Общая характеристика физических качеств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика физических качеств



Физические качества человека представляют отдельные двигательные возможности, среди которых сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость и т.п. При этом такими природными задатками человек наделен от рождения.

Физические качества человека постоянно изменяются естественным образом в процессе роста и развития организма. Однако если говорить о спорте, то без высокого уровня воспитания названного комплекса физических качеств невозможно достичь определенных успехов.

Большинство видов спорта требует развития всех физических качества, а для достижения успеха в определенном виде спорта предполагает развитие нескольких физических качеств [8].

Заметим, что основой совершенствования физических качеств является способность организма человека отвечать на повторные физические нагрузки превышением начального уровня своей работоспособности. Другими словами, в процессе постоянного преодоления тренировочных нагрузок в человеческом организме протекает ряд изменений, т.е. происходит определенный сдвиг в сторону увеличения физических возможностей.

Важным моментом является то, что физические качества развиваются не изолированно, поэтому при совершенствовании одного из них, оказывается воздействие на все остальные. Однако такой перенос качеств может быть как положительным, так и отрицательным. Например, силовые качества могут улучшать результаты в скоростных упражнениях до определенного предела. Поэтому одностороннее воспитание физической силы может приводить к уменьшению показателей быстроты и выносливости. Такое положение говорит о том, что в основе достижения высокого результата в спорте необходимо проводить разностороннюю физическую подготовку [5].

Рассмотрим вышеобозначенные физические качества подробнее.

Сила является таким физическим качеством, при котором возможно преодоление внешнего сопротивления или противодействия ему посредством применения мышечных усилий.

Быстрота представляет собой способность к совершению двигательных действий в минимальный для определенных условий отрезок времени.

Выносливость является способностью организма к преодолению утомления, сохраняя при этом необходимую интенсивность, точность, маневренность и быстроту. Важное значение при этом в борьбе с утомлением заключается в волевых усилиях, занимающихся спортом. Так для развития выносливости в основном применяют кроссы, бег с различным темпом или преодолением препятствия, разные спортивные игры, в частности американский футбол [1].

Ловкость является способностью быстро и точно проявлять реакцию на неожиданно возникающие ситуации, при этом показывая искусное владение движениями в сложных постоянно изменяющихся ситуациях. Следует отметить, что развитие высокой степени такого физического качества как ловкость способствует достижению высоких спортивных показателей.

Гибкость – это умение хорошо расслаблять мышцы, выполнять движения по большим амплитудам. Одновременно с этим правильное сочетание напряжения с расслаблением снижает энергетические затраты и предупреждает травмы мышечно-связочного аппарата. Развитию гибкости помогают специальные упражнения на растягивание. Эти упражнения выполняются с постепенным увеличением амплитуды движения.

В зависимости от существующих условий, характера и величины проявления мышечной силы, спортивная практика разделяет силовые качества на несколько разновидностей. В первую очередь сила проявляется в движении, другими словами в динамическом режиме, представляя тем самым динамическую силу. В других случаях усилия человека не сопровождаются движением, поэтому принято говорить о статическом режиме работы мышц, представляющим статическую силу.

В зависимости от характера усилий, проявляемых в динамической силе, принято различать несколько ее разновидностей:

1. Взрывная сила, которая показывает проявление силы с максимальным ускорением. Примером такой разновидности динамической силы могут выступать скоростно-силовые упражнения – прыжки, метание, спринтерский бег, отдельные элементы борьбы или бокса, некоторые элементы спортивных игр и т.п.

2. Быстрая сила, которая заключается в проявлении силы с немаксимальным ускорением. Например, это могут быть выполнение быстрых, но не предельных, движений в беге, плавании, велосипедном спорте и т.д.

3. Медленная сила, которая проявляется при сравнительно медленных движениях, практически без использования ускорения. Примером такого проявления может выступать жим штанги, выход в упор силой на кольцах или перекладине и др. [11].

Следует отметить, что при оценивании величины усилия в каком-либо упражнении или обычном движении, принято различать абсолютную и относительную силу.

