Спортивные игры, как средство воспитания физических качеств у школьников младших классов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Спортивные игры, как средство воспитания физических качеств у школьников младших классов



На сегодняшний день, проведенные исследования ученых, занимающихся вопросами развития двигательных способностей и качеств ребенка, указывают на то, что большинство младших школьников имеет уровень развития двигательных способностей ниже среднего. Однако недостаточный уровень физической активности ребенка, особенно в процессе активного роста, при котором идет ускоренное развитие скелета и мышечной массы, не поддерживаются соответствующими тренировками системы кровообращения и дыхания, что в свою очередь, негативно сказывается на здоровье детей и снижает жизненный тонус [7].

Поэтому самым эффективным средством развития двигательной сферы на сегодняшний день является организация спортивных игр младших школьников. Такие отечественные педагоги как Е.Н. Водовозова, Е.А. покровский, К.Д. Ушинский в своих трудах отмечают, что подвижные и спортивные игры являются эффективным средством физического воспитания детей. Так, элементы спортивных игр являются первой, доступной для младших школьников формой деятельности, предполагающей сознательное воспроизведение навыков движений. При этом спортивные игры выступают как средство гармонического развития детей, являются школой управления собственным поведением, способствуют формированию положительных взаимоотношений и формируют благополучное эмоциональное состояние [3].

Различные движения и действия детей в процессе игры, при умелом руководстве педагога оказывают эффективное влияние на деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и иных систем организма, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну ребенка.

При участии в спортивных играх у младших школьников происходит формирование и совершенствование навыков основных видов движения, в частности, бега, прыжков, метаний, лазания и др. А быстрая смена игровой обстановки дает возможность обучить детей применять известные им движения в соответствии с конкретной ситуацией. Таким образом, все это положительно влияет на совершенствование двигательных навыков и быстроты движений.

Как и во все предыдущие периоды жизни, неоценимо влияние спортивных игр на физическое развитие детей. Во-первых, укрепляются мышцы, становятся более упругими и эластичными. Во-вторых, усиливается кровообращение, а значит, все органы и ткани обогащаются кислородом и получают достаточное количество питательных веществ. В-третьих, развивается опорно-двигательный аппарат, кости лучше растут и становятся более прочными. В-четвертых, занятия физкультурой способствуют развитию органов дыхания, грудной клетки, укрепляются дыхательные мышцы [26].

Помимо этого, детский спорт для физического развития детей важен потому, что улучшает пищеварение, работу органов выделения (кожи, кишечника, почек), увеличивает выносливость сердечной мышцы. Физические упражнения улучшают кровоснабжение всех органов, в том числе и головного мозга. Чтобы ребенок правильно развивался, реже болел, был бодрым и активным, ему необходимо заниматься физкультурой.

Движение является одним из необходимых условий нормальной жизнедеятельности организма человека. При этом, ребенку значительно больше, чем взрослому, присуща естественная потребность в движениях, которая должна удовлетворяться. Это говорит о том, что при всестороннем развитии человека, физическое воспитание занимает важное место.

Физическое воспитание представляет собой необходимое условие правильного развития ребенка. В период младшего школьного возраста происходит закладывание основ здоровья, физического развития, формирование двигательных навыков и создание фундамента для воспитания физических качеств. Правильная организация физического воспитания дает возможность эффективно формировать хорошее телосложение, предупреждать множество заболеваний, улучшать деятельность внутренних органов и систему организма ребенка, наряду с воспитанием ловкости, четкости и быстроты реакции, повышения активности и развития чувства дружбы [21].

Важное значение спортивных игр отмечается и для нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Собственные действия играющие подчиняют правилам игры, четко соблюдая их. Так, правила регулируют поведение детей, содействуя тем самым воспитанию сознательной дисциплины, приучая отвечать за свои поступки, развивая чувство товарищества. Таким образом можно сказать, что спортивные игры воспитывают у младших школьников множество положительных черт характера, среди которых смелость, честность, решительность, культура поведения в коллективы и т.п. [24].

