Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема эффективности. Экономическая и социальная эффективность.

Поиск

Среди общих целей развития общества экономическая теория выделяет высокую эффективность экономики, что вытекает из ог­раниченности ресурсов. Необходимо стремиться к достижению мак­симальной отдачи от всех применяемых ресурсов при минимуме из­держек, что необходимо для обеспечения экономического роста и повышения жизненного уровня населения.

Какой же смысл вкладывают экономисты в понятие «эффек­тивность»? Прежде всего это результативность производства. Эконо­мическая эффективность включает проблемы «затраты – выпуск», «результаты – затраты» и характеризует связь между количеством единиц ресурсов, которые применяются в процессе производства, и получаемым в результате производства количеством какого-либо про­дукта. Большее количество продукта, получаемое от данного объема ресурсов, означает повышение эффективности, меньший объем про­дукта отданного количества затрат указывает на снижение эффек­тивности.

Критерий эффективности – это методологический подход к ее измерению с учетом достижения основных экономических целей. Он дает качественную характеристику результативности производ­ства. Показатель эффективности характеризует ее количественную сторону.

Различают экономическую и социальную эффективность, или производственно-экономическую и социально-экономическую. Про­изводственно-экономическая эффективность характеризует результа­тивность использования ресурсов. На уровне макроэкономики это может быть величина продукта, дохода, прибыли на единицу сово­купных затрат (ресурсов).

Для характеристики эффективности производства применяется целый ряд частных показателей:

производительность труда – отношение продукта к затратам труда;

трудоемкость – затраты труда на единицу продукции;

материалоотдача – отношение продукта к количеству использу­емых материалов;

фондоотдача – отношение величины продукта к величине ис­пользования основных производственных фондов;

фондоемкость – количество (сумма) основных производствен­ных фондов, приходящихся на единицу продукции.

Наиболее важные из этих показателей – это производительность труда, материалоемкость и фондоотдача.

Производительность труда может быть рассчитана на уровнях отдельного работника, предприятия, отрасли, национальной эконо­мики. Последний определяет возможности реального уровня жизни населения отдельно взятой страны. Потребители в целом могут по­высить свой уровень жизни в долговременном периоде лишь за счет увеличения общего количества продукции, произведенной с мень­шими затратами.

Основным фактором роста производительности труда является увеличение накапливаемого капитала и внедрение новых технологий. Увеличение капитала означает и количественные и качественные изменения в оборудовании, в связи с чем каждый рабочий получает возможность производить больше продукции за час работы.

Рост производительности труда связан также с сырьевым секто­ром экономики. По мере того как начинают истощаться запасы не­фти, природного газа и других ресурсов, выпуск продукции на од­ного рабочего может снижаться.

Показатели материало-, фондоемкости и фондоотдачи характе­ризуют эффективность использования капитала. Их изменение свя­зано прежде всего с изменением технического и технологического уровня производства, а также его организации.

Важными показателями эффективности производства являются качество продукции, рентабельность производства.

Социально-экономическая эффективность характеризует уровень удовлетворения потребностей населения, прежде всего социальных. Показателями социальной эффективности являются потребление продукции надушу населения, величина дохода, заработной платы, обеспеченность населения услугами в сфере образования, здравоох­ранения, удовлетворение культурных и других социальных запросов. Экономическая и социальная эффективность взаимодействуют и обусловливают друг друга, характеризуют экономический и соци­альный прогресс общества, качество жизни. Обобщающей характе­ристикой качества жизни выступает индекс развития человеческого потенциала, включающий продолжительность жизни, уровень обра­зования и валовой внутренний продукт на душу населения. Этот показатель варьирует от 0,252 в Эфиопии до 0,960 в Канаде. В Рос­сии он составляет 0,76, в Беларуси – 0,78.

Повышению эффективности производства способствуют следу­ющие факторы:

1) научно-технические – научно-технологический прогресс, применение ресурсосберегающих и высоких технологий, улучшение структуры капиталовложений, повышение качества продукции, ак­тивизация инвестиционной и инновационной деятельности;

2) организационно-экономические – специализация, коопери­рование и интеграция производства, рациональное размещение про­изводительных сил, структурная перестройка экономики, система организации и методы управления хозяйственной деятельностью, развитие рыночной инфраструктуры;

3) социально-психологические – образовательный и професси­ональный уровень подготовки кадров, формирование определенно­го стиля экономического мышления, морально-психологический климат в трудовых коллективах, гуманизация производства;

4) внешнеэкономические – уровень развития международного разделения труда, взаимопомощь и сотрудничество стран, развитие внешней торговли и внешнеторгового комплекса, поддержка модер­низации экспортоориентированных производств, рационализация структуры импорта.

В совокупности все названные факторы обеспечивают достиже­ние стратегических целей социально-экономического развития на основе ускорения и улучшения качественных параметров всех эле­ментов и звеньев экономики.

Вопросы и задания для самопроверки:

1. В чем заключается содержание процесса производства и каковы его факторы?

2. Что такое потребности и блага?

3. Раскройте суть неоклассического подхода к выделению и характеристике факторов производства.

4. Какова связь потребностей и интересов?

5. В чем суть проблемы экономического выбора?

6. Что такое вмененные издержки и почему они растут?

7. В чем заключается практическое значение кривой производственных воз­можностей?

8. Что такое эффективность производства и каковы ее основные виды и по­казатели?

Основные категории и понятия:

Производство; потребности; закон возвышения потребностей; бла­га; продукт; факторы производства; капитал; труд; предприниматель­ская деятельность; единичный работник; совокупный работник; про­изводственные возможности экономики; кривая производственных воз­можностей; вмененные издержки; закон возрастания вмененных издер­жек; основные экономические цели общества; экономическая эффек­тивность производства; социальная эффективность производства; про­изводительность труда.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.84.207 (0.007 с.)