Абсолютная сила представляет собой предельное и максимальное усилие, которое человек способен развивать в динамическом либо статическом режиме. Приводя пример проявления данного вида силы в динамическом режиме, можно сказать о поднимании штанги или приседании со штангой с предельным для человека весом. Говоря о статическом режиме абсолютной силы, то ее показателем может быть приложение максимального усилия к неподвижному объекту, например, выжимание неподвижно закрепленной штанги [10].

Относительная же сила представляет собой такую величину силы, которая приходится на один килограмм веса спортсмена. Данный показатель используется в основном для объективного сравнения силовой подготовленности разных спортсменов.

Помимо этого, необходимо указать, что часто к силовым качествам принято относить и силовую выносливость, которая является способностью сравнительно долго и многократно проявлять оптимальные, но не предельные для этого человека, усилия.

Проявления силовой выносливости в первую очередь наблюдается в видах спорта, которые имеют циклический характер, например, бег или плавание. В таких видах спорта понятие силовой выносливости в большой степени совпадает с пониманием специальной выносливости. Два этих вида выносливости характеризуют в общих чертах сходные физиологические механизмы, которые подчиняются приблизительно одинаковым закономерностям развития [14].

Важной особенностью силовой подготовки в любом виде спорта выступает то, что силовые качества всегда развиваются в тесном взаимодействии с собой и с другими физическими качествами. При этом задачи силовой подготовки необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с техникой, тактикой и условиями выносливости, быстроты, ловкости и гибкости [13].

Современная литература по физическому воспитанию предлагает понимать быстроту как специфическую двигательную способность к высокой скорости движений, которые выполняются при незначительном внешнем сопротивлении, не зависят от сложной координации работы мышц и не требуют большой энергозатраты. Что касается физиологического механизма проявления быстроты, то его принято соотносить со скоростными характеристиками нервных процессов, которые являются многофункциональным свойством центральной нервной системы.

Такое качество как быстрота имеет наиболее тесную связь с физическими качествами силы и гибкости. В комплексе показателей быстроты имеется стартовая скорость, быстрота бега, быстрота оценки сложившейся ситуации в ходе движения, быстрота тактического мышления.

Быстрота при этом выступает как способность человека совершать двигательное действие в минимальный для таких условий отрезок времени наряду с наличием определенной частоты и импульсивности. Многие исследователи говорят о том, что важная роль в проявлении быстроты отводится подвижности нервных процессов, при том, что быстрота считается комплексным двигательным качеством человека.

На практике принято различать разные формы проявления быстроты, среди которых следующие:

1. Быстрота простой и сложной двигательной реакции.

2. Быстрота одиночного движения.

3. Быстрота сложного движения, которая связана с изменением положения тела или возникающая при переключении с одного действия на другое при отсутствии значительного внешнего сопротивления.

4 Частота движений [17].

Важным моментом выступает то, что указанные формы проявления быстро могут быть относительно независимыми друг от друга и не привязанными к уровню общей физической подготовленности.

Термин координации обозначает объединение, согласованность и упорядочение. Данное слово часто употребляется в связи с двигательной активностью человека. В таком контексте оно трактуется как степень согласованности движений человека с требованиями, которые предъявляются окружающей средой.

Так, координация означает способность человека максимально рационально согласовывать все движения частей тела в процессе решения конкретной двигательной задачи. Однако такое понятие можно рассматривать немного в другом аспекте, когда оно будет характеризовать возможность человека управлять собственными движениями [20].

Опорно-двигательный аппарат человека имеет множество звеньев, которые обладают более чем сотней степеней свободы. Такое положение указывает на тот факт, что управление данной системой представляет собой весьма сложный процесс.

По мнению физиолога Берштейна, координация заключается в преодолении степеней свободы, что превращает звенья в послушную человеку систему. Для определения основного показателя координации необходимо понимать способность человека управлять своим опорно-двигательным аппаратом в процессе выполнения какой-либо деятельности. Ранее в методике физической культуры для этого применяли такой показатель как ловкость. Но с начала семидесятых голов прошлого века в употребление вошел термин координационных способностей.

