Особенности проведения спортивных или подвижных игр на уроках в начальной школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности проведения спортивных или подвижных игр на уроках в начальной школе



При проведении игр рекомендуется начинать занятия с простой и малоподвижной игры, требующей внимания, активизирующей восприятие, чтобы организовать детей и постепенно вовлечь в активные действия. Такими подвижными играми могут быть игры, требующие придумывания движений или мгновенного прекращения действия по игровому сигналу. («Замри», «Стоп», «Море волнуется»).

Затем проводятся 1-2 более интенсивные и сложные по структуре игры. Для данного возраста наиболее подходящими являются игры – перебежки («Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Морозы»). В заключении занятия рекомендуется провести малоподвижную игру, требующую внимания, наблюдательности («Изменения в группе», «Пустое место», «Слушаем тишину»).

Желательно на уроке использовать игры с различной организацией играющих. С разделением на команды и без разделения, с водящим и без него, с индивидуальными заданиями.

В 1-ом классе с начала учебного года не рекомендуется проводить командные игры. С приобретением двигательного опыта и с повышением у детей интереса к коллективной деятельности можно включать в урок игры с элементами соревнования в парах (в беге, прыгании через скакалку, в катании мяча). В дальнейшем следует подразделить детей на несколько групп и проводить с ними соревновательные игры типа эстафет с различными простыми заданиями. Игры с разделением на команды в которых каждый участник борется за интересы своей команды, выручает товарищей, попавших в «плен». Командные игры рекомендуется включать к концу первого года обучения, и особенно широко применяются в 3-ем, 4-ом классах. При проведении игр на улице желательно проведение таких игр, которые трудно провести в помещении. Особенно популярны у детей игры с прятаньем и поиском на местности (пришкольный участок, парк). Например, «Охота за лисицами», «Следопыты», «Ориентировка по слуху», «Прятки».

При проведении игр на воздухе необходимо учитывать состояние погоды. Если температура воздуха низкая, то все участники должны активно двигаться, надо избегать игр, в которых приходится долго стоять и дожидаться своей очереди. В жаркую погоду лучше использовать малоподвижные игры, в которых участники выполняют игровое задание поочередно. При проведении игр в помещении, в небольшом узком зале или коридоре рекомендуется проводить игры с линейным построением, а также в которых играющие участвуют поочередно. В большом зале можно проводить игры с бегом врассыпную, с метанием больших и малых мячей, с элементами спортивных игр.

Учитывая анатомо-физиологические и психологические особенности детей этого возраста, подвижные игры с бегом и прыжками должны быть краткими по времени и сопровождаться частыми передышками. Наиболее подходящими для этого возраста являются игры-перебежки, например, «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Морозы», в которых дети после краткой перебежки имеют возможность отдохнуть, или игры с поочередным участием играющих в движении, как, например, «Пустое место», «Бездомный заяц».

Подвижные игры в силу присущих им особенностей являются методом комплексного совершенствования двигательной деятельности у младших школьников. Они позволяют совершенствовать такие физические качества, как быстрота, сила, выносливость, ловкость.

Качество быстрота особенно хорошо развивается в играх, где сочетаются такие основные показатели быстроты, как ответная реакция на сигнал и быстрота мышечных сокращений, количество движений, выполняемых в единицу времени, и скорость передвижения тела и его частей в пространстве. Поскольку движения для развития быстроты выполняются в околопредельном темпе, им по характеру соответствуют игры с большой интенсивностью движений, к ним относятся «Белые медведи», «День и ночь», «Морозы».

Игры, способствующие развитию силы, участники преодолевают собственный вес, вес отягощения, сопротивление соперника. Важно включать в игры больше упражнений, направленных на увеличение силы сгибателей и разгибателей тех конечностей, которые слабее развиты. Например, в играх с прыжками надо акцентировать внимание на правой ноге, а в играх с перетягиванием – на левой руке. Примерные игры, преимущественно направленные на воспитание силы «Охотники и утки», «Удочка», «Войти в круг».

Игры с частыми повторениями напряженных движений, с непрерывной двигательной активностью, связанной со значительной затратой сил и энергии, развивают выносливость. В одних играх, применяемых с этой целью, движения циклические (например, «Салки по кругу», «Гонка с выбыванием»), а в других – продолжительные усилия не связаны с определенным ритмом (игры с мячом). Например, «Мяч ловцу», «Ловля парами», «Борьба за мяч».

Предпосылками для развития ловкости являются освоенные движения и координационные сочетания. Разнообразные подвижные игры на быстроту и точность выполнения действий, равновесие и координацию создают хорошую основу для воспитания ловкости. Большинство подвижных игр связано с проявлением ловкости, в них совершенствуются функции различных анализаторов, от которых зависит правильное, точное и своевременное (а, следовательно, и ловкое) выполнение движений. Игры преимущественно направленные на развитие ловкости «Бег командами», «Ползуны и бегуны».

