих действий на следующих занятиях, по мнению множества авторов [2].

Соревновательный метод представляет собой особый способ выполнения упражнений, который представляется в форме соревнований. Его сущность заключается в применении соревнований как средства повышения уровня подготовленности учащихся. Незаменимым условием данного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых будут проводиться соревнования.

В практике физического воспитания соревновательный метод может проявляться в виде официальных соревнований разного уровня, среди которых Олимпийские игры, чемпионаты мира по разным видам спорта, первенство страны или города, отборочные соревнования и др. Так же соревновательный метод может выступать как элемент организации урока, либо любого физкультурно-спортивного занятия, в том числе и спортивная тренировка [3].

Польза соревновательного метода заключается в нескольких аспектах, среди которых следующие:

1. Стимулирование максимального проявления двигательных способностей, а также выявление уровня их развития.

2. Выявление и оценка качеств владения двигательными действиями.

3. Обеспечение максимальной физической нагрузки.

4. Содействие воспитанию волевых качеств личности.

Соревновательный метод как физическое воспитание может быть использован в относительно элементарной и развернутой форме. Что касается элементарной формы, то речь идет о подчиненном элементе общей организации занятия. Другими словами, является способом стимулирования интереса и активизации при выполнении тех или иных упражнений, которые включаются в такое занятие. Развернутая форма предполагает относительно самостоятельную форму организации занятия. Так, это могут быть контрольно-зачетные или официальные спортивные состязания и т.п. [24].

Фактор соперничества во время состязания способствует созданию особенного эмоционального и физиологического фона, который усиливает воздействие физических упражнений и создает возможность для максимального проявления функциональных возможностей организма. Эту же функцию выполняют условия организации и проведения состязаний, когда официальное определение победителя и поощрение за полученные результаты являются пропорциональным уровню достижений, признание их общественной значимости и отсеивание менее сильных участников при проведении многоступенчатых соревнованиях.

В условиях состязаний можно наблюдать функциональные сдвиги, которые будут более значительными, чем при внешне аналогичных, но не соревновательных нагрузках. В процессе состязаний, который будут особенно значимы в личном и общественном отношении, в большей мере выражаются моменты психической напряженности, если сравнивать их с игровым методом. В данном случае постоянно действует фактор противодействия и противоборства, столкновения противоположно направленных интересов. В случае командных соревнований можно говорить об отношениях взаимопомощи и взаимной ответственности перед целым коллективом за достижение соревновательной цели [19].

Отмечается, что соревновательный метод более часто используется в тренировке спортсменов высокого класса.

Следует заметить, что в практике соревновательного метода принято использовать несколько методических подходов, среди которых следующие:

· Исполнение соревновательным методом подготовительных упражнений, имеющих установку на превышение параметров тренировочной нагрузки;

· Состязание при выполнении эпизодически вводимых заданий, которые не требуют специальной подготовки, но обязательна психическая мобилизация;

· Введение в качестве предмета состязания частично видоизмененных форм основного соревновательного упражнения;

· Смещение соревновательной установки с акцентом преимущественно на качественную сторону упражнения [27].

Важность соревновательного метода при формировании черт спортивного характера в первую очередь определяется тем, что данный метод исходит их естественных начал спортивной деятельности, среди которых стремление к первенству и установки анна достижение, тем самым приводя в действие мобилизующую силу специфических межличностных отношений, которые присущи спорту. Все эти установки ставят спортсмена перед необходимостью предельного выявления своих возможностей, а также требуют от него такой способности как владение собой в самых сложных ситуациях.

Итак, соревновательный метод применяется в решении разных педагогических задач, среди которых важными выступают воспитание физических, волевых и моральных качеств личности, совершенствование ее умений и навыков, а также способностей рационально использовать их в более сложных условиях.

Таким образом, можно сделать вывод, что физическое воспитание детей младшего школьного возраста имеет свою специфику и характерные особенности, которые определяются психологическими и физиологическими характеристиками. Учитывая такие факторы, организация физического воспитания в младшей школе должна опираться на поставленные задачи и обеспечивать всестороннее развитие личности ребенка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 12797; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.23.147 (0.03 с.)