В определении Берштейна ловкость является показателем единства взаимодействия тех функций периферического и центрального управления, которые управляют двигательной системой организма. При этом перестраиваются биомеханические структуры действий в зависимости от поставленных задач [6].

Координационные способности человека характеризуются следующими показателями:

1. Наличие направленности на внешний мир. Так, например, тренировка на груше у боксера развивает ловкость гораздо в меньшей степени, чем реальный поединок с соперником.

2. Обладание специфическим качеством. Так, например, можно быть умелым в гимнастике, однако не иметь способностей к плаванию [8].

Таким образом, координационные способности являются основой ловкости человека. Рассмотрим классификацию координационных способностей.

Тщательное изучение ловкости человека в исследованиях многих авторов началось с шестидесятых годов прошлого века. С каждым годом специалисты выявляют множество новых координационных способностей. На сегодня выделяются 3 общих и 20 специальных, проявляющиеся специфически (например, равновесие или пространственная ориентация) [23].

На сегодняшний день определение координационных способностей заключается в характере тех возможностей человека, определяющих его готовность максимально управлять двигательными действиями и регулировать их.

Таким образом, выделяется три основных вида координационных способностей:

1. Специальные

2. Специфические

3. Общие

Специальные координационные способности представляют собой такие способности, которые относятся к однородной группе движений, связанной с психофизическими механизмами. Их принято систематизировать по возрастающей сложности и разделять на следующие:

· Пространственные движения тела, например, акробатические или гимнастические;

· Перемещение предметов, такие как перенос груза, подъем тяжести и др.;

· Манипулирование движениями разные частей тела (удар, укол и др.);

· Циклические и ациклические действия;

· Метательные упражнения, а также упражнения, которые выявляют меткость, например, жонглирование, теннис или городки;

· Защитные и атакующие действия в спортивных или подвижных играх;

· Баллистические движения, например, метание мяча, ядра или диска [24].

Что касается специфических координационных способностей человека, то они представляют собой следующие способности:

1. К ориентированию, которое заключается в точном определении положения тела.

2. К изменению параметров движения с целью получения высокой экономичности и точности работы пространственных и силовых мышц.

3. К реагированию, которое представляет собой точное и быстрое выполнение кратковременного целого движения при проявлении заранее известного или неизвестного сигнала, либо его части.

4. К перестройке двигательных действий при изменяющихся условиях окружающей среды.

5. К согласованию или соединению отдельных движений в одну двигательную комбинацию.

6. К равновесию, представляющему собой сохранение устойчивости при статическом либо динамическом положении тела.

7. К ритму и точному воспроизведению заданного двигательного действия [29].

А общие координационные способности представляют своего рода обобщение специальных и специфических координационных способностей. При этом к ним относятся потенциальные способности, а также реализованные возможности человека, определяющие его готовность к оптимальной регуляции и управлению различными по смыслу и происхождению двигательными действиями. Часто встречается так, что координационные способности могут существовать в скрытом виде до начала движения. Поэтому их и называют потенциальными, которые реализуются или актуализируются в данный конкретный момент времени [28].

Помимо этого, координационные способности можно классифицировать на элементарные и сложные. Элементарные способности представляют возможности человека точно воспроизводить пространственные параметры движений, а сложные координационные способности показывают возможность индивида быстро перестраивать двигательные действия в зависимости от внезапно изменяющихся условий.

Таким образом, координационные способности определяются весьма обширно и во многом зависят от успешности решения поставленной задачи. В связи с этим координационные способности разделяются на три вида – нервная, двигательная и мышечная координация [1].

Нервная координация осуществляется при согласовании нервных процессов и мышечного напряжения. Двигательная координация протекает при сочетании перемещений всех звеньев тела во времени и пространстве. А мышечная координация является процессом передачи мышцами команды управления во все участки тела.

