Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие эластичности спроса и предложения по цене и доходу.
Различают два основные вида эластичности спроса (мера реагирования одной переменной величины на изменение другой): по цене и по доходу. В первом случае можно определить, насколько изменится объем спроса на товар при изменении его цены. Ценовая эластичность спроса определяется как частное от деления процентного изменения величины спроса на процентное изменение цены. Данный показатель рассчитывается с помощью коэффициента, который показывает процентное изменение объема спроса на товар при изменении цены товара на 1%.
ED=(ΔQ/Q2) / (ΔP/P2),
где ED – коэфициент эластичности спроса по цене; ΔQ = Q2 – Q1; ΔP = P2 – Р1; Р1 – первоначальная цена, P2 – новая цена; Q2 – новый объём спроса; Q1 – первоначальный объём спроса.
Выделяют следующие виды эластичности спроса по цене: • спрос с единичной эластичностью по цене возникает, если цена и величина спроса изменяются на одинаковый процент. Спрос имеет единичную эластичность, когда 1%-ное изменение цены вызывает 1%-ное изменение продаж товаров. Если эластичность спроса от цены товара равно единице, то снижение последней, например на 5%, приведет к увеличению спроса тоже на 5%. В этом случае расходы потребителя на приобретение данного товара до и после снижения цены остаются неизменными, так как по более низкой цене он купит его больше; • неэластичный спрос наблюдается в том случае, когда величина спроса изменяется на меньший процент, чем цена. Если ценовая эластичность меньше единицы, то рост цены товара, например на 5%, приведет к снижению спроса на 3%. Низкая эластичность приведет к увеличению расходов потребителей; • совершенно неэластичный спрос отмечается тогда, когда его величина всегда будет постоянной независимо от изменения цены на единицу товара. Такая ситуация характерна для монополий, которые, создавая искусственный дефицит, взвинчивают цены. Коэффициент эластичности при этом равен нулю. Потребители приобретают фиксированное количество товара независимо от его цены; • эластичный спрос наблюдается тогда, когда спрос изменяется на больший процент, чем цена. Если ценовая эластичность больше единицы, то снижение цены на 5% вызовет рост спроса на 10%. Высокая ценовая эластичность. спроса увеличит расходы потребителей при снижении цены товара, поскольку резко возрастет объем покупок;
• совершенно эластичный спрос по цене возникает в том случае, когда изменение цены вызывает изменение спроса на неограниченную величину. Это означает, что если цена единицы продукции превысит 5%, то ни одна единица товара не будет реализована. При цене же 5% и ниже может быть реализовано бесконечное количество товаров. Повышение цены отпугивает бесконечное множество покупателей, а снижение цены – увеличивает спрос на неограниченную величину. Коэффициент эластичности по цене при этом равен бесконечности. При бесконечно эластичном спросе минимальное снижение цены побуждает покупателей увеличивать покупки до предела своих возможностей. Следует отметить, что ситуации с совершенно неэластичным или совершенно эластичным спросом в хозяйственной практике почти не встречаются. Для экономиста они представляют чисто теоретический интерес. К факторам, влияющим на эластичность спроса по цене, относятся: 1. Наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов, которые удовлетворяют одну и ту же потребность, тем больше возможностей дня покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продую а в случав повышения его цены и тем выше эластичность спроса на данный продукт. 2. Фактор времени. В краткосрочном периоде спрос имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочном. 3. Значимость товара для потребителя. 4. Доступность товара и услуги. Чем выше степень товарного дефицита, тем ниже эластичность спроса па этот товар. В условиях дефицита потребитель лишен возможности выбора и вынужден приобретать товар по сложившейся на данный момент цене. 5. Степень интенсивности потребности, удовлетворяемой данным товаром или услугой. Если потребность в каком-то товаре очень высока, то уровень цены не значительно сказывается на объеме его потребления. Объем потребления хлеба и соли существенно не изменится, если произойдет повышение цен на них. Эластичность спроса по доходу. Динамика спроса реагирует не только на изменение цены, но и на изменение доходов потребителей, т.е. эластичность спроса по доходу. Последняя показывает изменения спроса на товар в зависимости от доходов потребителей и может быть выражена следующей формулой:
Q2 - Q1 I1 + I2 EDI = I2 - I1 Q1 + Q2,
где EDI – коэфициент эластичности спроса по доходу; I1 – первоначальная величина дохода, I2 – новая величина дохода; Q2 – объём спроса после изменения дохода; Q1 – первоначальный объём спроса. Эластичность спроса по доходу можно определить с помощью коэффициента, который показывает, на сколько изменится спрос на товар при изменении дохода потребителей на 1%. На эластичность спроса по доходу оказывают влияние и такие субъективные факторы потребителя, как значимость товара и консерватизм спроса. Данный показатель характеризует степень чувствительности спроса на тот или иной товар к изменению доходов потребителей. На товары высшей категории спрос обычно изменяется в том же направлении, что и доход: повышается доход, повышается и спрос. В отношении товаров низшей категории (хлеб, картофель и т.д.) увеличение доходов потребителей может вызвать падение спроса. Измерив эластичность спроса по доходу, можно определить, относится ли данный товар к категории нормальных (когда рост доходов приводит к росту спроса) или неполноценных (низших товаров, товаров низшего качества, когда рост доходов приводит к снижению спроса). Перекрестная эластичность спроса. В экономической теории выделяют также перекрестную эластичность спроса. Она показывает, как именно изменяется спрос на один товар в ответ на изменение цены другого товара. При этом связь между ценой на один товар и спросом на другой у взаимозаменяемых товаров прямая (к примеру, рост цены масла увеличит спрос на маргарин), а у взаимодополняемых – обратная (рост цены фотоаппаратов снизит спрос на фотопленку). Перекрестную эластичность спроса можно определить с помощью коэффициента, который показывает, на сколько процентов изменится спрос на один товар при изменении цены другого товара на 1%.