Большинство подвижных игр носит коллективный характер, что содействует формированию положительных черт характера и морально-волевых качеств. Для учащихся 1 класса в начале года рекомендуется проводить игры только на согласование своих действий с действиями товарищей. Позже включать игры со взаимовыручкой, помощью товарищам, и далее игры с действиями подчиненные интересам своей команды, поскольку чувство солидарности и товарищества у детей 6-7 лет воспитывается постепенно.

Мышление у детей младшего школьного возраста в основном образное, предметное, но ко второму году обучения оно начинает уступать место мышлению абстрактно-логическому. Появляется умение сопоставлять и сравнивать наблюдаемое. Возникают возможности сознательно контролировать движения; критически мыслить, что позволяет усваивать более сложные игры с большим количеством правил. Например, игры на местности: «Следопыты», «Ориентирование по выбору», «Найти предмет».

В начальной школе нет обучения детей конкретным спортивным играм. Их место занимают игры подвижные. Их задача освоение умений и двигательных навыков именно в том виде, в каком они будут применяться в спортивных играх.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, проведенное исследование позволяет нам сделать следующие выводы:

1. Изучая общую характеристику физических качеств и особенности воспитания детей младшего школьного возраста было определено, что среди физических качеств выделяются скоростно-силовые и координационные способности, ловкость, выносливость и гибкость. Этап развития таких качеств в период младшего школьного возраста является одним из важных, так как именно в этот промежуток времени создаются эффективные предпосылки для развития любых физических качеств.

2. Характеризуя спортивные игры как средство развития физических качеств у младших школьников выявлено, что важное место среди средств физического воспитания детей младшего школьного возраста занимают спортивные игры, которые направлены на закрепление и совершенствование изученных упражнений, а также решают самостоятельные задачи по развитии физических качеств ребенка. Подвижные и спортивные игры играют важную роль для укрепления здоровья детей, способствуют развитию двигательных качеств и навыков, направлены на совершенствование ритмичности и точности движений, дают возможность совершенствовать деятельность основных физиологических системы организма человека, в частности, нервную, сердечно-сосудистую, дыхательную. При этом спортивные игры помогают улучшить физическое развитие ребенка, воспитывать у него морально-волевые качества, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе. Занятия спортивными играми дают возможность воспитывать у младших школьников положительные черты характера, создавая благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе. Упрощенные игры с элементами спорта, построенные на разнообразных двигательных программах, которые отличаются по составу участвующих мышц, по характеру согласования, по активности, по сенсорному обеспечению, способствуют развитию двигательных способностей детей младшего школьного возраста. Ни одна подвижная игра, а тем более игра с элементами спортивного характера, не может служить средством развития какого-то одного двигательного качества. В играх с элементами спорта совершенствуются «чувство мышечных усилий», «чувство пространства», «чувство времени», функции различных анализаторов. Кроме того, подвижные игры с элементами спорта позволяют ребенку овладевать разнообразными, достаточно сложными видами действий, проявлять самостоятельность, активность, творчество.

3. Были выявлены средства и методы развития физических качеств младших школьников в спортивных играх. Изначальными средствами развития физических качеств являются естественные формы упражнений, которые связаны с быстрым решением двигательных задач, без применения значительного внешнего отягощения. При последующих этапах тренировки протекает увеличение степени отягощения в скоростно-силовых упражнения, большее применение методов интенсивного воздействия. При развитии нужных физических качеств у младших школьников важно применять не отдельные упражнения или методы, а использовать комплекс занятий, взаимосвязанных между собой, которые будут обеспечивать постепенно наращивание физической кондиции. С такой целью имеются специальные разработанные планы развития физического готовности обучающихся в тем или иным спортивным играм.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аллаева Н.Р., Боймирзаева М.Г. Развитие двигательных качеств и двигательных способностей учащихся начальных классов [Текст] /Проблемы науки/. 2020. №3 (51).

2. Алиев М. Н., Гаджимурадова Р.Т. Воспитание общей выносливости младших школьников [Текст] /Известия ВГПУ/. – 2010. – №9.

3. Анжиганова В.Н. Современное использование подвижных игр на уроках физической культуры [Текст] /Обучение и воспитание: методики и практика/. – 2013. – №8.

4. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания: Учебник / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина и др. – М.: [Текст] /Просвещение/, 2010. – 296 с.

5. Барчуков, И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: [Текст] /Учебник/. – М.: КноРус, 2012. – 368 c.

6. Байкалова Л.В. Физическая культура как основополагающий фактор сохранения, укрепления и формирования здоровья школьников [Текст] /Биологический вестник Мелитопольского государственного педагогического университета им. Б. Хмельницкого/. - 2015. - № 1а. - С. 16-19

7. Белявцева С.Н. Спортивные и подвижные игры как основополагающий фактор сохранения здоровья младших школьников [Текст]  /Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения/. – 2016. – №49-2.