Помимо этого, существует классификация координационных способностей на сенсомоторные и моторно-вегетативные возможности человека. От этих способностей зависит качество решения поставленной задачи. Так, сенсомоторные способности напрямую связаны с опорно-двигательным аппаратом и работой таких сенсорных систем как слуховая, зрительная и вестибулярная. Иначе говоря, в процессе осуществления двигательных действий человек задействует органы чувств, что дает возможность осознавать состояние окружающей среды и реагировать на происходящие в ней перемены [10].

Что касается сенсорно-моторного вида координационных способностей, то они дают возможность анализировать внешние сигналы и сопоставлять их со внутренними, которые совершаются в организме.

Следует заметить, что определение координационных способностей человека проходит посредством проявления всех функций организма, так как каждое перемещение тела в пространстве и времени зависит от работы вегетативных систем, обеспечивающих мышечную деятельность [33].

Таким образом, координационные способности и средства их воспитания широко применяются в педагогической практике. Именно от развитости данных двигательных возможностей индивида напрямую зависит его предрасположенность к какому-либо виду деятельности, что необходимо учитывать при воспитании у детей определенных навыков и умений.

Все физические качества взаимосвязаны. Поэтому можно говорить лишь о преимущественном развитии того или иного качества. Развитие одного физического качества в ущерб другим отрицательно сказывается на подготовке занимающихся.

Оба термина – «двигательные» и «физические» качества – правомерны в науке о физическом воспитании, так как акцентируют внимание на различных факторах, определяющих эти качественные особенности. С точки зрения связи с центрально-нервными регуляторными процессами управления движениями употребляют термин «двигательные качества». Если же следует выделить биомеханическую характеристику движений, используют термин «физические качества». Нельзя не упомянуть и то, что, рассматривая качественные особенности двигательного действия с позиций психологического и физиологического регулирования, употребляется третий термин - «психомоторные качества» [31].

Двигательные качества принято делить на относительно самостоятельные группы (скоростные, силовые качества и т.д.). Однако у ряда качеств наблюдаются сходные психофизиологические механизмы, и поиск общих компонентов и механизмов проявления различных качеств приводит к их дифференциации. Целесообразно различать также простые и сложные двигательные качества. К последним относится, например, ловкость, меткость. Непременным компонентом некоторых из них являются психические качества (например, в меткости – качество глазомера). Как простому, так и сложному двигательному качеству присуще свойство специфичности (ловкость баскетболиста не равнозначна ловкости гимнаста).

Двигательные качества в процессе физического воспитания развиваются. Развитие двигательных качеств протекает поэтапно. Вначале развитие одного качества сопровождается ростом других качеств, которые в данный момент специально не развиваются. В дальнейшем развитие одного качества может тормозить развитие других. Возрастное развитие двигательных качеств характеризуется гетерохромностью (разновременностью). Это означает, что разные двигательные качества достигают своего естественного максимального развития в разном возрасте (скоростные качества – в 13-15 лет, силовые – в 25-30 лет) [19].

Во всем разнообразии задач физического воспитания ведущей является формирование системы двигательных умений и навыков. Процесс овладения двигательным действием начинается с формирования умения, опирающегося на предварительно полученные знания и ранее приобретенный опыт. Двигательное умение есть способность выполнить двигательное действие (решить двигательную задачу) при условии концентрированного внимания ученика на каждом движении, входящем в изучаемое двигательное действие. Многократное систематическое проявление двигательного умения при относительно постоянных условиях обучения приводит к тому, что умение превращается в двигательный навык.

Двигательный навык – это способность выполнить двигательное действие, позволяющая акцентировать внимание на условиях и результате действия, а не на отдельных движениях, входящих в него. Эта способность достигается за счет наступившей автоматизации процесса выполнения движений. Автоматизированное выполнение движения приобретается в результате обучения или в жизненной практике, но автоматизация не снимает ведущей роли созидания при выполнении двигательного действия. Сознательное и автоматизированное в двигательных навыках предстает в диалектическом единстве [35].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 9640; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.23.147 (0.043 с.)