EDAB = Q2A – Q1A / P2B – P1B * P1B + P2B / Q1A + Q2A,
где P1B – первоначальная цена товара B; P2B – новая цена товара B; Q1A - первоначальный объём спроса на товар А; Q2A – новый объём спроса на товар А. Перекрестная эластичность спроса по цене может быть положительной, отрицательной и нулевой. Первая свойственна взаимозаменяемым товарам, так как повышение цены на один товар (кофе) вызывает повышение спроса на другой (чай). Вторая свойственна взаимодополняемым товарам, ввиду того что рост пен на один товар (фотоаппарат) вызывает уменьшение спроса на другой товар (фотопленку). Нулевая форма перекрестной эластичности характерна для товаров, являющихся нейтральными по отношению друг к другу. Эластичность предложения измеряет степень реакции поставщиков товаров на изменение цен. Предложение эластично, когда оно изменяется в большей степени, чем цена. И наоборот, предложение неэластично, если его изменения меньше, чем изменения цены. Зависимость величины пред-можения от изменения цены различна для разных групп товаров. Предложение одних из них более чувствительно к изменениям цены, других -менее. Степень чувствительности производителей к изменению цен, или пне называемый коэффициент эластичности предложения, определяется по Методике, аналогичной исчислению коэффициента эластичности спроса. Цанный коэффициент определяется в процентах как отношение изменения объема предлагаемой продукции к изменению цены. Другими словами коэффициент эластичности предложения выражает собой изменение производства и предложения товаров при увеличении или уменьшении цены товара на 1%.
Q 2 - Q 1 P 1 + P 2 EDS = P2 - P1 Q1 + Q2,
где EDS – коэфициент эластичности предложения; Р1 – первоначальная цена, Р2 – новая цена; Q2 – объём предложения после изменения цены; Q1 – первоначальный объём предложения. Эластичность предложения зависит и от других факторов. Это резервы производственных мощностей; уровень товарных запасов; количество времени у производителей для того, чтобы отреагировать на изменение цен (чем больше свободных мощностей, запасов и времени, тем больше возможности увеличить предложение); способность товара к длительному хранению, а также стоимость его хранения. Если товар не может храниться долгое время в силу потребительских свойств, то снижение цены на рынке незначительно повлияет на предложение. Предложение будет низкой эластичности, т.е. коэффициент меньше 1 (свежая рыба, мясо и др.). Неэластично и предложение на продукцию, хранение которой дорого обходится продавцу. Эластичность предложения меняется под действием технического прогресса, изменения количественного и качественного состава используемых ресурсов. Усиление ограниченности ресурсов, применяемых при производстве того или иного товара, ведет к уменьшению значения эластичности предложения. Поскольку предложение связано с изменением производственного процесса, оно медленнее адаптируется (приспосабливается) к изменению цены, чем спрос. Поэтому фактор времени является важнейшим в определении показателя эластичности. Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются следующие временные периоды: мгновенный, кратко-, средне- и долгосрочный. В течение мгновенного периода реализации подлежит уже произведенный товар, который поступает в продажу по установившейся рыночной цене, т.е. предложение должно подстраиваться под спрос. Этот период настолько мал, что производители не успевают отреагировать на изменение спроса и цены. Например, фермер, который привез на рынок весь урожай огурцов, бессилен отреагировать на увеличение спроса и цены. В мгновенном периоде времени предложение является фиксированным.
Анализ временных периодов позволяет сделать вывод о том, что предложение, как и спрос, становится более эластичным с увеличением временных интервалов, в пределах которых рассматривается его динамика. Эластичность предложения обычно выше на протяжении длительного периода, чем в короткие отрезки времени. Наряду с эластичностью предложения по цене существует также эластичность предложения по доходу, которая характеризует степень изменения величины предложения данного товара в результате изменения величины дохода его производителя при прочих равных условиях. Кроме того, выделяют перекрестную эластичность предложения – степень изменения объема предложения данного товара как результат изменения цены другого товара. EsAB = Q2A – Q1A / P2B – P1B * P1B + P2B / Q1A + Q2A,
где P1B – первоначальная цена товара B; P2B – новая цена товара B; Q1A - первоначальный объём предложения на товар А; Q2A – новый объём предложения на товар А. Значение коэффициента перекрестной эластичности предложения по цене также различно для разных товаров. 1) в заимозаменяемые товары. Повышение цены на товар-заменитель вызывает сокращение производства рассматриваемого товара (и наоборот), т.е. в отличие от спроса цена одного товара и предложение другого товара в этом случае изменяются в разных направлениях, и значение коэффициента перекрестной эластичности предложения будет отрицательным (ESAB < 0). 2) взаимодополняющие товары. Если цена повышается на товар-дополнитель, производители увеличивают производство рассматриваемого товара (и наоборот). В этом случае цена одного товара и предложение другого товара изменяются в одном направлении, т.е. коэффициент перекрестной эластичности предложения будет иметь положительное значение (ESAB > 0). 3) н езависимые товары. Как и в случае со спросом, изменение цены одного товара не вызывает изменения предложения другого товара. Коэффициент перекрестной эластичности предложения в этом случае будет равен нулю (ESAB = 0).
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.36.141 (0.02 с.) |