8. Боген, М.М. Физическое воспитание и спортивная тренировка: обучение двигательным действиям. Теория и методика. – М.: [Текст] /ЛИБРОКОМ/, 2013. – 226 c.

9. Вайнбаум Я.С. Гигиена физического воспитания и спорта. – М.: [Текст] /Издательский центр «Академия»/, 2002. – 240с.

10. Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания. Гриф МО РФ. – Р.н.Д.: [Текст] /Феникс/, 2015. – 311 с.

11. Виленская Т.Е. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста. – Ростов н/Д: [Текст] /Феникс/ 2006. 415 с

12. Выдрин В.М. Теория физической культуры (культуроведческий аспект): [Текст] /Учебное пособие/. – Л.,1988.

13. Дворкин, Л.С. Физическое воспитание школьников: Учебное пособие / Л.С. Дворкин, К.Д. Чермит, О.Ю. Давыдов. – Рн/Д: [Текст] /Феникс, Неоглори /, 2011. – 705 c.

14. Евсеев, Ю.И. Физическое воспитание. – Рн/Д: [Текст]  /Феникс/, 2010. – 380 c.

15. Железняк Ю.Д. Основы научно – методической деятельности в физической культуре и спорте / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. – М.: [Текст] /Издательский центр «Академия»/, 2000. – 264 с.

16. Жуков М.Н. Подвижные игры: учебник для студентов педагогических вузов. – М.: [Текст] /Издательский центр «Академия»/, 2002. – 36 с.

17. Иванков Ч.Т. Особенности воспитания физических качеств школьников начальных классов. Материалы научно-практ. конф. – М. [Текст], 2014. – 162 с.

18. Коваль, В.И. Гигиена физического воспитания и спорта: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В.И. Коваль, Т.А. Родионова. – М.: [Текст] /ИЦ Академия, 2013. – 320 c.

19. Ковалёв А.Г. Психические особенности человека. / А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев. – М.: [Текст] / Изд-во Феникс, 2014. – 521 с.

20. Кожухова Н.Н. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. Гриф УМО МО РФ. – М.: [Текст] / Владос/, 2008. – 316 с.

21. Кузьмин Н.И. Подвижная игра как средство обучения и воспитания учащихся  [Текст]  /Физическая культура в школе. – 2008. – № 6. – С. 20

22. Курамшин Ю.Ф. Методы обучения двигательным действиям и развития физических качеств. – М., [Текст] 2011. – 285 с.

23. Курамшин Ю.Ф Теория и методика физической культуры: [/ Учебник/. – М.: [Текст] «Советский спорт», 2007. – 464 с.

24. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: /Учеб. Для ин-тов физ. Культуры/. – М.: [Текст] «Физкультура и спорт», 2001. – 543 с.

25. Никоноров В.Т., Файзрахманов И.И. Использование подвижных игр с нестандартными заданиями при проведении уроков физической культуры [Текст] / Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт/. – 2016. – №1.

26. Пасмурова Л.Э. Воздействие игры на оптимизацию двигательной активности младших школьников [Текст] / Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта/. – 2007. – №4 (5).

27. Птушко Н.Н. Технология применения соревновательно-игрового метода на уроках физического воспитания для активизации двигательной деятельности учащихся. [Текст]  – М., 2013. – 354 с.

28. Смирнов, В.М. Физиология физического воспитания и спорта: [Текст] /Учебник / В.М. Смирнов, Н.А. Фудин, Б.А. Поляев. – М.: МИА, 2012. – 544 c.

29. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. [Текст] /М.: Издательский центр «Академия»/, 2005. – 368 с.

30. Степанова М.М., Степанов К.С., Шафикова М.В. Подвижные игры как средство обучения элементам игры в баскетбол младших школьников [Текст] /Вестник ЮУрГГПУ/. – 2016. – №8.

31. Суслова Ф.П. Теория и методика спорта: [Текст] /Учебник пособие для училищ олимпийского резерва / Ф.П. Суслова, Ж.К. Холодова. – М., 2007 – 416 с.

32. Фунина Е.Е. Средства и методы развития точности движений у детей младшего школьного возраста [Текст] /Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта/. – 2010. – №2 (15).

33. Харабуга Г.Д. Теория и методика физического воспитания: [Текст] /Учебник/. – М.: «Физкультура и спорт», 1974. – 320 с.

34. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: [Текст] /Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнцов. – М.: Издательский центр "Академия", 2010. – 480 с.

35. Ярлыкова О.В., Джабраилова А.К. Особенности обучения младших школьников на уроках физической культуры [Текст]  /Гуманитарный научный журнал/. – 2017. – №1.

36. Ярлыкова О.В., Чубукова В.В. Влияние подвижных игр на развитие физически качеств младших школьников во внеурочной деятельности. [Текст] /Электронный научный журнал/. Таврический научный обозреватель. – 2016. – №1-3 (6) – С. 99-100

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 4095; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.55.198 (0.03 с.)