Однако следует заметить, что такие спортивные игры как городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, баскетбол и др. требует собранности, организованности, наблюдательности, овладения определенной техникой движений, умения быстро реагировать на конкретную игровую ситуацию. Поэтому можно утверждать, что спортивные игры оказывают влияние на совершенствование деятельности основных физиологических систем организма, улучшают физическое развития и физическую подготовленность младших школьников, воспитывают положительные морально-волевые черты характера, формируют интерес к физической культуре и потребность в самостоятельных занятиях.

Спортивные игры способствуют укреплению крупных групп мышц, влияют на развитие таких психофизических качеств как сила, быстрота, ловкость и выносливость. В процессе спортивных игр у детей повышается умственная активность, улучшает ориентировка в пространстве, происходит развитие сообразительности и быстроты мышления, наблюдается формирования осознанности собственных действий. Участие в спортивной игре учит ребенка согласовывать собственные действия с действиями других участников, воспитывает сдержанность, самообладание, ответственность, волю и решительность, обогащается его сенсомоторный опыт [25].

Следует заметить, что спортивные игры с элементами спорта как вид деятельности, предполагают изменяющиеся условия различных действий, поэтому большинство спортивных игр взаимосвязано с проявлением двигательных способностей детей, среди которых скоростно-силовые, координационные, силовые возможности, а также выносливость и гибкость.

Игры, имеющие элементы спорта способствует совершенствованию чувства мышечных усилий, чувства пространства и времени, функций различных анализаторов. Помимо этого, спортивные игры дают возможность детям овладевать разными, достаточно сложными видами действий, проявляя при этом самостоятельность и активность [30].

Следует заметить, что спортивные игр необходимо подбирать, учитывая возраст ребенка, состояние его здоровья, а также индивидуальные склонности и интересы. Так как в спортивных играх используются только некоторые элементы техники, то они являются доступными и полезными для младших школьников. Однако спортивные игры требуют особой подготовки организма детей для их проведения. С этой целью важно применять только такие игры, которые дадут ребенку возможность более эффективно овладевать элементами спортивных игр.

Эти игры способствуют повышению уровня физической подготовленности детей и развитию у них физических качеств (ловкости, быстроты, глазомера и др.). Дети при условии целенаправленной педагогической деятельности успешно овладевают элементами спортивных игр, что является одним из основных путей развития двигательных способностей и быстроты движений. Освоение элементов подвижных спортивных игр младших школьников составляет основу для дальнейших занятий спортом [32].

Организация проведения подвижных игр с элементами спортивных игр требует учета возрастных особенностей детей, их физического развития и физической подготовленности, задач физического воспитания младших школьников и специфики работы образовательной организации. Все это определяет и специфические методы обучения, и форму проведения занятий.

Игровая форма проведения занятия является основой методики обучения подвижным играм и упражнениям. Занятие должно проходить как занимательная игра. Нельзя допускать монотонности, скуки, сами движения и игры должны доставлять ребенку удовольствие; поэтому важно, чтобы занятие содержало интересные для детей двигательные занятия, игровые образы, неожиданные моменты. Обучение спортивным играм и упражнениям протекает более успешно при реализации всех общих дидактических принципов. Особенно важно обеспечить доступность учебного материала и индивидуальный подход к детям [34].

Приступая к занятиям, следует иметь в виду, что дети не одинаковы по своему физическому развитию, характеру, здоровью. Нагрузка в играх дозируется с учетом индивидуальных и возрастных особенностей и самочувствия ребенка [10].

Дети младшего школьного возраста склонны переоценивать свои возможности и нередко заигрываются (во вред своему здоровью). Поэтому и разучивание упражнений, и сама игра не могут быть продолжительными: их надо чередовать с отдыхом. Игры большой активности сменяются спокойными [36].

Таким образом, правильно организованные спортивные игры и спортивные развлечения укрепляют здоровье детей, закаляют их организм, помогают развитию двигательного аппарата, быстроты движений, воспитывают волевые черты характера, ценные нравственные качества, являются замечательным средством активного и разумного отдыха.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 1909; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.157 (0.006 с.)